Всероссийский конкурс Министерства образования и науки
Российской Федерации
«Мой педагогический опыт»
Описание педагогического опыта работы
«Применение дистанционных образовательных технологий в основной школе в условиях реализации ФГОС»
Автор: Шафикова Татьяна Сергеевна
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «СШ №1»
Нижневартовск
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
-
- Актуальность и новизна представляемого опыта работы 3
- Содержание проекта 4
- Использование элементов технологии дистанционного обучения в учебном процессе 4
- Использование элементов технологии дистанционного обучения во внеурочной деятельности 6
- Использование элементов технологии дистанционного обучения при подготовке к экзаменам 7
- Использование элементов технологии дистанционного обучения при работе с одаренными детьми 8
- Контроль за качеством уровня обученности обучающихся с применением дистанционных форм обучения 9
- Результаты реализации проекта 10
- Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года. 10
- Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года 10
- Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней 10
- Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету 10
- Результативность распространения данного опыта работы 11
- Своевременное повышение квалификации 12
- Заключение 12
- Список используемой литературы и Интернет-ресурсов 12
- Приложение 13
- Введение
1.1 Актуальность и новизна представляемого опыта работы
Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к обществу информационному. C изменением характера современного общества происходит также изменение требований к системе образования в целом. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях. Изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе информационно – коммуникационные технологии и соответственно научить своих обучающихся их эффективному и разумному использованию.
Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получении необходимой информации, и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий. В связи с этим необходимо внедрить современные компьютерные технологии в учебный образовательный процесс, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения, т.к. нынешнее поколение тесно связано с компьютером. Тем самым привить интерес подрастающего поколения к условиям жизни в информационном обществе. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Обучение с использованием дистанционных технологий выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения. Новизна применения дистанционных технологий кроется еще и в специфике региона, где обучающиеся достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин, актированный день и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета. В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности школьников.
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий актуально в процессе внедрения ФГОС нового поколения..
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;
- работа с одаренными детьми;
- увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.);
- участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
- подготовка к экзаменам (ВПР, ГВЭ, ЕГЭ).
- Содержание проекта
- Использование элементов технологии дистанционного обучения в учебном процессе.
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме учителю необходимо использовать:
∙ электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.);
∙ ресурсы мировой сети Интернет (можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и выгрузка собственных разработок заданий/уроков/тем).
В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками:
На данных сайтах представлены материалы опытных преподавателей. Ученик в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть урок, либо обратиться к своему учителю за консультацией.
- Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, Viber, WhatsApp).
Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения учителя как с одним обучающимся, так и с группой. Например, для устранения «пробелов» при изучении темы.
∙ Гипертекстовые среды (интернет – серверы, где учитель может разместить учебные материалы, которые могут носить обучающий характер или же контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов). Одним из таких инструментов в дистанционном обучении является сайт http://reshuege.ru/.
Уроки повторения в конце учебного года по информатике с обучающимися 9 и 11 классов провожу в форме «Интернет – урока». После повторения теоретического материала одного из разделов информатики, например «Алгоритмизация», обучающиеся самостоятельно выполняют Online тестирование по этому разделу. При выполнении Online тестирования или работе на сайте http://reshuege.ru/ прослеживается индивидуальный подход к ребенку. Учитель выступает в роли контролера, который следит за работой детей и направляет, если у ребенка затруднения при выполнении задания. Работать с сайтом http://reshuege.ru/ можно не только с выпускниками, но и с остальными обучающимися, начиная с 7 класса.
- Сервисы Web 2.0 (средства создания интерактивного контента, персонального Интернет-ресурса педагога, хранения различного типа файлов и др.)
Данные сервисы позволяют учителю в максимально доступной, занимательной, красочной форме представить необходимый материал для изучения или повторения темы обучающимся, которые достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин, актированный день и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета.
В своей педагогической практике применяю следующие сервисы:
- https://readymag.com (создание интерактивной инструкции);
- https://roundme.com (создание виртуальных панорам);
- https://h5p.org (создание интерактивного диалогового тренажера);
- https://learningapps.org/ (создание интерактивного контента (игры, ребусы, ленты времени и т.д.))
- http://ru.wix.com/ и http://www.tilda.cc/ru/ (создание Web-сайта (страницы) учителя (обучающегося));
- Yandex Диск, YouTube – для хранения различных типов файлов и др.
- Использование элементов технологии дистанционного обучения во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации свободного времени обучающихся, ориентированная на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели. Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и учителем, с целью создания ученического коллектива, развития творческих способностей, познавательной активности, общекультурных интересов школьников, способствовать повышению интереса к предмету и, как следствие из всего вышесказанного, качественного повышения уровня обученности.
В применении элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности я выделила следующие положительные стороны:
-
-
-
- повышение эффективности и качества учебной (положительная динамика уровня обученности учащихся) и внеурочной деятельности (создание творческих работ, проектов, результативность участия в олимпиадах различного уровня, творческих конкурсах различного уровня и направленности);
-
- активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций;
- усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
- формирование различных УУД в области информатики и информационных технологий;
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
- развитие способности свободного культурного общения школьников с учителем и между собой с использованием современных дистанционных технологий обучения.
-
Во внеурочной деятельности кроме различных мероприятий (игр, викторин, предметных недель и др.), в реализации которых дистанционные технологии играют немаловажную роль, особое внимание уделяю олимпиадной подготовке учащихся. Для достижения наилучшего результата я организовала работу по подготовке обучающихся к олимпиадам различного уровня следующим образом:
- сентябрь – октябрь – работа по подготовке учащихся к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников;
- октябрь – ноябрь – работа по подготовке к городскому этапу Всероссийской олимпиады школьников;
- октябрь – ноябрь – работа по подготовке к Всероссийскому конкурсу «Бобер»;
- ноябрь – работа по подготовке обучающихся к 1 туру олимпиад по основам наук УрФО;
- декабрь – январь – работа по подготовке к Всероссийской игре-конкурсу «Инфознайка».
К олимпиадам готовимся с первой встречи на уроке информатики. С самого начала учебного года на стенде вывешены олимпиадные задания прошлых лет. Стараюсь по каждой теме решить с ребятами одну, две нестандартные задачки, на дом предлагаю интересные задачи в электронном формате (для желающих).
Школьный тур олимпиады провожу для всех учащихся, жертвую одним уроком в каждом классе. Предлагаю прорешать олимпиадные задания предыдущих лет. Далее победителям школьного тура предлагаю самостоятельно прорешать задания уже прошедших олимпиад, если возникают вопросы занимаемся после урока.
Подготовка к дистанционным олимпиадам, например, «Инфознайка», «Бобер» или «Бобер» проходит подобным же образом, но участвовать в такой олимпиаде могут все желающие ребята, т.е. «отборочный» тур не проводится.
- Использование элементов технологии дистанционного обучения при подготовке к экзаменам.
При тематическом предэкзаменационном повторении учитель сталкивается с рядом проблем: требуется систематически повторять с обучающимися решение заданий базовой сложности, постоянно разбирать задания повышенного уровня сложности. Но время урока ограничено, за 40 минут подробно разобрать способы решения заданий повышенного уровня сложности, отработать их на множестве примеров невозможно. А после 6-7 уроков на дополнительных занятиях время есть, но сил умственных и физических разбираться в тонкостях решений, у обучающихся уже нет. Поэтому домашние задания с готовыми решениями для самоконтроля представляются несомненным удобством. Не следует опасаться, что обучающиеся бездумно перепишут решения, опыт показывает, что большинство из них ответственно подходят к своей подготовке к экзамену. В любом случае, проверить уровень знаний всегда можно при выполнении проверочной или тестовой работы в классе или предложить индивидуальную работу конкретному ребенку дистанционно.
На данном сайте помимо возможностей для организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся учителю предоставлены широкие инструменты для создания и проверки работ учащихся. Он может формировать наборы заданий по любой теме или комбинации тем, включая в работу необходимое количество задач либо из предлагаемых на сайте, либо придуманных самим учителем. После того, как работа сформирована, система регистрирует ее под определенным номером, который она выдает учителю. Этот номер сообщается обучающимся, которые дома вводят его на странице тестирования. При этом система генерирует два варианта работ: домашнее задание — в этом случае по окончании работы обучающийся сможет проконтролировать себя, увидев решения задач, и контрольное тестирование, после прохождения которого система не сообщит учащимся правильные ответы и решения задач. В обоих случаях, кроме статистики успехов на индивидуальных страницах обучающихся, система заполняет страницу статистики для учителя. Для каждой из составленных работ создается таблица с данными по всем обучающимся в целом и по каждому в отдельности, включая его ответы на задания, правильные ответы, набранный первичный и тестовый баллы.
- Использование элементов технологии дистанционного обучения при работе с одаренными детьми.
Одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является внедрение дистанционного обучения в образовательную деятельность. Дистанционные технологии обучения позволяют создать такие принципы психологической комфортности и творчества (креативности), которые расковывают ученика, предполагают его ориентацию на творческое начало в учебной деятельности и приобретение им собственного опыта активного применения фундаментальных знаний и практических умений и навыков. Таким образом, становятся актуальными методические разработки, реализуемые с использованием дистанционных технологий: интерактивные инструкции и журналы, виртуальные панорамы, интерактивные тренажеры, диалоговые тренажеры, интерактивный контент (игры, ребусы, ленты времени и др.).
Одной из таких моих разработок является серия интерактивных журналов «Математика», посвященных одной из основных тем курса математики основной школы – «Сложение и вычитание десятичных дробей», которая «красной нитью» прослеживается в заданиях Всероссийской проверочной работы в 5 и 8 классах, Основном государственном экзамене, Едином государственном экзамене, заданиях математических Олимпиад различного уровня. В рекомендациях примерной основной образовательной программы по математике для 5 класса на изучение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» отводится всего 6 часов. Этого времени, конечно, недостаточно для углубленного изучения данной темы. Поэтому данная тема рассматривается и в рамках углубленного курса внеурочных занятий по математике «Одаренок» с обучающимися 5 класса. Беря во внимание и учитывая физиологические и психологические особенности данного возраста, также стоит отметить и тот факт, что, ученикам пятого класса достаточно тяжело освоить такой объемный материал. Поэтому целесообразно материалы курса данной темы представить в более наглядном и доступном для детей этой возрастной группы виде: интерактивный журнал, он-лайн игры по тематике уроков, диалоговый тренажер и др.
- Контроль за качеством уровня обученности обучающихся с применением дистанционных форм обучения
С целью выявления индивидуального характера усвоения учебного и внеучебного материала, проблем в усвоении материала и «прикидки» рациональных путей их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику, предполагается, в качестве инструмента контроля за качеством индивидуального усвоения, применение мониторинга ученика. [2]
Мониторинг ученика – это форма организации, сбора, хранения, обработки и представления информации об учебной деятельности обучающегося по предмету (курсу), обеспечивающая отслеживание показателей уровня усвоения материала по отдельным темам, а также дающая возможность прогноза развития УУД ученика по предмету (курсу).
Этапы работы по составлению мониторинга:
- составление (использование готовых) заданий (тестовых, проверочных, он-лайн игр и др.) для определения уровня сформированности УУД по теме;
- непосредственное выполнение заданий обучающимися;
- обработка результатов диагностирования – внесение результатов в таблицу (для оценки уровня усвоения материала используется система баллов (Табл.1));
- выработка рекомендаций (планов работы по повышению качества знаний, уровня сформированности УУД по теме у отдельных обучающихся) при необходимости.
Таблица 1
№ п/п | Уровень усвоения темы | Характеристика уровня | Балл |
1. | допустимый | знания обучающегося в основном соответствуют требованиям программы (различает, запоминает, воспроизводит); | 1 |
2. | оптимальный | знания обучающегося полностью соответствуют требованиям программы (понимает, применяет, сформированы основные УУД по теме); | 2 |
3. | творческий/
продвинутый |
обучающийся способен применять сформированные УУД в нестандартных ситуациях, создавать собственные задания и т.д. | 3 |
- Результативность реализации проекта
Дистанционное обучение в школе – идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у обучающихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления. В связи с этим отмечаются высокие результаты обучения и воспитания обучающихся за последние три года:
3.1 Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года.
В течение трех лет общая успеваемость обучающихся 5-11 классов составляет 100%.
3.2 Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года. Наблюдается тенденция к повышению качества обученности с 48 % в 2014-2015 учебном году до 53% в 2016-2017 учебном году. В 2016-2017 учебном году «качество знаний» обучающихся по итогам Всероссийской проверочной работы составило 53%.
3.3 Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней на 33%.
Обучающиеся, посещающие внеурочные занятия по информатике и математике – постоянные призеры всероссийских и международных дистанционных предметных олимпиад по этим предметам (Табл.2).
3.4 Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету (проектов, исследований, рефератов и др.).
Отмечается увеличение количества и повышение качества проектно-исследовательских работ учащихся. Проектные работы, рефераты выполнены по основным вопросам математической культуры, Интернет – технологий в математике и т.д.. Обучающиеся представляют на школьных, городских научно-практических конференциях 3-4 работы ежегодно. Работы отличаются глубиной знаний, научностью изложения, исследовательской направленностью, социальной значимостью (Табл.2).
Таблица 2
№ | Показатели | 2014-15 уч. г | 2015-16 уч. г. | 2016-17 уч. г. |
1. | Увеличение количества участников в предметных олимпиадах (кол-во участников/ кол-во призеров):
– школьные – муниципальные – окружные – всероссийские – международные |
8/1 -/- – 7/2 5/2 |
11/3 1/- – 10/5 5/1 |
12/3 1/- – 12/7 8/4 |
2. | Увеличение и повышение качества творческих работ обучающихся (проектов, исследований проектно-исследовательской деятельности)
(кол-во работ/кол-во призеров) – школьный уровень – муниципальный уровень – региональный уровень – всероссийский уровень |
5/3 2/- – – |
6/3 3/1 3/1 1/1 |
8/5 4/1 2/1 1/1 |
3.5 Результативность распространения данного опыта работы
Данный опыт работы был представлен:
- в рамках I Международного конкурса профессионального мастерства “Мастерская компетентностного обучения” (1 место) [2];
- в рамках II Международного конкурса “Педагогический марафон успеха” (1 место) [7];
- в рамках XI Всероссийского конкурса педагогов “Образовательный потенциал России” (II место) [1];
- в рамках городского конкурса профессионального мастерства среди педагогов образовательных организаций по созданию цифровых образовательных ресурсов «А я делаю так! – 2017» (II место) [8];
- на Всероссийском (с международным участием) фестивале методических идей «Инновационный подход к обучению и воспитанию» [9];
- в рамках участия в Международном научно – методическом проекте «Методичка.орг» [10];
- на Межвузовской заочной on-line конференции “Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в ВУЗе и школе” [11];
- на 4-м научно – методическом семинаре “Современные обучающие технологоии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС” [12].
3.6 Своевременное повышение квалификации.
Достижению высокой результативности как личной педагога, так и образовательной деятельности его обучающихся во многом способствует своевременное повышение квалификации педагога. В рамках подготовки и применения данного проекта было пройдено обучение на следующих курсах, семинарах повышения квалификации педагога:
- Современные информационные технологии в образовании в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (удостоверение, 72 ч., 2013г.) [13];
- Основы разработки электронных образовательных ресурсов (сертификат, 72 ч., 2014г.) [14];
- Современные обучающие технологии в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС (сертификат, 36ч., 2014г.) [15];
- Обучение с использованием социальных сетей (сертификат, 72 ч., 2016г.) [16].
4.Заключение
Современное обучение основывается на применении деятельностного подхода и электронной информационной образовательной среды образовательного учреждения, в которой, согласно требованиям ФГОС, должно быть организовано дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, как между собой, так и с другими организациями социальной сферы. В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что применение дистанционного обучения становится особенно актуальным. Кроме того, практика организации электронного обучения показывает, что материалы, первоначально приготовленные для проведения дистанционного обучения, используются затем в очном обучении, следовательно, происходит взаимная интеграция очного и основанного на использовании дистанционных образовательных технологий обучения.
- Список используемой литературы и интернет- ресурсов
- Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. – В 2-х частях, 2015
- Майоров А. Н. Мониторинг в образовании М.: Интеллект-Центр, 2013
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, 2017
- Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2013
- Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
- Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Пед. общ-во России, 2012
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – [Электронный ресурс]. URL:http://президент.рф/news/6683
- Концепция модернизации российского образования – [Электронный ресурс]. URL:http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
- ФГОС общего образования. – [Электронный ресурс]. URL:http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob 2/
- Канал на портале YouTube Школа им. Н.И. Лобачевского – [Электронный ресурс]. URL:
- Канал на портале YouTube Одесской частной гимназии для одаренных детей «Мрия урок» – [Электронный ресурс]. URL:
- Меташкола – школа для одаренных детей – [Электронный ресурс]. URL: https://metaschool.ru/
- Urokimatematiki.ru – [Электронный ресурс]. URL: https://urokimatematiki.ru/
- Олимпиадные задания по математике – [Электронный ресурс]. URL: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-matematike-5-klass-zadani/
- Приложение
Список ссылок на Web-страницы
[2] http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-5-klass
[3] http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-dostizheniya?lightbox=dataItem-iuryldn81
[4] http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-dostizheniya?lightbox=dataItem-iuryldrd1
[5] http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/platform?lightbox=dataItem-j2eo6iy9
[7] http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-dostizheniya?lightbox=dataItem-iuryldp7
[13] http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/endorsements?lightbox=dataItem-ius0nxtt