Конспект урока музыки на тему: “Советское кино и музыка в советских кинофильмах”

Класс:8
Время:45 минут
Цель урока: Ознакомить учащихся с ролью музыки в советском кино, рассмотреть примеры известных фильмов и изучить влияние музыкального сопровождения на восприятие кинематографа. 

Оборудование:

  • Проектор и экран для показа видеоматериалов.
  • Аудиосистема для воспроизведения музыкальных фрагментов.
  • Презентация с иллюстрациями и примерами фильмов.
  • Ручки и тетради для записей.

Планы урока:

  1. Введение (5 минут)
  • Приветствие, проверка готовности класса.
  • Введение в тему урока: “Сегодня мы рассмотрим, как музыка влияет на фильмы в Советском Союзе, а также узнаем о некоторых самых известных советских кинофильмах и их саундтреках.”
  1. История музыки в советском кино (10 минут)
  • Краткий обзор появления и развития звука в кинематографе (первый звуковой фильм в СССР “Подкидыш”, 1934 год).
  • Роль музыки в создании настроения в кино: как она помогает передать эмоции, подчеркнуть важные моменты, создать атмосферу.
  • Примеры известных композиторов: Дмитрий Шостакович, Артемий Извеков, Александр Зацепин.
  1. Примеры фильмов и анализ музыки (15 минут)
  • “Броненосец Потёмкин” (1925)
    • Краткое содержание и культурное значение.
    • Обсуждение музыкального сопровождения и его влияние на восприятие.
    • Прослушивание фрагмента из фильма.
  • “Москва слезам не верит” (1979):
    • Описание сюжета и музыкальной темы.
    • Роль песни “Здесь, в твоих глазах” в развитии сюжетной линии.
    • Прослушивание песни.
  • “31 июня” (1978):
    • Волшебство и романтика в музыке.
    • Значение песен в фильме: анализ текста и мелодии.
    • Просмотр фрагмента с песней.
  • “Кавказская пленница” (1967):
    • Влияние музыки на комедийные элементы.
    • Обсуждение популярной песни “Полюшко-поле”.
    • Прослушивание фрагмента.
  1. Влияние музыки на восприятие фильмов (10 минут)
  • Обсуждение, как музыка меняет восприятие сцены (например, сравнение с немецким экспрессионизмом).
  • Вопросы к классу:
    • Какую роль, по вашему мнению, играет музыка в создании атмосферы фильма?
    • Какие эмоции у вас вызывает музыка в кино?
  1. Практическое задание (5 минут)
  • Разделение на группы. Каждая группа выберет один фильм и проанализирует его музыкальное сопровождение.
  • Задание на дом: написать небольшое эссе (1-2 страницы) о том, как музыка в выбранном ими фильме влияет на восприятие сюжета и персонажей.
  1. Заключение (2 минуты)
  • Подведение итогов урока: основной акцент на взаимосвязи музыки и кинематографа.
  • Ответы на вопросы, раздача домашних заданий.

Рекомендации по дополнительной литературе и фильмам:

  • Книги по истории советского кино и музыки.
  • Сборники песен из советских фильмов.
  • Документальные фильмы о советском кино и его музыке.

 

Введение в тему советского кино и музыки поможет учащимся понять, как эти два искусства взаимосвязаны и влияют друг на друга. Важно подчеркнуть, что музыка не только дополняет визуальный ряд фильма, но и становится в нем самостоятельным элементом, создающим определенное настроение и атмосферу. В течение урока будут приведены примеры, иллюстрирующие, как музыкальное сопровождение помогает передать эмоциональное состояние героев и усилить драматургический эффект.

Практическая часть урока, в которой учащиеся подготовят свои представления о выбранных фильмах и их музыкальном сопровождении, даст возможность каждому проявить креативность. Это позволит не только закрепить полученные знания, но и развить навыки командной работы и презентации.