Введение

     Лечебное плавание – одна из форм лечебной физической культуры (ЛФК), особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека и воды, и активных движений.

     Физические свойства водной среды резко отличаются от свойств воздушной среды, обычной для человека, и предъявляют организму иные требования. Двигательная деятельность пловца в водной среде вызывает изменения в деятельности всех органов и систем организма.

     Оздоровительная роль плавания, по сравнению с другими видами физических упражнений, заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека, которое связано с физическими, термическими, химическими и механическими свойствами водной среды.

     Вследствие высокого сопротивления воды на метр проплыва расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с одинаковой скоростью. Этим объясняется чрезвычайно низкий коэффициент полезного действия при плавании (1–7 %) по сравнению с бегом (25–30 %).

     Плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При ограничении подвижности в суставах, снижении силы мышц, сопровождающихся болевыми ощущениями, лечебная гимнастика в воде имеет преимущество перед гимнастикой на суше. Эффект от занятий будет больше, если занятия в воде совмещать с занятиями на суше.

     При проведении ЛФК в воде применяются разнообразные физические упражнения, выполняемые при различной глубине погружения в воду. Проводятся активные и пассивные упражнения с элементами облегчения и отягощения, упражнения с усилием у бортика, в упоре о стенку бассейна, со специальным оборудованием, упражнения, имитирующие «чистые» или смешанные висы, способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника, дыхательные упражнения, разновидности ходьбы. Особый вид физических упражнений в воде — плавание: свободное, с элементами облегчения (ластами, досками и др.), с имитацией спортивных стилей. Есть также игры в воде, подвижные и малоподвижные, имитация элементов водного поло, игры с передвижением по дну бассейна и много другое. При построении занятий в бассейнах тренеры учитывают специфику воздействия водной среды и упражнений в ней. Так, вследствие гидростатического давления при погружении человека в воду до шеи вдох затрудняется, а выдох облегчается, увеличивается кровенаполнение легочных сосудов. Дыхание происходит с преодолением сопротивления, что способствует усилению кровообращению, улучшению работы сердечно – сосудистой системы. В то же время гидростатическое давление способствует компрессии периферических сосудов ног, создает чувство стабильности в суставах. Поэтому дозированные упражнения с ходьбой в бассейне показаны при растяжениях и ушибах. Вес человека в воде уменьшается на 9/10 под действием выталкивающей подъемной силы воды. Изменение глубины погружения при выполнении упражнений, в том числе ходьбы, позволяет изменять нагрузку. Подъемная сила воды облегчает восстановление навыков ходьбы у людей с повреждениями и параличами нижних конечностей, при которых необходимы разгрузка и движение в облегченных условиях. Показания и противопоказания к применению ЛФК определяются характером расстройств и механизмом их лечебного действия на организм. Занятия лечебным плаванием практически не имеют возрастных противопоказаний. Его назначают взрослым и детям, в том числе новорожденным, а также пожилым людям для восстановления и профилактики осложнений со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем. 

Особого внимания требует контроль за соблюдением температурных норм. Температура воды 23—25°С при температуре воздуха 24—25 С и относительной влажности 50—70 % приемлема для занятий с более сильными и подготовленными группами.

Для больных наиболее комфортна температура пресной воды в бассейне 28—32 С. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата и некоторых заболеваниях нервной системы температура воды при проведении процедур должна быть 35—37 °С. 

Эта температура показана при сочетании ЛФК с процедурами вытяжения, проводимыми в той же чаше бассейна.

Положительные стороны занятия плаванием.

  • При систематических занятиях плаванием у человека повышается тонус нервной и мышечной системы. 
  • Плавание приводит к образованию новых двигательных навыков. 
  • Плавание способствует также развитию мускулатуры, так как сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц тела. 
  •  Способствует также увеличению объема мышечных волокон, развивает и воспитывает такие физические качества, как выносливость, силу, ловкость, гибкость, быстроту.

Прямые показания к систематическим занятиям ЛФК в воде:

  1. Нарушения двигательной функции после повреждения позвоночника со сдавлением или нарушением целостности спинного мозга, а также после повреждения головного мозга и периферических нервов.
  2. Вторичные корешковые болевые синдромы при остеохондрозе (в том числе после оперативного вмешательства).
  3. Последствия повреждения отдельных периферических нервов (парезы, атрофия мышц, контрактуры, деформация и т. д.).
  4. Неврозы и астенические состояния, в том числе с сопутствующими вегетативными и сосудистыми расстройствами.
  5. Остаточные явления после перенесенного полиомиелита и детских церебральных параличей (парезы, мышечные атрофии, нейрогенные контрактуры и деформации конечностей и т. д.).
  6. Нарушения осанки, деформации позвоночника и ног (на пример, сутуловатость, сколиозы, плоскостопие и др.).
  7. Хронические заболевания костей, суставов; артриты и арт розы различной этиологии (деформирующие, ревматоидные, обменные, болезнь Бехтерева и др.) и вне пери ода обострения заболевания периартикулярных тканей и сухожильно-связочного аппарата посттравматического и другого происхождения.
  8. Слабость физического развития, недостаточное развитие мускулатуры, суставно-связочного аппарата и т. д.
  9. Восстановительный период после длительной гипокинезии у здоровых лиц и после высоких нагрузок у спортсменов, Примечание. В ряде случаев при тяжелых формах двигательных расстройств (параличи) и сопутствующих заболеваниях упражнения в воде могут проводиться лишь в специальных бассейнах с помощью инструктора ЛФК, при использовании приспособлений для занятий, при оптимальной для данного больного температуре воды.

     При показаниях к лечебному применению физических упражнений в воде выбор той или другой методики, решение вопроса о допустимом уровне физической нагрузки соотносят с состоянием каждого больного, учитывая нозологическую форму заболевания, особенности больного, его возраст и общее состояние, степень физической подготовки, в частности умение держаться на воде, и т. д. Иногда целесообразно начинать занятия с гимнастических упражнений в воде, а в дальнейшем плаванию в бассейне. Применяемые гимнастические упражнения в воде могут быть разнообразными. 

Классификация гимнастических упражнений:

  • По анатомическому признаку – для развития мелких ( движение пальцами, стопами, кистями), средних ( движение шеей, голенями, бедрами , предплечьями, плечом) , и крупных ( движения верхними или нижними конечностями , туловищем) групп мышц; 
  • По характеру мышечного сокращения – динамические и статическими, когда мышцы напрягаются, но движения не происходит (условно сюда относятся дыхательные упражнения);
  • По степени активности – активные (самостоятельное движение), активно-пассивные (например, помогая здоровой рукой), пассивные; 
  • Также применяются упражнения: на растягивание  в равновесии, направленные на повышение подвижности в суставе; координацию; укрепление ослабленных и расслабление напряженных мышц, т.е. корригирующие; расслабление с использованием предметов и снарядов; дыхательные.

 

Противопоказания к физическим упражнениям в воде:

  1. Открытые раны, гранулирующие поверхности, трофические язвы, послеоперационные свищи и т. д.
  2. Острые и хронические заболевания кожи (экземагрибковые и инфекционные поражения).
  3. Заболевания глаз (конъюнктивит, блефарит, кератит, повышенная чувствительность к хлору).
  4. Заболевания ЛОР органов (острые и хронические гнойные отиты, перфорации барабанной перепонки экзема наружного слухового прохода, вестибулярные расстройства и др.).
  5. Состояние после перенесенных инфекционных заболеваний и хронические инфекционные болезни при наличии бациллоносительства.

Структура занятия:

Цель. Углубление представления о механизме лечебного эффекта и методике применения упражнений в водной среде.

Задачи лечебного плавания.

Основные задачи лечебных физических упражнений на суше и в воде заключаются в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • возможное исправление деформации;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение техник плавания;
  • развитие волевых качеств и создание психического стимула для дальнейшего лечения;
  • эмоциональная разрядка больных, профилактика психической перегрузки.

 

Занятие ЛФК включает в себя три этапа:1. Подготовительный этап. На всех занимающихся должны быть заведены специальные медицинские карточки с краткой характеристикой программы и методики занятий. Периодически необходимо проводить диагностику функционального состояния организма, оценку применяемых нагрузок и эффективности занятий с помощью функциональных проб (проба Мартине, спирометрия «при заболеваниях дыхательной системы», ортостатическая проба «для исследования вегетативной нервной системы», гониометрия «для определения объема движений в суставах», специальные упражнения « для оценки силы мышц»).

  1. Основной этап включает в себя:
№ п/п Основные группы упражнений Содержание упражнений
1 Упражнения у бортика Специальные комплексы гимнастических упражнений, выполняемые на различной глубине:

– разновидность ходьбы, бега, прыжков в воде

– специальные упражнения на освоение с водой и обучение техники плавания

2 Плавание различными способами Спортивные способы плавания (брасс, кроль на спине и груди);

– прикладные способы плавания (брасс на спине, плавание на боку) ;

-индивидуально рекомендуемые (лечебные) способы плавания;

– перечисленные способы со средствами облегчения плавания ( ласты, пенопластовые доски, надувные резиновые круги) и дополнительными нагрузками (лопаточки для плавания)

 

  1. Заключительный этап.
№ п/п Основные группы упражнений Содержание упражнений
1 Подвижные игры Игры, облегчающие освоение с водой:

– игры с элементами обучения техники плавания

– игры с элементами прикладного плавания (ныряние, транспортировка предметов и « утопающих», прыжки в воду)

– игры с элементами водного поло

2 Свободное плавание, купание Физическая активность в воде по желанию занимающихся

Плавание при нарушении осанки.

Нарушение осанки – распространенное отклонение в состоянии здоровья детей. Если в начальных классах нарушение осанки регистрируется лишь у каждого пятнадцатого, то к моменту окончания школы оно встречается у половины детей. Нарушения осанки нужно обязательно корректировать, а плавание и упражнения в воде помогут решить эту задачу.

Основные причины развития нарушения осанки:

  • Врожденные аномалии.Во время внутриутробного формирования плода происходит неправильная закладка и развитие мышц и суставов позвоночника. Это может быть обусловлено неправильным внутриутробным положением плода, а также генетически детерминированными дефектами.
  • Рахит
    Рахит, перенесенный в раннем детском возрасте, приводит к деформации костей грудной клетки, позвоночника, костей нижних конечностей, результат – развитие впоследствии нарушений осанки и сколиоза.
  • Снижение остроты зрения
    Плохое зрение вынуждает ребенка низко склоняться над столом во время занятий в школе и дома. Неправильная поза постепенно входит в привычку, и ребенок продолжает сутулиться даже после коррекции зрения с помощью очков.
  • Плоскостопие
    Плоскостопие способствует неправильному положению позвоночника во время ходьбы. Чтобы компенсировать неудобства, возникающие при ходьбе, ребенок стремится подавать вперед верхне-грудной отдел позвоночника. С течением времени изменяется тонус мышц, и патологическое расположение позвоночника закрепляется. Впоследствии даже в положении сидя позвоночник остается в неправильном положении.
  • Существует еще большая группа причин формирования неправильной осанки, которая не связана с конкретными заболеваниями и с исходным состоянием здоровья, а связана с внешними причинами. Неправильная посадка за столом во время выполнения уроков, неправильно подобранная мебель могут спровоцировать нарушение осанки. Очень часто девочки большого роста, стесняясь своих нестандартных, на их взгляд, габаритов, начинают сутулиться, результат – нарушение осанки.

Выделяют следующие типы нарушения осанки:

Сутуловатость. Сутуловатость один из наиболее частых видов нарушения осанки, он характеризуется увеличением грудного кифоза.

Круглая спина. Круглая спина характеризуется формированием грудного кифоза и отсутствием поясничного, физиологического, лордоза. Если сутуловатость можно назвать отклонением в состоянии здоровья, которое не требует срочного медицинского вмешательства, то круглая спина – это веская причина для немедленного лечения у врача ортопеда.

Уплощенная спина. Уплощенная спина характеризуется уменьшением степени выраженности грудного физиологического кифоза и отсутствием физиологического поясничного лордоза.

Плосковогнутая спина. Состояние характеризуется сглаженностью грудного физиологического кифоза и увеличением поясничного лордоза.

Кругловогнутая спина. При кругловогнутой спине происходит формирование увеличенного поясничного лордоза, с одновременным увеличением грудного кифоза.

Ассиметричная осанка. При данном нарушении осанки происходит отклонение линии остистых отростков во фронтальной плоскости. Для ассиметричной осанки характерно отклонение головы в сторону, разная высота плеч, понижение мышечной выносливости.

Лечебное плавание для коррекции осанки, методики.

Вне зависимости от вида нарушений осанки, первые занятия в бассейне должны помочь ребенку адаптироваться к окружающей обстановке. Продолжительность их не должна превышать 15 – 20 минут. В ходе первых тренировок ребенку разрешается выполнять те виды упражнений в воде, которые он лучше всего умеет делать. Наблюдая за ним в этот период, оценивают его физическое состояние и его плавательные возможности. Важно помнить, что во время занятий температура воды в бассейне не должна опускаться ниже 28 градусов, в противном случае снижается эффективность занятий, так как не достигается эффект разгрузки позвоночника. В холодной воде мышечный тонус повышен, что может спровоцировать судороги икроножных мышц и мышц бедра.

После подготовительного этапа можно приступать к специальным упражнениям. Все занятия, безусловно, проходят при непосредственной помощи кого-либо из взрослых. Часто во время выполнения упражнения ребенок поддерживается инструктором в области таза.

При сутуловатости и круглой спине, весьма эффективным является плавание кролем на спине.

Уплощенная и кругловогнутая спина, прекрасно корректируется плаванием в стиле кроль на груди и баттерфляй. При плоской спине плавание на спине не рекомендуется.

Если имеется сильно выраженный лордоз поясничного отдела, то при плавании на груди под живот подкладывают доску для плавания.

Ассиметричная осанка хорошо лечится плаванием в стиле баттерфляй и брасс.

Во время занятий плаванием ребенок первое время часто не совсем правильно выполняет упражнения. Скорее всего, они лишь отдаленно напоминают классические плавательные стили, но это не главное. Главным является сам процесс. Не нужно требовать точного выполнения всех упражнений. Очень часто заставляя точно копировать движения и превращая тренировки в рутину, вы формируете негативное отношение ребенка к занятиям.

Длительность занятий на начальном этапе не должна превышать 15 – 20 минут. Оптимальная кратность занятий три раза в неделю. Постепенно продолжительность можно довести до 40 минут. Необходимо воздержаться от занятий в период, когда ребенок болеет респираторными вирусными инфекциями, острым бронхитом, при наличии гипертермического синдрома. Занятия абсолютно противопоказаны при эпилептической болезни. 

Плавание для лечения и профилактики вегетососудистой дистонии.

Вегетососудистая дистония развивается в результате воздействия на нервную систему человека стрессов, что способствует формированию застойных очагов возбуждения в коре головного мозга. Они в свою очередь негативно воздействуют на сосудодвигательный цент головного мозга и центры вегетативной нервной системы. Болеют вегетососудистой дистонией в основном женщины в возрасте 18 – 35 лет. Болезнь характеризуется лабильным артериальным давлением, неопределенными болями в области сердца. Боли в основном появляются при волнении. Часто больных беспокоят головные боли, повышенная потливость и утомляемость, тревожность.

Плавание способствует релаксации нервной системы, гармонизирует процессы торможения и возбуждения ее симпатического и парасимпатического отделов, тем самым помогая справиться с вегетососудистой дистонией.

Плавание является также средством профилактики и входит в состав комплексной терапии варикозного расширения вен нижних конечностей.

Таким образом, плавание и занятия аквааэробикой рекомендованы для лечения и профилактики болезней сердечно-сосудистой системы. Однако, если вы страдаете одним из перечисленных заболеваний, важно правильно подобрать плавательную нагрузку. В этом вам поможет лечащий врач и специалист по ЛФК. Отказ от курения, алкоголя, занятия физкультурой, здоровое питание, также являются эффективными способами профилактики всех вышеуказанных заболеваний. 

 

Заключение.

 

   Кроме общеоздоровительного эффекта, плавание оказывает мощное лечебное воздействие при ряде заболеваний, которое обусловлено особенностями действия водной среды на организм человека. Как уже отмечалось, плавание благотворно влияет на все органы и системы органов человека. Кроме этого плавание даёт отличный закаливающий эффект. 

Таким образом, закаливающий эффект распространяется на жизнедеятельность всего организма.