Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Сотникова Антонина Петровна

учитель биологии ТМКОУ «Волочанская средняя школа №15 им. О. Аксеновой»

Урок «Охрана природы», 5 класс.

ФИО автора: Сотникова Антонина Петровна

Населённый пункт: Таймырский район, п. Волочанка                 

Образовательная организация: ТМК ОУ «Волочанская СШ №15 имени Огдо Аксеновой»

Предмет: биология

Класс: 5

Тема раздела: Живая природа и человек

Тема урока: Охрана природы

Цель урока: формирование представлений о степени влияния человека на природу и необходимость её охраны,  раскрыть роль школьников в охране природы.                                      

Предметные результаты: сформировать умения понимать смысл понятий: охрана природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга; познакомиться с охраняемыми видами растений и животных своего края; раскрыть роль школьников в охране природы.

Метапредметные результаты: умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы

Действия учителя Действия учеников
1 этап – организационный момент 

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

2 этап – мотивация

Ежегодно площадь лесов уменьшается на 20%, уменьшается также и площадь тундры. Многие виды растений и животных на Таймыре стали редкими. С 1600 года на Земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Как вы это объясните? 

Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок?

Участвуют в обсуждении, отвечают на  вопрос.

Ответы: пожары в лесах, в них гибнут растения и животные, люди занимаются браконьерством, загрязнение воздуха Норильским комбинатом, из-за этого сокращается численность растений и животных.

Формулируют тему урока

3 этап – актуализация 

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме:

Что вы знаете о деятельности человека, направленной  на сохранение окружающей нас природы? Удастся  ли нам сохранить все разнообразие растений и животных? 

Учебная задача представлена в формате проблемного вопроса

Вспоминают материал, изученный в начальной школе.

Ответ на вопрос учащиеся получат в ходе проведения урока.

4 этап – целеполагание 

Цели урока: после урока вы сможете приводить доказательства необходимости охраны окружающей природы, будете знать направления  охраны природы и основные правила поведения в природе.

План:

1. Отрицательное воздействие человека на природу.

2. Система охраны природы.

3. Правила поведения в природе.

Формулируют   цели урока и план изучения материала.
5 этап – Получение учащимися новых знаний в процессе демонстрации учителем презентации «Охрана живого мира»

1.Предлагает по экологическим словарям найти определение термина «охрана природы» и записать его в тетрадь.

Находят определение термина и записывают его в тетрадь
2.Используя слайд, предлагает самостоятельно классифицировать формы воздействия человека на природу, помогает только создать схему.

3. Каковы последствия такого воздействия? Используя рисунки в учебнике составить небольшой рассказ 1 группа “Исчезнувшие виды животных” ,  2 группа “Отрицательное воздействие человека на природу”

 

Схему переносят в тетрадь, самостоятельно предлагают примеры  для заполнения схемы (фронтальная работа)

                             Влияние человека на природу

                                                                             

                 Косвенное                                              Прямое

(изменение среды обитания)                  (ради чего?)

– вырубка лесов                                         – охота 

– осушение болот                                        – сбор букетов

–  вырубка лесов                                          – отлов рыбы и т. д.

– загрязнение водоемов

– создание плотин

Работа в мини-группах (составление рассказа)

На основании своих рассказов формулируют вывод: влияние человека настолько велико, что человек за время своего существования на Земле уже истребил ряд живых организмов, а некоторые находятся на грани исчезновения в настоящее время.

4.Вопрос: А мы сами отрицательно воздействуем на нашу природу, если взрослые члены семьи в нашем поселке производят отстрел диких оленей и ловят рыбу?

5.Создание Красной книги –  важный шаг по охране природы. 

6.Предлагает послушать выступление школьников с сообщениями об охраняемых природных территориях Таймыра. 

7. Теперь нам с вами предстоит разобраться в понятиях «заповедник», «заказник», «национальный парк» и «питомник». Перед вами на столах лежат термины (понятия) и их определения. Посоветовавшись с товарищем, попробуйте их сопоставить.

8.Можно ли только  усилиями одной Красной книги, сетью особо охраняемых природных территорий решить все вопросы, связанные с охраной природы?

Что конкретно может сделать каждый из вас для охраны окружающей среды? 

Можно задать вопрос: почему книга имеет красный цвет? 

9.После обсуждения демонстрирует  кадры презентации  об изучении  школьниками природы родного края и  трудовых операциях  по охране природы (слайды)

10. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить все разнообразие растений и животных?    Уточняя, конкретизируя ответы учащихся,  знакомит  с правилами поведения в природе, выполнение которых способствует сохранению окружающей среды и сбережению природных ресурсов.

6 этап. Включение  нового знания в систему знаний 

11.Заполните схему «Охраняемые природные территории Таймыра» с перечислением основных форм охраняемых территорий.

2. Заполните таблицу «Правила поведения в тундре».

7 этап. Рефлексия

Домашнее задание 

На собственных наблюдениях составить рассказ «Утилизация бытового мусора в поселке».

Мнения разделились: большинство учеников – да, отрицательно, поголовье диких оленей уменьшается. Меньшинство – нет, олень это основная наша пища. После обсуждения пришли к выводу: северный олень и северная рыба важный продукт питания в жизни коренных народов Таймыра, главное рационально пользоваться этими ресурсами. Поэтому коренным народам Таймыра выдают лицензии, только на определенное количество голов, исходя из численности семьи. 

Выступление ученика, получившего опережающее задание о Красной книге. Выступление учащегося сопровождается демонстрацией  Красной книги Красноярского края.

Выступают ученики, используя слайды презентации.

Сопоставляют понятие и его определение (работа в парах)

Ответы: нет, мы должны все вместе, принимать участие в охране нашей природы. 

Красный цвет книги предупреждает, стоп, все, хватит уничтожать растительный и животный мир!

Ответы: не рвать цветы, после того как развели костер, надо обязательно его потушить, не стрелять из рогаток в птиц, не трогать и не разрушать в тундре гнезда птиц. 

Вывод: все меньше и меньше остается нетронутых мест, важно сохранить их для будущих поколений, как для коренных жителей, так и для всех людей.

Работа в парах

Индивидуальная работа

Правила поведения в тундре
Разрешено Запрещено
  • Ставить палатки и разводить костры только в специально отведенных для этого  местах…
  • Разводить огонь под деревьями

При подведении итогов учащиеся дают оценку ответов наиболее активных участников дискуссий, выделяют наиболее запоминающиеся этапы урока.

Делается общий вывод: в настоящее время человек осознал свое негативное влияние на природу, мы должны помогать природе, ведь природа – наш общий дом. 

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся ОДНИ.

Поэтому  –  берегите Землю,

Берегите!

Ребята записывают домашнее задание. Слушают, задают уточняющие вопросы.