Методическая разработка

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста 

«Такие нужные и важные дорожные знаки»

Целевая аудитория: дети 6-7 лет

 

Автор-составитель: Сотникова Наталья Семеновна

воспитатель, 

ГК ДОУ ” Детский сад №352 г.о. Донецк” ДНР

Актуальность данной разработки — обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения на дороге, приобретения ими опыта безопасного поведения в близи проезжей части, при переходе улицы, при знакомстве с дорожными знаками. А, так же, необходимостью создания оптимальных условий для проявления познавательной и творческой активности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка. Расширение опыта и практических навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.). 

Данная разработка предназначена для проведения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. 

Дети седьмого года жизни знают и соблюдают общепринятые нормы и правила по(дома, в детском саду, в общественных местах, на улице, в природе); знают основные правила дорожного движения, знакомы с некоторыми дорожными знаками, знают значение сигналов светофора и стараются соблюдать основные правила дорожной  безопасности; могут оценить в соответствии с общепринятыми правилами свои поступки и поступки окружающих людей (детей и взрослых), отрицательно относятся к нарушению общепринятых норм и правил поведения;  умеют договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремятся конструктивно и комфортно (с помощью речи) решать спорные ситуации;  умеют объяснять простейшие причинно-следственные связи, пытаются рассуждать о последствиях при изменении тех или иных условий; стремятся самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой; знают и пытаются использовать различные способы преодоления затруднения

Данный конспект образовательной деятельности является одним из цикла методических разработок в сфере ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, формирования основ безопасного поведения на дороге. Данный опыт реализуется через интеграцию образовательных областей, может быть использован в индивидуальной работе с детьми.

Цель: закрепление у дошкольников основных понятий о дорожных знаках и правилах дорожного движения, выработка умений действовать в соответствии с этими правилами, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Задачи

-закрепить и расширить представления детей о работе светофора и дорожных знаках;
-продолжать знакомить детей с разными категориями дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие предписывающие, информационные);

-развивать умение правильно называть дорожный знак, указывать его категорию, назначение, действие человека, которое он должен выполнить в соответствии с этим знаком;

-учить зашифровывать дорожные знаки в мнемодорожку из трех квадратов, самостоятельно придумывать необходимые символы для зарисовки мнемодорожки;
-совершенствовать монологическую речь и её интонационную выразительность;

-активизировать в словаре названия категорий дорожных знаков;
-воспитывать чувство ответственности за свое поведение на дороге;
-формировать желание соблюдать ПДД;

-поощрять дружеские отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества в команде;

-активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; 

-развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, инициативу каждого ребенка;

-воспитывать желание помогать тем, кто просит о помощи.

Планируемые результаты:

-дети умеют правильно называть дорожные знаки (название, категория), могут действовать в соответствии с их назначением;

-дети умеют использовать самостоятельно придуманные символы для зашифровки дорожных знаков в мнемодорожке;

-дети умеют действовать сообща в команде;

-дети знают правила дорожного движения и используют их на практике.

-дети готовы прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Форма проведения: групповая 

Педагогические технологии, методы и приемы: мнемотехнология, игровая технология, проблемная технология, здоровьезберегающая технология; словесные (беседа, отгадывание загадок), наглядные (мнемодорожка, иллюстрации), практические (работа в команде, физминутка, дидактическая игра)

Ресурсы: картинки с изображением дорожных знаков, 4 конверта, геометрические фигуры большие и маленькие (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники), магнитная доска – 2, магниты, фломастеры, листы белой бумаги с расчерченными мнемодорожками из 3 квадратов, медали «Знаток дорожных знаков»

Данная методическая разработка, а также отдельные ее элементы (дидактическая игра, проблемный ситуации, мнемотехника) может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций в образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

 

Ход занятия: 

Дети стоят на ковре полукругом

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите принимать гостей. Сегодня мы как раз пригласили одного очень интересного гостя. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.


Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него глаза – три цвета
Светит он по всей планете.
Он машин решает спор,
Всем знакомый… (светофор)

Дети отгадывают загадку. Появляется грустный Светофор.
Светофор: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Прихожу я в детский сад, чтоб порадовать ребят, вместе с ними поиграть, другом им хорошим стать (говорит с грустной интонацией)

Воспитатель: Светофор, что случилось, почему ты грустный?
Светофор: В городе появилась Бяка – Закаляка. Она ходит по улицам и закрашивает моих помощников черной краской.

Воспитатель: А кто твои помощники?

Светофор: Ребята, как вы думаете, кто помогает мне регулировать движение на дорогах Донецка и в других городах?

Дети: Дорожные знаки, регулировщики. постовые.

Светофор: Правильно. Вредная Бяка -Закаляка обиделась на меня и хочет закрасить все дорожные знаки, чтобы на дорогах была неразбериха, беспорядок.

Воспитатель: А почему она на тебя обиделась?

Светофор: Я не разрешил ей переходить дорогу на красный свет.

Воспитатель: Ребята, Светофор поступил правильно?

Дети: Правильно

Воспитатель: А что могло случиться, если бы Бяка-Закаляка переходила дорогу на красный сигнал светофора?

Дети: Случилась бы авария, она могла попасть под машину, могли столкнуться несколько машин.

Воспитатель: А на какой свет нужно переходить дорогу?

Дети: На зеленый. 

Светофор: А на желтый что нужно делать?

Дети: Приготовится к движению через дорогу.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, как нам спасти дорожные знаки от Бяки-Закаляки?

Дети предлагают свои варианты решения проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, без дорожных знаков в городе не обойтись. спрятать их мы не можем. Я вам предлагаю их зашифровать так, что Бяка-Закаляка не догадается, что это дорожные знаки и не сможет их закрасить черной краской. А мы будем знать, где какой знак зашифрован, что он означает и не будем нарушать правил уличного движения.

Воспитатель: Но сначала нам нужно повторить, какие бывают знаки, что они означают и какие действия мы должны выполнять при виде каждого из них. Светофор, ты поможешь нам?

Светофор: Конечно. Я всегда ношу с собой запасной набор дорожных знаков. С ними можно поиграть. Каждая категория знаков лежит в отдельном конверте. Их четыре. Предлагаю вам разделиться на 4 команды. Каждая возьмет конверт, рассмотрит знаки, находящиеся в нем, и расскажет остальным о назначении этих знаков.

Воспитатель: Посмотрите, на маленьком столике лежат геометрические фигуры. Назовите их. 

Дети: Круги, треугольники, квадраты и прямоугольники.

Воспитатель: Ребята, подойдите к маленькому столику и выберите себе любую геометрическую фигуру. Дети с одинаковыми фигурами объединятся в команду. Каждая команда становятся вокруг своего стола (на столах большие геометрические фигуры), где лежит ее фигура. 

Игра «Назови дорожный знак»

Дети выбирают фигуры, делятся на команды. Светофор дает каждой команде конверт с дорожными знаками определенной категории. Каждая команда раскладывает на столе знаки, рассматривает их, обсуждает их назначение (3 минуты). Воспитатель и Светофор по мере необходимости помогают командам.

Светофор: Команды, вы готовы рассказать друг другу о своих дорожных знаках? Тогда прошу.

Каждая команда выходит на ковер, становится в шеренгу перед другими командами, показывает картинки дорожных знаков.

Называют категорию, назначение и имитируют действия, соответствующие знаку. Если команда делает ошибку, другие ребята или Светофор помогают им.

1)Предупреждающие знаки. Обращают внимание водителя на изменение ситуации на дороге и помогают избежать   аварии (железнодорожный переезд, светофорное регулирование, дети, дорожные работы). На всех предупреждающих знаках есть красный цвет для привлечения внимания, они  имеют форму треугольника

2) Запрещающие знаки — круглые, с красной окантовкой, белые или синие. Иногда они дополнительно перечёркнуты красной полосой. Они говорят о том, чего нельзя делать на дороге. (въезд запрещен, движение на велосипеде запрещено, движение пешеходов запрещено, подача звукового сигнала запрещена)

3) Предписывающие знаки. Они указывает, кому и куда можно двигаться. Большинство этих знаков круглые таблички синего цвета со стрелками — автомобили и другие транспорт могут двигаться только в указанных ими направлениях. (движение прямо, пешеходная дорожка, поворот налево, велосипедная дорожка)

4) Информационные знаки и знаки сервиса. Они помогают водителю в незнакомом месте — найти гостиницу, больницу, кафе, заправку или припарковаться в удобном месте (пешеходный переход, больница, автозаправочная станция, автобусная остановка). 

Светофор: Молодцы. Вы все справились с заданием. Но я не пойму, как вы будете зашифровывать знаки, чтобы Бяка-Закаляка их не испортила.

 

Мнемотехника

 Воспитатель: Я сейчас все объясню. Мы с ребятами уже играли в зашифровку знаков. Мы зашифровали несколько знаков. А сейчас нужно спасти много. Для шифровки мы будем использовать мнемодорожку из трех квадратов. Любой знак можно записать или зарисовать по-другому, так как вы его представляете. Главное, чтобы было понятно его назначение. Например, знак «Пешеходная дорожка»: в первом окошке рисуем лицо с улыбкой. Она означает запрет или разрешение?

Дети: Разрешение

Воспитатель: Во втором окошке рисую следы стоп. Что это значит?

Дети: Можно ходить

Воспитатель: В третьем окошке рисую дорожку. Вот и зашифрован дорожный знак «Пешеходная дорожка». Предлагаю вам, ребята, зашифровать дорожные знаки «Пункт питания», «Больница», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подача звукового сигнала запрещена». Вы можете предлагать свои варианты зарисовки символов  и зарисовывать самостоятельно. Один знак можно зашифровать несколькими вариантами.

Светофор: Как интересно. Я тоже попробую.

Дети садятся на стулья, расположенные полукругом. Перед ними стоит две магнитные доски. На первой висят картинки с изображение дорожных знаков. На второй листы белой бумаги с расчерченными мнемодорожками из трех квадратов. Дети зашифровывают знаки, придумывают различные варианты символов или букв, используют цвет и геометрические формы. Сами рисуют фломастерами придуманный символ в квадрате. Светофор участвует в игре. В то же время повторяют название знаков, их назначение, категорию.

Светофор: Теперь я совершенно спокоен за безопасность на улицах города. И знаки дорожные будут помогать пешеходам и водителям, и Бяка-Закаляка навредить не сможет.

Воспитатель: Дорожные знаки учат нас правилам движения по улице. Мы с вами засиделись и я предлагаю вам подвигаться, сделать физминутку «Опасная игра». И ты, Светофор , подвигайся вместе с нами.

 

Физминутка «Опасная игра»

 

Мяч футбольный круглобокий                   (руки на поясе, прыжки вправо-влево)

С поля выскочил к дороге,             (взяться руками за голову, наклоны головы к плечам)

Коля за мячом бежит,

На дорогу не глядит.                                     (руки на поясе, прыжки вправо-влево)

Коля, стой! Нельзя туда!                                           (руки вперед ,ладони показать)

Непослушных ждёт беда!                                                 (взяться руками за голову)

В мяч играйте, дети, вдоволь                                                (пружинка с поворотом)

На площадке возле дома.

 

Светофор: Какая полезная физминутка. И физкультура, и безопасность. Ребята, а я знаю загадки о дорожных знаках. Вы умеете отгадывать загадки? Ведь загадка это тоже зашифровка, только словами. Слушайте внимательно.

 

Загадки о дорожных знаках 

 

Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведёт…(Пешеходный переход)

В белом треугольнике
С окаёмкой красной
Человечкам – школьникам
Очень безопасно
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге…(дети).

В дождь и ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы
Говорит им знак одно:
“Вам ходить (запрещено)”

 

Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо (кирпича!)

 

Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам:
“Друзья, ездить здесь совсем (нельзя)”

Под этим знаком, как ни странно,

Все ждут чего-то постоянно.

Кто-то сидя, кто-то стоя…

Что за место здесь такое?

(Место остановки автобуса)

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут: «Будь здоров!»

В синем круге пешеход –

Не торопится, идет!

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно! (пешеходная дорожка)

 

Светофор: Я очень рад, что вы хорошо знаете дорожные знаки. Но знать мало, нужно еще и соблюдать правила дорожного движения. Присядьте на коврик и расскажете, какие правила вы соблюдаете по дороге в детский сад, какие дорожные знаки встречаете на улице.

 

Дети рассказывают.

-я перехожу дорогу только на зеленый сигнал светофора; 

-когда я еду в детский сад на машине, то папа пристегивает меня ремнем безопасности;

– по дороге в детский сад я держу маму за руку;

– мы с мамой идем по тротуару.

Светофор: Молодцы, ребята. Правил так много, но все их нужно помнить и соблюдать и взрослым, и детям. Мне уже пора. Ведь моя работа очень важная. Спасибо вам за помощь в спасении дорожных знаков от Бяки-Закаляки. Я ее обязательно найду и научу правилам дорожного движения. До свидания.

Светофор уходит.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня помогали Светофору. Почему ему нужна была помощь? Как мы ему помогли? А в какую игру с вами играл наш гость? Какие задания для вас были сложными? Какие понравились больше? Кому из своих друзей вы подарите улыбку за правильное выполнение заданий?

 Дети отвечают.

Воспитатель: Наше занятие закончилось.  За хорошее знание дорожных знаков и правил дорожного движения я хочу вручить вам медали «Знаток дорожных знаков».

 

Список литературы:

  1. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет.2-е изд. Испр. И доп.-М.: ТЦ Сфера, 2016
  2. Лыкова И.А. и др. Детская безопасность. Парциальная программа. — М.: Цветной мир, 2016
  3. Шик Л.А. Основы безопасности детей дошкольного возраста.-Харьков изд. Гр. «Основа»,2010
  4. Югова М.Р., Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3 – 7 лет: планирование, занятия, игры.-Волгоград: Учитель, 2012