Автор: Галимова Гульгеня Анваровна

Воспитатель «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» города Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта работы.

Галимова Гульгеня Анваровна,

 воспитатель МБДОУ «Сказка»

                                                                            г. Буинска Республики Татарстан

Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста: из опыта работы

 В последние время проблема  окружающей  среды  превратилась  в  остро распространенную проблему. Обострение экологической проблемы и необходимость их преодоления ставит задачу в просвещении населения по формированию экологического сознания, культуры природопользования.

Нам необходимо понимать, что человек связан с природой и зависит от нее, что  в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание — это значит сформировать  у детей осознанно правильное отношение к объектам природы. Мы взрослые должны помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, необходимый всем, беречь и охранять. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. С этой задачей мы можем справиться, если с раннего возраста активно начнем приобщать ребенка к миру природы.

К.Д. Ушинский определял природу как один из “могущественных агентов в воспитании человека”. Он считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить.    Именно в детстве надо развивать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Дошкольная образовательная организация является первым звеном непрерывного экологического образования, поэтому я поставила перед собой цель:помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе, решая через следующие задачи:

– формирование системы конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы;

воспитание у детей способности воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы, умения бережно относиться к ней; 

 участие детей в посильной для них деятельности по охране и защите природы.

Экологическое   воспитание   детей   проходит  через  весь  педагогический процесс: и в повседневной жизни, в свободной деятельности, и в специально подготовленной совместно организованной деятельности. 

В реализации задач экологического воспитания  большое значение имеет не только хорошо организованное природное окружение – это конечно уголок природы в группе,  правильно оформленный  участок для прогулок, дающие возможность постоянного общения с природой, огороды, для приобщения детей  к регулярному труду, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, но и чтение литературы, игры, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

В переводе «экология» означает «наука о доме». Для наших малышей дом в детском саду  начинается с группы, поэтому в группе был создан “маленький естественно природоведческий  уголок” (в современном понимании – уголок природы). Здесь дети познакомились с комнатными растениями, с условиями необходимыми для их роста и развития, потом сами  участвовали в пересадке растений и следили за их произрастанием. Все наблюдения отмечались в календаре, делались  зарисовки.  Для наблюдений за животными просматривали с детьми передачи о животных, энциклопедии, читали художественную и научную литературу, наблюдали и ухаживали за домашними животными: кошка, собака, хомячки, черепахи. Во время живых наблюдений ребенок учится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с ними. Заботливое отношение к животным у маленьких детей закладывается при организации систематических длительных контактов и общения с ними. 

 Уголок природы также служит местом для разнообразных опытов. Имеется необходимое оборудование: коробочки с песком, глиной, землей, совочки, формочки, печатки, микроскоп для работы с природным материалом (водой, снегом, листьями, плодами).  Дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Чаще опыты проводятся в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия.Важно, в результате опыта обучать детей рассуждать, делать умозаключения. Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим  мы с детьми учились различать предметы природного мира – дерево, камень, шерсть, и рукотворного мира – пластмасса, стекло, железо – дети должны были назвать предметы, сделаны из этих материалов, для чего они нужны. При совместной деятельности «Приготовление морса»  дети узнали, что из свежих фруктов, можно еще получить сухофрукты, варить компоты, варенья, то есть, используя богатства природы, человек научился создавать окружающий мир во благо себе. Полученные знания закреплялись играми: «Узнай по вкусу», «Повар», «Из чего сделано», «Цепочка» и др.

 На территории детского сада имеется экологическая тропа с картотекой природных объектов и речевым материалом к ним. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Знакомя детей с экологической тропой, мы наблюдали за деревьями, кустарниками разных пород, возраста, формы, различными насекомыми: муравьями, бабочками, жучками. На небольшой полянке, в виде солнышка, расположились лекарственные растения. Дети узнали, что многие растения, которые просто растут в лесу, полезны и лечебны.  А на одной из берез, мы с детьми заметили гнездо. В ходе наблюдения дети узнали какой оно формы, из чего сделано, из какого материала, какая птица поселилась, слушали писк птенцов, смотрели, как мать кормит их. 

 После этого малыши и их родители приняли активное участие в изготовлении кормушек для птиц.

 Очень радует глаз цветущие растения на клумбе.  Они были подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменялись другими. Детям разрешили прополоть цветы, подрыхлить, полить, с каким удовольствием и старанием они приняли участие.  Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки (знакомить детей с изменениями природы по сезонам, продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом людей), 

 Интересно проводить  экологические занятия, различные игры и упражнения («Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных») и одновременно полезно  для оздоровления детей на свежем воздухе.  

Одной из интересных форм организации работы по экологическому воспитанию  являются экскурсии. Находясь в лесу, парке, на берегу озера можно одновременно знакомить детей с растениями, животными и с условиями их обитания,  что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Вместе с детьми мы собирали разнообразный природный материал для последующих работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. 

На занятиях я часто использовала художественное слово, так как художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми  беседовали, рассуждали, по глазам детей можно было определить, какие чувства испытывали они: сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Конечно, приятно, когда дети после прочитанного  задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А ему кто-нибудь поможет?», «А давайте возьмем его к себе?», «А почему он остался один?» Очень важно донести до детей смысл произведения. 

Также полезно привлекать детей участвовать в конкурсах и выставках: «Осенний калейдоскоп», «Необычный урожай», «Мир глазами детей», «Парад снеговиков», «Мини-музей цветов» и другие. Малыши  старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.За совместную работу, дети и родители получили благодарность и сюрпризы. Результатом правильного экологического воспитания   является  эстетическое удовольствие, восхищение  детей   при  восприятии  природы, в практической готовности участвовать  в  создании  необходимых условий для живых существ, которые  находятся   в  ближайшем  окружении, готовности предотвратитьихгибель.                

Природу нужно  видеть,  любить,  воспринимать  всей  душой, замечать еекрасоту, слышать звуки, движения, запахи. Все это многообразие формирует сенсорный опыт ребенка, что является основой интеллектуального развития. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!

Список использованной литературы:

  1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6.- С. 16-20.
  2. Егоренков  Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2001.
  3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.