Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Каталог всероссийских профессиональных конкурсов для педагогов

Программа международных педагогических конкурсов

Конкурсы для преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ

Педагогические конференции, Конференции для школьников и студентов

Автор: Кочеткова Ольга Евгеньевна

Воспитатель МБДОУ 60

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему “Бытовая техника -наша помощница”

Конспект НОД для детей подготовительной группы детского сада по  познавательному развитию 

Предмет: «Ознакомление с окружающим миром» Тема «Бытовая техника – наша помощница»

Цель: познакомить с обобщающим понятием «бытовая техника»

Задачи:

– познакомить с понятием «Бытовая техника» и с предметами, облегчающими труд человека в быту;

– закреплять знания детей о различных видах бытовой техники, их пользе и назначении;

– обратить внимание детей на то, что именно человек создал технику, он её совершенствует и преобразует;

– развивать связную речь, интерес к истории возникновения бытового прибора, координацию речи с движением;

– стимулировать мыслительную деятельность детей с помощью вопросов;

– вырабатывать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами;

– воспитывать уважительное и бережное отношение труду  и результатам труда;

                                                Логика НОД:

  • Оргмомент.

– Сегодня у нас очень интересное занятие: мы сегодня поговорим о помощниках, которые есть у каждого человека в доме. Что это за помощники, чем и как они помогают нам, мы дальше и узнаем. Но сначала, давайте улыбнемся друг другу и сделаем небольшую гимнастику.

Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Вкусное варенье», «Часики»;

Гимнастика для глаз «Полёт бабочки» (следить глазами за движением картинки)

Дыхательная гимнастика «Ветер – ветерок» (сильный и тихий выдох через рот: губы сложены трубочкой).

  • Основная часть.
  1. – Посмотрите друг на друга. Вы все красиво одеты, в чистую одежду. А чтобы одежда была чистой, её нужно… (постирать). А как её стирают? (руками в тазике). Да, когда вещей мало и они не крупные, их можно постирать и так. Но если вещи крупные и их много, то чтобы их выстирать в тазике руками нужно много времени и сил. Поэтому люди сделали себе помощника. Какого?  Правильно, это стиральная машина. Сначала стиральная машина была обычная. Сначала нужно было нагреть воды, налить в машинку, насыпать стиральный порошок, положить одежду и нажать кнопку. Пока машина стирает, что мама может поделать? ( отдохнуть, почитать, посмотреть телевизор, попить чаю и т.д.). но люди на этом не остановились и придумали сделать автоматическую стиральную  машинку. Теперь стирать ещё легче и проще. Кто видел, как стирают в ней? Поднимите руки.  Расскажите, что делает мама  при стирке. Что же помогает делать стиральная машина?

– Ребята, а кто из вас знает, где стирают бельё у нас в садике? 

– Правильно. В прачечной стиральные машины очень большие, ведь детей много и вещей постирать нужно намного больше, чем дома. Стиральные машины не только стирают бельё, но и отжимают и высушивают.

  1. – Теперь, когда вещи постираны, высушены, что нужно дальше сделать с ними?  Правильно, их нужно погладить. А чем? Что за помощник приходит на помощь людям?

– Послушайте, я расскажу вам, как люди гладили вещи, пока не придумали утюги.

(рассказ воспитателя с показом) Для этого брали палку, наматывали на неё бельё и приглаживали, как раскатывают тесто. И так несколько раз! Мамы очень уставали, потому что это очень долгий труд. Это было так неудобно! Но со временем люди заметили, что если нагреть палку, то получается быстрей. Вот тогда и родилась идея – приспособление, которое бы было горячим и гладким. Так появились утюги (показать старинный утюг и дать подержать его 2-3 детям). Попробуйте, какой он тяжёлый! Это он ещё пустой! А для того, чтобы утюгом можно было гладить,  его наполняли горячими углями.

– Как вы думаете, легко ли было таким утюгом работать? Почему? (ответы детей) Правильно, можно было обжечься, люди быстро уставали, а утюг быстро остывал. А если уголки падали на пол, то можно было и пожар устроить!

– Но люди всегда старались облегчить свой труд и всё время придумывали что- то получше, чем было. Когда появилось электричество в домах, то уже не нужны были угли и утюги стали легче. Современный утюг выглядит так. (дать потрогать 2-3- детям) Он тяжёлый? Легко ли теперь гладить вещи? Почему? (лёгкий, постоянная температура, не остынет, пока включён в розетку).

    – Ребята, мы столько поработали, что пора нам отдохнуть. Давайте встанем и сделаем физминутку про трудолюбивых гномиков:

Жили-были гномики                            приседания на месте

В расчудесном домике.                        руки над головой соединить

Папа гном дрова рубил,                       руки поднять и резко опустить 

Гном сынок их в дом носил.                ходьба на месте

Гномик-бабушка вязала,                      показ движений:

Гномик-тётушка стирала,                     показ движений:

Гномик-мама суп варила,              ладонь сложить лодочкой и пальцем 

                                             выполнять              круговые движения

Гномик-дочь его солила.                      ладошки сложить «щепоткой»

Дед окошко открывал –                        ладошки соединить перед 

                                                                   собой и раскрыть 

Всех знакомых в гости звал!                Приглашающие движения 

                                                                    руками по очереди

  1. Ребята, посмотрите, как у нас в садике чисто, нигде нет ни мусора, ни пылинки. А чтобы полы всегда были чистыми, что люди делают. (подметают) У нас группа большая? И чтобы её всю подмести, сколько же нужно работать? Правильно, подметать нужно долго и, конечно, быстро устанешь. И здесь люди придумали, как справиться с такой работой быстро и легко. Для этого они тоже придумали и сделали помощника. Может, кто-нибудь догадался, что это? (пылесос) Поднимите руки, кто видел и знает, как им работают. Давайте расскажем по порядку, что делает человек, чтобы пропылесосить. (составление рассказа по опорной схеме):

– приготовить пылесос (поставить его рядом с ковром, паласом)

– размотать и включить шнур в розетку;

– взять в руки всасывающий шланг;

– нажать на кнопку, т.е. включить его;

– двигаться с пылесосом по паласу;

– после работы отключить пылесос и освободить мешок для мусора.

– Молодцы, ребята! Так что же помогает делать пылесос? Правильно! А теперь люди научились делать и моющие пылесосы. Что они умеют делать?

  1. Беседа.

– Сколько помощников мы назвали?

– Что же они помогают делать? (обобщить ответы детей: навести чистоту, красоту, уют дома)

– Где они нужны? (дома или в быту)

– Правильно, поэтому её называют бытовая техника или бытовые приборы. Повторите!

– Почему же её называют бытовой? А почему техника? Правильно, т.к. её придумывают и делают люди.

  1. – Бытовой техники придумали очень много. (повесить на доску картинки бытовой техники) И у каждой своя работа, своё назначение. Каждый из них помогает человеку. Например, холодильник для чего нужен? Он помогает хранить долго продукты; готовить еду помогает-…газовая или электрическая плита. (вызвать 2 детей к доске – они рассказывают о телефоне, телевизоре)

Телевизор – показывает кино, любимые мультфильмы, помогает узнать много нового;

Телефон – разговаривать с человек, находящимся далеко, быстро сообщить или узнать новости.

Раньше телефоны были с проводами и могли находиться только в помещениях: дома, в садике, в школе или на рабочих местах, а сейчас появились мобильные (или сотовые) телефоны, которыми мы пользуемся где угодно. Мы видим, что люди всё время что-то новое, чтобы человеку было легче жить, удобнее и быстрее работать. И не только работать, но и отдыхать.

(показать и включить магнитофон или музыкальный центр) 

–  Давайте и вы отдохнём и потанцуем! («Танец маленьких утят»)

  1. Закрепление материала.

– Ребята, мы видим, что человек находил себе всё новых помощников, чтобы облегчить свой труд. Какие они были раньше, а чем мы  вместо них пользуемся сейчас, мы узнаем, поиграв в игру «Что было – что есть»

Веник – …пылесос;

Палка – …утюг;

Тазик – …стиральная машинка;

Печка – …плита;

Самовар – …электрический чайник;

Свечка – …лампочка, светильник.

– Нужны нам эти помощники? Как мы их назовём одним словом? Откуда же берутся предметы бытовой техники? Чтобы они начали работать, что нужно сделать? (включить)

– Ребята, запомните, что бытовые приборы могут включать только взрослые, а детям включать их НЕЛЬЗЯ! Потому что все электрические приборы при неосторожном обращении могут не помочь человеку, а навредить. А как? Кто может ответить? (ответы детей) Это очень опасно!

– А теперь я буду загадывать вам загадки и проверю, как вы запомнили названия бытовых приборов.

Загадки:

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот,

Он охотно пыль глотает,

Не более, не чихает. (пылесос)

Поверчу огромный круг

И меня услышит друг. (телефон)

Летом папа нам привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

То назад, то вперёд

Ходит-бродит пароход.

Остановишь- горе,

Продырявит море! (утюг)

4 синих солнца

У бабушки на кухне,

4 синих солнца

Горели и потухли.

Сварили кашу и уху, 

Спасибо солнцам за еду. (газовая плита)

Дом на ножках, 

Посреди – окошко.

Засветится окно,

Появится кино. (телевизор)

  • Итог.

– Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня хорошо работали. А вам что понравилось? А что нового вы сегодня узнали? (обобщение ответов детей)

– в каждом доме у людей есть помощники;

– их называют бытовыми приборами;

– они помогают людям выполнять работу по дому, в быту;

– их придумывают и делают люди, всё время их улучшая;

– детям с бытовыми приборами нужно быть осторожными и самостоятельно включать нельзя.

– Молодцы! На этом наше занятие закончилось. До свиданья!

 

                               Использованная литература:

– В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.

– сайт интернета: http://www.detsadclub.ru/o-detsad-klube/36-vospitatelu/palchikovaya-gimnastika/656-palchikovaya-gimnastika-gnomiki