МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Профориентационные игры и игровые упражнения, как средство самоопределение подростков

 

Разработала: 

воспитатель III взвода

Файзуллина Е.В.

 

г. Пермь – 2024

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Цель и задачи методической разработки………………………………………..5

Рекомендации по проведению профориентационных игр и упражнений…….6

Тематическое содержание………………………………………………………..8

1 блок «Я познаю себя»…………………………………………………………10

2 блок «Знакомство с миром профессий»……………………………………..25

3 блок «Профессиональное самоопределение»………………………………. 31

Заключение……………………………………………………………………….41

 

Введение 

Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно.

В процессе обучения и воспитания воспитанники проходят несколько этапов профессиональной ориентации. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. В начальной школе (1-4 классы) у детей должно формироваться понимание роли труда в жизни человека и общества, добросовестное отношение к труду. Для учащихся 5-7 классов характерен поиско-зондирующий этап. В этот период решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. На ориентирующем этапе (8-9 классы) у подростков должны быть сформированы умения, необходимые для профессионального выбора, они должны определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории. Успешность выбора будет зависеть от качества той работы, которая была проведена ранее – в начальной и средней школе.

В последнее время во многих областях науки, в том числе в психологии и педагогике, происходит перестройка методов работы, в частности, всё более широкое распространение получают различного рода игры и активизирующие методики. Такая известная и привлекательная для всех деятельность, как игра, успешно может использоваться и в профориентации. 

Профориентационные игры позволяют моделировать внешний, взрослый мир деловых взаимоотношений, создавать ситуации, в которых участники могут узнать о новых профессиях, расширить репертуар своих действий, увидеть различные перспективы той или иной профессиональной деятельности, осознать значимость выбора будущей профессии.

Таким образом, использование игры, как активного средства способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно – самоопределению.

Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми подросткового возраста (школьники 7-9 классов). Игровые профориентационные упражнения и игры обычно используются в работе с группой 10 – 12 человек. Методическая разработка составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития подростков. Игры и игровые упражнения проводятся в макро и микрогруппах, продолжительность занятий может варьироваться от 30 до 45 минут. 

Цель и задачи методической разработки 

Цель: расширение у воспитанников знаний о мире профессий или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Задачи: 

  1. Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
  2. Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;
  3. Способствовать осознанию воспитанниками ценности и важности профессий для общества, поддерживать интерес к профессиям;
  4. Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, сообразительности;
  5. Создать условия для проявления учащимися познавательной и творческой активности;
  6. Воспитывать в детях уважительное отношение к людям разных профессий.

Для решения поставленных задач используются методы психолого-педагогического воздействия и техники: игровые методы; моделирование и анализ проблемных ситуаций; диагностика. 

  Содержательная часть игр и упражнений может незначительно изменяться в зависимости от эмоционального и психофизического состояния воспитанников, их готовности к восприятию предлагаемого материала. Педагог оставляет за собой право сокращать предлагаемый материал и наоборот добавлять новую информацию.

Рекомендации по проведению профориентационных игр и упражнений: 

Основные правила при подготовке и проведении конкретных упражнений мы предлагаем в виде кратких советов рекомендательного характера: 

  1. Определить цель проведения данного упражнения (игры): внешняя цель – в виде доступных для понимания инструкций и внутренняя цель – для себя. 
  2. Подобрать практический и теоретический материал – в соответствии с целью. 
  3. Спланировать все игры по времени (по минутам). 
  4. Возможно использовать «эффект незавершенного действия» (необязательно стремиться к полной определенности). 
  5. При этом важно сделать отдельное упражнение целостным и логически завершенным (в соответствие с внешней целью, т.е. формальная инструкция или цель должны быть выполнены). 
  6. Также важно подобрать «резервные» темы для обсуждения или резервные упражнения (на тот случай, если вдруг учащиеся не захотят играть…). 
  7. Подбирать только те упражнения или игры, которыми психолог владеет, а также учесть общий уровень готовности самих учащихся. 
  8. При планировании группового занятия важно помнить, что его естественным продолжением может быть индивидуальная профконсультация (для желающих), т.е. все проблемы в классе не решаются. 
  9. Приемы поддержания дисциплины: 

– высокая динамика проведения занятий (чтобы даже отвлекаться не успевали);

 – особое внимание стоит уделять лидерам класса (чаще давать «особые» задания, просить в чем-то помочь, предлагать главные игровые роли в сложных играх и т.п.); 

– ввести необычные правила (например, «можно громко смеяться, но только стоя» …);

– если дисциплина не удовлетворительная (особенно при проведении активных игр), то данная форма работы прекращается и учащимся устно излагается материал или предлагается какая-то письменная работа.

Тематическое содержание

Для воспитательного процесса важно, что игра является пространствам внутренней социализации воспитанника, средством усвоения социальных установок. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, сомоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. 

В методической разработке представлены 3 блока внедрения игровых технологий, длительность которых определяется особенностями коллектива. Основная часть построена на внедрении игровых технологий с целью расширения кругозора подростов, формирования активной жизненной позиции, потребности творческих исканий, принятия оптимальных решений, уверенности в своих возможностях.

Подбор игр для одного занятия основывается на следующих принципах: 

разные технологии;

разноплановая деятельность;

эмоциональная динамика;

различные способы организации игрового пространства.

1 блок «Я познаю себя»

Данный блок включает в себя диагностику и игровые упражнения, направленные на изучение мотивов выбора профессии, определение типа мышления, отношение воспитанников к различным направлениям деятельности, выявление склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности, дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.

2 блок «Знакомство с миром профессий»

Работа в данном блоке выстроена так, что подростки получают знания о мире профессий, пробуют себя в ролевой игре разных профессий, игровые упражнения способствуют развитию креативного мышления и навыков группового взаимодействия и в дальнейшем повышению уровня осознания особенностей конкретных профессий.

Удачно подобранное и проведенное занятие позволяет осуществить «запуск» процессов профессионального самоопределения и развития воспитанников за счет пробуждения интереса, любопытства, соревновательности, эмоционального заражения.

3 блок «Профессиональное самоопределение»

Данный блок направлен на осмысление воспитанников своих познавательных интересов, а также личностных и профессиональных намерений. Готовность к самоопределению. Деловая и сюжетно ролевая игра повышает компетентность воспитанников, в области социализации адаптации в социуме. Участники, примеряют на себя роли «работодателя», «работника», важно уметь себя проявить и не растеряться. 

 

1 блок «Я познаю себя»

Опросник для определения типа мышления

Инструкция: «У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с предложенным высказыванием, то в бланке поставьте знак «+», если не согласны – поставьте знак «–»».

  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 
  2. Мне интересно составлять компьютерные программы. 
  3. Я люблю читать книги.
  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. 
  5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. 
  6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
  7. Я люблю играть в шахматы. 
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 
  9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события. 
  10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
  11. Мне нравится все делать своими руками. 
  12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями
  13. Я придаю большое значение сказанному слову. 
  14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. 
  15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. 
  16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок. 
  17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений. 
  18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста. 
  19. Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.
  20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат. 
  21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
  22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
  23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
  24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
  25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе. 
  26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. 
  27. Я понимаю красоту математических формул. 
  28. Мне легко говорить перед любой аудиторией. 
  29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
  30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 
  31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить. 
  32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
  33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
  34. Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
  35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
  36. Истинно только то, что можно потрогать руками. 
  37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения. 
  38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю. 
  39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
  40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства. 

Обработка результатов. Подсчитай число плюсов в каждой из пяти колонок и запиши полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления: 

0-2 баллов – низкий уровень, 

3-5 баллов – средний уровень,

6-8 баллов – высокий уровень.

П-д  1 6 11 16 21 26 31 36
А-с 2 7 12 17 22 27 32 37
С-л 3 8 13 18 23 28 33 38
Н-о 4 9 14 19 24 29 34 39
К  5 10 15 20 25 30 35 40

Интерпретация результатов 

  1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.
  2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
  3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение также необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
  4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер также должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
  5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Методика «Профиль»

(модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)

Инструкция для испытуемого: «Данные вопросы касаются твоего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли тебе делать то, о чем говорится в опроснике? Если «Да», то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставь знак ―+‖. Если «Нет» – поставь знак «-». Если сомневаешься, поставь знак «?».

  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных. 
  3. Выяснять устройство электроприборов. 
  4. Читать научно-популярные технические журналы.
  5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях. 
  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом. 
  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе. 
  10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях. 
  11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
  12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
  13. Ремонтировать бытовые электроприборы. 
  14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
  15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах. 

16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах. 

  1. Участвовать в общественной жизни школы, города. 
  2. Объяснять одноклассникам учебный материал. 
  3. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству. 
  4. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни. 
  5. Проводить опыты по физике. 
  6. Ухаживать за животными растениями. 

23.Читать статьи об электронике и радиотехнике. 

24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды. 

  1. Коллекционировать камни, минералы.
  2. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы. 
  3. Читать биографии известных политиков, книги по истории. 
  4. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
  5. Закупать продукты для дома, вести учет расходов. 
  6. Участвовать в военных играх, походах. 
  7. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы. 
  8. Замечать и объяснять природные явления. 
  9. Собирать и ремонтировать компьютеры. 
  10. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере. 
  11. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
  12. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
  13. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом. 
  14. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
  15. Искать и находить способы зарабатывания денег. 
  16. Заниматься физической культурой и спортом.
  17. Участвовать в физико-математических олимпиадах. 
  18. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии. 
  19. Разбираться в принципах работы электроприборов. 
  20. Разбираться в принципах работы различных механизмов. 
  21. Читать географические и геологические карты.
  22. Участвовать в спектаклях, концертах. 
  23. Изучать политику и экономику других стран. 
  24. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
  25. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет. 
  26. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов

Десять колонок в бланке – это десять возможных направлений твоей деятельности: 

1 – физика и математика; 

2 – химия и биология; 

3 – радиотехника и электроника; 

4 – механика и конструирование;

5 – география и геология; 

6 – литература и искусство; 

7 – история и политика; 

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство; 

10 – спорт и военное дело.

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены. По результатам одной методики бывает трудно найти подходящую профессию. Поэтому в случае затруднений обратитесь к консультанту по выбору профессии.

 

Блан ответов

ФиМ 1 11 21 31 41
ХиБ 2 12 22 32 42
РиЭ 3 13 23 33 43
МиК 4 14 24 34 44
ГиГ 5 15 25 35 45
ЛиИ 6 16 26 36 46
ИиП 7 17 27 37 47
ПиМ 8 18 28 38 48
ПиД 9 19 29 39 49
СиВ 10 20 30 40 50

 

Опросник профессиональных склонностей Йовайши

Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Инструкция для испытуемого: «При выборе профессии очень важно учитывать свои склонности. Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Можно говорить о склонности к определенной деятельности, если привлекает не только результат, но и сам процесс. Для того чтобы определить свои склонности к различным видам деятельности, надо выбрать один из трех вариантов — «а», «б» или «в» — и отметить его в бланке».

Лист для ответов

10а 10б 11а
11б 12а 12б 13а 13б
14а 14б 15а
15б 16а 16б
17а 17б 18а 18б 19а
19б 20а 20б
21а 21б 22а 22б
23а 23б 24а
24б 25а 25б
26а 26б 27а 27б
28а 28б 29а
29б 30а 30б

Обработка результатов и интерпретация.

В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:

1-й столбец – сфера искусства

2-й столбец – сфера технических интересов 

3-й столбец – сфера работы с людьми

4-й столбец – сфера умственного труда 

5-й столбец – сфера физического труда 

6-й столбец – сфера материальных интересов

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми испытуемым. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые испытуемым.

 

Опросник

  1. Представьте, что Вы на выставке, что больше привлекает в экспонатах? 

а) цвет, совершенство форм; б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны). 

  1. Какие черты характера в человеке Вам больше всего нравятся?

 а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти; б) мужество, смелость, выносливость.

  1. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым? 

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей; б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту. 

  1. Какое награждение Вас больше бы обрадовало?

 а) за общественную деятельность; б) за научное изобретение. 

  1. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание? а) сложность ходьбы, грациозность участников парада; б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).
  2. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись? а) чем-либо практическим (ручным трудом); б) общественной работой (на добровольных началах).
  3. Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели?

а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии); б) новых продовольственных товаров. 

  1. Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали?

а) музыкальный; б) технический.

  1. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание? а) на сплоченность коллектива; б) на создание необходимых удобств. 
  2. Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали? а) литературно-художественные; б) научно-популярные. 
  3. Что важнее для человека? 

а) создавать себе благополучный, удобный быт; б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство. 

  1. Для благополучия общества необходимо?

а) техника; б) правосудие. 

  1. Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали?

а) о развитии науки в нашей стране; б) о достижениях спортсменов нашей страны.

  1. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность? а) о машине нового типа; б) о новой научной теории. 
  2. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала? 

а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер); б) работа с машинами.

  1. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее?

 а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага; б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.

  1. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности?

а) то, что они несут людям искусство и красоту; б) то, что они выполняют общественно полезную работу. 

  1. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение? а) физика; б) физическая культура. 
  2. Что обществу принесет больше пользы? 

а) забота о благосостоянии граждан; б) изучение поведения людей.

  1. Какого характера научную работы Вы бы выбрали?

а) работу с книгами в библиотеке; б) работу на свежем воздухе в экспедиции. 

  1. Представьте, что Вы – профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время? а) занятиям по литературе; б) опытам по физике, химии. 
  2. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы? а) как известный спортсмен на международные соревнования; б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.
  3. Какие лекции слушали бы Вы с большим удовольствием? 

а) о выдающихся художниках; б) о выдающихся ученых.

  1. Что Вас больше привлекает при чтении книг? 

а) яркое изображение смелости и храбрости героев; б) прекрасный литературный стиль. 

  1. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение? а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники; б) физической культуре или другой работе, связанной с движением. 
  2. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь?

а) Поповым и Циолковским; б) Менделеевым и Павловым. 

  1. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание?

а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья; б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для будущего. 

  1. Что бы Вас больше заинтересовало в печати?

а) сообщение о состоявшейся художественной выставке; б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

  1. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали? а) главного инженера завода; б) директора универмага.
  2. Как Вы считаете, что важнее? а) много знать; б) создавать материальные блага.

АНКЕТА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (Е. А. Климов)

Инструкция: Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-», если не имеет значения.

Вопросы 

  1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии. 
  2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности. 
  3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
  4. Влияние семейных традиций.
  5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
  6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
  7. Желание руководить другими людьми. 
  8. Привлекает индивидуальная работа.
  9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное. 

10.Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям. 

11.Возможность удовлетворить свои материальные потребности. 

12.Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной. 13.Возможность проявить самостоятельность в работе. 

14.Привлекает предпринимательская деятельность. 

15.Необходимость материально помогать семье. 

16.Желание приобрести экономические знания. 

17.Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности. 

18.Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения. 

19.Желание работать в престижном месте. 

20.Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб. 

21.Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер). 

22.Желание приносить пользу людям. 

23.Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности. 

24.Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

А  Б  В 
Ответы Ответы Ответы
3 5 1
4 8 2
7 11 6
17 14 9
18 15 10
19 16 12
21 20 13
24 23 22

Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии

Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:

в столбце А – преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний; 

в столбце Б – больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;

  в столбце В – стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

Профориентационная игра «Кто есть кто?»

Цель упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек.

Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.

Процедура игрового упражнения следующая:

Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)». Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.

Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

Волшебная рука

Цель: учиться определять свои хорошие качества и выделять отрицательные качества. 

Инструкция: На листке бумаги нужно обвести контур ладони. Далее на пальчиках написать свои хорошие качества, а на ладошке – те, которые учащиеся хотят в себе изменить. Затем можно обсудить с учащимися, зачем они хотят измениться и как они это планируют сделать.

2 блок «Знакомство с миром профессий»

Чудо – профессия

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие самопознания, расширение представления о профессиях. 

Игра начинается с вопроса: «Как сделать жизнь на Земле лучше?» 

Инструкция: Чтобы ответить на этот вопрос нужно разделиться на команды. Задача каждой команды – сделать модель профессии, которая может выполнить сложную миссию, т.е. улучшит жизнь на нашей планете. Для начала нужно определить, какие проблемы и трудности есть у жителей планеты Земля. Учащиеся высказывают свои мнения, что жизнь должна быть красивой, гармоничной, экологичной. Участниками каждой команды создаются презентации о профессиях, которые улучшают жизнь на планете. Также возможно определить какой вклад сегодня может внести каждый ребенок, чтобы наша жизнь стала еще лучше.

Профессия на букву… (Алфавит профессий)

Цель: знакомство учащихся с разнообразным миром профессий.

Инструкция: Профессий в мире очень много, но каждый из учащихся знает лишь маленькую их часть. Нужно разбить учащихся на группы по 3-5 человек и каждая группа должна написать, как можно больше профессий на заданную букву, например, на «С». Упражнение можно усложнить, предлагая каждой группе за определенное время (10-15 минут) написать профессии в алфавитном порядке (можно по 2-3 профессии на каждую букву алфавита).

Я в профессии родился…

Цель: знакомство с профессиями. Соотнесение личностных качеств с характеристиками представленных профессий.

Инструкция: Участники разбиваются по группам и готовят выступления о профессиях, основываясь на свой выбор профессии. Ребята готовят ответ на вопрос «Кем я родился?». Говорят, какие качества и умения у них уже есть, какой имеется опыт (например, профессия – лётчик; качества – внимательность, выносливость; опыт – строит самолёты; ходит в авиаклуб; умения – хорошо прыгает в высоту; и т.д.). Ребята рассказывают о себе в кругу, а затем рисуют те профессии, которые им больше понравились или профессии, которые выбрали для себя.

Город мастеров

 Цель: развитие креативного мышления и навыков группового взаимодействия.

Инструкция: Группы участников создают свои места работы: «Школа», «Больница», «Театр», «Магазин», «Мастерская» и т.д. (для этого оформляют свои места предметами труда, которые рисуют сами или используют имеющиеся игрушки). В ходе выступления ребята показывают сценки из профессиональной жизни.

Самая – самая

Цель: повышение уровня осознания особенностей конкретных профессий.

Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые в наибольшей степени данной характеристике подходят». Это могут быть, например, следующие характеристики: самая волосатая, самая сладкая, самая смешная, самая цветная, самая высокая, самая деревянная и т.п. Можно обсудить ответы учащихся, аргументируя свой выбор.

Дотянись до звёзд

Цель: расширение знаний о мире профессий. 

Содержание: Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждая группа выбирает «выдающегося представителя» какой-нибудь профессии (из своей группы), придумывают девизы, посвящают этой профессии концертный номер. После этого проходит презентация профессии, а «выдающемуся представителю» участники других команд задают вопросы о его жизни и деятельности. Оценка команд: чья звезда светит ярче? Учитывается знание профессий, владение этикой поведения.

Земля – наш дом

Цель: знакомство с профессиями сферы «Человек- природа» 

Инструкция: Участники создают свои группы: «Моя ферма», «Наш сад», «Лесное хозяйство», «Планета Земля в 2222 году». Можно обсудить какие профессии находятся в вышеперечисленных группах, а также, что они делают (секреты мастерства, заботы о своей земле они представляют в виде рассказа, сценки, фотографии, рисунка).

Творцы мира прекрасного

Цель: знакомство с профессиями сферы «Человек – художественный образ». 

Инструкция: Класс разбивается на группы: «телевидение», «рекламное агентство», «керамический завод», «мастерская художников и дизайнеров», «швейная мастерская». Группы делают презентации своих профессий, используя рисунки, стихи, пантомиму и другое.

Назови профессию

Цель: учить учащихся правильно называть профессии человека по видам машин, управляемых им. 

Инструкция: Ведущий называет машины или другие технические средства, а учащиеся называют профессии людей, управляющих этими средствами. Например: трактор – тракторист, машина – шофер, экскаватор – экскаваторщик, комбайн – комбайнер, подьемный кран – крановщик, поезд – машинист, корабль – капитан, самолет – летчик (пилот), пожарная машина – пожарный, бульдозер – бульдозерист, автомобиль – водитель и т.п.

Добрые волшебники

Цель: знакомство с профессиями сферы «Человек- человек» 

Инструкция: группа разбивается на микро – группы, которые делают презентацию той или иной профессии в «картинной галерее», «школе», «изостудии», «здравнице» и т.д.

Упражнение «Найди пару»

Цель: упражнения позволяют участникам занятия адаптироваться в игровой форме к тематике предстоящих занятий.

Для выполнения задания ведущему следует подготовить и раздать всем участникам парные карточки с названиями профессий.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку с названиями профессии. Ваша задача – прочитать название и никому не сообщать его. В группе обязательно есть еще один человек с такой же карточкой. Я буду задавать вам различные вопросы, касающиеся каких – либо характеристик профессиональной деятельности. Если эта черта присуща той профессии, карточка с которой вам досталась, вы должны молча встать. Будьте внимательны. Наблюдайте за остальными участниками группы: кто еще встает вместе с вами? В результате всей работы вы должны постараться определить свою пару.

Примерный список профессий, который целесообразно использовать (список может быть дополнен):

  • учитель
  • охранник
  • водитель
  • медсестра
  • плотник
  • повар
  • программист
  • геолог
  • юрист
  • электрогазосварщик
  • маляр

Вопросы, которые целесообразно задать слушателям:

 Пусть встанут те из вас:

  1. Чьи профессии пользуются спросом на рынке труда.
  2. Где низкая заработная плата.
  3. Чьи профессии не требуют высшего образования.
  4. Чьи профессии требуют постоянного общения с другими людьми.
  5. Чьи профессии не требуют большой физической силы.
  6. Чьи профессии требуют хорошего зрения.
  7. Чьи профессии требуют большой смелости.
  8. Чьи профессии престижны.
  9. Чьи профессии требуют хорошего внимания. 

10.Кто работает на машинах.

Обсуждая результаты проведения игры, следует обратить внимание участников на то, какие из характеристик были наиболее информативны для идентификации, что вызывало наибольшие затруднения при решении задач.

Профориентационная игра “Профессия – специальность”

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о не малообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:

  1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родственных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).

Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ведущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствующие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.).

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); 

ПРОФЕССИЯ — МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); 

ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств…).

3 блок «Профессиональное самоопределение»

Деловая игра «Телефонный звонок работодателю»

Проведение деловой игры повышает компетентность участников в решении следующих задач:

  • широта представлений участников о вариантах поиска работы;
  • освоение практических навыков ведения телефонных переговоров;
  • нейтрализация возможного негативного опыта ведения телефонных переговоров в прошлом;
  • формирование психологической готовности к активному поиску работы.

Для участия в игре приглашаются двое: “работодатель” и “кандидат на вакантную должность”. Действия “работодателя” задаются “Диалоговыми карточками-заданиями” (см. ниже), определяющими условия телефонного разговора. “Кандидат” располагает одним из резюме (текст, красиво напечатанный на листе бумаги формата А4 и доводящий до сведения работодателя, почему из всех возможных претендентов на вакантную должность он должен выбрать именно Вас: Ф.И.О.. телефон, факс, адрес, дата рождения, цель поиска работы, образование, опыт работы, повышение квалификации, профессиональные умения и навыки, специальные знания, профессиональные достижения, дополнительные сведения, личные качества, рекомендации (по возможности) и краткие информационные сообщение о себе. В идеале, участники телефонного разговора обеспечены телефонными аппаратами и не имеют возможности видеть друг друга. Если эта возможность отсутствует, то игра проводится в имитационной форме (важно лишь обеспечить невозможность для собеседников видеть друг друга). Время телефонного разговора ограничено двумя минутами. Цель “кандидата”: добиться приглашения на личную встречу. Задача работодателя определяется “Диалоговой карточкой-заданием”. Итоги каждого телефонного звонка обсуждаются группой. Руководители корректируют ход обсуждения с целью поддержания конструктивной позиции группы и сохранения положительной мотивации игроков на дальнейшую работу.

В процессе обсуждения вырабатываются общие рекомендации для следующих пар игроков.

Желательно, чтобы каждый член группы получил возможность выступить хотя бы в одной роли “работодателя” и “кандидата” и осознать специфику общения по телефону в каждой роли.

После окончания активной фазы игры руководитель организует групповое обсуждение следующих вопросов:

  1. Что было самым трудным при ведении телефонного разговора?
  2. Как Вы с этим справились?
  3. Какие проблемы телефонного общения Вы не сумели решить в ходе тренинга?

Диалоговые карты-задания

  1. Работодатель: “Вакансия занята”.
  2. Работодатель: “Направьте резюме по факсу”.
  3. Работодатель: “Сообщите сведения о себе, мы Вам позвоним”.
  4. Работодатель: “Расскажите о себе”.

Профориентационная игра «Ловушки – Капканчики»

Цель: повысить уровень осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников – от 6 – 8 до 12 – 15.
Время: 20 – 30 минут.
Процедура включает следующие этапы:

  1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего…).
  2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя…). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!
  3. Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самого человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают… Желательно определить даже две-три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодолевания данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак “плюс”. Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели».

  1. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям…).
  2. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена…), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.
  3. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается её преодолеть.
  4. После него о своем варианте преодоления трудности – говорит игрок, назвавший эту трудность.
  5. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.
  6. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.

Профориентационная игра «Сотворение мира»

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Время выполнения задания – 30 минут.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры.

После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

* описать доставшуюся часть созданного мира;

* дать всему необходимые названия;

* подчеркнуть характерные особенности;

* государственный строй;

* сферы деятельности;

* предметы импорта и экспорта;

* приблизительная численность населения;

* чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

* есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

* культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).

Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме:

– рассказ о своем государстве,

– реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий,

– готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.

По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотворения» и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

Профориентационная игра «Призвание»

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

  1. Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?
  2. Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувствует? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?
  3. Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализации в группе.

Деловая игра «Кадровый вопрос»

Цель:

* формирование информационного пространства.

* знакомство с новыми профессиями на рынке труда;

* знакомство с конкурентоспособными профессиями;

* развитие навыков целеполагания и планирования.

Сегодня на занятии вашему вниманию предлагается деловая игра «Кадровый вопрос». Речь пойдет о создании своего бизнеса. Вам необходимо разделиться на группы по 3 – 4 человека. Каждая группа получит бланки с инструкцией, с кратким описанием профессий, профессий, востребованных на рынке труда и профессий, не пользующихся спросом, а также конкурентоспособных профессий в данное время на рынке труда.

Время работы – 25 минут.

Инструкция:

  1. Из списка предложенных профессий нужно выбрать те, которые относятся к фармацевтическому бизнесу и необходимы для решения задач бизнеса. Ваш бизнес: фармацевтическое производство и продажа лекарств. Подсказка: задача выбора упрощается, если вы для начала ознакомитесь с информацией о профессиях, а затем выстроите схему «движения товара» (От производителя к потребителю. Помните, вы реализуете товар!) На листе запишите выбранные профессии.
  2. Придумайте «бренд» (торговую марку и кредо) своей компании». Информация о «бренде» в списке профессий.
  3. Вакансии выбранных вами профессий должны быть заполнены конкретными людьми. Пусть это будут ваши одноклассники, личностные качества которых отвечают требованиям выбранных профессий.

Подсказка: для того чтобы сделать выбор, необходимо оценить требования, которые профессия предъявляет к личности человека, и сопоставить с его возможностями.

  1. Не забудьте об «информационном поле» – вашему делу нужна «раскрутка»! Разработайте программу рекламной акции.
  2. Защита проектов.

Ведущий: Время вышло. Давайте послушаем первую команду.

При обсуждении ребята говорят о том, что нового они узнали из сегодняшнего занятия, делятся своими впечатлениями от работы. Ведущий поддерживает дискуссию участников.

Комментарий и рекомендации:

Занятие больше похоже на автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования. Проходит в атмосфере творческого и эмоционального подъема и вызывает искренний интерес у участников. Помимо того учащиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными, профессиями, не пользующимися спросом, но востребованными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека.

Информация о профессиях дана в разных ключах. Это сделано того, чтобы учащиеся имели возможность делать осознанный выбор, сопоставляя информацию о профессиях. Для этого учащимся раздают две карточки: одна – с детализированной характеристикой профессии (например, повар-кондитер), а другая – с обобщенной (например, пиар-менеджер). Участникам необходимо выделить требования, которые предъявляет эта профессия к личности кандидата.
Для того чтобы занятие не было затянутым, ведущему, необходимо быть предельно лаконичным и собранным. На этом занятии вы должны быть «командиром», отдающим «приказы», строго следить за игрой дисциплиной, а также жестко нормировать время работы. В ходе обсуждения необходимо обратить внимание на требования профессии к личности кандидата. Выбор одноклассниками друг друга должен быть мотивированным (обоснованным).

Профориентационная игра  “5 шагов”

Смысл упражнения — повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Инструкция: игра может проводиться как в круге (для 6—12 участников) , так и при работе с классом. Среднее время на игру — 30—40 минут. Процедура включает следующие этапы:

  1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже — совершить в перспективе что-то, выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
  2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
  3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
  4. Далее все делятся на микрогруппы по 3—4 человека.
  5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5—7 минут.
  6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
  7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2—3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Заключение

Современному школьнику необходимо соответствовать требованиям быстроразвивающейся и изменчивой профессиональной среды, а выстроенная систематическая работа по профессиональному самоопределению – это реальная возможность для подготовки обучающихся к миру профессий востребованных в высокотехнологических отраслях региона.

Процесс профессионального самоопределения школьников представляет собой «самостоятельный этап социализации личности, в рамках которого школьники приобретают готовность к самостоятельному выбору на основе осознания и соотнесения своих способностей и интересов с собственными возможностями и способностями».

Вывод: грамотно подобранная педагогическая работа по направлению   профориентация во много зависит куда пойдет учиться, какую профессию будет получать и в дальнейшем кем работать выпускник. Педагог должен анализировать рынок труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.