Отдел по культуре и делам молодёжи
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» город Апатиты Мурманской области
Методическая разработка
Конспект открытого урока по классическому танцу
Мероприятие: открытый урок.
Тема: «Развитие координации на уроке классического танца».
Класс (группа): учащиеся 3 класса хореографического отделения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хореографическое творчество».
Продолжительность занятия: 40 мин.
Преподаватель: Яськевич Елена Богдановна
Тема: «Развитие координации на уроке классического танца».
Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности, путем повторения и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы за 1-е полугодие.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Задачи урока:
Образовательные:
– закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
– развитие осмысленного исполнения движений;
– развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
– развитие координации движений;
– укрепление опорно-двигательного аппарата;
– развитие выносливости и постановки дыхания;
– психологическое раскрепощение учащихся.
Воспитательные:
– формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
– формирование чувства ответственности;
– активизация творческих способностей.
Основные методы работы:
– наглядный (практический показ);
– словесный (объяснение);
– тактильно-мышечной наглядности.
Педагогические технологии:
– здоровьесберегающая технология;
– личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Музыкальный материал:
Классическая музыка русских и зарубежных композиторов квадратного построения с четким ритмическим рисунком и ярко выраженной фразировкой. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном совпадает ритмическим рисунком музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение подобрано к данной возрастной категории по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.
Основной задачей первого года обучения по предмету «Классический танец», является выработка навыков правильности и чистоты исполнения движений, приобретение навыков точной согласованности движений, закрепление развития активной выворотности, развитие и закрепление устойчивости, развитие координации движений, воспитание силы и выносливости учащихся. Слово «координация» означает «согласование». Координация движений, это согласованность в работе мышц разных групп, направленная на достижение определенного двигательного эффекта.
Первый год обучения классическому танцу, как правило, оказывает решающее влияние на все последующее обучение и его конечный результат. Именно в этот период закладывается фундамент для всего комплекса знаний, навыков, умений, и качеств будущего исполнителя. Говоря о выработке правильной балетной осанки, то есть о постановке корпуса, ног, рук, головы необходимо упомянуть, что именно этот этап является наиболее сложным, требующим преодоления рядя как физических, так и психологических трудностей. Они связаны, в первую очередь с тем, что формирование балетной осанки начинается с изучения позиций ног лицом к станку. Это предполагает довольно значительные и длительные статические нагрузки, которые детьми младшего возраста переносятся тяжелее, чем динамические. Если к тому же, ученики не имеют достаточных физических данных (как часто бывает в условиях хореографических отделений), то трудности еще возрастают. Основной путь преодоления этих трудностей – правильное соотношение изучения позиций у станка в статике с динамической работой в процессе освоения элементов классического экзерсиса. Эти два типа работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Введение выворотных позиций ног и перевод всей мышечной работы на эту основу оказывает существенное влияние на координационные возможности ребенка, приводя иногда к их значительному снижению, из-за резкой ломки приобретенных ранее двигательных навыков и построении новой координационной системы. Перед началом работы над координацией необходимо добиться точной дифференцированности в работе различных групп мышц, то есть в работе должны участвовать лишь те мышцы, которые непосредственно обеспечивают правильное исполнение движения. Если ученик не научится владеть группами мышц, то согласованности в их работе достичь будет затруднительно. Все упражнения начинают изучать стоя лицом к станку, держась за него двумя руками. Затем постепенно переходят к исполнению тех же упражнений, держась одной рукой за станок. Для правильного усвоения выворотности ног, ряд упражнений сначала изучается в сторону, позднее вперёд и назад. Все упражнения исполняются поочередно с правой, затем с левой ноги.
Урок классического танца делится на три части – подготовительную, основную и заключительную.
Первая, подготовительная часть урока включает в себя маршировку, разные виды шагов и бега. Ее задачей является организация и концентрация внимания учащихся и направление из усилий на физическую нагрузку, подготовка мышц, связок, суставов для классического экзерсиса. Вторая, основная часть урока – традиционный классический экзерсис у станка и на середине зала. Его задача – постановка корпуса, ног, рук, головы как основа равновесия и апломба; овладение первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность работы всех частей тела в пространстве и времени; развитие физических данных учащихся. Третья, заключительная часть – это анализ урока, рефлексия.
Во время урока проводится индивидуальный, устный и с показом опрос учащихся, выявляются ошибки в исполнении движений, для того чтобы они активно участвовали в уроке и знали, на что нужно обращать внимание при исполнении того или иного упражнения. Французские термины нужно при объяснении переводить на русский язык и проверять усвоение их учащимися
План-конспект урока:
- Подготовительная часть.
Вход учащихся в танцевальный зал. (Муз. сопровождение – марш, м/р 4/4).
Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке.
• Поклон педагогу и концертмейстеру. (Муз. сопровождение – вальс, м/р ¾).
• Обозначение темы и цели урока.
• Рассказ о значении координации в классическом танце.
Разминка по диагонали:
(Учащиеся исполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц. Музыкальное сопровождение марш, м/р 4/4.)
– танцевальный шаг с носка;
– шаги на полупальцах, на пятках;
– шаги с высоким поднятием ноги, согнутой в колене;
– легкий бег на полупальцах;
– бег с поднятием ног вперед, согнутых в коленях;
– бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
– галоп;
– па польки.
Легким бегом на полупальцах, учащиеся двигаются по кругу к станкам.
- Основная часть.
Экзерсис у станка:
1.Demi-plie в I, II, V позициях:
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 3/4.
- 2 demi plie по I позиции,
- releve на высоких полупальцах по I позиции, переход во II позицию,
- 2 demi plie по II позиции,
- releve на высоких полупальцах по II позиции, переход в V позицию,
- 2 demi plie по V позиции,
- releve на высоких полупальцах по V позиции, переход в I позицию,
- перегибы корпуса к станку, руки через II позицию,
- перегибы корпуса назад, руки в III позиции,
- окончание движения 2 такта.
2.Battement tendu из V позиции (по 4 крестом):
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 2/4.
- 4 battement tendu вперед,
- 4 battement tendu в сторону,
- 4 battement tendu назад
- 4 battement tendu в сторону,
- окончание движения 2 такта.
3.Battement tendu jete из V позиции (по 4 крестом):
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 2/4.
- 4 вattement tendu jete вперед,
- 4 вattement tendu jete в сторону,
- 4 вattement tendu jete назад,
- 4 вattement tendu jete в сторону,
- окончание движения 2 такта.
- Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans из I позиции по точкам.
- preparation – 4 такта, музыкальный размер 3/4,
- 4 rond de jambe par terre en dehors,
- 4 rond de jambe par terre en dedans,
- окончание движения 2 такта.
- Battements fondu en l,air.
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 4/4.
- battements fondu крестом по 4 en l,air
- заключение движения – 2 такта.
- Battements frappe (носком в пол).
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 2/4.
- battements frappe по 4 крестом,
- заключение движения – 2 такта.
- Adagio.
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 4/4
- 2 battement releve lent на 450 с 1 позиции вперед,
- 2 battement releve lent на 450 с 1 позиции в сторону,
- 2 battement releve lent на 450 с 1 позиции назад,
- 1 developpee назад, с обводкой на 900,
- заключение движения – 2 такта.
- Grand battement jete с 1 позиции.
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 2/4.
- grand battement jete по 4 крестом,
- заключение движения – 2 такта.
Экзерсис на середине зала:
- Releve на полупальцы в 1, 2 позициях, с вытянутых ног и с demi-plies.
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 2/4.
- 4 releve, 3 – c demi plie по I позиции, переход во II позицию,
- комбинация по I, II, V позициям,
- заключение движения – 2 такта.
- Demi-plie по I, II, V позициям en face.
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 3/4.
- 2 demi plie по I позиции,
- releve на высоких полупальцах по I позиции, переход во II позицию,
- 2 demi plie по II позиции,
- releve на высоких полупальцах по II позиции, переход в V позицию,
- 2 demi plie по V позиции,
- releve на высоких полупальцах по V позиции, переход в I позицию,
- перегибы корпуса вправо и влево,
- окончание движения 2 такта.
- Battement tendu из I, V позиции:
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 2/4,
- 2 battement tendu вперёд из позы croisee,
- 1 переход через IV позицию,
- 2 battement tendu назад,
- 2 в сторону правой ногой,
- 1 двойной double battement tendu,
- заключение движения – 2 такта.
- I port de bras.
- III port de bras.
Allegro:
- Temps sauté по 1, 2 позициям. (Освоение энергичного толчка, сохранение прямой спины и вытянутых ног в воздухе, мягкое приземление.)
- preparation – 2 такта, музыкальный размер 2/4.
- 2 медленных, 3 – быстрых по I позиции,
- также по II и V,
- заключение движения – 2 такта.
- Заключительная часть.
Основное построение в шахматном порядке.
Анализ урока (достижения цели и поставленных задач).
Во время проведения рефлексии ребятам предложено подвести итог совместной работы и ответить на вопросы: что нового они узнали и что важного для себя поняли на занятии? что получилось, и на что следует обратить внимание?
Домашнее задание. Закрепить навыки правильности и чистоты исполнения технически сложных мест у станка и на середине. Закрепить знание французской терминологии.
Поклон педагогу и концертмейстеру.
Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение (марш).
Список использованной литературы:
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия “Учебники для вузов. Специальная литература” — СПб.: Издательство “Лань”.- 2000.
- И. Климкович: Хрестоматия для уроков классического танца.-М, 1986
- Учите детей танцевать: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Пуртовой. –М.- 2000
- Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца/ Под ред. В.Малышевой, К.Потапова.-М, 1967
- Принципы музыкального оформления уроков классического танца/ Под ред. Л.Ярмоловича.-М, 1967