Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

«Путешествие в страну правильной речи. Ферма»

Составитель: 

Воспитатель Акимова Я.С

 Кемерово 2024

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к своим питомцам.

Задачи:

Образовательная:

– Уточнять, расширять представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят).

Развивающая:

– Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную речь

Воспитательная:

– Продолжать формировать бережное отношение к домашним питомцам и желание ухаживать за домашними животными.

Предварительная работа: дидактические игры «Кто где живёт? (домашние животные)», «Чей детёныш?», беседы о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.

Демонстрационный материал: фигурки животных, изображения жилищ животных, карточки домашних животных и их детёнышей, иллюстрация «На ферме».

Раздаточный материал: предметные картинки с изображением домашних животных овцы, свиньи, коровы, лошади, кошки и собаки, лист А4 с расчерченными на 6 ячеек клеточками с изображением травы, сена, свеклы, овса, рыбы и косточки.

Словарная работа: ферма, фермер, корова – телёнок, овца – ягнёнок, коза – козлёнок, кролик – крольчонок, свинья – поросёнок, собака – щенок, кошка – котёнок, сторожевая, рогатый, конюшня, сарай, коровник, будка, свинарник.

Предполагаемый результат: расширить знания о домашних животных и их значении в жизни человека.

Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная.

Время занятия: 25 минут

 

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель и дети встают в круг

Воспитатель: Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.

У меня есть для вас загадка, которую вы должны внимательно послушать и отгадать её!

Целый день паслись у сосен

Две подружки ME и МУ,

МЯУ грел бочок на солнце,

БЕ весь день мешал ему.

ГАВ валялся на крылечке,

ХРЮ под кустиком сопел.

А теперь, дружок, напомни.

Назови по именам

Тех, кто в этот жаркий полдень

На глаза попался нам.

(Ответы детей : коза, корова, кот, собака и поросёнок)

Воспитатель: правильно, ребята! А как можно их назвать одним словом?

Дети:  домашние животные.

Воспитатель: где живут домашние животные?

Дети: в деревне, в доме.

Воспитатель: одни домашние животные могут жить в квартире вместе с нами, как например, собака, кошка. Другие домашние животные живут в деревне, на ферме и заботится о них фермер. Фермер приглашает нас посетить его небольшую ферму. Он приготовил для нас много интересных заданий. За каждое правильно выполненное задание мы получим кусочек от большой картины. А вот что на ней изображено узнаем когда соберём все кусочки. Ну что вы согласны? Тогда давайте отправляться! На каком транспорте поедем?

Дети: на машине.

Воспитатель: тогда заводим моторы и отправляемся в путь.

(Дети со звуками «БЖ» делают круг по группе и подъезжают к первому столу с фигурками животных)

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и на ферме в гостях у домашних животных. Фермер предлагает рассмотреть животных и описать, какие они. Какая собака?

Дети: пушистая, серая, лохматая, злая, сторожевая.

Воспитатель: какая свинья?

Дети: грязная, розовая, ленивая.

Воспитатель: какой баран?

Дети: кудрявый, рогатый, белый.

Воспитатель: какой кролик?

Дети: быстрый, пушистый, ласковый.

Воспитатель: какая лошадь?

Дети: быстрая, большая, сильная, выносливая.

Воспитатель: молодцы. Мы правильно выполнили первое задание и получаем первый кусочек картины. Давайте двигаться дальше. 

(Дети подходят к столу номер два). На столе разложены изображения: пакет молока, клубки пряжи, яйца, мышка, шкурка кролика и т.д. 

Воспитатель: ребята, посмотрите на все эти предметы. Кто сможет рассказать какую пользу приносят домашние животные человеку (воспитатель даёт возможность высказаться 2-3 детям. Предлагает другим детям дополнить рассказ. По необходимости сам уточняет)

Воспитатель: вот видите, какую большую пользу приносит каждое животное человеку. И снова мы справились с заданием на отлично, получаем ещё один кусочек картины. Двигаемся дальше?

 (Переходят к столу 3. На столе изображения с жилищами животных, перед столом расставлены стулья. Дети садятся на стулья)

Воспитатель: но для того, чтобы они приносили пользу, за животными необходимо ухаживать. А как же фермер заботиться о животных?

Дети: кормит и поит их, убирает за ними, если заболеют – лечит.

Воспитатель: ещё фермер каждому животному сделал свой домик. Скажите, где живёт собака?

Дети: в будке.

Воспитатель: где живёт лошадь?

Дети: в конюшне.

Воспитатель:  где живёт свинья?

Дети: в свинарнике.

Воспитатель: где живёт коза?

Дети: в сарае.

Воспитатель: где живёт корова?

Дети: в коровнике.

Воспитатель: молодцы, ребята и у нас появляется третий кусочек нашей картины! Приближаемся к заданию следующему заданию (воспитатель подводит детей на ковёр, дети делают круг).

А сейчас я предлагаю нам чуть- чуть отдохнуть и размяться

ФИЗМИНУТКА

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,  Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают,    Га-га-га! (Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал,  Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед)

Зашептал в воде камыш,  Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели)

(после физминутки дети остаются с воспитателем на ковре, садятся на ковёр скрестив ноги)

Воспитатель: вот и четвёртая часть нашей картины. Мы с вами и отдохнули, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови детеныша». Ребята садятся в круг на ковер. Воспитатель бросает мяч и называет взрослого животного, ребенок говорит название детеныша. (Корова – теленок, коза – козленок, осел – осленок и т.д.) Дети проигрывают игру, воспитатель по мере необходимости помогает.

Воспитатель: у меня в руках появляется пятая часть картинки. Это значит, что мы справились и с этим заданием правильно. (воспитатель подводит детей к последнему столу) 

Воспитатель: животные уже устали и проголодались, они хотят, чтобы мы их поскорее покормили. Давайте их накормим? (у каждого ребенка предметные картинки с изображением домашних животных овцы, свиньи, коровы, лошади, кошки и собаки, лист А 4 с расчерченными на 6 ячеек клеточками с изображением травы, сена, свеклы, овса, рыбы и косточки. Дети раскладывают карточки с изображением животных на рисунки с кормом.

Воспитатель: молодцы, помогли фермеру и он даёт нам последнюю часть картинки. Давайте попробуем соединить все части. Получилась ферма, на которой мы сегодня побывали. Давайте вспомним наше путешествие.

Воспитатель задаёт вопросы:

– Кто живет на ферме? (Домашние животные)

– Кто за ними ухаживает? (фермер)

– Каких животных мы встретили на ферме? (перечисление детей)

– Чем полезны нам домашние животные? (ответы детей)

– Как фермер ухаживает за животными? (убирает за ними, кормит их)

Воспитатель: молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Заводим моторы. (дети делают круг по группе и садятся на стулья, поставленные полукругом)