МБДОУ центр развития ребенка детский сад № 28 Огонек

Методическая разработка

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по теме Проект «Путешествие по экологической тропе»»

                                               

                                                                             Составители: 

                                                                     Галанова  Е.В.

                                                                    Зырянова А.В.

   

г. Бердск- 2024  

 

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, для педагогов дополнительного образования.  

  Цель:  ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными объектами и воспитание бережного отношения к природе, посредством привлечения детей к туристической деятельности через проведение экскурсии по экологической тропе детского сада, расширение представлений детей о туристическом быте, правилах собственной безопасности на природе, а так же знакомство с  лекарственными растениями.   

Задачи:

Образовательная – расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу ; учить детей употреблять прилагательные.  

 Воспитательные – воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе.

Развивающие – развивать диалогическое общение, умение слушать, реагировать на высказывания собеседника, отвечать на вопросы. Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений; Развитие мышления, умения обобщать, развитие пространственного мышления. Развитие умения ориентироваться по карте-схеме. Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность

– Сформировать у детей представление о походах на природу;

– Познакомить с правилами безопасного поведения на природе; в лесу.

– Развивать желание участвовать в настоящих походах;

– Формирование эмоционально-положительного отношения друг к другу, чувства коллективизма.

– Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Оборудование и материалы: письмо от Лесовичка, схема экологической тропы,  наглядные пособия “Лекарственные травы”, гербарий, компас, веревки, карабин. 

 

Предварительная работа: 

– Беседа с детьми о деревьях, растениях, насекомых, лекарственных травах.

– Просмотр обучающих мультфильмов о лечебных растениях.

– Знакомство с Красной книгой.

– Трудовая деятельность на экологической тропе.

 Интеграция образовательных областей «Познание. Экологическое воспитание», «Художественное творчество», «Коммуникация. Развитие речи», «Чтение художественной литературы», «Безопасность»

Возрастная категория детей: 5-6 лет старшая группа

                                      Ход НОД:

( НОД проходит на экологической тропе в группе)

 Воспитатель.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Дети: 

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое                        

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Воспитатель: 

Мы рады пригласить вас совершить вместе с нами Путешествие по экологической тропе»

Воспитатель:

– Ребята, оглянитесь вокруг! Как красиво кругом.

– Какое время года в природе наступило? (Ответы детей )

 Воспитатель:

Какие весенние месяца вы знаете? март, апрель, май)

– Какие признаки весны вы знаете?

Дети:

– солнце светит и греет, небо голубое, теплый дождик, летают бабочки,   можно гулять в легкой одежде, деревья стоят в зеленых нарядах, расцвели цветы, трава зеленая и густая, ходить в поход.

Воспитатель: Пора собираться в поход!

Станция 1

На столе лежат разные предметы. Дети берут в рюкзак по одному  предмету  для путешествия и объясняют, зачем он понадобится.

Воспитатель:

Все и всё в сборе! 

– А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз: 

«Мы в любое время года ходим тропами природы!») 

Воспитатель: Ребята, перед путешествием вспомним, как же мы должны вести себя в гостях у природы?  (Ответы детей)

– Молодцы! 

– В путь!!!

Воспитатель: 

По дороге мы идем. 

Дети: Мы идем, мы идем.

Воспитатель:  Если встретятся овраги, 

Дети: мы овраги обойдем.

Воспитатель: Если встретятся коряги, (Коряга)

Дети: под корягой проползем.

Воспитатель: И по камушкам пойдем,   (Мостик)

Дети: ручеек мы перейдем.

Воспитатель: Шаг за шагом, потихоньку, в  лес чудесный попадем!  

Воспитатель: Ой, смотрите, мостик закончился. Что же нам делать? 

Тише! Слы-ши-те???

Станция 2

Встреча с Лесовичком

Лесовичок: (Лесовичок грает на дудочке) 

– Здравствуйте, ребята! Аудиозапись “Пение птиц”

– А куда вы идете? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) 

– А что вы в лесу хотите увидеть?   

Лесовичок: 

Без растений не существовало бы жизни на земле. Растения дают не только красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечится от разных болезней. Природа предлагает человеку много даров. Я вас пущу в лес и помогу, если вы сможете ответить на мои вопросы: 

– Что это за дерево? Ответы детей. (Берёза)

– Как вы догадались, что это береза? (по стволу) 

-А какой ствол? (высокий, белого цвета с черными черточками)

– А как называются эти черточки и для чего они нужны? (Чечевички, чтобы дерево дышало)

– Давайте поздороваемся с березкой, ласково обращаясь к ней.

(берёзонька, милая, добрая, стройная, родная, красавица, белоствольная, любимая, нарядная, зеленая, кудрявая, русская, пушистая, белокурая душистая, высокая.) Ребята, а кто знает, чем полезна береза для человека? (березка-дерево лекарь 

– Из почек и листьев делают целебные отвары, березовым веником изгоняют болезни в бане).

-Как называется верхний слой коры? (берёста).  

Лесовичок: Березу считают символом России, называют деревом счастья. Про березу написано много стихотворений.  

Ребёнок: 

Как у нашей у березки,

Очень славные сережки,

Как стройна, и как мила, Это вновь весна пришла!!!

Лесовик: Вы такие молодцы, я вам разрешаю  зайти в лес, и даю вам карту по которой вы сможете прийти на волшеюную полянку. На карте изображены символы по которым вы сможете пройти свой путь. Еще раз послушайте мою мелодию на дудочке!!!

Воспитатель: Давайте рассмотрим карту и пойдем с вами дальше

 .

Станция 3. Лесная аптека

Воспитатель: 

 Наш путь лежит к лекарственным травам.  Природа предлагает человеку много даров, среди них лекарственные травы от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Ещё давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

Лесовичок:

Ой, ребята, когда я к вам шел по лесу, то поцарапал себе ногу, а сейчас не знаю что мне делать?

Ребенок: 

Есть такое растение подорожник. В народе его называют «скорая помощь», «аптека у дороги». При порезах, ранках, ушибах, поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту. Подорожник чаще всего растет у дороги. Семена этого растения прилипают к обуви людей, и к копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог, поэтому растение так и назвали «подорожник». Растет оно вдоль дороги.

Лесовичок: 

Молодцы, хорошо, что вы так много знаете о подорожнике. Надеюсь в трудную ситуацию вы о нем вспомните да и мне эти знания пригодятся.  

(Показать картинку подорожника)

Лесовичок: Отгадайте  Загадку

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива)

Воспитатель: Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Также из нее делают бумагу, веревки и мешковину. 

 (Показать картинку крапивы)

Лесовичок: Отгадайте  Загадку

Стоят сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички.

 (Ромашка)

Воспитатель: Если заболело горло, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще ее называют аптечной ромашкой. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растет только на солнечных местах, .

Воспитатель: Демонстрация ранее поставленных веточек в воду.

 -Подойдите поближе, ребята! Посмотрите как у сирени набухли почки. 

-Можете ли вы сказать какого цвета будут цветы на этой сирени? (Нет).

– Когда цветет сирень? (в мае) 

– А какого цвета бывает сирень? (ответы)

Воспитатель: Отдельный маленький цветочек сирени обычно имеет четыре лепестка, но некоторые цветочки имеют пять лепестков, а иногда и более. Говорят, кто найдет такой цветок, того ждет счастье и удача.

Воспитатель. Ребята, чем сирень полезна для людей?

 -Это лекарственное растение. Используют листья и цветки в виде целебного настоя.

 Лесовичок. – Молодцы! Вы много знаете о лекарственных растениях. А давайте мы с вами поиграем в  Игру  «Можно- нельзя»

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда (Нельзя)

Лесовичок: Вы справились с заданием. Можно идти дальше!!!

Воспитатель:   Продолжаем наше путешествие. Смотрим на карту-схему.

Воспитатель:

– По дорожке мы пойдем! Что ребята здесь найдем?  

Воспитатель: 

-Ребята,  Опять загадка от Лесовичка. 

Бежит, бежит – не выбежит,

 Течёт, течёт – не вытечет. (Ответы детей.) (Река)

Воспитатель: А как мы можем перейти речку?

 (Ответы детей)

Станция 4. Переправа, переправа. Берег левый, берег правый.

Завязывание узлов и переправиться по канату.

Лесовичок: 

Ой! Ребята наконец-то я вас дождался. Вы пришли на волшебную лесную полянку. Вы хорошо справились с заданиями. И теперь нужно сделать привал.

Воспитатель: 

Задание каждой группе:

1 группа 

Разбить палатку

2 группа

Развести костер

3 группа

Поставить пеньки вокруг костра

Всем выложить припасы на стол.

Итог занятия:

  1. Ребята куда мы сегодня путешествовали. (Ответы детей. 

 Путешествовали по экологической  тропе).

  1. С какими лекарственными растениями познакомились.
  2. Что нового узнали?
  3. Чему научились?

Воспитатель: 

Ребята, после такого удивительного путешествия, туристы собираются у костра и поют песни. Давайте и мы с вами споем нашу с вами песню “Ты да я, да мы с тобой!”

Лесовичок: 

 Какие вы дружные и заботливые, вы настоящие друзья природе! 

Берегите Природу, дом животных.  растений, насекомых и птиц! Берегите нашу Землю. А в память о нашем сегодняшнем знакомстве я вам хочу подарить волшебную шишку, которая будет вам напоминать о нашем с вами знакомстве!!

Корзина с шишками!

 

Литература

  1. И.В Кравченко, Т.Л, Долгова. Прогулки в детском саду. Методическое пособие.- М.: ТЦ «Сфера». 2010.
  2. С.В. Машкова, Г.Н. Суздалева, Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград, «Учитель», 2013

3.О.А.Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений . Издательство Москва-Синтез 2010г.