Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Шыгырданская средняя общеобразовательная школа №1»
Социально-педагогический проект
«Крепкая семья — крепкая Россия»
Авторы проекта:
Хусеинова Г.И.
Хисамутдинова Л.Р.
Срок реализации проекта-
Январь 2024 года –
Декабрь 2024 года
с. Шыгырдан, 2024г.
Аннотация проекта
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его
разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
Сухомлинский В.А.
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Проект «Крепкая семья – крепкая Россия» направлен на разработку комплексной программы классных часов по семейному воспитанию и апробацию современных форм работы с родителями.
Актуальность
Добру, как и всему подлинно
прекрасному, надо учить
вовремя.
Н. Думбадзе
Главнейшее место в формировании личности ребенка занимает семья и образовательные учреждения. По мнению исследователей, именно от детского возраста зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его личность. В этот период ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Основа любого государства – это семья. Но в настоящее время мы переживаем кризис семейных отношений, поэтому тема семейных ценностей особенно актуальна. 2024 год Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 №875 объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Объявление 2024 года Годом семьи – это важное событие для нашей страны. Это еще один шаг на пути к укреплению семейных ценностей. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества.
В подготовке юношей и девушек к семейной жизни, восстановлению статуса и традиционных ценностей семьи должна сказать своё слово система образования, призванная формировать целостное развитие личности, её ценностную идентификацию. Но в содержании наших образовательных программ почти не звучат темы семейных ценностей. Школьники годами изучают физику и химию, хотя физиками и химиками из нынешних старшеклассников станут считанные единицы. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом почти ничего не говорится.
Проект «Крепкая семья – крепкая Россия» ориентирован на помощь педагогам в построении системы просветительской работы с учащимися и родителями с целью профилактики детского и семейного неблагополучия.
Актуальность проекта определяется так же тем, что в последние годы в районе всё больше внимания уделяется работе по развитию воспитательного потенциала семьи. При школе создан и работает общественный родительский Совет, комитет отцов, проводятся муниципальные родительские форумы, в этом году заведены критерии по организации работы образовательного учреждения с родителями.
Тип проекта:
Практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Участники проекта:
Родители, дети, педагоги.
Условия реализации проекта:
Заинтересованность педагогов в выстраивании системной работы по семейному воспитанию учащихся и организации просветительской работы с родителями.
Направления деятельности:
1.Просветительское – предоставление информации для повышения педагогической культуры родителей, проведение уроков семейной любви для родителей, проведение системы классных часов для учащихся, самообразование участников проекта.
- Практически действенное – повышение заинтересованности родителей и детей в выполнении общего дела, проявление творческих способностей членов семей, полноценное эмоциональное общение, создание продукта деятельности.
Проблема проекта:
В образовательных учреждениях работа по семейному воспитанию ведётся хаотично, по праздничным датам (день пожилого человека, день матери и т.д…). Педагоги и согласны вести такую работу, но нет систематизированного методического материала по данной тематике. Для проведения классных часов, внеклассных мероприятий нужна большая подготовительная работа, которая требует много времени и особых профессиональных знаний. А времени у педагогов катастрофически не хватает. Реализация проекта позволит систематизировать методический материал для организации просветительской работы по семейному воспитанию. В настоящее время также наблюдается самоустранение родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей, принижение значимости духовно-нравственных основ семейного жизни.
Цель проекта:
Формирование у учащихся начальных классов понимания значимости семьи как основы общества, воспитание уважения к семейным традициям и ценностям, а также развитие коммуникативных навыков через взаимодействие с родителями и одноклассниками.
Задачи проекта:
Развитие у школьников представления о семье как основной ячейке общества.
Формирование уважительного отношения к членам своей семьи и семьям других людей.
Повышение уровня осведомленности об истории и культуре своей семьи.
Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков через совместную деятельность родителей и детей.
Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою семью и страну.
Проект реализуется в три этапа:
1.Подготовительный.
2.Основной.
3.Заключительный.
Этапы реализации проекта:
Этап 1: Подготовительный
Определение целей и задач проекта.
Подготовка методических материалов и учебных пособий.
Проведение родительских собраний для информирования о проекте и привлечения родителей к участию.
Этап 2: Основной
Уроки на тему семьи:
Проведение уроков, посвященных теме семьи, ее роли в жизни каждого человека и общества в целом.
Обсуждение семейных традиций, обычаев и праздников.
Творческие задания:
Создание рисунков, коллажей и поделок на тему «Моя семья».
Написание сочинений и эссе на темы: «Что значит для меня моя семья», «Как я помогаю своим родителям», «Семейные традиции моей семьи».
Интерактивные мероприятия:
Организация классных часов и внеклассных мероприятий, где дети могут рассказать о своих семьях, поделиться историями и фотографиями.
Проведение конкурсов и викторин на знание семейных традиций и обычаев.
Работа с родителями:
Совместная подготовка проектов и презентаций о семейной истории.
Участие родителей в проведении мастер-классов и лекций на тему воспитания и семейных ценностей.
Этап 3: Заключительный
Подведение итогов:
Презентация лучших работ учеников и их родителей.
Награждение участников проекта грамотами и благодарственными письмами.
Анализ результатов:
Оценка эффективности проекта путем проведения анкетирования среди учеников и родителей.
Составление отчета о результатах проекта и предложений по его дальнейшему развитию.
Ожидаемые результаты:
Ученики получат глубокие знания о значении семьи в жизни человека и общества.
Укрепятся связи между школой и семьей, повысится уровень взаимодействия родителей и детей.
У детей разовьются творческие способности и навыки общения.
Сформируется уважение к семейным традициям и культурному наследию.
План реализации проекта:
Модули | Мероприятия | Сроки | Ответственные | ||
Подготовительный | |||||
Мотивационный | Привлечение родителей, педагогов в реализации проекта. | Январь | Хисамутдинова Л.Р.,
Хусеинова Г.И. |
||
Деятельностный | 1.Создание инициативной группы, организующей работу по реализации проекта.
2.Разработка нормативно-правовой базы проекта. (разработка стимулирующих критериев для участников проекта) 3.Разработка комплексной программы (тематическое планирование) классных часов по семейному воспитанию
|
Февраль | Инициативная группа
Творческие группы педагогов. |
||
Образовательный | Проведение мероприятий «Школа семейного просвещения». | Февраль-май | Хусеинова Г.И. | ||
Партнёрский | Согласование программы деятельности с сетевыми партнёрами, образовательными организациями | Март-апрель | Хисамутдинова Л.Р. Хусеинова Г.И. | ||
Основной | |||||
Мотивационный | Организация конкурса на лучший дидактический материал для классного часа по семейному воспитанию. Определение критериев оценки деятельности педагогов по семейному просвещению. | Весь период | Инициативная группа | ||
Деятельностный | 1.Работа творческих групп педагогов по созданию конспектов классных часов, согласно тематического планирования.
2. Работа с книгой «Радуга детства 4б», дневником добрых дел. 3.Заполнение семейного портфолио. 4.Проведение круглых столов с участниками проекта «Моей семье есть кем гордиться» и портфолио. 5.Фестиваль семейных портфолио. 6. Участие в республиканской конкурс сочинений «Семейные узоры – вместе сильнее». 7. Конкурс видеороликов «Что может быть семьи дороже» 8. Конкурс фотографий «Моя семья в национальном костюме» 6. Участие в республиканской акции «Семейная осень» 9. Школьный проект «Семейная лаборатория» 10. Акция «Письмо солдату», «Коробка храбрости» 11. Акция «Семейный мастер-класс» 12. Операция «Ветеран живет рядом» 13. Фестиваль семейного чтения. 14. Познавательно-игровая программа «Для меня всегда герой – самый лучший папа мой» 15. Фестиваль «Праздник дружбы и добра» 16. Составление генеалогического дерева семьи. |
Весь период | Участники проекта
Инициативная группа |
||
Образовательный | Проведение мероприятий «Школа семейного просвещения». | Весь период | Инициативная группа | ||
Партнёрский | 1.Проведение уроков семейной любви в семейных клубах, участвующих в проекте, в образовательных организациях.
2.Создание семейного календаря. |
Весь период по согласо-
ванию декабрь |
Хисамутдинова Л.Р. | ||
Заключительный | |||||
Мотивационный | Творческие отчёты участников | Ноябрь-декабрь | Инициативная группа | ||
Образовательный | Разработка методических рекомендаций по направления проекта. | Весь период | |||
Диагностический | Проведение итоговой диагностики | Декабрь | Инициативная группа | ||
Партнёрский | Проведение родительского форума с представлением опыта работы. | Ноябрь | Участники проекта | ||
Рефлексивный | Подведение итогов, анализ реализации проекта. Рефлексия совместной деятельности. Определение перспектив дальнейшей работы. | Декабрь 2024г | Участники проекта |
Таким образом, за время реализации проекта «Крепкая семья – крепкая Россия» уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысился;
– в процессе работы над проектом учителя ближе познакомились с семьями обучающихся, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде, где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в школе.
Результаты проекта:
- Разработана комплексная программа классных часов по семейному воспитанию на весь цикл обучения.
- Проведены мероприятия «Школа семейного просвещения».
3.Изданы рекомендательный список литературы для родителей и педагогов по вопросам семейного воспитания и семейный календарь.
- Апробированы современные духовно – нравственные формы работы с родителями (книга «Радуга детства 4б», дневник добрых дел и семейное портфолио).
5.Созданы условия для повышения уровня педагогической и родительской компетентности в вопросах семейного воспитания.
Сфера использования проекта
Материалы проекта могут быть использованы в практике любого образовательного учреждения по семейному воспитанию. Реализация проекта поможет учащимся увидеть своё место в семье, осознать роль и значение семьи в жизни человека, будет способствовать снижению детского и семейного неблагополучия, окажет помощь педагогам в выстраивании системной работы по семейному просвещению.
Реализация данного проекта будет продолжена в последующие годы: в ходе практической деятельности классных руководителей будет накапливаться методическая копилка для классных часов в электронном варианте, продолжаться обмен опытом педагогами по организации семейного просвещения, использоваться в работе с родителями апробированные формы работы и применяться новые.