Конспект урока музыки на тему: “Советское кино и музыка в советских кинофильмах”
Класс:8
Время:45 минут
Цель урока: Ознакомить учащихся с ролью музыки в советском кино, рассмотреть примеры известных фильмов и изучить влияние музыкального сопровождения на восприятие кинематографа.
Оборудование:
- Проектор и экран для показа видеоматериалов.
- Аудиосистема для воспроизведения музыкальных фрагментов.
- Презентация с иллюстрациями и примерами фильмов.
- Ручки и тетради для записей.
Планы урока:
- Введение (5 минут)
- Приветствие, проверка готовности класса.
- Введение в тему урока: “Сегодня мы рассмотрим, как музыка влияет на фильмы в Советском Союзе, а также узнаем о некоторых самых известных советских кинофильмах и их саундтреках.”
- История музыки в советском кино (10 минут)
- Краткий обзор появления и развития звука в кинематографе (первый звуковой фильм в СССР “Подкидыш”, 1934 год).
- Роль музыки в создании настроения в кино: как она помогает передать эмоции, подчеркнуть важные моменты, создать атмосферу.
- Примеры известных композиторов: Дмитрий Шостакович, Артемий Извеков, Александр Зацепин.
- Примеры фильмов и анализ музыки (15 минут)
- “Броненосец Потёмкин” (1925):
- Краткое содержание и культурное значение.
- Обсуждение музыкального сопровождения и его влияние на восприятие.
- Прослушивание фрагмента из фильма.
- “Москва слезам не верит” (1979):
- Описание сюжета и музыкальной темы.
- Роль песни “Здесь, в твоих глазах” в развитии сюжетной линии.
- Прослушивание песни.
- “31 июня” (1978):
- Волшебство и романтика в музыке.
- Значение песен в фильме: анализ текста и мелодии.
- Просмотр фрагмента с песней.
- “Кавказская пленница” (1967):
- Влияние музыки на комедийные элементы.
- Обсуждение популярной песни “Полюшко-поле”.
- Прослушивание фрагмента.
- Влияние музыки на восприятие фильмов (10 минут)
- Обсуждение, как музыка меняет восприятие сцены (например, сравнение с немецким экспрессионизмом).
- Вопросы к классу:
- Какую роль, по вашему мнению, играет музыка в создании атмосферы фильма?
- Какие эмоции у вас вызывает музыка в кино?
- Практическое задание (5 минут)
- Разделение на группы. Каждая группа выберет один фильм и проанализирует его музыкальное сопровождение.
- Задание на дом: написать небольшое эссе (1-2 страницы) о том, как музыка в выбранном ими фильме влияет на восприятие сюжета и персонажей.
- Заключение (2 минуты)
- Подведение итогов урока: основной акцент на взаимосвязи музыки и кинематографа.
- Ответы на вопросы, раздача домашних заданий.
Рекомендации по дополнительной литературе и фильмам:
- Книги по истории советского кино и музыки.
- Сборники песен из советских фильмов.
- Документальные фильмы о советском кино и его музыке.
Введение в тему советского кино и музыки поможет учащимся понять, как эти два искусства взаимосвязаны и влияют друг на друга. Важно подчеркнуть, что музыка не только дополняет визуальный ряд фильма, но и становится в нем самостоятельным элементом, создающим определенное настроение и атмосферу. В течение урока будут приведены примеры, иллюстрирующие, как музыкальное сопровождение помогает передать эмоциональное состояние героев и усилить драматургический эффект.
Практическая часть урока, в которой учащиеся подготовят свои представления о выбранных фильмах и их музыкальном сопровождении, даст возможность каждому проявить креативность. Это позволит не только закрепить полученные знания, но и развить навыки командной работы и презентации.