Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение 

«Шыгырданская средняя общеобразовательная школа №1»

Социально-педагогический проект

«Крепкая семья — крепкая Россия»

Авторы проекта:

Хусеинова Г.И.

Хисамутдинова Л.Р.

Срок  реализации проекта-

Январь 2024 года –

Декабрь 2024 года

с. Шыгырдан, 2024г.

 

Аннотация проекта

                      От того, как прошло детство, кто вёл ребенка 

                                за  руку   в   детские  годы,  что  вошло  в  его  

                                разум    и  сердце   из   окружающего   мира – 

                              от    этого   в   решающей    степени   зависит, 

                              каким человеком станет сегодняшний малыш.

 

Сухомлинский В.А.

 

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Проект  «Крепкая семья – крепкая Россия» направлен на разработку комплексной программы классных часов по семейному воспитанию и апробацию современных форм работы с родителями.  

 

Актуальность

 

  Добру, как и всему подлинно

прекрасному,     надо   учить

вовремя.              

Н. Думбадзе

 

Главнейшее место в формировании личности ребенка занимает семья и образовательные учреждения. По мнению исследователей, именно от детского возраста зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его личность. В этот период ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Основа любого государства  – это семья. Но в настоящее время  мы переживаем кризис семейных отношений, поэтому тема семейных ценностей особенно  актуальна. 2024 год Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 №875 объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Объявление 2024 года Годом семьи – это важное событие для нашей страны. Это еще один шаг на пути к укреплению семейных ценностей. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества.

В  подготовке юношей и девушек к семейной жизни, восстановлению статуса и традиционных ценностей семьи должна сказать своё слово система образования, призванная формировать целостное развитие личности, её ценностную идентификацию. Но в содержании наших образовательных программ почти не звучат темы семейных ценностей. Школьники годами изучают физику и химию, хотя физиками и химиками из нынешних старшеклассников станут считанные единицы. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом почти ничего не говорится.

Проект «Крепкая семья – крепкая Россия» ориентирован на помощь педагогам в  построении системы просветительской работы с учащимися  и родителями с целью профилактики детского и семейного неблагополучия. 

Актуальность  проекта  определяется так же тем, что в последние годы  в районе всё больше внимания уделяется  работе по развитию воспитательного  потенциала семьи. При школе создан и работает  общественный родительский Совет, комитет отцов, проводятся  муниципальные родительские форумы,  в этом году  заведены критерии  по  организации работы образовательного учреждения  с родителями.

   Тип проекта:

Практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта:

Родители,  дети, педагоги.

Условия реализации проекта:

Заинтересованность педагогов в выстраивании  системной работы по семейному воспитанию учащихся  и организации  просветительской работы  с родителями. 

 

Направления деятельности:

1.Просветительское – предоставление информации для  повышения  педагогической культуры родителей,  проведение   уроков семейной любви  для родителей,  проведение системы классных часов для учащихся, самообразование участников проекта.

  1. Практически действенное – повышение заинтересованности родителей и детей  в выполнении общего дела, проявление творческих способностей членов  семей, полноценное эмоциональное общение, создание  продукта деятельности.

Проблема проекта:

 В образовательных учреждениях работа по семейному воспитанию  ведётся хаотично, по праздничным датам (день пожилого  человека, день матери и т.д…). Педагоги и согласны вести такую работу, но нет  систематизированного  методического материала по  данной тематике. Для проведения  классных часов, внеклассных мероприятий  нужна большая подготовительная работа, которая требует много времени и особых профессиональных знаний. А времени у педагогов катастрофически не хватает.  Реализация проекта позволит  систематизировать методический материал для организации просветительской работы по семейному воспитанию. В настоящее время  также наблюдается самоустранение родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей,  принижение значимости  духовно-нравственных  основ  семейного жизни.

 

Цель проекта:

Формирование у учащихся начальных классов понимания значимости семьи как основы общества, воспитание уважения к семейным традициям и ценностям, а также развитие коммуникативных навыков через взаимодействие с родителями и одноклассниками.

 

Задачи проекта:

Развитие у школьников представления о семье как основной ячейке общества.

Формирование уважительного отношения к членам своей семьи и семьям других людей.

Повышение уровня осведомленности об истории и культуре своей семьи.

Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков через совместную деятельность родителей и детей.

Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою семью и страну.

 

Проект реализуется в три этапа:

1.Подготовительный.

2.Основной.

3.Заключительный.

 

Этапы реализации проекта:

Этап 1: Подготовительный

Определение целей и задач проекта.

Подготовка методических материалов и учебных пособий.

Проведение родительских собраний для информирования о проекте и привлечения родителей к участию.

Этап 2: Основной

Уроки на тему семьи:

Проведение уроков, посвященных теме семьи, ее роли в жизни каждого человека и общества в целом.

Обсуждение семейных традиций, обычаев и праздников.

Творческие задания:

Создание рисунков, коллажей и поделок на тему «Моя семья».

Написание сочинений и эссе на темы: «Что значит для меня моя семья», «Как я помогаю своим родителям», «Семейные традиции моей семьи».

Интерактивные мероприятия:

Организация классных часов и внеклассных мероприятий, где дети могут рассказать о своих семьях, поделиться историями и фотографиями.

Проведение конкурсов и викторин на знание семейных традиций и обычаев.

Работа с родителями:

Совместная подготовка проектов и презентаций о семейной истории.

Участие родителей в проведении мастер-классов и лекций на тему воспитания и семейных ценностей.

 

Этап 3: Заключительный

Подведение итогов:

Презентация лучших работ учеников и их родителей.

Награждение участников проекта грамотами и благодарственными письмами.

Анализ результатов:

Оценка эффективности проекта путем проведения анкетирования среди учеников и родителей.

Составление отчета о результатах проекта и предложений по его дальнейшему развитию.

 

Ожидаемые результаты:

Ученики получат глубокие знания о значении семьи в жизни человека и общества.

Укрепятся связи между школой и семьей, повысится уровень взаимодействия родителей и детей.

У детей разовьются творческие способности и навыки общения.

Сформируется уважение к семейным традициям и культурному наследию.

 

План реализации проекта:

 

Модули  Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительный
Мотивационный Привлечение  родителей,  педагогов в реализации проекта.  Январь Хисамутдинова Л.Р.,

Хусеинова Г.И.

Деятельностный 1.Создание инициативной группы,  организующей  работу по реализации проекта.

2.Разработка нормативно-правовой базы 

проекта. (разработка стимулирующих критериев для участников проекта)

3.Разработка комплексной программы (тематическое планирование)  классных часов по семейному воспитанию

 

Февраль Инициативная группа

Творческие группы  педагогов.

Образовательный Проведение мероприятий «Школа семейного просвещения».  Февраль-май Хусеинова Г.И.
Партнёрский Согласование  программы  деятельности  с сетевыми  партнёрами, образовательными организациями Март-апрель Хисамутдинова Л.Р. Хусеинова Г.И.
Основной
Мотивационный Организация конкурса на лучший дидактический материал  для классного  часа по семейному воспитанию. Определение критериев оценки деятельности педагогов по  семейному  просвещению. Весь период Инициативная группа
Деятельностный 1.Работа творческих групп педагогов по созданию конспектов классных часов, согласно тематического планирования.

 2. Работа  с книгой «Радуга детства 4б», дневником добрых дел.

3.Заполнение семейного портфолио.

4.Проведение круглых столов  с участниками проекта «Моей семье есть кем гордиться» и  портфолио.

5.Фестиваль семейных портфолио.

6. Участие в республиканской конкурс сочинений «Семейные узоры – вместе сильнее».

7. Конкурс видеороликов «Что может быть семьи дороже»

8. Конкурс фотографий «Моя семья в национальном костюме»

6. Участие в республиканской акции «Семейная осень»

9. Школьный проект «Семейная лаборатория»

10. Акция «Письмо солдату», «Коробка храбрости»

11. Акция «Семейный мастер-класс»

12. Операция «Ветеран живет рядом»

13. Фестиваль семейного чтения.

14. Познавательно-игровая программа 

«Для меня всегда герой –

 самый лучший папа мой»

15. Фестиваль «Праздник дружбы и добра»

16. Составление генеалогического дерева семьи.

Весь период Участники проекта

Инициативная группа

Образовательный Проведение мероприятий «Школа семейного просвещения». Весь период Инициативная группа
Партнёрский 1.Проведение уроков семейной любви  в семейных клубах, участвующих в проекте, в образовательных  организациях.

2.Создание семейного календаря.

Весь период по согласо-

ванию

декабрь

Хисамутдинова Л.Р.
Заключительный
Мотивационный Творческие отчёты участников  Ноябрь-декабрь Инициативная группа
Образовательный Разработка методических рекомендаций по направления  проекта. Весь период
Диагностический Проведение итоговой диагностики Декабрь Инициативная группа
Партнёрский Проведение  родительского форума с представлением опыта работы. Ноябрь  Участники проекта
Рефлексивный Подведение итогов, анализ реализации проекта. Рефлексия совместной деятельности.  Определение перспектив дальнейшей работы. Декабрь 2024г Участники проекта

 

      Таким образом, за время реализации проекта «Крепкая семья – крепкая Россия» уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысился;

– в процессе работы над проектом учителя ближе познакомились с семьями обучающихся, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

      Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде, где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в школе. 

 

Результаты  проекта:

  1. Разработана комплексная  программа классных часов по семейному воспитанию на весь цикл обучения.
  2. Проведены мероприятия «Школа семейного просвещения».

3.Изданы рекомендательный список литературы   для родителей и педагогов по вопросам семейного воспитания   и семейный календарь.

  1. Апробированы современные духовно – нравственные формы работы с родителями (книга «Радуга детства 4б», дневник добрых дел и семейное портфолио).

5.Созданы  условия для повышения уровня педагогической и родительской компетентности в вопросах семейного воспитания.

 

Сфера использования проекта

 

     Материалы проекта могут быть использованы в практике любого образовательного учреждения по семейному воспитанию. Реализация проекта  поможет учащимся  увидеть своё место  в семье, осознать  роль и значение семьи в жизни  человека,  будет способствовать  снижению  детского и семейного неблагополучия, окажет помощь педагогам  в  выстраивании  системной работы по семейному просвещению.  

    Реализация данного проекта будет продолжена  в последующие  годы: в ходе практической  деятельности классных руководителей будет накапливаться методическая копилка для классных  часов в электронном варианте, продолжаться обмен опытом  педагогами по организации семейного просвещения, использоваться в  работе с родителями апробированные формы  работы и применяться новые.