ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей первоклассников. 2 ч.
ТЕМА: «Адаптация детей в первом классе»
ЦЕЛЬ: Оказание психологической помощи родителям,
дети, которых пошли в первый класс.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить родителей с трудностями, с которыми приходится сталкиваться ребенку на начало обучения.
- Повысить компетентность родителей в вопросе укрепления психологического здоровья на начальном этапе обучения.
- Активизировать родительские чувства.
- Дать родителям возможность поближе узнать друг друга.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Выставка литературы по теме консультации.
- Рекомендательный список развивающих игр для детей данного возраста.
- Слайды : «Уровни адаптации первоклассников к школе» по А.Л. Венгеру, «Принципы отношений родителей с детьми», «Родительские заповеди».
- Рекомендательный список литературы.
Школа: МБОУ «Усть-Калманская СОШ»
Консультируемый: Родители учащихся первого класса.
Консультант: педагог-психолог Шмакова Н.И.
№
п/п |
Структурные компоненты консультирования | Содержание |
1. | Ключевые слова, отображающие контент консультациию. | Адаптация ребенка к школе; способность ребенка к адаптации; психическое и соматическое здоровье; эмоциональное благополучие; неблагоприятные эмоциональные состояния: фрустрация, дискомфорт, агрессия, тревожность, страхи; семья; типы воспитания и взаимодействия в семье. |
2. | Краткая аннотация контента. | Важные изменения, происходящие с ребенком при поступлении в школу. Влияние адаптации на дальнейшую учебную деятельность ребенка, его личностное развитие, психологическое и соматическое здоровье. Психосоматические заболевания. Влияние эмоционального состояния ребенка на его здоровье и развитие личности. Возможности семьи в укреплении психологического здоровья всех её членов. Способы взаимодействия с детьми в семье. Принципы отношений родителей с детьми. Родительские заповеди. Выяснение уровня успешности консультирования. Выводы. Рекомендательный список литературы. |
3. | Запрос на консультирование. | «Я, не знаю, как помочь своему ребенку первокласснику успешно войти в учебный процесс и наладить отношения с одноклассниками?» |
4. | Консультационный текст. | Для того, чтобы ребенок, поступивший в первый класс, успешно адаптировался к школе важны не только усилия школы, но и помощь и поддержка семьи.
В контексте ответа на ваш запрос, предлагаю информацию о влиянии адаптационного периода в первом классе на становление личности ребенка, учебную деятельность и его психологическое здоровье. А также познакомить с типичными трудностями, которые встречаются ребенку в начале поступления в школу, способами взаимоотношений родителей и детей. Когда ребенок приходит в школу его жизнь кардинальным образом меняется. Прежде всего, появляются новые обязанности и требования (вовремя прийти на урок, высидеть положенное время, не отвлекаться, не разговаривать и пр.) кроме того, учение – это труд, который требует от ребенка большого умственного напряжения. Необходимо готовить домашние задания. Таким образом, меняется весь уклад жизни первоклассника (особенно детей, не посещавших детский сад) и необходимы время и силы, чтобы ребенок приспособился к этим новым условиям, т. е адаптировался. От того, насколько успешно пройдет период адаптации ребенка к школе, зависит очень многое: – работоспособность и успеваемость в последующие годы (многие проблемы старшего школьника заложены в начальной школе); – учебный процесс – самая важная часть школьной жизни ребенка, так как если нет успехов в учебе, то ребенок не сможет занять соответствующее положение в группе сверстников, а значит, окажется на обочине; таким образом, насколько успешным он будет в жизни, напрямую зависит от успехов в школе. Мы, взрослые, должны помочь ребенку в этот сложный, но очень важный период его жизни. Прежде чем продолжим обсуждать эту тему, мы начнем нашу работу с традиционной процедуры знакомства (О.С. Вольхина «Школа самопознания, саморазвития, самореализации»):
Упражнение «Воспоминания детства». Закройте глаза, вспомните себя в первом классе. Что Вам наиболее запомнилось? Какие трудности пришлось Вам испытать? Как Вы преодолели их? Повлияло ли это на Вашу дальнейшую жизнь в школе? Это называется адаптацией, т.е приспособление к успешному функционированию в данной среде, а также способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Различают физиологическую (изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления силы воздействующих раздражителей) и социально-психологическую адаптацию (активное приспособление к условиям новой социальной среды). Приспособление ребенка к новым условиям, в частности, к школе, является важной проблемой как для учителей, так и для родителей. В зависимости от состояния здоровья ребенка адаптация к школе, к условиям жизни может протекать по-разному. Есть дети с легкой адаптацией. Легкая адаптация характеризуется напряженностью функциональных систем ребенка, которая компенсируется в течение первой четверти. Адаптация средней тяжести: нарушение самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация протекает более тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года. Легкую адаптацию и адаптацию средней тяжести можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. Тяжелое протекание адаптации свидетельствуют о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника. Социально-психологическая адаптация может также проходить по-разному и различается по скорости и устойчивости. Можно выделить три группы. Первая группа детей (56%) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Часть из них не испытывают затруднений с начала учебы. Они добросовестны, доброжелательны, быстро приобретают друзей. У них хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние. Для части ребят возникают сложности в приобретении социальных контактов: сфера их общения в первые два месяца ограничена, активность на уроке снижена. В конце октября происходит смена поведенческих реакций., повышается активность на уроках. Вторая группа (30% детей) с неустойчивой адаптацией. Их отличает более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения. Это связано с плохой подготовкой детей к школе, с низким уровнем развития у них познавательных интересов. В начале учебы у них происходит перестройка: нарушается учебная активность, она кратковременна и заменяется игрой. Дети рисуют на уроках, играют. Это говорит о социальной незрелости детей. У некоторых из них в первые 3-4 месяца отмечаются трудности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками. Третья группа детей (14%) – у них слабо выражена учебная активность, отсутствие успехов в учебе снижает их социальный статус. Постоянно меняется характер взаимоотношений с учителем, требования выполняются формально. Такие дети теряются в ответах на вопросы учителя, перемены часто проводят в одиночестве, их лицо отражает эмоциональный дискомфорт: тревога, печаль. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Этот период называется «острой» адаптацией. Во время адаптации изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Задача родителей – помочь своему ребенку как можно безболезненней прожить этот период.
На ребенке ___________________ На поведении
Отрицательные ________________ Положительные
Немедленно ___________________ Позже
Я часто веду себя ____________ Я никогда не веду агрессивно себя агрессивно Неправильные реакции родителей приводят к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формируют грубые черты характера, а также уменьшают способность ребенка к адаптации. При этом может сформироваться неблагоприятное эмоциональное состояние: ощущение дискомфорта в тех или иных подсистемах или организма в целом. К неблагоприятным эмоциональным состояниям относятся: агрессивность, пассивность, страхи, плаксивость, повышенная тревожность, депрессия.
Школьная тревожность, «школьный невроз» – это сравнительно легкая степень проявления эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения, своих решений.
Целью воспитания является здоровье ребенка и его человеческое счастье. Состояние здоровья – психического или соматического – это состояние нормы. Одной из составляющих психологического здоровья является душевное благополучие личности человека, в частности, ребенка. Задание: составьте свои рекомендации по установлению доверительных отношений с ребенком. Обсуждение положений с приведением примеров из собственного опыта воспитания. Общие положения, выработанных рекомендаций:
Душевное здоровье – это возможность жить полноценной жизнью. М. Палохеймо, финский врач. Что может сделать семья для укрепления психического здоровья её членов? Семья – целостная система, которая стремится и к сохранению сложившихся связей между её элементами и в то же время – к эволюции, развитию. И тогда система превращается в нечто новое. Этот процесс постоянный, в противном случае системе грозит гибель. Поэтому очень важно уметь замечать эти изменения и вовремя изменять методы, способы, приемы воспитания, иначе будут возникать проблемы, конфликты, ссоры. Надо научиться чувствовать перемены в наших детях, предвидеть их и быть к ним готовыми. Важно понять, что эти кризисы помогают развиваться каждому члену семьи, учат чему-то; главное, понять, чему они нас учат, что положительное мы можем из нее взять. Упражнение «Визуализация». Представьте своего ребенка чем-то огорченным, обиженным. Посмотрите, какое у него выражение лица: губы дрожат, в глазах затаилась боль. Ему сейчас плохо. Мысленно подойдите к нему, погладьте его голову, особенно область затылка, прижмите его к себе, успокойте, скажите, что вы его очень любите, что он вам дорог. Пусть он немного поплачет, это слезы облегчения. А теперь снова посмотрите на него, он успокоился, улыбается вам, вы видите его сияющие глаза, еще полные слез, но боли там уже нет, а только радость и благодарность вам. Как мало нашим детям надо от нас – нашей любви, и как много им надо от нас – нашей любви! Нам ничего не стоит проявить эту любовь к собственным детям, сказать о ней им! Запомните свое состояние. Пусть оно помогает вам в трудные минуты жизни. Это будет ваш ресурс, резерв, который хранится в вашем сердце, и пусть он не иссякает вовек! Притча «Бабочка» В далекой стране жил мудрец, который мог справедливо рассудить любой спор, любое разногласие, все, кто к нему обращались, уходили от него удовлетворенными. Слава о мудреце разнеслась по всей земле. Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и спрячу её в своих ладонях. Когда мы придем к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях – живое или неживое. Если он скажет: «Живое», я бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: «Неживое», я выпущу бабочку на волю». Пришли они к мудрецу, и человек спросил: «Что у меня: живое или неживое?» «Все в твоих руках», ответил мудрец. Ребенок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из (наших рук) выйдет в жизнь. Выводы: Практически у каждого родителя возникают те или иные проблемы ( большие и маленькие), которые возникают на первом этапе обучения ребенка. Кто-то решает их сам, кому-то требуется помощь специалистов: педагога, психолога. Но для всех родителей имеются общие заповеди-помощники, применение которых во взаимоотношениях с ребенком обеспечат ему успешное вхождение в школьную жизнь, сделают учебу желанной и радостной. Рефлексия:
СЛАЙДЫ:
Если ребенок понимает, что от него хотят, он должен отвечать за свои поступки соответственно этому пониманию. Часто ребенок просто проверяет нас, насколько мы последовательны в своих правилах и запретах. Поэтому взрослый в этих битвах должен побеждать уверенно и решительно. Когда старший постоянно проигрывает сражения, ударяясь то в слезы, то в крик или высказывая еще какие-нибудь признаки беспомощности, в их «образе» в глазах детей происходят роковые изменения ( сначала отец – бог, потом – не бог, а потом – не бог весть что). Из надежных руководителей они превращаются в бесхребетных медуз, не достойных уважения и преданности.
Ребенка нельзя наказывать за поведение, в котором не было злостного непослушания. Если он забыл накормить собаку, не вынес мусор из ведра, не заправил кровать или что-то потерял, то это типичное для детей поведение. Здесь действует механизм защиты незрелого сознания от забот и тягот взрослой жизни. И меры в таких случаях нужно принимать другие ( терпеливо учит быть самостоятельным и ответственным).
Когда битва отшумела, покажите, что вы по-прежнему любите своего ребенка, скажите ему об этом, покрепче обнимите его. А потом еще раз объясните, за что он был наказан и как в другой раз избежать неприятности. Ребенок должен понять, что вы простили ему.
Вы должны быть абсолютно уверены в том, что ваш ребенок действительно в состоянии исполнить то, что вы от него требуете. Никогда не наказывайте его за то. Что он нечаянно намочил постель, за плохую учебу, если вы видите, что у него просто не получается. Требование невозможного – источник неразрешимых конфликтов; для ребенка тут просто нет выхода. Такая ситуация исподволь разрушает его эмоциональный аппарат, делает его невротиком.
Даже если кое-какие родительские промахи и недочеты неизбежны, в целом те отношения с детьми ( и не только с детьми), где преобладают настоящая любовь и теплота, можно считать здоровым. (Д. Добсон. Непослушный ребенок. М., 1992) Вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. Принципы отношений родителей с детьми.
Поэтому, я не буду пытаться быть им.
Поэтому, я буду открыт любящим детям.
Поэтому, я позволяю детям учить меня.
Поэтому, я объединяю свои усилия с усилиями ребенка.
Поэтому, я буду сопереживать ребенку и ценить его.
Поэтому, я не буду стремиться к тому, чтобы решать всё и всегда за ребенка.
Поэтому, я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
Поэтому, я буду стараться смягчать удары.
Поэтому. я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью. Родительские заповеди.
Об этом полезно помнить! Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким. Если ребенка часто позорят – он учится быть виноватым. Если к ребенку часто бывают снисходительными – он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать. Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь. Список рекомендуемой литературы:
|
5. | Список литературы и других источников, которые использовались для подготовки текста консультации | Проект консультации составлен на основе материалов:
|