Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №7 “Солнышко” г.Соль-Илецка” Оренбургской области…
Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
«Приключения Степашки и Хрюши»
Выполнила: вос-ль первой категории Вилкова О.А.
2024 уч.год
Аннотация: Данное занятие содействует финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные:
- Повторить понятие «потребности человека»;
- Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
- Уточнить от чего зависят потребности человека;
- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
- Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
- Закрепить математический счет в пределах 5, повторить состав числа, ориентировку в пространстве.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
- Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств;
- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Материал и оборудование: 2 кошелка с монетками, карточки с разным числом монет, табличка- кошелек ,карточки с цифрами, картинки с изображением потребности человека (вода, одежда, еда, жилье), изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик, картинки с изображением (в одной корзинке крупа, мука, сыр, молоко, овощи. другая корзинка много разных сладостей.), картинки c изображением : ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.) схема потребностей .
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: «Здравствуйте ребята»!
Звучит музыка из передачи “Спокойной ночи малыши”
Воспитатель: Ребята, вы узнали из какой телепередачи эта музыка? (ответы детей)
Правильно, “Спокойной ночи малыши”
Показ Степашки и Хрюше (голос героев говорит о проблеме)
Ребята, сегодня мы были в школе финансовой грамотности. Там услышали много новых слов – потребности, деньги, бюджет. А что это такое, мы не понял. Степашка знает ,что в этом саду самые добрые умные отзывчивые ребята. Помогите разобраться, что такое деньги как ими распоряжаться.
Воспитатель: Ребята поможем Степашке и Хрюше. Думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашим друзьям.
Мы приглашаем вас отправиться вместе в путешествие в страну Финансов. Там мы узнаем много интересного о деньгах и зачем они нужны.
Основная часть
Звучит музыка и друзья отправляются в путь.
Воспитатель: В дорогу каждый из них взял…..
Отгадайте что:
Послушайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
– Что это?
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: – Правильно. Для чего нужны людям деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны без них прожить невозможно!
– В дорогу Степашка и Хрюша взяли кошелёчек с монетками.
– Сколько монеток у Степашки?
– А у Хрюше?
– Посчитайте, сколько монет у каждого в кошельке. (Дети считают монетки в у каждого в кошелке)
Воспитатель: прелдлагаю вам поиграть с героями в интересную игру
Игра: «Кошелек»
Детям дают карточки с разными числами монет. Двое стоят с табличкой кошелек (поднимают руки и держат табличку, как ворота). Играющие делятся пополам, первая половина выбирает цифры, остальные выбирают карточки с монетами и встают по кругу. Чтобы попасть в «кошелек», цифрам нужно найти пару – МОНЕТЫ, взять за руку и бежать в кошелек. Начало игры начинается по сигналу:
Свои монеты отыщи-
В кошелек скорей беги!
Воспитатель: Молодцы, свои монеты нашли и попали в кошелек.
Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.
– Что такое потребности?
Ответы детей.
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).
Воспитатель: вы правильно сказали – жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом – семейный очаг, где может собираться вся семья.
И решили друзья Степашка и Хрюша ,что нужно выбрать себе дом.
(На доске или на экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).
Хрюша сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.
А Степашка стал думать и рассуждать.
Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.
Как вы думаете почему?
(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).
И взял домик за две монетки.
А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?
(Ответы детей)
Так и вышло! В этом домике Хрюше было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.
Воспитатель: Давайте поможем друзьям сосчитать оставшиеся монетки.
(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось?)
Стало холодно. И Степашка и Хрюша вспомнили ещё про одну важную потребность.
Какую? (Одежда).
И купили её, потратив по одной монетке.
– Отложим из их кошелёчков по одной монетке.
А потом у Хрюши забурчал животик, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?
(Потребность в еде)
Взяли Степашка и Хрюша по одной монетке, и пошли в магазин.
Посмотрите, что они купили.
(В корзинке у Степашки крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Хрюши много разных сладостей.)
Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».
Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Воспитатель:
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход – это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей.
Игра «Что можно купить за деньги?»
Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет – то потопайте.
( показ картинок: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Да все эти полученные деньги мы можем считать – ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим – это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход – расход»: Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне вы отвечайте:
доход или расход
Папа получил зарплату – доход
Бабушка заболела – расход
Выиграл приз – доход
Потеряла кошелёк – расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашли монетку – доход
Купили куклу – расход
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.А в вашей семье дети родители свой бюджет расспределяют?
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».
Игра «Надо и хочу»
Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,
купить одежду – 1 монета,
на продукты – 1 монета.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока ( шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Заглянули Степашка и Хрюша в свои кошельки, а там……..
Подсчёт детьми.
У Степашки осталась одна монетка. Хрюше спросил у него, что он с ней сделает.
А что бы сделали вы? Ответы детей.
Степашка : Эта монетка поможет нам заработать много других монеток. Теперь мы с Хрюшей поняли что , что такое деньги, бюджет, потредности.
Заключительная часть
А сегодня давайте напомним, Степашки и Хрюше правила обращения с деньгами:
- Экономно распоряжаться деньгами.
- Потраченные средства уже не вернешь.
- В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
- Невозможно иметь все, что хочешь.
- Бережно относиться к деньгам.
- Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой.
Самое простое завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».
А Степашка и Хрюша дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранит монетки. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым.
Друзья благодарят детей и прощаются с ними.