Патриотическое воспитание – одна из важных частей воспитания.
Новгородова Евдокия Алексеевна-
с.Аргас, Кобяйского улуса, РС(Я)
МБОУ «Куокуйская СОШ»,
учитель начальных классов.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности провожу воспитательные мероприятия, которые формируют у детей социально – ценностные отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают активность. Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников проводится через внеклассную и внеурочную деятельность:
- беседы, классные часы, читательские конференции;
- тематические праздники, проведение совместных мероприятий с родителями;
- торжественные линейки, уроки Мужества;
- конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
- встречи с детьми и родственниками ветеранов Великой Отечественной войны и труда, знаменитыми земляками;
- встречи с отцами и братьями одноклассников, служившими в рядах военной службы;
- социальные акции;
Вся работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, ведётся по направлениям:
- Историко – краеведческое направление – мероприятия, направленные на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Учащиеся встречаются с детьми и родственниками ветеранов Великой Отечественной войны, принимают участие в праздниках, посвященных 23 февраля, в конкурсах видеороликов на военную тематику, посвященных Дню Победы. В классах проводятся тематические классные часы «Дети-герои», «Подвигу народа жить в веках», школьная НПК «История на колесах», «Улицы моего села».Провели КТД «Военная техника времен Великой Отечественной войны», поисковую работу по материалам о ветеранах Великой Отечественной войны Иванове А.Н., Соловьеве Н.Н. Участвовали в конкурсах рисунков «Суох буоллун сэрии!», «Сэттэ онунэн Улуу Кыайыыны уруйдуубут», в конкурсе сочинений «Письмо к прадедушке».
- Гражданско-патриотическое направление– основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству. По этому направлению проводились беседы, классные часы «Права и обязанности человека», «Гражданином быть обязан», «Ответственность и право», «Знакомство с государственными символами Республики Саха (Якутия)», «Национальный праздник». Учащиеся участвовали в ролевой игре «Ваши права». Одной из интересных и эффективных форм являются занятия кружков ВУД «Родной край», «История наслега», «Топонимика родного края». Участвовали на муниципальных творческих конкурсах «Я-исследователь» с темой «Лэпбуки: Моя малая Родина», «Мой прадедушка- участник Великой Отечественной войны».
3.Литературно-музыкальное и художественное направление – отвечает за духовное становление личности ребёнка. Изучение родного языка и литературного чтения способствует воспитанию любви и уважения к родному языку, гордости за свой народ, республику. Воспитание гражданственности осуществляется через ознакомление учащихся с родным языком, мифологией, историей и традициями якутов. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с литературным творчеством русских, зарубежных авторов, учатся находить общее в укладе жизни славянских народов, узнают об особенностях быта жителей других стран, что способствует формированию чувства патриотизма, интернационализма, культуры межнациональных отношений, толерантности. А так же участвуют в проводимых мероприятиях ко Дню письменности, в конкурсах выразительного чтения «Кыайыыны уьансыбыттарга», «Страница 20», «Буорах сыттаах хоьооннор», «»Таатта- ийэ тыл биьигэ», к юбилейным мероприятиям писателей-земляков Т.Е. Сметанина, А.В. Кривошапкина, В.С.Кейментинова- Баргачаана.
4.Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения. Дети с удовольствием участвуют в «Веселых стартах», военизированных играх «Зарница». Проведены классные часы «Режим дня- мой помощник», «Профилактика вирусных заболеваний», «О вреде курения». Участвовали в кустовых, улусных НПК с темой «Пластиковая бутылка: вред или польза», «Влияние веса портфеля на осанку школьников».
- Семейное направление– утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи. Были проведены классные часы «Моя семья», «Я – продолжатель своего рода», «Мой дом». Всей семьей участвовали в видеороликах «Бессмертный полк», «Свеча памяти», в республиканской акции «Поем всей семьей» песню самодеятельного композитора А.К.Калининского, акциях «Читающая мама» и.т.д.
6.Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родителей, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. Ребята участвуют в операциях «Уют», «Доброе дело». В классе все имеют поручения, начинают выполнять свои обязанности. Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, т.е. понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг.
- Экологическое направление– воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Дети участвуют в субботниках по очистке улиц села, берега реки Лунха.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от учителя настойчивости, последовательности и большого терпения.