Отдел по культуре и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» город Апатиты Мурманской области

Методическая разработка

Конспект открытого урока по классическому танцу

Мероприятие: открытый  урок. 

Тема: «Развитие координации на уроке классического танца».

Класс (группа): учащиеся 3 класса хореографического отделения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программе «Хореографическое творчество». 

Продолжительность занятия: 40 мин.

 

Преподаватель:   Яськевич Елена Богдановна

Тема: «Развитие координации на уроке классического танца».

Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности, путем повторения и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы за 1-е полугодие.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Задачи урока:

Образовательные:
– закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
– развитие осмысленного исполнения движений;
– развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

Развивающие:
– развитие координации движений;
– укрепление опорно-двигательного аппарата;
– развитие выносливости и постановки дыхания;
– психологическое раскрепощение учащихся.

Воспитательные:
– формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
– формирование чувства ответственности;
– активизация творческих способностей.

Основные методы работы:
– наглядный (практический показ);
– словесный (объяснение);
– тактильно-мышечной наглядности.

Педагогические технологии:
– здоровьесберегающая технология;
– личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Музыкальный материал:

        Классическая музыка русских и зарубежных композиторов квадратного построения с четким ритмическим рисунком и ярко выраженной фразировкой. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном совпадает ритмическим рисунком музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение подобрано к данной возрастной категории по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.

Основной задачей первого года обучения по предмету «Классический танец», является выработка навыков правильности и чистоты исполнения движений, приобретение навыков точной согласованности движений, закрепление развития активной выворотности, развитие и закрепление устойчивости, развитие координации  движений,  воспитание силы и выносливости учащихся. Слово «координация» означает «согласование». Координация движений, это согласованность в работе мышц разных групп, направленная на достижение определенного двигательного эффекта. 

Первый год обучения классическому танцу, как правило, оказывает решающее влияние на все последующее обучение и его конечный результат. Именно в этот период  закладывается фундамент для всего комплекса знаний, навыков, умений, и качеств будущего исполнителя. Говоря о выработке правильной балетной осанки, то есть о постановке корпуса, ног, рук, головы необходимо упомянуть, что именно этот этап является наиболее сложным, требующим преодоления рядя как физических, так и психологических трудностей. Они связаны, в первую очередь с тем, что формирование балетной осанки начинается с изучения позиций ног лицом к станку. Это предполагает довольно значительные и длительные статические нагрузки, которые детьми младшего возраста переносятся тяжелее, чем динамические. Если к тому же, ученики не имеют достаточных физических данных (как часто бывает в условиях хореографических отделений), то трудности еще возрастают. Основной путь преодоления этих трудностей – правильное соотношение изучения позиций у станка в статике с динамической работой в процессе освоения элементов классического экзерсиса. Эти два типа работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Введение выворотных позиций ног и перевод всей мышечной работы на эту основу оказывает существенное влияние на координационные возможности ребенка, приводя иногда к их значительному снижению, из-за резкой ломки приобретенных ранее двигательных навыков и построении новой координационной системы. Перед началом работы над координацией необходимо добиться точной дифференцированности в работе различных групп мышц, то есть в работе должны участвовать лишь те мышцы, которые непосредственно обеспечивают правильное исполнение движения. Если ученик не научится владеть группами мышц, то согласованности в их работе достичь будет затруднительно. Все упражнения начинают изучать стоя лицом к станку, держась за него двумя руками. Затем постепенно переходят к исполнению тех же упражнений, держась одной рукой за станок. Для правильного усвоения выворотности ног, ряд упражнений сначала изучается в сторону, позднее вперёд и назад.  Все упражнения исполняются поочередно с правой, затем с левой ноги.

Урок классического танца делится на три части – подготовительную, основную и заключительную.

Первая, подготовительная часть урока включает в себя маршировку, разные виды шагов и бега. Ее задачей является организация и концентрация внимания учащихся и направление из усилий на физическую нагрузку, подготовка мышц, связок, суставов для классического экзерсиса. Вторая, основная часть урока – традиционный классический экзерсис у станка и на середине зала. Его задача – постановка корпуса, ног, рук, головы как основа равновесия и апломба; овладение первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность работы всех частей тела в пространстве и времени; развитие физических данных учащихся. Третья, заключительная часть – это анализ урока, рефлексия.

Во время урока проводится индивидуальный, устный и с показом опрос учащихся, выявляются ошибки в исполнении движений, для того чтобы они активно участвовали в уроке и знали, на что нужно обращать внимание при исполнении того или иного упражнения. Французские термины нужно при объяснении переводить на русский язык и проверять усвоение их учащимися 

 

План-конспект урока:

  • Подготовительная  часть.

Вход учащихся в танцевальный зал. (Муз. сопровождение – марш,  м/р 4/4).

Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке.
• Поклон педагогу и концертмейстеру. (Муз. сопровождение – вальс, м/р  ¾).
• Обозначение темы и цели урока.
• Рассказ о значении координации в классическом танце.

Разминка по диагонали:

(Учащиеся исполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц. Музыкальное сопровождение марш, м/р 4/4.)
– танцевальный шаг с носка;
– шаги на полупальцах, на пятках;

– шаги с высоким поднятием ноги, согнутой в колене;
– легкий бег на полупальцах;
– бег с поднятием ног вперед, согнутых в коленях;
– бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;

– галоп;
– па польки.

Легким бегом на полупальцах, учащиеся двигаются по кругу к станкам.

  • Основная часть.

Экзерсис у станка:

 1.Demi-plie в I, II, V позициях:

  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 3/4.
  • 2 demi plie по I позиции,
  • releve на высоких полупальцах по I позиции, переход  во  II позицию,
  • 2 demi plie по II позиции, 
  • releve на высоких полупальцах по II позиции, переход  в V позицию,
  • 2 demi plie по V позиции, 
  • releve на высоких полупальцах по V позиции, переход  в I позицию,
  • перегибы корпуса к станку, руки через II позицию,
  • перегибы корпуса назад, руки в III позиции,
  • окончание движения 2 такта.

2.Battement tendu из V позиции (по 4 крестом):

  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 2/4.
  • 4 battement tendu вперед,
  • 4 battement tendu в сторону,
  • 4 battement tendu назад
  • 4 battement tendu в сторону,
  • окончание движения 2 такта.

3.Battement tendu jete  из V позиции (по 4 крестом):

  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 2/4.
  • 4 вattement tendu jete вперед,
  • 4 вattement tendu jete в сторону,
  • 4 вattement tendu jete назад,
  • 4 вattement tendu jete в сторону,
  • окончание движения 2 такта.
  1. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans из I позиции по точкам.
  • preparation –  4 такта, музыкальный размер 3/4,
  • 4  rond de jambe par terre en dehors,
  • 4 rond de jambe par terre en dedans,
  • окончание движения 2 такта.
  1. Battements fondu en l,air.
  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 4/4.
  • battements fondu крестом по 4 en l,air
  • заключение движения –  2 такта.
  1. Battements frappe (носком в пол).
  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 2/4.
  • battements frappe по 4 крестом, 
  • заключение движения –  2 такта.
  1. Adagio.
  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 4/4
  • 2 battement releve lent на 450 с 1 позиции вперед,
  • 2 battement releve lent на 450 с 1 позиции в сторону,
  • 2 battement releve lent на 450 с 1 позиции назад,
  • 1 developpee назад, с обводкой на 900,
  • заключение движения –  2 такта.
  1. Grand battement jete с 1 позиции.
  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 2/4.
  • grand battement jete по 4 крестом,
  • заключение движения –  2 такта.

Экзерсис на середине зала:

  1. Releve на полупальцы в 1, 2 позициях, с вытянутых ног и с demi-plies.
  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 2/4.
  • 4 releve, 3 – c demi plie по I позиции, переход  во II позицию,
  • комбинация по I, II, V позициям,
  • заключение движения –  2 такта.
  1. Demi-plie по I, II, V позициям en face.
  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 3/4.
  • 2 demi plie по I позиции,
  • releve на высоких полупальцах по I позиции, переход  во  II позицию,
  • 2 demi plie по II позиции, 
  • releve на высоких полупальцах по II позиции, переход  в V позицию,
  • 2 demi plie по V позиции, 
  • releve на высоких полупальцах по V позиции, переход  в I позицию,
  • перегибы корпуса вправо и влево,
  • окончание движения 2 такта.
  1. Battement tendu из I, V позиции:
  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 2/4,
  • 2 battement tendu вперёд из позы croisee,
  • 1 переход через IV позицию,
  • 2 battement tendu назад,
  • 2  в сторону правой ногой,
  • 1 двойной double battement tendu,
  • заключение движения –  2 такта.
  1. I  port de bras.
  2. III port de bras.

Allegro:

  1. Temps sauté по 1, 2 позициям. (Освоение энергичного толчка, сохранение прямой спины и вытянутых ног в воздухе, мягкое приземление.)
  • preparation –  2 такта, музыкальный размер 2/4.
  • 2 медленных, 3 – быстрых по I позиции,
  • также по II и V, 
  • заключение движения –  2 такта.
  1. Заключительная часть.

Основное построение в шахматном порядке. 

Анализ урока (достижения цели  и поставленных задач).

Во время проведения рефлексии ребятам предложено подвести итог совместной работы и ответить на вопросы: что нового они узнали и что важного для себя поняли на занятии? что получилось, и на что следует обратить внимание?

Домашнее задание. Закрепить навыки правильности и чистоты исполнения технически сложных мест у станка и на середине.  Закрепить знание французской терминологии. 

Поклон педагогу и концертмейстеру. 

Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение (марш).

 

Список использованной литературы: 

 

  1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия “Учебники для вузов. Специальная литература” — СПб.: Издательство “Лань”.- 2000. 
  2. И. Климкович: Хрестоматия для уроков классического танца.-М, 1986 
  3. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Пуртовой.  –М.- 2000
  4. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца/ Под ред. В.Малышевой, К.Потапова.-М, 1967 
  5. Принципы музыкального оформления уроков классического танца/ Под ред. Л.Ярмоловича.-М, 1967