Родительское собрание с участием педагога-психолога ДОУ на тему «Поощрение или наказание? Как правильно поступить?».
(Для всех возрастных групп).
Цели:
- Сформировать представление родителей о методах и принципах воспитания без телесных наказаний и жестокости.
- Обратить внимание родителей на поощрение, как на недооценённую возможность воспитания.
Оформление, оборудование, инвентарь:
- Темы и цитаты, вынесенные на доску:
«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний».
(Я. Корчак)
«каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение».
(Е.АП. Аркин)
- На столах для каждого родителя приготовлены бумага и ручка.
Ход собрания.
- Вступительное слово педагога.
Уважаемые родители, нет никаких сомнений, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями — это радостный, но также и напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения. Пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка?
- Индивидуальная работа.
Сейчас я попрошу вас разделить лист бумаги на 2 части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за 3 минуты.
Уважаемые родители. А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
- Анализ результатов анкетирования.
НАКАЗАНИЕ.
В 1999 году Центр социологических исследований Министерства образования РФ провел анализ состояния воспитания в семьях детей школьного возраста. Опрос был проведен среди родителей (преимущественно женщин) из более чем 2000 семей в 19 областных центрах России. Полученные данные позволили социологам сделать вывод, подтверждающий, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми родителями, являются “воспитание истинными ценностями” и крик. Разумеется, воспитывать ребенка – нелегкая задача. Множество мифов об идеализированных и послушных детях далеко отражает реальность. Дети – не ангелы, но маленькие индивидуальности, и поэтому во всех трудных ситуациях, в которые дети неоднократно ставят своих родителей, необходимо вести себя с уважением к их человеческому достоинству, избегая физических наказаний и унижений в словесной форме.
Иногда встречаются семьи, где родители говорят своим детям «Ты ужасен!», «Фу, урод, клоун и т.д.». Из -за такого обращения в семье, ребенок начинает примерят эту идею на себя и приходя в сад транслирует это в массы «Я ужасен», «я урод и клоун». Навряд-ли такое воспитание окажет на ребенка положительный эффект. Может сформироваться комплекс неполноценности, упасть уровень самооценки, а что еще хуже – появится злость и ненависть к родителю и окружающему миру.
Телесные наказания являются абсолютно недопустимыми! Ребенок, которого подвергают физическому насилию, страдает не только на физиологическом уровне, но и психологически. Это создает у него ощущение унижения и оскорбления, которое впоследствии может сказаться на его будущей жизни, запечатлевая в нем лишь грубость и неприязнь. Представьте себя на его месте – какие чувства вы испытали бы? Вероятно, это были бы ярость, ненависть и желание отомстить обидчику! Детям сложно устанавливать логическую связь между наказанием и их плохим поведением, они склонны думать, что наказание – это проявление гнева и отсутствия любви со стороны тех, кто их наказывает. Важно также отметить, что не только физическое насилие дает такой эффект, но и словесные унижения.
П.П.Блонский (русский педагог) возражал против телесного наказания, мотивируя это следующим:
- Наказание апеллирует к животному страху;
- Вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают;
- Оно делает ребенка забитым и потому ничтожным;
- Впоследствии такие дети делаются нечувствительными;
- Наказание унижает и создает морального циника;
- Вредно действует на половую сферу ребенка, вызывая приток к половым частям;
А.Фромм (американский терапевт и педагог) утверждает, что в наказаниях таятся следующие опасности:
- Очень часто наказание не исправляет ребенка, а преображает его;
- Наказание вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь;
- У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям;
- Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным;
- Наказания может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из проступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если мы действительно хотим научить ребёнка, как следует себя вести.
Что категорически нельзя:
- Наказывать едой;
- Сильно бить;
- обзывать бранными слова;
- Кричать;
- Ставить надолго в угол;
- Наказывать в публичном месте (магазин, улица, гости)
- Повторять свои требования множество раз.
Выслушав все это возникает логический вопрос – чем его тогда заменить?
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Говорите с ребенком, объясняйте его поведение, но будьте краткими.
- Отвлечением. Постарайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то более привлекательное.
- Неторопливость. Не спишите наказывать сына или дочь – пусть поступок повторить. Дабы удостовериться в систематичности их действий.
- Наградами. Мы все очень любим вознаграждения, так почему бы не попробовать их в воспитании детей?
ПООЩРЕНИЕ.
Стимулировать следует каждое проявление поведения у ребенка. Ребенок должен каждый день, каждый час слышать, что он талантлив, умел и умен. Следует говорить ему самыми высокими степенями русского языка – не неправильно или неудачно, а превосходно, великолепно, чудесно, восхитительно.
Не стесняйтесь хвалить. А для особых достижений – пройденный тест, вымыта обувь, быстро и аккуратно одета – что-то придумать и подарить. Это может быть и конфета, а может быть и теплое слово. Особое внимание следует уделять похвале за усилия, которые ребенок приложил для достижения цели, и за радость от достигнутого успеха. Важно замечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка на пути его личного развития.
С этой целью предлагаются различные варианты, подходы, советы известных русских и зарубежных авторов.
О похвале:
1. Не стоит хвалить слишком часто (имеется в виду постоянно), так как это может лишить похвалу своей ключевой силы.
2. Предлагается дать ребенку такое второе имя, которое не является производным от его первого имени. Например, “рыбка”, “зайчик”, “ласточка”, “солнышко”. Дети любят приятно звучащие обращения, поэтому это можно использовать в качестве легкого поощрения.
3. Можно чередовать производные от имени формы обращения, например, “Наташа” – “Натусенька” – “Наточка” – “Таточка” и так далее.
4. Обращаться ласково к ребенку в зависимости от его пола: “доченька”, “дочка”, “внучка”, “дочурка”, “внученька”, “внучечка”, “сынок”, “сыночек”, “сынуля”, “внук”, “внучок” и так далее.
5. Использовать все прекрасные слова русского языка, обращаясь к ребенку с восхищением и в самой высшей степени: талантливый, молодец, великолепный и так далее.
Поощрение может быть контактным и неконтактным, нематериальным.
1. Научить ребенка хвалить себя самого.
2. Пожать руку.
3. Обнять.
4. Поцеловать.
5. Сказать что-то ласковое на ушко.
6. Поощрить без слов, с помощью жеста, мимики, взгляда.
7. Дать объятие на расстоянии.
8. Дать обязательное обещание, которое будет выполнено.
9. Послать воздушный поцелуй.
10. Похвалить ребенка публично.
11. В особых случаях за хорошее поведение, проявление доброты, старания и так далее, можно использовать поощрение материального характера (купить любимую игрушку, мороженое). Однако следует использовать этот метод как можно реже.
В итоге, хотелось бы отметить, что баланс – это главное, чего следует придерживаться. Важно, чтобы родитель не переусердствовал ни в одном из направлений, ни в поощрениях, ни в наказаниях.