Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
«Путешествие в страну правильной речи. Ферма»
Составитель:
Воспитатель Акимова Я.С
Кемерово 2024
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к своим питомцам.
Задачи:
Образовательная:
– Уточнять, расширять представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят).
Развивающая:
– Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную речь
Воспитательная:
– Продолжать формировать бережное отношение к домашним питомцам и желание ухаживать за домашними животными.
Предварительная работа: дидактические игры «Кто где живёт? (домашние животные)», «Чей детёныш?», беседы о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.
Демонстрационный материал: фигурки животных, изображения жилищ животных, карточки домашних животных и их детёнышей, иллюстрация «На ферме».
Раздаточный материал: предметные картинки с изображением домашних животных овцы, свиньи, коровы, лошади, кошки и собаки, лист А4 с расчерченными на 6 ячеек клеточками с изображением травы, сена, свеклы, овса, рыбы и косточки.
Словарная работа: ферма, фермер, корова – телёнок, овца – ягнёнок, коза – козлёнок, кролик – крольчонок, свинья – поросёнок, собака – щенок, кошка – котёнок, сторожевая, рогатый, конюшня, сарай, коровник, будка, свинарник.
Предполагаемый результат: расширить знания о домашних животных и их значении в жизни человека.
Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная.
Время занятия: 25 минут
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель и дети встают в круг
Воспитатель: Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.
У меня есть для вас загадка, которую вы должны внимательно послушать и отгадать её!
Целый день паслись у сосен
Две подружки ME и МУ,
МЯУ грел бочок на солнце,
БЕ весь день мешал ему.
ГАВ валялся на крылечке,
ХРЮ под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни.
Назови по именам
Тех, кто в этот жаркий полдень
На глаза попался нам.
(Ответы детей : коза, корова, кот, собака и поросёнок)
Воспитатель: правильно, ребята! А как можно их назвать одним словом?
Дети: домашние животные.
Воспитатель: где живут домашние животные?
Дети: в деревне, в доме.
Воспитатель: одни домашние животные могут жить в квартире вместе с нами, как например, собака, кошка. Другие домашние животные живут в деревне, на ферме и заботится о них фермер. Фермер приглашает нас посетить его небольшую ферму. Он приготовил для нас много интересных заданий. За каждое правильно выполненное задание мы получим кусочек от большой картины. А вот что на ней изображено узнаем когда соберём все кусочки. Ну что вы согласны? Тогда давайте отправляться! На каком транспорте поедем?
Дети: на машине.
Воспитатель: тогда заводим моторы и отправляемся в путь.
(Дети со звуками «БЖ» делают круг по группе и подъезжают к первому столу с фигурками животных)
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и на ферме в гостях у домашних животных. Фермер предлагает рассмотреть животных и описать, какие они. Какая собака?
Дети: пушистая, серая, лохматая, злая, сторожевая.
Воспитатель: какая свинья?
Дети: грязная, розовая, ленивая.
Воспитатель: какой баран?
Дети: кудрявый, рогатый, белый.
Воспитатель: какой кролик?
Дети: быстрый, пушистый, ласковый.
Воспитатель: какая лошадь?
Дети: быстрая, большая, сильная, выносливая.
Воспитатель: молодцы. Мы правильно выполнили первое задание и получаем первый кусочек картины. Давайте двигаться дальше.
(Дети подходят к столу номер два). На столе разложены изображения: пакет молока, клубки пряжи, яйца, мышка, шкурка кролика и т.д.
Воспитатель: ребята, посмотрите на все эти предметы. Кто сможет рассказать какую пользу приносят домашние животные человеку (воспитатель даёт возможность высказаться 2-3 детям. Предлагает другим детям дополнить рассказ. По необходимости сам уточняет)
Воспитатель: вот видите, какую большую пользу приносит каждое животное человеку. И снова мы справились с заданием на отлично, получаем ещё один кусочек картины. Двигаемся дальше?
(Переходят к столу 3. На столе изображения с жилищами животных, перед столом расставлены стулья. Дети садятся на стулья)
Воспитатель: но для того, чтобы они приносили пользу, за животными необходимо ухаживать. А как же фермер заботиться о животных?
Дети: кормит и поит их, убирает за ними, если заболеют – лечит.
Воспитатель: ещё фермер каждому животному сделал свой домик. Скажите, где живёт собака?
Дети: в будке.
Воспитатель: где живёт лошадь?
Дети: в конюшне.
Воспитатель: где живёт свинья?
Дети: в свинарнике.
Воспитатель: где живёт коза?
Дети: в сарае.
Воспитатель: где живёт корова?
Дети: в коровнике.
Воспитатель: молодцы, ребята и у нас появляется третий кусочек нашей картины! Приближаемся к заданию следующему заданию (воспитатель подводит детей на ковёр, дети делают круг).
А сейчас я предлагаю нам чуть- чуть отдохнуть и размяться
ФИЗМИНУТКА
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели)
(после физминутки дети остаются с воспитателем на ковре, садятся на ковёр скрестив ноги)
Воспитатель: вот и четвёртая часть нашей картины. Мы с вами и отдохнули, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови детеныша». Ребята садятся в круг на ковер. Воспитатель бросает мяч и называет взрослого животного, ребенок говорит название детеныша. (Корова – теленок, коза – козленок, осел – осленок и т.д.) Дети проигрывают игру, воспитатель по мере необходимости помогает.
Воспитатель: у меня в руках появляется пятая часть картинки. Это значит, что мы справились и с этим заданием правильно. (воспитатель подводит детей к последнему столу)
Воспитатель: животные уже устали и проголодались, они хотят, чтобы мы их поскорее покормили. Давайте их накормим? (у каждого ребенка предметные картинки с изображением домашних животных овцы, свиньи, коровы, лошади, кошки и собаки, лист А 4 с расчерченными на 6 ячеек клеточками с изображением травы, сена, свеклы, овса, рыбы и косточки. Дети раскладывают карточки с изображением животных на рисунки с кормом.
Воспитатель: молодцы, помогли фермеру и он даёт нам последнюю часть картинки. Давайте попробуем соединить все части. Получилась ферма, на которой мы сегодня побывали. Давайте вспомним наше путешествие.
Воспитатель задаёт вопросы:
– Кто живет на ферме? (Домашние животные)
– Кто за ними ухаживает? (фермер)
– Каких животных мы встретили на ферме? (перечисление детей)
– Чем полезны нам домашние животные? (ответы детей)
– Как фермер ухаживает за животными? (убирает за ними, кормит их)
Воспитатель: молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Заводим моторы. (дети делают круг по группе и садятся на стулья, поставленные полукругом)