Автор: Букрина Юлия Алексеевна
учитель ГОБОУ «ЦАО»
Эмоционально- смысловой подход в работе с детьми с РАС.
В своей работе с детьми с РАС я использую эмоционально-смысловой подход.
Эмоциональный, потому что основное средство помощи ребенку – это совместное проживание и эмоциональное осмысление происходящего.
Смысловой, потому что основная задача – накопление и осмысление опыта ребенка, такого, который сможет стать опорой для развития активных и дифференцированных отношений с окружающим миром.
Эмоционально-смысловой подход включает три этапа работы:
-установление эмоционального контакта с ребенком
– вовлечение ребенка во взаимодействие
– совместное осмысление происходящего.
Конечно же игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Для ребенка с нормой, игра представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий.
Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с РАС. Дошкольники с РАС не играют так, как играют обычные дети, их игра всегда автономна и стереотипна.
Они не допускают в свою игру других людей; в тоже время не включаются в игры, предложенные ему взрослым или другим ребенком.
Если понаблюдать за детьми они постоянно перемещаются по группе или детской площадке от одного предмета к другому, из стороны в сторону при отсутствии целенаправленных действий, со стороны это смотрится как хаотичное, беспорядочное движение.
Некоторые дети с РАС могут вовлекаться в общую беготню на детской площадке, вместе с другими детьми кататься с горки, но игры с сюжетом, как и игры с правилами им не доступны.
Они живут в «другом мире» и на любое вторжение реагируют негативно, не принимая никакой новизны. Дети отворачиваются, могут протестовать, плакать и контакт с ними становится невозможен. Дети с аутизмом без специального обучения не могут участвовать даже в таких простых играх как прятки и салочки.
Для детей с выраженным аутизмом аутостимуляция заменяет игру и становится их образом жизни.
В эмоционально- смысловом подходе вовлечение ребенка в разделённое переживание и трансформация аутостимуляции в игру считается базовым условием нормализации его психического и социального развития.
Такая работа является первичной по отношению к другим видам коррекционной помощи при аутизме (в том числе- к обучению навыкам).
Она закладывает основы развития эмоциональной саморегуляции, вносит смысл в события, происходящие с самим ребенком и вокруг него, формирует у него мотивы и способы взаимодействия с окружающим миром и людьми, обеспечивает создание устойчивых эмоциональных связей.
Поэтому я в своей работе не вторгаюсь, а присоединяюсь к миру ребенка, постепенно дополняю его новыми красками (новыми движениями, словами)
Любое присоединение взрослого к аутостимуляции аутичного ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того, взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, – постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.
Например, если ребенок застыл у окна, воспитатель комментирует то, что он видит: идет снег, едут машины, идут прохожие, качаются от ветра деревья и т.д.
Если начинает выстраивать ряд кубиков, мы проговариваем: «Вот какой длинный поезд получился! Много -много вагонов!». Со временем можно отмечать цвет вагончиков, пересчитывать их, перевозить в них грузы, животных и т. д.
Ребенок машет руками, педагог интерпритирует эти действия как игру «Птички летят» или «Вертолет взлетает».
Ребенок бегает по кругу- присоединяемся к нему, играем в «Догонялки». Совсем не обязательно бегать с ребенком, просто когда он пробегает мимо воспитателя ловить его.
Ребенок лежит на полу и трясет руками и ногами «Жук, жужжит и встать не может…»
Если ребенок «застрял у двери» открывая и закрывая ее, можно встать за дверь, и переглядываясь с ребенком произносить «ку-ку», всякий раз как он открывает дверь, или обыграть сказку «Теремок», пусть звери стучат в дверь и просятся в теремок.
Конечно не каждый вид аутостимуляции стоит обыгрывать, но всегда можно использовать стереотипные пристрастия ребенка, чтобы наладить с ним эмоциональный контакт.
К каждому действию аутостимуляций можно подобрать короткие стихи и читать их в ритме раскачиваний, вращений, постукиваний ребенка, со временем постепенно расширяя упрощенную изначально речь.
Мы играем в игры из ранних форм взаимодействия, это «потешки», «ладушки», «коза рогатая», «давай коза попрыгаем…». Важная задача для воспитателя – присоединиться к тем занятиям, которые выбрал ребенок и придать им игровой смысл. Именно с помощью комментария мы придаем игровой, бытовой или житейский смысл аутостимуляторным действиям ребенка.
Следующий шаг в игровых занятиях выстраивание простых событийных цепочек из набранных нами совместных игровых действий. Мы стремимся отражать последовательность обычных бытовых событий детской жизни: всех зверей покормили, одели на прогулку, звери катались с горки, а затем вернулись домой поели и легли спать. Только построив «каркас» игрового сюжета, мы можем в дальнейшем обогащать и насыщать разнообразными деталями.
Только в правильно построенной игре ребенок с аутизмом постепенно осваивает социальные правила и нормы.
Таким образом комментарий взрослого, позволяет ребенку постепенно выстраивать собственную осмысленную картину мира, осознавать свои чувства и чувства других людей, связь и последовательность житейских событий.
Эмоционально-смысловой комментарий и трансформация аутостимуляции – базовые принципы коррекционной работы с детьми с РАС.
Эмоционально-смысловой подход положительно влияет на моих воспитанников. Ребята стали более контактные, кто-то перестал бояться вступать во взаимодействие, у кого-то стало меньше деструктивного, нежелательного поведения, кто-то стал проявлять свои желания, а кто- то стал просто чаще улыбаться. Понятно, что эта постоянная и длительная работа.
Она осуществляется на занятиях, в совместной игре, рисовании, чтении, просмотре мультфильмов. Цель занятий их не развитие игровой или изобразительной деятельности и не предоставление ребенку возможности просто «выплеснуть» впечатления. Это, прежде всего, общение с ребенком, цель его одна – совместное осмысление происшедшего в повседневной жизни в условиях детского сада.