Автор: Сотникова Антонина Петровна
учитель биологии ТМКОУ «Волочанская средняя школа №15 им. О. Аксеновой»
Урок «Охрана природы», 5 класс.
ФИО автора: Сотникова Антонина Петровна
Населённый пункт: Таймырский район, п. Волочанка
Образовательная организация: ТМК ОУ «Волочанская СШ №15 имени Огдо Аксеновой»
Предмет: биология
Класс: 5
Тема раздела: Живая природа и человек
Тема урока: Охрана природы
Цель урока: формирование представлений о степени влияния человека на природу и необходимость её охраны, раскрыть роль школьников в охране природы.
Предметные результаты: сформировать умения понимать смысл понятий: охрана природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга; познакомиться с охраняемыми видами растений и животных своего края; раскрыть роль школьников в охране природы.
Метапредметные результаты: умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы
Действия учителя | Действия учеников | ||||||
1 этап – организационный момент
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку |
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место. |
||||||
2 этап – мотивация
Ежегодно площадь лесов уменьшается на 20%, уменьшается также и площадь тундры. Многие виды растений и животных на Таймыре стали редкими. С 1600 года на Земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Как вы это объясните? Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок? |
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопрос.
Ответы: пожары в лесах, в них гибнут растения и животные, люди занимаются браконьерством, загрязнение воздуха Норильским комбинатом, из-за этого сокращается численность растений и животных. Формулируют тему урока |
||||||
3 этап – актуализация
Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме: Что вы знаете о деятельности человека, направленной на сохранение окружающей нас природы? Удастся ли нам сохранить все разнообразие растений и животных? Учебная задача представлена в формате проблемного вопроса |
Вспоминают материал, изученный в начальной школе.
Ответ на вопрос учащиеся получат в ходе проведения урока. |
||||||
4 этап – целеполагание
Цели урока: после урока вы сможете приводить доказательства необходимости охраны окружающей природы, будете знать направления охраны природы и основные правила поведения в природе. План: 1. Отрицательное воздействие человека на природу. 2. Система охраны природы. 3. Правила поведения в природе. |
Формулируют цели урока и план изучения материала. | ||||||
5 этап – Получение учащимися новых знаний в процессе демонстрации учителем презентации «Охрана живого мира»
1.Предлагает по экологическим словарям найти определение термина «охрана природы» и записать его в тетрадь. |
Находят определение термина и записывают его в тетрадь | ||||||
2.Используя слайд, предлагает самостоятельно классифицировать формы воздействия человека на природу, помогает только создать схему.
3. Каковы последствия такого воздействия? Используя рисунки в учебнике составить небольшой рассказ 1 группа “Исчезнувшие виды животных” , 2 группа “Отрицательное воздействие человека на природу”
|
Схему переносят в тетрадь, самостоятельно предлагают примеры для заполнения схемы (фронтальная работа)
Влияние человека на природу ↙ ↘ Косвенное Прямое (изменение среды обитания) (ради чего?) – вырубка лесов – охота – осушение болот – сбор букетов – вырубка лесов – отлов рыбы и т. д. – загрязнение водоемов – создание плотин Работа в мини-группах (составление рассказа) На основании своих рассказов формулируют вывод: влияние человека настолько велико, что человек за время своего существования на Земле уже истребил ряд живых организмов, а некоторые находятся на грани исчезновения в настоящее время. |
||||||
4.Вопрос: А мы сами отрицательно воздействуем на нашу природу, если взрослые члены семьи в нашем поселке производят отстрел диких оленей и ловят рыбу?
5.Создание Красной книги – важный шаг по охране природы. 6.Предлагает послушать выступление школьников с сообщениями об охраняемых природных территориях Таймыра. 7. Теперь нам с вами предстоит разобраться в понятиях «заповедник», «заказник», «национальный парк» и «питомник». Перед вами на столах лежат термины (понятия) и их определения. Посоветовавшись с товарищем, попробуйте их сопоставить. 8.Можно ли только усилиями одной Красной книги, сетью особо охраняемых природных территорий решить все вопросы, связанные с охраной природы? Что конкретно может сделать каждый из вас для охраны окружающей среды? Можно задать вопрос: почему книга имеет красный цвет? 9.После обсуждения демонстрирует кадры презентации об изучении школьниками природы родного края и трудовых операциях по охране природы (слайды) 10. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить все разнообразие растений и животных? Уточняя, конкретизируя ответы учащихся, знакомит с правилами поведения в природе, выполнение которых способствует сохранению окружающей среды и сбережению природных ресурсов. 6 этап. Включение нового знания в систему знаний 11.Заполните схему «Охраняемые природные территории Таймыра» с перечислением основных форм охраняемых территорий. 2. Заполните таблицу «Правила поведения в тундре». 7 этап. Рефлексия Домашнее задание На собственных наблюдениях составить рассказ «Утилизация бытового мусора в поселке». |
Мнения разделились: большинство учеников – да, отрицательно, поголовье диких оленей уменьшается. Меньшинство – нет, олень это основная наша пища. После обсуждения пришли к выводу: северный олень и северная рыба важный продукт питания в жизни коренных народов Таймыра, главное рационально пользоваться этими ресурсами. Поэтому коренным народам Таймыра выдают лицензии, только на определенное количество голов, исходя из численности семьи.
Выступление ученика, получившего опережающее задание о Красной книге. Выступление учащегося сопровождается демонстрацией Красной книги Красноярского края. Выступают ученики, используя слайды презентации. Сопоставляют понятие и его определение (работа в парах) Ответы: нет, мы должны все вместе, принимать участие в охране нашей природы. Красный цвет книги предупреждает, стоп, все, хватит уничтожать растительный и животный мир! Ответы: не рвать цветы, после того как развели костер, надо обязательно его потушить, не стрелять из рогаток в птиц, не трогать и не разрушать в тундре гнезда птиц. Вывод: все меньше и меньше остается нетронутых мест, важно сохранить их для будущих поколений, как для коренных жителей, так и для всех людей. Работа в парах Индивидуальная работа
При подведении итогов учащиеся дают оценку ответов наиболее активных участников дискуссий, выделяют наиболее запоминающиеся этапы урока. Делается общий вывод: в настоящее время человек осознал свое негативное влияние на природу, мы должны помогать природе, ведь природа – наш общий дом. Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они На планете мы останемся ОДНИ. Поэтому – берегите Землю, Берегите! Ребята записывают домашнее задание. Слушают, задают уточняющие вопросы. |