Надежная привязанность: залог уверенности и устойчивости ребенка

  Родители и другие взрослые, занимающиеся воспитанием, находятся в позиции большей власти и влияния, чем дети.  В этой статье я опираюсь на то, что именно взрослые являются ответственными за использование своего авторитета и власти на благо  развития,  безопасности, чувства защищенности, уверенности в себе и независимости своего ребенка.  Именно взрослые должны помогать ребенку преодолевать свои проблемы. Именно правильно принятые решения и полнота родительской ответственности помогают детям вырасти психологически устойчивыми,  способными к созданию здоровых гармоничных отношений и  к самостоятельному преодолению трудностей. 

Цель данной статьи – повысить родительскую компетентность в вопросах отношений со своими детьми, помочь им обрести ресурс и необходимую власть для управления в своей семье. Когда дети видят своих родителей компетентными и уверенными,  то это помогает им заглянуть в свое будущее без страха – с оптимизмом, надеждой и  доверием. 

В данной статье я предлагаю посмотреть на детско-родительские отношения через призму отношений привязанности. Узнать о том, при каких условиях привязанность становится надежной базой и безопасной гаванью в жизни ребенка.  Какие родительские стратегии способствуют укреплению привязанности и улучшению взаимодействия, а какие приводят к нарушениям привязанности.

Что такое привязанность и для чего она нужна?

Привязанность — это система отношений между ребенком и родителем (опекуном), которая регулирует поиск и сохранение эмоциональной близости и безопасности. Качество привязанности  играет ключевую роль в развитии ребенка, обеспечивая чувство безопасности, основу для формирования социальных навыков, эмоционального интеллекта и устойчивости к стрессам. 

 С самого рождения человек устанавливает связи с теми, кто о нем заботится и защищает. Эти связи со стороны ребенка важны для выживания, со стороны родителя важны для того, чтобы обеспечить заботу и выживание потомству. Без привязанности ребенку не выжить. Наиболее опасны для младенцев и детей раннего возраста те угрозы, которые нарушают их связи с родителями. То есть сохранение этих связей имеет первостепенное значение.  В результате дети вырабатывают стратегии, позволяющие минимизировать любым способом нарушения этих отношений. Для этого дети адаптируются и приспосабливаются. Эта адаптация к поддерживающей среде определяет открытость и свободу, с которой дети исследуют окружающий мир. Чем более защищенными близкими чувствуют себя дети, тем больше они способны отдаляться от своих родителей и удовлетворять свои потребности в развитии и исследовании мира. Это создает основу для формирования уверенности в себе и своих силах.

  ​  Теория привязанности во многом является теорией аффекта и эмоциональной регуляции. Эмоциональная регуляция — это процесс управления своими эмоциями, включая их восприятие, выражение и оценку. Это умение позволяет людям справляться с трудными эмоциями, контролировать свои реакции и адаптироваться к различным ситуациям. 

   ​Cтиль привязанности, формирующийся в детстве, влияет на то, как человек обращается со своими эмоциями на протяжении всей жизни. Отношения привязанности очень важны для формирования у ребенка способности к эмоциональной устойчивости и саморегуляции.  Система привязанности активизируется в ситуациях стресса и направлена на то, чтобы со стороны ребенка дать  сигнал родителю о неблагополучии и вовлечь его в привязанность, а со стороны родителя на  то, чтобы распознать стресс ребенка и снизить его, то есть вернуть ему всему способами эмоциональный комфорт. Сначала родитель понимает, называет чувства ребенка и совершает действие в соответствии с ними. Объяснение, принятие и нормализация эмоций ребенка называется контейнированием.  По мере взросления ребенка этот внешний регуляторный процесс становится внутренним. Ребенок приобретает навыки понимания собственных состояний и эмоций «мама, я устал, я расстроен» и к пониманию чувств других людей. Опираясь на то, как мама реагировала на его эмоции, он постепенно учится справляться с собственными эмоциями, сохраняя при этом способность на протяжении всей жизни обращаться к близким людям, если чувства переполняют. Так младший школьник способен справиться с конфликтом в школе, а когда придет домой, сможет разрыдаться и попросить утешения. Независимый подросток регулярно возвращается в родной дом за теплом, поддержкой, советом. Взрослые люди тоже нуждаются в надежных базовых фигурах, помогающих регулировать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные.   Достаточно хороший родитель понимает эмоции ребенка и удовлетворяет потребность в их регуляции, облегчает их сложное выражение и называние. Собственные чувства помогают родителю осмыслить переживания ребенка и отразить их ему в «переваренном», в легкоусвояемом виде. В безопасных отношениях дети могут выражать разнообразные чувства и потребности без ущерба для связи с родителем.

Какова же плата за  сохранение привязанности в неблагоприятных условиях?

   ​ Для многих родителей некоторые эмоции детей являются невыносимыми. Один из способов справиться с этим – трансформировать эмоции ребенка в то, что родитель может вынести, отрицая, подавляя, обесценивая или преувеличивая их. В этом случае истинные эмоции ребенка как бы подменяются эмоциями родителя. Ребенок быстро усваивает, какие чувства можно терпеть, а какие должны быть изменены, чтобы успокоить родителя и сохранить возможную безопасность и привязанность. Так рождается «ложное я». Безопасность ребенка, физическая и эмоциональная, во многом зависит от того, как он обращается со своими эмоциями, чтобы сохранить свои главные отношения, что во многом означает отказ от них, их подавление. 

Холодность, отстраненность и отвержение в ответ на сильные эмоции ребенка, а также насилие, наказание, стыжение и критика приводят к тому, что ребенок не получая утешения, продолжает оставаться  в состоянии стресса, не достигая расслабления. Если ребенку досталась отстраненная или угрожающая родительская фигура, то не могут развиваться именно те нейронные сети в коре головного мозга, которые необходимы для созревания эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Функции эмоциональной системы ослаблены хроническим стрессом, это приводит к истощению. В таком состоянии останавливаются все программы, связанные с развитием: обучение, общение, отдых. В безопасных отношениях дети могут выражать разнообразные чувства и потребности без ущерба для связи с родителем.

   ​  Итак, на эмоциональный опыт и на внутренний мир ребенка глубоко влияет то, как его понимают, реагируют и регулируют ключевые фигуры в его жизни. Ребенок, понимая  реакцию  матери на свою потребность или стресс будет  делать все, чтобы сохранить связь с нею. Например, «когда я сержусь, пытаясь обратить внимание мамы на свою потребность, она отстраняется». В этом случае ребенок может подавлять свои настоящие чувства, обиду и враждебность. Не происходит возвращение в зону эмоционального комфорта. Страдания ребенка внешне могут не проявляться, но при этом сохраняется высокий уровень стресса, снижается межличностная чувствительность.  Подобные действия становятся основой для внутренней рабочей модели привязанности. Динамика привязанности и эмоций становится внутренней психической структурой, так что реакция родителя на эмоции ребенка становится такой же частью его душевного состояния. 

Инстинкт привязанности не бывает нарушен у ребенка от рождения, а вот инстинкт заботы у родителя может быть искажен в силу собственного неблагополучного детского опыта. Поэтому нить привязанности рвется обычно со стороны родителя, но не со стороны ребенка. Именно поэтому с привязанностью может сделать что-то только родитель. Ниже приведены условия, необходимые для формирования надежной привязанности: 

Условия  формирования надежной привязанности. Что может сделать родитель:

  • Удовлетворять потребности детей в заботе, защите, безопасности.  
  • Удовлетворять потребность детей в эмоциональной настроенности на его чувства.
  • Помогать детям контейнировать их эмоции и регулировать свои. Понимать себя, и знать ситуации, когда родителю хочется злиться, критиковать, унижать или переделывать ребенка, когда он испытывает бессилие, жалость к себе, страх в отношениях со своими детьми. 
  • Принимать детей такими, какие они есть. Создавать условия для выражения их собственных мыслей и потребностей. Потенциал, заложенный в ребенке, сильнее родительских представлений о воспитании. Задача родителя – создать такие отношения, в которых есть наслаждение контактом, есть попытка узнать, понять, без попытки исправить, сформировать, воспитать.
  • Разрешать детям в полной мере выражать их эмоции удовлетворять их потребность в тесном эмоциональном, зрительном и телесном контакте. 

Способы укрепления отношений привязанности со своими детьми

Если с инстинкты привязанности с обеих сторон работают хорошо, то с ребенком в отношениях легко. Если нет, то с ребенком иногда бывает невыносимо. Вот некоторые ориентиры, фокусы внимания для улучшения отношений.

  • Проявляйте инициативу в отношениях с ребенком. Проявляя внимательность, приветствие, заинтересованность, приглашение к совместности, обсуждение планов вы подаете ребенку важный сигнал о его нужности и значимости. Это создаст у ребенка ощущение уверенности в собственной ценности.
  • Проявляйте искренний интерес. Это значит говорить (или делать) с ребенком о том, что интересно ему, а не о том, что интересно вам. 
  • Создавайте традиции, ритуалы. Любая регулярная приятная совместность будет поддерживать вашу с ребенком эмоциональную связь. Чтение перед сном, чаепитие, кулинарные затеи, просмотр фильмов и мультиков, совместные игры, поездки и прогулки. 

Индикатор хороших отношений: ребенку с вами безопасно, он делится своими эмоциями и переживаниями, идет к вам, чтобы успокоиться или разделить переживания. Вам с ребенком относительно легко. То есть он следует за вами и вашими указаниями. Нет резкого сопротивления режиму и рутинам, которые вы предлагаете.

 

Отношения привязанности — это основа, на которой строится жизнь ребенка. В них  формируется его восприятие мира и самого себя, происходит социальное и эмоциональное развитие. Понимание важности привязанности может помочь вам создать поддерживающую и безопасную среду для своих детей, что, в свою очередь, обеспечит им крепкую опору на протяжении всей жизни.