автор: Киселева Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад №143” г. Рязань

Краткосрочная образовательная практика с детьми 4-5 лет “Повар”

 

Программа ПрофиКОП «Повар»

для детей 4-5 лет

Название Профи Коп «Повар»
Образовательное учреждение МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №143» города Рязани
Авторы  Киселева Елена Николаевна, воспитатель, высшая квалификационная категория
Возраст детей 4-5 лет
Количество занятий 4 занятия
Аннотация для родителей Дети познакомятся с профессией повара, узнают об основных трудовых функциях, познакомятся с профессиональной терминологией посредством ознакомления с предметами, используемыми в работе повара, научатся изготавливать печенье из теста (раскатывать с помощью скалки, вырезать формочками, украшать печенье по собственному замыслу).
Цель практики Знакомство детей с профессией повара, спецификой его работы.
Задачи 1. Познакомить детей с профессией повара, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками (мясорубка, кухонный нож, овощерезка, терка, разделочная доска, противень, электрическая плита) и правилах их использования.

2. Закреплять название и назначение специальной одежды повара (колпак, косынка, белый халат, фартук)

3. Познакомить детей с правилами безопасности на кухне.

4. Познакомить с процессом приготовления некоторых блюд (суп, каша, салат, котлета).

5. Расширять и активизировать словарь детей новыми словами: терминами-наименованиями предметов-помощников (терка, кастрюля, мясорубка, нож, половник, противень, скалка), блюд (суп, борщ, каша, котлета, запеканка); специальными глаголами (тереть, запекать, лепить, варить, жарить) и прилагательными (вареная, тушеная, овощная). 

6. Развивать любознательность, познавательную активность детей, трудовые навыки.

7. Воспитывать уважение к труду взрослых, интерес к здоровому образу жизни.

Количество часов
Количество участников 8-10 человек
Перечень материалов и оборудования 1.Фартуки

2.Формочки для вырезания фигур из теста

3.Разделочные доски и скалки

4. Тесто и формочки для вырезания

5. Продукты: мука, растительное масло, соль, сахар

6. Карточки с рецептами – алгоритмами

7. Книги рецептов

8. Мультимедийная презентация-мультфильм «Профессия «Повар» (интернет-ресурс https://youtu.be/qTD5a9NRlZs, https://vimeo.com/327541982)

9. Дидактические игры: «Что нужно повару для работы?», «Подбери продукты для салата (супа, борща)», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек»

10. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Повар»: посуда, плита, продукты, куклы.

Предполагаемый результат Дети среднего дошкольного возраста имеют представление о профессии – повар. Знают и называют посуду и инструменты, которыми пользуется повар при приготовлении пищи. Имеют представление о значении и результатах труда повара. Умеют раскатывать тесто и вырезать фигуры с помощью кулинарных формочек, знают назначение и правила безопасного обращения с кухонным оборудованием.
Список литературы, используемый при подготовке к краткосрочной образовательной практике – Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. – М.:- ТЦ Сфера, 2016. 

– Карпова И. Кем быть. Повар. – Издательство: Настя и Никита.

– Гордиенко Н., Гордиенко С. «Большая книга профессий»

Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?» – М., 2014 г.

– Харенко Г, К. Ткаченко «Мамины и папины профессии», – М., АСТ – ПРЕСС, 2008 г.

– «Профессии в картинках. Наглядное пособие для педагогов и воспитателей» Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром. ООО «Издательство ГНОМ, 2014 г.

 

Тематический план занятий

Тема 1. «Знакомство с профессией повар»

Цель: Формирование начальных представлений о профессии повар у дошкольников.

Задачи:

Дидактические: 

– формировать представления детей об основных трудовых функциях повара (подбор продуктов, необходимых для приготовления определенного блюда; подготовка продуктов (помыть, очистить, отварить или потушить); приготовление блюда); необходимом оборудовании (кастрюля, половник, разделочная доска, нож, противень и др.) и правилах их использования. 

– формировать представления детей о специальной одежде повара.

Развивающие: 

расширять и активизировать словарь детей новыми словами: терминами-наименованиями предметов-помощников (терка, кастрюля, мясорубка, нож, половник, противень, скалка), блюд (суп, борщ, каша, котлета, запеканка); специальными глаголами (тереть, запекать, лепить, варить, жарить) и прилагательными (вареная, тушеная, овощная); отвечать на вопросы полными предложениями.

Воспитательная: 

– воспитывать положительное отношение к труду взрослых и заинтересованность в результатах труда. Вызвать интерес к профессии повара.

 

Этап Содержание  Результат
Вводный (мотивационный) Проблемная ситуация: 

Обезьянка (игрушка) наблюдает за детьми во время завтрака. Затем спрашивает детей, что они кушали и пили (ответы детей). Обезьянка спрашивает с какого дерева они сорвали кашу, с какого бутерброд, с какого чай. Воспитатель с детьми обсуждают, откуда взялись блюда на завтрак. В ходе беседы выясняется, что все блюда готовит повар, он работает на кухне. Кроме каши и чая повар готовит много других вкусных и полезных для здоровья блюд – суп, борщ, солянку, картофельное пюре, котлеты, запеканку, различные салаты. 

Воспитатель предлагает узнать об этой профессии много нового и интересного и приглашает сходить на экскурсию на кухню.

Сформирован мотив деятельности детей, желание узнавать новое.
Основной Экскурсия на кухню

Дети вместе с воспитателем подходят к кухне. Рассматривают раздаточное окно, в которое выдают помощнику воспитателя приготовленные блюда.

Далее дети проходят на кухню, где их встречает повар Анна Владимировна. Повар знакомится с детьми, обращает внимание детей на спецодежду, в которой работают повара, наименование и назначение каждого предмета своей одежды.

Перед началом экскурсии повар знакомит детей с правилами безопасности на кухне.

Затем проводит экскурсию по всем помещениям кухни. Показывает, где хранятся разные продукты (крупы, макароны, сахар, мука и т.д. – на полках; масло, сыр, сметана и т.д. – в больших холодильниках) и сырые овощи. Обращает внимание детей на то, что для приготовления тог или иного блюда требуется определенное количество продуктов, которое взвешивается на весах. 

Далее дети рассматривают отделение, где овощи и фрукты моются и готовятся к переработке.

Повар показывает и рассказывает какие предметы-помощники облегчают труд повара: мясорубка, терка, хлеборезка, измельчитель овощей, кипятильник для чая и др. Повар демонстрирует детям работу измельчителя овощей (измельчают картофель для супа, затем трут морковь для супа). Обращает внимание, что насадки в нем меняются в зависимости от вида овоща, показывает их.

Далее дети переходят непосредственно в зал, где готовят блюда. Дети рассматривают огромные электрические плиты, на которых в огромных котлах варится суп. Из духовки достает противень с готовыми котлетами, которые дети будут кушать на обед.

Повар рассказывает, что работать поваром можно после получения специального образования.

Дети прощаются с поваром и возвращаются в группу.

Расширение представлений детей о профессии «Повар», о трудовых функциях повара. В речи дети употребляют названия предметов-помощников повара (кастрюля, половник, разделочная доска, нож, противень и др.), блюд (суп, борщ, каша, котлета, запеканка).
Заключительный  Обобщающая беседа.

Воспитатель спрашивает детей:

– Где мы с вами сегодня были?

– Что делает повар?

– Какое оборудование и инструменты необходимы повару?

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Дети узнали какая специальная одежда повара, познакомились с предметами каждого помещения пищеблока.

 

Тема № 2 «Мы с мамой готовим дома» 

Цель: Обогащение представлений детей о профессии «Повар»

Задачи:

Дидактическая: 

– систематизировать знания, полученные на предыдущей встрече 

– расширять и обогащать знания детей о продуктах питания, их пользе и способах приготовления

Развивающая: 

– закреплять навыки правильного использования предметов и инструментов по назначению

расширять и активизировать словарь детей новыми словами: наименованием блюд; продуктами, используемыми при приготовлении; словами, обозначающими специфические действия при приготовлении (смешивали, всыпали, взбивали и т.д.)

Воспитательная: 

– воспитывать положительное отношение к труду

– пробуждать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со взрослыми.

 

Этап Содержание Результат
Вводный (мотивационный) Проблемная ситуация:

Обезьянка делится с детьми положительными эмоциями от посещения кухни и работы повара. Однако спрашивает детей о том, что же они едят дома вечером и в выходные.

Воспитатель предлагает детям рассказать обезьянке, кто готовит пищу дома.

Сформирован мотив деятельности детей, желание ответить на вопрос игрушки
Основной  Предварительная работа: воспитатель просит родителей оформить фото или видео презентацию «Готовим дома»

Воспитатель предлагает детям и обезьянке посмотреть фото и видео материалы по теме «Готовим дома», которые родители оформили заранее.

1. Просмотр видео «Лиза жарит папе яичницу»

2. Просмотр видео «Матвей с мамой пекут яблочный пирог»

3. Рассматривание фото вернисажа «Николина жарит сырники»

4. Просмотр видео «Валентин с мамой пекут торт Елочка»

Расширение представлений детей о процессе приготовления различных блюд (продукты, используемые в рецепте, технология приготовления). 

Дети используют в речи специальные глаголы (разбивать, взбивать, нагревать, смешивать, добавлять)

Заключительный  Дети совместно с педагогом обсуждают: 

– название блюд, представленных в видео;

– набор продуктов для каждого блюда;

– этапы приготовления каждого блюда.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»

Умение анализировать свою деятельность

 

Тема № 3 «Кулинарная книга» 

Цель: Дать детям первоначальные представления о рецептах блюд, о наличии специальных кулинарных книг, их разновидностях.

Задачи:

Дидактическая: 

– познакомить детей с разными видами кулинарных книг, с некоторыми рецептами;

– закреплять правила безопасного поведения при приготовлении пищи;  

– закреплять знания детей об использовании специальной одежды на кухне.

Развивающая: 

– развивать разговорную речь и эстетический вкус;

– развивать познавательные способности.

Воспитательная: 

– воспитывать уважение к профессии повара.

 

Этап Содержание Результат
Вводный (мотивационный) Проблемная ситуация:

Обезьянка сообщает детям, что ей очень понравились фотографии и видео ролики детей о приготовлении блюд дома. Она решила тоже приготовить дома блюдо. Взяла колбасу, сыр, творог, сметану, и все это решила сварить в кастрюле. Так быстрее получится. Но у нее получилось не понятное блюдо и невкусное. Обезьянка очень расстроилась.

Она спрашивает у детей, как узнать из каких продуктов готовится блюдо? В какой последовательности? 

Воспитатель предлагает детям помочь обезьянке.

Сформирован мотив деятельности детей, желание узнавать новое, 
Основной Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как они выбирали продукты, которые положили в свое блюдо. Кто им в этом помог?

Дети рассказывают, что они готовили любимые ими блюда, а помогали и подсказывали мамы.

Воспитатель спрашивает, откуда мамы узнали, как называется блюдо и какие продукты необходимо в него положить? Дети затрудняются с ответом.

Воспитатель рассказывает, что все продукты прописаны в рецептах, которые записаны в специальные поварские книги. Показывает разные рецептурные книги и блокноты: «Книга о вкусной и здоровой пище», «Рецепты салатов», «Как приготовить запеканку». Дети сравнивают размеры книг, рассматривают иллюстрации.

Воспитатель сообщает, что у каждой хозяйки имеется своя «Книга рецептов», куда записываются понравившиеся рецепты.

Затем воспитатель напоминает детям, что на кухне необходимо соблюдать правила безопасности. Просит детей вспомнить, какими предметами-помощниками они пользовались на кухне и рассказать обезьянке, как с ними безопасно обращаться.

Обезьянка рассказывает детям, когда она готовила свое блюдо, очень перепачкалась. Дети напоминают об использовании на кухне специальной одежды, о которой обезьянка забыла.

Расширение знаний детей о процессе приготовления различных блюд (существование рецептов)

Сформирован навык безопасного поведения при приготовлении блюд и использование специальной одежды

Заключительный  Подведение итогов

Воспитатель вместе с детьми обсуждают:

– названия каких блюд они узнали

– где можно узнать новый рецепт, и какие продукты надо положить в блюдо

Дидактическая игра «Подбери продукты для салата (супа, сырников)»

Дети узнали о наличии книг с рецептами блюд, закрепили знания правил безопасного пользования предметами-помощниками

 

Тема № 4 «Я пеку, пеку, пеку…»

Цель: Обучение детей самостоятельному изготовлению и декорированию печенья из теста.

Задачи:

Дидактическая: 

– научить самостоятельно изготавливать печенье из песочного теста, украшать его по собственному замыслу

Развивающая: 

– закреплять навык использования специальной одежды при изготовлении печенья

– закреплять гигиенические навыки: закатывать длинные рукава, мыть руки с мылом перед работой и после работы

– развивать навык правильного использования оборудования и инструментов по назначению, развивать художественно – эстетическое восприятие при изготовлении и декорировании кондитерского изделия.

 

Воспитательная: 

– воспитывать желание трудиться, умение оценивать результаты своей деятельности и товарищей.

 

Этап Содержание Результат
Вводный (мотивационный) Проблемная ситуация

Обезьянка жалуется детям, что ее друзья просят устроить им праздничное чаепитие, но она не умеет готовить угощение. Просит ребят помочь ей. 

Воспитатель предлагает детям помочь обезьянке самим изготовить печенье из песочного теста. И затем угостить не только друзей обезьянки, но и устроить свое чаепитие, а также угостить печеньем поваров.

Сформирован мотив деятельности детей, желание участвовать в совместной деятельности 
Основной  Перед началом работы воспитатель уточняет у детей из чего изготавливают печенье (из теста), как сделать тесто. Затем демонстрирует детям изготовление теста, а затем вырезание печенья разной формы из раскатанного скалкой пласта. Все свои действия воспитатель сопровождает пояснениями.

Затем предлагает детям самим изготовить печенье. Перед началом работы напоминает детям правила работы на кухне:

– закатать длинные рукава,

– надеть специальную одежду (фартук, колпак или косынку),

– тщательно вымыть руки с мылом.

После этого дети рассаживаются за столы и работают со своим куском теста самостоятельно: аккуратно раскладывают на столе подальше от края, раскатывают скалкой. В ходе деятельности воспитатель и помощник воспитателя оказывают индивидуальная помощь тем, у кого возникают затруднения. Затем каждый самостоятельно выбирает формочки и вырезает печенье.

Воспитатель предлагает готовые изделия украсить по своему желанию. 

После окончания работы воспитатель вместе с детьми и обезьянкой рассматривают готовые изделия, хвалят детей за аккуратность, творчество, проявленное в украшении.

Далее воспитатель складывает печенье на поднос и относит на кухню для выпечки. 

Затем каждый наводит порядок на своем рабочем месте: убирают скалки, кусочки теста, моют руки и снимают спецодежду.

Сформирован навык изготовления песочного печенья, сформирована заинтересованность в результатах своего труда
Заключительный  После того, как печенье испечется, воспитатель вместе с детьми вдыхают его аромат, еще раз любуются плодами своих трудов. Угощают печеньем обезьянку. Откладывают угощение для поваров.

Организуется чаепитие (если позволяет время). Если времени нет, оно переносится на вечернее время. 

Дети имеют представление о технологии изготовления печенья