Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Метелевская Елена Борисовна

преподаватель МБОУДО ДШИ М.О.”Бологовский район”

Конспект открытого урока на тему: “Работа с начинающими в классе домры»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств » муниципального образования «Бологовский район»

Открытый урок

Тема: «Работа с начинающими в классе домры»».

Преподаватель  отделения

                                                                                    народных  инструментов:

                                                                                    Метелевская Е.Б.

г. Бологое  2024 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть

       1.Особенности начального этапа обучения игре на домре ………………..4

Заключение…………………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………………..9

Введение

Цель данного урока: организация инструментальных навыков на начальном этапе обучения игре на домре.

В последнее время поменялись приоритеты и ценности из которых выпали образование и культура, уступив место прагматическим ориентирам. Музыкальные школы забыли о каких-либо требованиях к поступающим и рады всякому, кто готов у них учиться. Поэтому пора перейти к более широкой философии музыкального образования, лозунгом которой будет понятие: «учиться музыке не для того, чтобы не бояться перемен, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии».

Образование – это способ воспитания себя, своего ума, своей способности воспринимать новое. Образование – это ключ к тому, чтобы не бояться перемен, музыкальное образование лучше, чем какое-либо другое способствует названным целям.

Ученые разных стран уже пришли к выводу , что музыка –это гигантский ускоритель общего развития ребенка. Дети, занимающиеся музыкой, значительно усидчивее, трудолюбивее и эмоционально устойчивее сверстников. Музыка развивает все виды памяти: зрительную, моторную, образную.

Такого рода общие рассуждения подтверждены множеством экспериментов, подтверждающих, что музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает невозможно. С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, с другой стабильны и их не легко сбить с толку; они умеют видеть как подать материал живо и подробно, и в то же время они могут отвлечься от подробностей и увидеть всю ситуацию в целом.

В нашей стране создана единая система начального музыкального образования для эстетического воспитания подрастающего поколения. Перед педагогами учреждения дополнительного образования стоит задача – сделать все возможное для формирования творческой личности.

  • Особенности начального этапа обучения игре на домре

Учитывая возрастной диапазон детей 7-14 лет, с которыми приходится работать, необходимо учитывать достижения возрастной физиологии. Зная биологические законы развития организма, учитель использует приемы, подходящие индивидуально к каждой личности. Безусловно творческий процесс – это живое духовное начало, и  здесь  всегда присутствует доля импровизации (нельзя начать строить дом с крыши), стать грамотным музыкантом, пропустив ступеньки в музыкальной азбуке.

 

Первый этап:

  • Знакомство с нотной грамотой;
  • Длительности нот;
  • Метроритм.

 

      Понятие «исполнительский аппарат» в широком смысле включает в себя комплекс разнообразных   элементов.  В первую очередь это постановка правой и левой рук, посадка исполнителя, устойчивое удержание инструмента, а также осмысленное и контролируемое исполнение.

       Правильная постановка исполнительского аппарата домриста имеет огромное значение, так как дальнейшая перспектива  развития и творческое         становление профессионального музыканта во многом зависит от этого фактора.  Наибольшего технического уровня музыкант может достигнуть только при абсолютной свободе и естественности исполнительского аппарата, при устранении излишних физических усилий. 

       Правильная постановка должна обеспечить постепенное приспособление рук  и всего организма ученика к инструменту, к условиям и требованиям игры, выполнению все более сложных движений, необходимых для решения технических и художественных задач.  Важно помнить, что у каждого ученика в постановке присутствуют  свойственные только ему особенности,  индивидуальные ощущения игровых движений, а также какие-то анатомические особенности. 

Руки человека – один из самых совершенных аппаратов, созданных когда-либо природой. По своим  возможностям они не имеют себе равных. Но вместе с тем, руки человека – очень хрупкий организм и потребительское, бездумное отношение к ним может привести к необратимым последствиям.
Горько наблюдать, как способные люди с прекрасными данными, хорошей формы руками не могут играть. Страшно смотреть на человека, на творческой деятельности которого медицина ставит крест. В связи с большим числом различных неполадок в работе рук и профессиональных заболеваний, этой проблемой были вынуждены заниматься и врачи, и физиологи, и музыканты. Ощущение мышечной свободы – вот первая задача, с разрешения которой и должно начинаться обучение музыканта.
      Аппарат домриста представляет собой часть опорно-двигательной системы, состоящей из пассивной части – костных звеньев и активной – мускулатуры. Средняя, мясистая часть мышцы называется мышечным брюшком: из двух её концов один называется началом, а другой – прикреплением мышцы. Концы мышц переходят в сухожилия. Сухожилие – плотная, упругая, параллельно-волокнистая соединительная ткань, всегда значительно более тонкая, чем мышца. В движениях домриста участвуют плечевой пояс, плечо, предплечье, кисть, пальцы и, в известной мере, принимает участие весь корпус (наклоны, покачивания).

Пьесы на открытых струнах:

– Т. Захарьина «Осенний дождичек»;

– И. Иорданский «Голубые санки»;

– И. Гравитис «Детская песенка».


      Важно помнить, что разные функциональные системы в человеческом организме независимы друг от друга. Например, между музыкальным слухом и моторной ловкостью нет однозначной связи. «Можно прекрасно и тонко понимать музыку, но плохо выражать её в движениях». Следовательно, при знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе и обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику так, чтобы образовалась кожная складка. Если эта складка ровная, значит признаков сколиоза (искривления позвоночника) нет. 

Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в ходе учебного процесса. Работая с учеником, нужно внимательно следить за его физическим развитием, и не только за тем, как он сидит за инструментом, но и за привычными позами – за тем, как стоит, ходит, бегает, как «держит спину». Не стоит забывать о наличии недостатков, которые бывают в строении рук, чтобы помочь ученику преодолеть их, в противном случае эти недостатки будут мешать учащемуся в процессе игры. Например, очень часто, в особенности у девочек, слабо развиты мышцы большого пальца рук. Их следует укреплять разными физическими упражнениями. 

Например:
Исходное положение – собранная рука
  а) поднимание и опускание большого пальца от его основания;
  б) на первую фалангу указательного пальца положить большой палец и   попеременно то напрягать его, то расслаблять;
  в) круговые движения большого пальца. Следить надо за тем, чтобы палец работал легко, без натяжения, а мышцы между основаниями пальцев оставались мягкими. Палец в суставе не сгибается, а кисть не напрягается.
        При работе с учеником важно учитывать, к какому типу относятся его руки. Они подразделяются на три вида: 1 – сухая, жёсткая рука; 2 – излишне гибкая, мягкая; 3 – средняя. При сухой руке нужно стремиться к расслаблению мышц и пластике движений при игре. При мягкой руке задачи совершенно другие: здесь нужно пытаться выработать собранность и руки, и мышц.

Работа с медиатором:

– Пол.н.п. «Два кота»

    Занимаясь с ребёнком в течение длительного времени, необходимо пристально наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональные заболевания неминуемо «подстерегут» учащегося.

      Предлагаемые ниже упражнения помогут снять напряженность в шейном отделе позвоночника:

1.Ноги – на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободны и немного  опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть ребёнка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки (здесь важно проследить, чтобы не был зажат шейный отдел).

2.Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно тёплых!) педагог осторожно помогает ученику делать небольшие, плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

Т. И. Вольская рекомендует делать с учеником ряд таких упражнений, как:

  1. расслабленное состояние мышц. Пониженный тонус. Ходим по комнате «как старушка»: тяжело ступая, ссутулив плечи, опустив голову. Руки висят как плети, тяжело раскачиваясь;
  2. активная мышечная свобода. Лёгкий тонус. Ходим «как пушинка»: легко, неслышно, но в то же время пружинисто ступая; голова приподнята, плечи слегка развёрнуты, руки разведены округло в стороны, как бы бережно неся две хрустальные вазы;
  3. смена тонусного состояния. На счёт «раз-два-три-четыре» сначала ходим «как старушка», затем на счёт «раз-два-три-четыре» ходим «как пушинка»;
  4. садимся на стул легко, «как пушинка», пружинисто и, главное, беззвучно, тихо (без скрипа стула). Приседая, голову и туловище не склоняем. Встаём со стула так же легко и беззвучно с поднятой головой и прямой спиной;
  5. сидя на стуле, меняем тонусное состояние с активного на пассивное на счёт, как в упражнении 4. Кисти рук при команде «сидеть как старушка» расслабленно роняем на колени. При команде «как пушинка» легко разводим в стороны, спину распрямляем.

      Благодаря этим упражнениям ученик быстрее овладеет своим телом и запомнит важнейшие для начала игровой деятельности ощущения – активного и пассивного тонуса. Случается, что у ребёнка младших классов стараются добиться предельно громкого, полного звука, но надо помнить, что сила приходит с годами и всего следует добиваться постепенно.

 Бывает и так, что ученик на уроке устал, но стесняется сказать об этом педагогу и, превозмогая усталость, продолжает играть утомлёнными руками, после чего в мышцах появляются болевые ощущения.

 Однако педагог должен знать, что в 6-10 лет руки и пальцы устают быстро, происходит это потому, что, хотя и идёт окостенение позвоночника, грудной клетки, конечностей, но хрящевой ткани ещё много. А вот возраст 11-14 лет подвергнут повышенной утомляемости из-за того, что физическое развитие идёт неравномерно и наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно сосудистой системы  .

    Болевые ощущение, как и усталость, могут распространяться по организму и охватывать всё новые и новые группы мышц: от пальцев боль перейдёт на запястье, от запястья – к предплечью, плечу и плечевому поясу, затем может перейти и на другую руку. В таком состоянии человек быстро утомляется. По различным причинам, музыкантам иногда приходится играть на инструменте, несмотря на болевые ощущения. Длительное пересиливание болевых ощущений может в конце концов привести к очень серьёзным органическим изменениям в мышечных и костных тканях, к нарушению работы двигательных центров или, при определённой расположенности – к психическим расстройствам. Все эти причины являются благоприятной почвой для возникновения профессиональных заболеваний рук, которым подвержены не только неопытные ученики, но и выдающиеся музыканты-исполнители.        

  Поэтому  каждый педагог в процессе работы с учеником подмечает его индивидуальные особенности и, исходя из них, планирует свою работу. 

Параллельно с постановкой рук идет процесс овладения нотным текстом. Обучение музыканта начинается с формирования у ученика представлений, развития слуха. Схема такая: вижу – слышу – играю – поправляю.

Знакомство с ладом и звуковысотностью происходит на основе самых первых пьесок. Даже самый несложный текст содержит как минимум три взаимосвязанных элемента, которые требуют мгновенного восприятия:

 – ритмический рисунок;

– соотношение по высоте;

– членение.

Изучение нотной записи лучше начинать с ритма. В пользу такого метода говорит обстоятельство физиологического свойства – звуковысотный слух у большинства детей развивается в последнюю очередь.

 

  Н. Бакланова «Этюд»

  М. Красев «Песенка зайчиков»

  Р.н.п. «Я на камушке сижу» обр. Н. Римского-Корсакого

 

Для педагога основными трудностями первоначального периода являются:

– организация игровых движений;

– наполнение смыслом разучиваемых произведений.

Воспитание целесообразных игровых движений является необходимым условием художественного исполнения, а культура этих упражнений в большей степени определяется их свободой, результатом будет правильное звучание.

 

Заключение

Именно в первые 2 – 3 года закладывается базис дальнейшего самостоятельного и осознанного освоения музыкальной культуры, поэтому первый этап требует от учителя постоянного усилия, повседневного размышления о том, как разнообразить урок. Учитель преследует цель начального периода – организация игрового аппарата. Ребенок не подозревает, что играя с ним педагог пытается решить задачу со множеством неизвестных:

– влюбить ребенка в музыку;

– воспитать чувство метроритма;

– привить навыки правильного звукоизвлечения;

– воспитать аппликатурную дисциплину;

– обучить музыкальной грамоте.

Наблюдения говорят, что главная опора учителя – это замечательное свойство детской психики: «неограниченная любознательность». Остальное зависит от педагога.

Потенциально мы не гении, но каждый должен быть на своем месте. Д.Ф. Ойстрах говорил: «Я ничему не смогу научить ученика, но вместе с ним мы можем многому научиться, вместе пойдем вперед… я помогу тебе научить самого себя, узнать свои сильные и слабые стороны».

 

                                          Список  литературы

  1. Ссылка на интернет  источники;
  2. «Хрестоматия балалаечника», младшие классы ДМШ, составитель В. Щербак  1996;
  3. «Хрестоматия домриста», ДМШ 1-3 класс, Педагогический репертуар  1989;
  4. «Юный домрист», составитель Н. Бурдыкина, Москва «Музыка», 1996.