Автор: Москаленко Дарья Ивановна

воспитатель средней группы ГБОУ ЛНР «Антрацитовский учебно-воспитательный комплекс №2 имени Ивана Николаевича Проворченко»

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста на тему «В гости к сказке «Три медведя»

ГБОУ ЛНР «Антрацитовский  учебно-воспитательный  комплекс №2 имени Ивана Николаевича Проворченко»

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста на тему «В гости к сказке «Три медведя»

Подготовила:

Москаленко Дарья Ивановна 

 воспитатель средней группы

ЛНР  г. Антрацит 2024

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: развивать речь детей посредствам игровой деятельности и приобщения

к устному народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию.
  • Закрепить  умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев.
  • Учить детей дифференцировать предметы (мебели, посуды).
  • Формировать у детей восприятие  изображение на экране.

Развивающие:

  • Развивать речевую активность детей, побуждая их вступать в диалог.
  • Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать на него.
  • Развивать и закреплять умение детей сравнивать предметы (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий).
  • Развивать внимание и мышление.
  • Развивать крупную и мелкую моторику.
  • Развивать познавательную активность детей.
  • Расширять и активизировать словарный запас (посуда, мебель).

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству.
  • Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательное отношение к сказочным героям.

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, слайды презентации «В гости

к сказке «Три медведя», следы медведя вырезанные из бумаги, пазл с Варварушкой

(по одному на каждый столик), дидактическая картинка «Где чья чашка?» (для каждого ребёнка), дидактические картинки «Посуда и Мебель», сюжетные картинки по сказке

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; обыгрывание сказки «Три медведя» с помощью дидактической игры; складывание пазлов по сказкам; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок

 

Ход занятия

Организационный момент 

Ребята, вы любите сказки?

А хотите отправиться в гости к сказке?

Давайте возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова.

Раз,два,три, 

По кругу пройдись

И в сказке очутись!

(звучит сказочная музыка «В гостях у сказки»)

Тише, тише не шумите,

Сказку нашу не спугните,

Здесь бывают чудеса

Где же спряталась она?

Ребята, вот мы с вами, и попали в гости к сказке. А к какой сказке, скоро узнаем.

За лесочком на опушке 

Чья-то спряталась избушка. 

1 слайд «Избушка»

Мы сейчас пройдем к этой избушке. Но здесь есть чьито «следы». Они ведут к избушке. Чьи это следы интересно? Об этом вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? …      (Медведь)             

2 слайд «Медведь»

Давайте осторожно пройдём по этим следам

(Дети наступают на «следы», проходят и садятся на стульчики.)

Вот мы и  подошли  к  нашей  избушке.

3 слайд «Избушка»

Как вы думаете кто здесь живет?(ответы детей)       (слайд 2» Медведь»)

Вы правильно угадали, в избушке живёт медведь, и следы тоже были медвежьи, а зовут медведя Михайло Иваныч. 

4 слайд «Михайло Иваныч» 

Но живет Михайло Иваныч  не один, а со своей семьей

5 слайд «Семья медведя»

   А кто еще есть в семье у Михайла Иваныча?. . (Ответы детей).

6 слайд             (На экране появляется картинка  Настасья Петровна) 

7 слайд            (На экране появляется картинка Мишутка) 

Ребята, медведь приготовил для нас книжечку, давайте посмотрим на нее внимательно.

Воспитатель показывает детям книгу (сказку) «Три медведя» и спрашивает: 

«Кто догадался, какую сказку мы сегодня будем читать?» 

Воспитатель выслушивает ответы детей и спрашивает: 

«Почему ребята вы так думаете?»      (на обложке нарисованы три медведя). 

Вы правильно отгадали».  Воспитатель рассказывает детям сказку. 

Знакомство со сказкой 

Воспитатель читает текст сказки, сопровождая чтение показом иллюстраций.

       Одна девочка, звали её Варварушка, ушла из дома в лес. 

8 слайд            

В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

9 – 10 слайды
      Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. 

11 слайд

Один медведь был отец, звали его Михайло Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.
      Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
      В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. 

12 слайд

Варварушка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. 

13 слайд

Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
      Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, 

14 слайд

потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

14а слайд
      Варварушка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нем было неловко;

15 слайд

 потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. 

16 слайд

Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

17 слайд
      Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. 

18 слайд

Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иваныча, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишуткина. 

19 слайд

Варварушка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

20 слайд
      А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
       – Кто хлебал из моей чашки?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
       – Кто хлебал из моей чашки?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: 
       – Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?
Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
       – Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
       – Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
       – Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.

21 слайд
      – Кто ложился в мою постель и смял ее? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
      – Кто ложился в мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишутка подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
       – Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
       – Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

22 слайд
      Варварушка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Физкультминутка «Три медведя» 

Три медведя шли домой             (дети шагают на месте вперевалочку) 

Папа был большой, большой      (поднимают руки над головой) 

Мама с ним поменьше ростом    (вытягивают руки перед собой) 

А сынок – малютка просто           (руки перед собой – приседают) 

Очень маленький он был            (встают) 

С погремушками ходил                 (руки сжаты в кулачки) 

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!         (имитируют игру в погремушки) 

«Подумай и ответь» 

Воспитатель просит детей ответить на вопросы по содержанию сказки: 

Как звали девочку в сказке?       (Варварушка)

Как девочка заблудилась?          (искала дорогу домой)

Кто жил в доме?                         (три медведя)

Как звали медведей?                 (медведь – Михайло Иваныч, медведица – Настасья Петровна, медвежонок – Мишутка) 

Кто из них самый большой?      (Папа-Михайло Иванович) 

Кто из них поменьше?                (Мама-Настасья Петровна) 

Кто самый маленький?               (Мишутка) 

Где медведи нашли девочку?     (В кроватке Мишутки)

Как  Варварушка смогла убежать от медведей?           (Выскочила в окно)

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя», знакомство с мебелью в сказке

Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и просит детей ответить на вопросы: 

Сколько комнат было в доме? 

23 слайд                          (Рассматриваем 2 иллюстрации – столовую и спальню) 

Все ли стулья в столовой комнате были одинаковые? 

24 слайд                          (Рассматриваем иллюстрации столовой) 

Чей стул был самый большой? 

Чей стул был поменьше? 

А чей стул был самый маленький? 

Что случилось с маленьким стульчиком и почему? 

Что увидела девочка в другой комнате? 

25 слайд                            (Рассматриваем иллюстрацию спальни)

Сколько в спальне было кроватей? 

А чья кроватка больше всего понравилась Варварушке? 

Ребята, а вы знаете, чем питаются медведи?             (Варианты ответов детей) 

26 слайд «Мёд, малина»

А теперь мы посмотрим, что еще едят медведи

27 слайд « Мясо, рыба, грибы, орехи»

Как вы помните из сказки, однажды, медведи пошли в лес, чтобы сделать себе запасы на зиму.

В то время пока мишек не было дома, к ним ктото пришёл.

А кто к ним пришёл, давайте узнаем, собрав пазл 

                      (Дети собирают пазл с изображением Варварушки)

Ребята, а что делала Варварушка в избушке у медведей? (Ответы детей )

Давайте поможем девочке собрать всю посуду и всю мебель

            (Дети сортируют картинки по двум группам: «Мебель» и «Посуда»)

Расскажите, какая посуда есть у медведей в избе, какая мебель?

Ребята, вы молодцы, справились с заданием, а самое главное вы помогли Варварушке,  теперь давайте пройдем и сядем на свои стульчики.

Ребята, а давайте вспомним, где больше всего понравилось сидеть Варварушке?

 (на стульчике Мишутки)

28 слайд «Сравнение стульчиков по величине»

У Мишутки стульчик маленький, а у Михайла Иваныча (Большой.)

29 слайд «Сравнение кроватей: широкая – узкая, низкая – высокая»

У Мишутки кровать низкая, а у Михайла Иваныча (Высокая.)

А из какой чашки ел Мишутка? Давайте узнаем.

(на столиках у детей картинки с изображением трёх медведей и трёх чашек, детям необходимо стрелочкой (линией) соединить фигурки медведей с чашками разного размера)

Молодцы, хорошо поработали. Теперь отдохнем вместе с Варей.

Физ. минутка для глаз

Ела Варя и пила,                       (посмотрели глазками направо, затем налево)

На кроватку прилегла.            (прилегли на столики)

И уснула сладким сном          (закрыли глазки)

Тише, тише, не шумите,

Варю вы не разбудите.

Проснулась Варя.                     (поднялись, сели ровно)

Что за шум?                            (мимикой дети показывают удивление.)

Увидела медведей – испугалась. (мимикой и движениями показывают испуг.)

«Сложи сказку правильно»

Ой, ребята, Варварушка с испугу все картинки из этой сказки перепутала. Давайте поставим их на свои места. 

               (Дети на полу распределяют сюжетные картинки по порядку.)

Постарались вы ребята,

Верю, сказка очень рада.

В путь пора нам собираться

И со сказкою прощаться.

Давайте встанем в круг

Раз, два, три повернись, в нашей группе очутись!

Релаксация

Вам понравилось сегодня в сказке?

А в какой сказке мы сегодня побывали? Что делали?

Мимическая гимнастика: 

Почему мишку называют косолапым? (Неуклюжий, ходит, переваливаясь, ставя носки внутрь.)

Покажите, как ходят мишки.

 «Веселая Маша», «Удивленный Мишутка», «Сердитый Михайло Потапыч». 

Итог занятия

Что понравилось на занятии больше всего?