Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Григорьева Татьяна Владимировна

учитель музыки ГБОУ средняя общеобразовательная школа №707 Невского района Санкт-Петербурга

Разработка открытого урока во 2 классе «Оперетта и мюзикл»

УРОК МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ «ОПЕРЕТТА И МЮЗИКЛ».

Педагогические цели Способствовать ознакомлению с музыкально-театральными видами искусства – оперетты и мюзикла; содействовать  формированию  представлений об удивительном мире театра, развитию творческих способностей, умения связывать жизненные впечатления с музыкальными образами в произведениях Штрауса, Рыбникова, Гладкова; определять характер и настроение музыки; создать условия для развития умения  вслушиваться в произведение, воспитания любви к прекрасному.
Тип урока Изучение и закрепление новых знаний и способов действий. Урок-путешествие в театр оперетты и мюзикла
Проблема урока Какие музыкальные спектакли можно увидеть в театре? Что такое оперетта? Что такое мюзикл?
Планируемые результаты (предметные) Узнают: названия театров оперетт и мюзикла, особенности музыкального жанра «оперетта»; смысл понятий и музыкальных терминов оперетта, мюзикл, симфонический оркестр, музыкальный диалог, хор, солист, певец, танцор, дирижёр, художник-декоратор.

Научатся: называть композиторов, их произведения (оперетта И. Штрауса «Летучая мышь); дирижировать фрагментом вальса, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы героев;

определять характерные для оперетты и мюзикла средства музыкальной выразительности.

Получат возможность научиться: эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперетты; рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых мюзиклов; разыгрывать разученные на уроке постановки, принимают непосредственное участие, исполнять вокальные композиции

Личностные результаты Реализовывают творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального музицирования; умеют ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные: контролируют и оценивают свою учебную деятельность; осуществляют рефлексию способов и условий действий; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Познавательные: обдумывают замысел и реализовывают его в исполнении.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии; учитывают  эмоциональное восприятие музыки других учащихся; формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы.

Основное содержание темы, понятия и термины Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных и сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Театр оперетты. Мюзикл. Симфонический оркестр. Дирижёр. Развитие музыки в исполнении.
Образовательные ресурсы Портреты И. Штрауса, Н. Рыбникова, видеофрагменты оперетты и мюзикла.
Музыкальный материал Фрагменты из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, из кинофильма «Большой вальс», из мюзикла Н. Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад», Приключения Буратино» 

 

СЦЕНАРИЙ УРОКАМУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ «ОПЕРЕТТА И МЮЗИКЛ»

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы и методы контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения
1 2 3 4 5
1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент.) Приветствует учащихся. (поют с учителем)

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

-Я вас рада видеть!

-Мы вас тоже!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Личностные:

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальная. Наблюдение
2.Постановка учебной задачи – Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир! А попадем мы в него после того как отгадаем загадки.

(после каждой загадки. На интерактивной доске будет картинка с подписью ответа) СЛАЙД 1 (заголовок Театр)

1. Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет и песни сочиняет? (Композитор)

2. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

3. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре лучше всех  (Дирижёр.)

4. В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, существует,

Площадка особая – …(Сцена)

5. Чтоб смотрелось представленье интереснее

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие… (Декорации)

6. Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

А актёрам, в благодарность,

Дарим мы… (Аплодисменты)

-Куда же мы отправляемся?  (В театр) 

Слушают учителя, знакомятся с темой урока; предлагают формулировки учебной задачи Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя Фронтальная. Устный опрос
Музыкальные театры – А какие бывают театры?

-А в какой театр мы на уроке музыки можем с вами отправиться? (музыкальный)

Какие именно слова вас подталкивают что это музыкальный театр?

Сцена есть в любом театре, декорации тоже, так же как и аплодисменты, тогда  какие же слова вам помогли понять?  

Чем музыкальный театр может отличаться от других театров? 

Дети: В муз. театре проходят спектакли, звучит музыка, там танцуют и поют. 

Сегодня, мы услышим ОПЕРЕТТУ и МЮЗИКЛ. 

Знакомы ли вам эти жанры?

Значит, какую цель мы можем перед собой поставить?

– Чтобы попасть в театр, в первую очередь, что необходимо сделать? (Купить билет).

– Чтобы его получить вам нужно будет послушать утверждения и решить верны они или нет, если вы считаете что утверждение верно то вы поднимаете зелёную карточку, если же утверждение не верно то тогда вы поднимаете красную.

Балет – это музыкальный спектакль где все действующие лица танцуют. (верно)

Опера – это музыкальный спектакль где все действующие лица поют.(верно)

Мажор – это грустный лад в музыке.(не верно, светлый лад)

Композитор это человек, который пишет стихи.(не верно, пишет музыку).

Музыка записывается словами. (не верно, нотами)

Нот всего 7. (верно)

Руководит оркестром пианист. (не верно, дирижер)

– Вы прекрасно справились с заданием, и получаете билет. 

Слушают рассказ учителя, 

смотрят презентацию.

Слушают подготовленный рассказ одноклассников. Отвечают на вопросы учителя по новой услышанной информации

Познавательные: используют слайды Презентации для решения учебной задачи.

Личностные: воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся

Фронтальная.  Наблюдение

Выполнение физминутки

3.Усвоение новых знаний и способов действий

Оперетта

Видеофрагмент из оперетты «Летучая мышь»

Видефрагмент из кинофильма «Большой вальс»

Физкультурная минутка

Вот вы получили билеты на музыкальное представление, давайте посмотрим что же там написано. (какого числа состоится, во сколько, где, номер  места)

 подчеркните название музыкального представления ,а название жанра обведите.

Ребята, где здесь название самого спектакля, оперетта что это?

Мы с ним знакомы?( нет)

Вот мы сегодня с ним и познакомимся.

А начнем мы наше знакомство с самого популярного произведения австрийского композитора Иоганна Штрауса. Перед тем как знакомиться с музыкальным произведением Стефания расскажет  о композиторе. Слушайте внимательно, так как после сообщения вы будете отвечать на вопросы по содержанию текста. 

Сообщение ученика:

Иоганн Батист Штраус родился в Вене в семье известного композитора и дирижёра. С 19 лет он начал выступать как дирижёр собственного оркестра. Для него он любил сочинять танцевальную музыку: польки, мазурки, а особенно вальсы. Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки. Но основное место в творчестве Иоганна Штрауса занимает оперетта. Всего им создано 16 оперетт. Особую популярность получила «Летучая мышь».

Сейчас я хочу проверить внимательно вы слушали ….

1- Где родился?

2- Во сколько лет начал выступать как дирижер собственного оркестра?

3- Сколько он написал оперетт?

Молодцы, 

– Ребята, вовремя просмотра фрагмента вы должны будете найти чем оперетта похожа на балет и оперу? 

Итак, занавес открывается!

Давайте рассуждать, что делали актеры во время спектакля? (Они и пели, и танцевали, и говорили). 

Чем похожа на балет? (танцуют)

Чем похожа на оперу?( поют)

Какое настроение было у музыки

Давайте сделаем вывод: 

Оперетта – это музыкальное произведение, в котором действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают.(эта фраза будет на слайде с картиной из оперетты.

Учитель: Молодцы. Оперетта – легкий, комедийный жанр. «Оперетта»-означает буквально маленькая опера. Родилась оперетта в Париже.

Как вы понимаете словосочетание комедийный жанр, какое может быть настроение у музыки в этом жанре? (ВЫВОДИМ на НАСТРОЕНИЕ) 

Музыку, которую вы услышали, вы слушаете каждый день? 

Где вы можете её услышать?

Кто знает, как называется такая манера пения? (академическая) (классическая)

То есть мы можем сделать вывод оперетта – это не современный жанр, он появился давно.

Исходя из всего того, что мы узнали про оперетту давайте отметить её отличительные признаки. 

1. Оперетта – музыкальное произведение, в котором действующие лица поют, танцуют, разговаривают.

2. Оперетта – комедийный жанр.

3. В оперетте –  исполняются классические музыкальные произведения

4. Симфонический оркестр исполняет музыку под управлением дирижёра.

Профориентационный момент. 

Дирижер – руководитель оркестра или хора. (какие навыки должен иметь дирижер (педагог, психолог, знание музыкальной литературы, имеет хороший музыкальный слух), разговор с детьми о профессии дирижёра. О необходимости и важности этой профессии в мире.

Физминутка

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем. (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

Слушают рассказ учителя, подготовленный рассказ ученика. Личностные: проявляют интерес к культуре и истории; положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; воспринимают речь учителя Фронтальная.

Наблюдение

Мюзикл Посмотрите, ребята, что это? (афиша)

Что такое афиша? (реклама спектакля)

А чем афиша отличается от билета?

Что на ней написано? (когда состоится, где, во сколько.)

А в нашем театре сегодня прозвучит еще одно муз. произведение, но уже другого жанра?

У вас на столах лежит текст его сейчас прочитают Вика и Володя. Вы внимательно слушайте, потому что после прослушивания вы будете отвечать на вопросы по тексту.

Вика – Мюзикл – развлекательное театральное представление, в котором соединяются различные жанры искусства – современная музыка, танец, драма и изобразительное искусство.

Володя – Оперетта из Парижа незаметно перелетела за океан, в Америку. Там она стала называться мюзиклом, что в переводе с английского означает «музыкальный».  В отличие от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и драмой. 

Вика  – Мюзикл сформировался под влиянием оперетты, и  как жанр родился в Америке, в начале 20 века.

Вопросы:

Что соединяется в мюзикле?

Что обозначает в переводе с английского слово «мюзикл»?

Из какого музыкального жанра сформировался мюзикл?

В какой стране появился МЮЗИКЛ?

Давайте проверим как у вас получилось справится с этим заданием. 

В России мюзиклы появились в середине 20 века и пришлись по вкусу публике всех возрастов. Русский композитор Алексей Рыбников написал мюзикл «Волк и семеро козлят» на новый лад, то есть, по-новому. 

Давайте вспомним сюжет сказки (дети вспоминают).

Хорошо, я вам предлагаю разыграть и принять участие в постановке. 

Слушают рассказ учителя

подготовленный рассказ учеников.

Дети отвечают на вопросы.

Смотрят и разыгрывают сами мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад»

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:  овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств ее реализации в разных формах и видах музыкальной деятельности; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; определяют наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; овладевают навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров  соответствии с целями и задачами деятельности.

Коммуникативные:

Осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки

Фронтальная. Устный опрос, дирижирование, слушание
4.Закрепление знаний и способов действий Ну что ж ребята, с какими музыкальными жанрами мы сегодня познакомились в музыкальном театре? (оперетта и мюзикл)

Оперетта

1. Оперетта – музыкальное произведение, в котором действующие лица поют, танцуют, разговаривают.( при сопоставлении задать вопрос что здесь все же важно в оперетте если это музыкальное произведение, и что важно в мюзикле если это театральное представление?)

2. Оперетта – комедийный жанр.

3. В оперетте –  исполняются классические музыкальные произведения.

Мюзикл

1.Мюзикл – театральное представление, в котором действующие лица поют, танцуют, разговаривают. 

2.Мюзикл – не только комедийный жанр, но и драма(где герои переживают, с ними происходят разные события, которые влияют на их взаимоотношения. Они могут не только смеяться, но и плакать, расставаться, радоваться и т.д.)

3.В мюзикле используются современная музыка.

Слушают фрагменты оперетты, мюзикла, определяют, жанры музыкальных спектаклей. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Фронтальная.

Устный опрос

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Итог урока:

Ну что, дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми музыкальными жанрами, посмотрели в чем их различия, а самое главное научились их различать.

А вы бы на какое все таки представление пошли на мюзикл или на оперетту?

Кто пойдет на оперетту поднимите руки

Кто пойдет на мюзикл поднимите руки

Скажите, а где вы знания полученные на уроке сможете применить?

Давайте представим, вы проходите мимо театра музыкального и видите там две афиши- мюзикла и оперетты, вы, уже с полученными знаниями, сможете понять куда бы вы больше хотели сходить?  

Домашнее задание нарисовать афишу к любому музыкальному спектаклю о которых шла речь на уроке.

Наш урок уже подошел к концу, спасибо вам за хорошую проделанную работу над новой темой.

Отвечают на вопросы устно. Получают задание о создании дома театральной афиши. Регулятивные:

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Фронтальная. Устный опрос

Письменный опрос