Каталог всероссийских профессиональных конкурсов для педагогов

Программа международных педагогических конкурсов

Конкурсы для преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ

Педагогические конференции, Конференции для школьников и студентов

Автор: Караченцева Ирина Николаевна

Педагог-психолог ГКУ КО “Школа-интернат № 1”

Заключение по результатам психологического обследования подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

по результатам психологического обследования

 

Ф.И.: ___________ 

Возраст: 14 лет

 

Психологическое обследование проводилось по запросу родителя (матери) с целью изучения эмоционально-личностной сферы подростка и склонности к девиантному поведению. Обследование проводилось в форме беседы и тестирования, общее время обследования составило 1,2 часа. Беседа и тестирование проводились в кабинете психолога __________________.

Дата проведения обследования _________20 г.

Повод для обследования: 

К психологу обратилась мать _________. Поводом послужил выявленный родителями факт употребления алкоголя дочерью в компании сверстников. Перед специалистом поставлены следующие задачи:

– выявить склонность к девиантному поведению;

– изучить эмоционально-личностную сферу подростка;

– разработать рекомендации.

 

Содержание обследования:

– беседа;

– тест СДП (склонности к девиантному поведению), Э.В. Леус;

«Поведение родителей и отношение подростков к ним», Е. Шафер;

тестирование с использованием сертифицированного специализированного комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих программ «Effecton Studio» (опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», Цветовой тест Люшера, характерологический опросник Леонгарда-Шмишека, Методика изучения ценностных ориентаций Рокича, Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), Личностный опросник Айзенка (модификация Т.В.Маталиной), Методика изучения самооценки и уровня притязаний (Дембо-Рубинштейн), модификация А.М. Прихожан, Самооценка психических состояний (Айзенк).

 

Полученные психологические данные и результаты:

 

В ходе беседы девочка в поведении адекватна. В контакт вступает легко, на вопросы отвечает по существу. Фон настроения ровный. Внешние эмоциональные проявления слабо выражены. 

 

При дальнейшем тестировании инструкции усваивает, цель задания понимает. Темп деятельности равномерный, эмоциональные реакции адекватны ситуации.

 

По результатам диагностики отмечается низкий уровень самооценки (недооценка себя, своих способностей). В процессе самоопределения личности могут возникнуть проблемы, так как низкая самооценка неблагоприятна для личностного развития. При этом у девочки выявляется адекватный уровень притязаний и адекватное представление о своих возможностях. Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний сильное, наблюдается конфликт между тем, к чему стремится подросток, и тем, что считает для себя возможным. Такая дифференцированность предполагает возможность возникновения трудностей с постановкой четких и адекватных своим возможностям целей.

Девочка придает большое значение чувствам, поэтому благополучие существенно зависит от гармонии социальных контактов и отношений внутри семьи. Неуверенность в своих силах активно скрывается и маскируется кажущейся решительностью и авторитетной манерой выражаться.

В ходе диагностики выявлена предрасположенность к уныло-тревожному настроению, что подтверждается повышенным уровнем межличностной тревожности (ситуации общения), а также тенденцией к акцентуации характера по эмотивному типу (мягкость, добросердечие, эмоциональность, альтруизм) и экзальтированному (высокочувствительный, эмоциональный, влюбчивый, артистичный).

Выявлена ориентация на социально обусловленное поведение (направленность на социально предпочитаемое поведение среди сверстников или значимых взрослых), что может проявляться в зависимости от других людей или общения (потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым).

Выявлена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному (самоповреждающему) поведению, что может является следствием высокой эмоциональной восприимчивости и чувствительности, низкой устойчивости к стрессу, отсутствием сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями. 

Анализ полученных результатов особенности восприятия и понимания подростком воспитательной практики родителей свидетельствует о повышенной требовательности и тотальном контроле со стороны матери и недостаточном уровне доверительных отношений. Со стороны отца девочка отмечает попустительский стиль воспитания (недостаточное участие в жизни дочери).

 

Таким образом, ведущими психологическими особенностями испытуемого являются эмоциональность, чувствительность, подверженность влиянию социальнозначимых групп (при отсутствии социально-психологической дезадаптации), заниженная самооценка, ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному (самоповреждающему) поведению

 

Рекомендации:

 

  1. Посещение психокоррекционных занятий, направленных на повышение уровня самооценки и предупреждение риска аутоагрессивного поведения:

– формирование навыков принятия решения, развитие позитивных ценностей и процессов самоопределения;

– обучение социально-важным навыкам, устойчивости к негативному социальному влиянию (развитие способности говорить “нет” в случае давления сверстников);

– обучение распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

  1. Рекомендовано со стороны взрослых членов семьи проявлять больше заботы и внимания о ребенке, поддерживать и развивать доверительные отношения (Внимательно выслушивать подростка, прикладывать все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Внимательно относиться ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегать ничем из сказанного. Подросток может не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии).
  2. Рекомендован курс психологического консультирования родителей со специалистом по семейным отношениям, с целью прояснения межличностных границ внутри семьи, прояснения чувств друг друга и нахождение новых способов их выражения, улучшения психологического климата в семье, укрепления доверительных отношений между всеми членами семьи.

 

Педагог-психолог                                                                    

«____»__________2020г.

 

С заключением ознакомлен(а)  _____________ /___________________________________/

«____»__________2020г.