Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Нескучное ИЗО»

Возраст учащихся: 10-18 лет 

Срок реализации: 1 год

                                               Автор-составитель:

                                                               Крылосова Алия Викторовна, 

                                                                              педагог дополнительного образования

2022 год

Содержание

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………
  2. Учебный план……………………………………………………………
  3. Содержание учебного плана…………………………………………
  4. Планируемые результаты…………………………………………….
  5. Формы аттестации и контроля……………………………………….
  6. Оценочные материалы (Приложение 1)……………………….……
  7. Организационно-педагогические условия………………………….
  8. Календарный учебный график  (Приложение 2)
3

4

5

9

10

10

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нескучное ИЗО» (далее – Программа) направлена на приобщение учащихся к изобразительному искусству через восприятие и практическую деятельность.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской   Федерации”;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Устав ОУ;
  • Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

Направленность Программы – художественная.

Уровень Программы – базовый.

Цель Программы – формирование личности, обладающей навыками и умениями созидательного творчества, способной художественно преобразить окружающий мир.

Задачи:

Предметные: 

– обучение навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными материалами как средствами художественной выразительности;

– обучение основам композиции и изобразительной грамотности;

– изучение, анализ и применение в творчестве знаний мировой художественной культуры;

Метапредметные:

  • развитие образно-логического мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • формирование осознанного научно-художественного видения окружающего мира природы и использование его в творчестве;
  • расширение кругозора;

Личностные:

воспитание способности к самореализации и саморазвитию.

Программа ориентирована на учащихся 10-18 лет.

Особенности детей младшего подросткового возраста (10-12 лет): в основу творчества младших подростков ложатся обострённая наблюдательность, способность анализировать свои зрительные впечатления, умение их удерживать в памяти и осмысливать. Уровень развития мышления в таком возрасте позволяет ребёнку преобразовывать образы восприятия, образы памяти в конкретные художественные произведения.

Особенности детей подросткового и старшего подросткового возраста  (13-18 лет): у учащихся развиты аналитические способности, которые приводят  к оценке собственных изобразительных возможностей, к критическому отношению изобразительной деятельности. Учащиеся обладают высокой исполнительской техникой, у них появляется потребность познания законов и правил художественного творчества, что позволяет им раскрыть свой творческий потенциал, увидеть практическую значимость своей художественной деятельности.

В связи с возрастным диапазоном учащихся от 10 до 18 лет программа предполагает разновозрастное объединение.

Особенности состава учащихся – это постоянный, смешанный состав (мальчики и девочки, а также одарённые и мотивированные к обучению дети). Основной формой организации учебной деятельности являются групповые занятия, наполняемостью 12-15 человек.

Срок реализации программы – 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (итого 144 часа в год). Продолжительность одного занятия – 40 минут. 

 

Учебный план 

 

Разделы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего  Теория Практика
1 Вводное занятие 1 0,5 0,5
2 Художественные материалы. Основы акварельной живописи. 21  10 11 творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке /

наблюдение, творческая работа, устный опрос

3 Основы композиции и изобразительной грамотности 24 4 20 творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке /наблюдение, творческая работа
4 Фактура  природы 20 4 16 творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке/наблюдение, творческая работа, 

устный опрос 

5 Тематическое рисование 32  8 24 творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке /наблюдение, творческая работа
6 Техника «Пейп-Арт» 16 4 12 творческая работа/

наблюдение, творческая работа 

7 Коллаж  8 2 6 творческая работа/

наблюдение, творческая работа

8 Мировая художественная культура 20  4 16 творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке / 

наблюдение, творческая работа, устный опрос

9 Итоговое занятие 2 0 2
ВСЕГО: 144 36,5 107,5

 

Содержание учебного плана 

 

Раздел № 1 «Вводное занятие»

 

Теоретическая часть: 

Знакомство с целью, задачами и с кратким содержанием Программы. Проведение инструктажа по правилам безопасности труда на занятиях, организации рабочего места, знакомство с работами методического фонда. 

Практическая часть: 

Игровой мастер-класс по изобразительному искусству.

 

Раздел №2 «Художественные материалы. Основы акварельной живописи»

 

  • Основы рисунка. Рисование с натуры «Осенние листья». 

Теоретическая часть:

Знакомство с понятиями линия, штрих, тон. Техники рисования карандашом. Знакомство с различными графическими материалами, способами работы с ними. Правила построения композиции.

Практическая часть:

Рисование с натуры «Осенние листья». Материал: карандаш, бумага формата А3.

  • Характеристика цвета. 

Теоретическая часть:

Знакомство с холодными и теплыми цветами. Приёмы составления сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Лессировка.

Практическая часть:

Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировки. Материал: акварель, бумага формата А4. 

Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4.

  • Знакомство и приемы работы с акварелью. 

Теоретическая часть:

Использование возможностей акварели. Основные приемы работы с акварелью: заливка, мазок, по-сырому, a la prima. Этюд с палитрой художника.  

Практическая часть:

Свободное рисование акварелью. Технология рисования по сырой бумаге акварелью. Составление композиции на тему: «Осенний листопад»

 

Раздел №3 «Основы композиции и изобразительной грамотности»

 

  • Основы композиции.  Выполнение этюда драпировки. 

Теоретическая часть:

Правила построения композиции. Инструменты и материалы для построения композиции. Композиционное размещение на листе, построение. Работа цветом: большие тональные отношения ткани и окружения, передача объема цветом. 

Практическая часть:

Выполнение этюда драпировки. Материалы: акварель, кисти, бумага формат А3. 

  • Выполнение этюда драпировки в технике гризайль.

 Гризайль – как вид изобразительного искусства. Приёмы передачи светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Различия тонов предметов и объектов. Передача объема и пространства тональными средствами. 

Практическая часть:

Выполнение этюда драпировки в технике гризайль. Материалы: акварель, кисти, бумага формат А3. 

Выполнение натюрморта из двух предметов в технике гризайль (чайник, кружка с блюдцем, драпировка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Материал: акварельные краски, крупная и тонкая кисти, бумага формата А3. 

  • Движение в композиции.

Теоретическая часть:

Способы передачи движения в композиции: круговое, диагональное, вертикальное, горизонтальное.

Практическая часть:

Составление эскиза в любой динамике. Материалы: цветные карандаши, акварель, кисти, бумага формат А3.

  • Статика и динамика в композиции.

Теоретическая часть:

Статика и динамика в композиции. Развитие оригинальных композиционных решений. Развитие композиционного мышления. 

Практическая часть:

Составление эскиза в любой динамике. Материалы: цветные карандаши, акварель, кисти, бумага формат А3.

 

Раздел №4 «Фактура природы»

 

  • Фактура предметов окружающего пространства. 

Теоретическая часть:

Текстура (фактура) различных природных материалов (листьев, среза дерева, камня, песка, морозных узоров на окнах и т.п.) Стилизация природных форм. 

Практическая часть:

Этюд в технике акварель «Кора дерева». Материал: цветные карандаши, акварель, бумага формат А3.

  • Стилизация природных форм. 

Теоретическая часть:

Понятия стилизация, стиль. Изучение деталей объектов (травы, цветы, деревья, насекомые и т.п.) и выделение наиболее характерных для них особенностей.  

Практическая часть:

На основе реалистичного изображения создать свой стилизованный, фантастический образ птицы. Выполнить поэтапную стилизацию, придать характерные нереалистичные особенности. Материал: цветные карандаши, акварель, бумага формат А4. 

  • Стилизация. Натюрморт из двух предметов. 

Теоретическая часть:

Беседа о стилях и стилизации. Изучение характерных особенностей предметов быта.

Практическая часть:

На основе реалистичного изображения создать свой стилизованный, фантастический образ натюрморта. Выполнить поэтапную стилизацию, придать характерные нереалистичные особенности. Материал: цветные карандаши, акварель, кисти, бумага формат А3. 

Раздел №5 «Тематическое рисование»

 

  • Подводный мир. 

Теоретическая часть:

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. 

Практическая часть:

Выполнение набросков рыб в цвете. Материал: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, иллюстрации, дополнительная литература, бумага формат А3. 

  • Пропорции и перспектива. Загораживание. 

Теоретическая часть:

Изображение пейзажа по законам перспективы с передачей глубины пространства. Понятия перспектива, линия горизонта, пропорции, загораживание перспективных изменений в пространстве (дальше-меньше-ниже, ближе-больше-выше). Поэтапное выполнение пейзажа с соблюдением законов перспективы. 

Практическая часть:

Поэтапное выполнение городского пейзажа “Мой любимый город”. Материал: краски, крупная и тонкая кисти, проектор, экран, наглядно демонстрационный материал, дополнительная литература, бумага формат А3.

  • Техника акварельной живописи “Рисунок по-сырому”. 

Теоретическая часть:

Знакомство с техникой «Рисунок по-сырому». Применение данной техники в натюрмортной постановке. Понятия смешение цветов, лессировка, колорит, цветовые отношения, язык выразительности живописи (цвет, светотень, объем).   

Практическая часть:

Рисование прозрачной вазы с водой на фоне светлой драпировки. Материал краски, крупная и тонкая кисти, бумага формат А4. 

  • Живопись. Теплые и холодные цвета. 

Теоретическая часть:

Знакомство с палитрой теплых и холодных оттенков, применение их на практике. Дать представление о теплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения. Гармония теплого и холодного цвета. Приёмы передачи настроения красками.

Практическая часть:

Выполнение этюда “Солнце и луна”, “Под тенью ветвистого дерева”. Прописать солнечную и теневую сторону дерева используя теплые и холодные оттенки. Материал краски, крупная и тонкая кисти, бумага формат А3. 

  • Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. 

Теоретическая часть:

Виды и жанры изобразительного искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков. 

Практическая часть:

Рисование с натуры и по представлению жизни природы. Материал: акварельные краски, крупная и тонкая кисти, бумага формат А4. 

  • Освещение. Свет и тень. 

Теоретическая часть:

Знакомство с понятиями и терминами свет, блик, рефлекс, тень, полутень, падающая тень, тон, тональные отношения. Освещение как средство выявления объема предмета. 

Практическая часть:

Выполнение эскиза постановки предметов с применением правил светотени «Корзина с фруктами». Материал: акварельные краски, крупная и тонкая кисти, бумага формат А4. 

  • Нетрадиционные техники рисования. Монотипия. 

Теоретическая часть:

Знакомство с техникой «Монотипия». История возникновения техники, приёмы поэтапного выполнения работы.

Практическая часть:

Рисование на свободную тему в технике «Монотипия». Материал: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти

  • Нетрадиционные техники рисования. Оттиск. 

Теоретическая часть:

Знакомство с техникой «Оттиск». Приёмы поэтапного выполнения работы.

Практическая часть:

Рисование цветов в технике «Оттиск». Материал: бумага формата А4, тушь, акварель, банка с водой, салфетки.

 

Раздел № 6 «Техника «Пейп-Арт»

 

  • Пейп-Арт. Знакомство с техникой. 

Теоретическая часть:

Знакомство с техникой «Пейп-Арт».  Изучение различных приемов работы с бумагой (салфетками). Изучение отдельных элементов техники: лепестки, трубочки, шарики, улитки, завитки. Тонировка и золочение элементов.

Практическая часть:

Выполнение элементов техники пейп-арт: лепестков, трубочек, шариков, улиток, завитков. Составление композиции на плоскости в данной технике. Материал: бумага различной фактуры, салфетки, картон формата А4, клей ПВА, кисть.

  • Пейзаж в технике Пейп-Арт. 

Теоретическая часть:

Образцы силуэтов пейзажа в технике «Пейп-Арт». Техника выкладывания элементов деревьев, дорог и мелких деталей. Тонировка цветными красками.

Практическая часть:

Выполнение пейзажа в технике «Пейп-Арт». Материал: бумага различной фактуры, салфетки, акварель, картон формата А4, клей ПВА, кисть.

  • Натюрморт в технике Пейп-Арт. 

Теоретическая часть:

Образцы силуэтов натюрморта в технике «Пейп-Арт». Техника выкладывания элементов деталей (кувшин, кружка, драпировка и т.д.). Тонировка цветными красками.

Практическая часть:

Выполнение натюрморта в технике «Пейп-Арт». Материал: бумага различной фактуры, салфетки, акварель, картон формата А4, клей ПВА, кисть.

  • Поздравительная открытка в технике Пейп-Арт.

Теоретическая часть:

Образцы силуэтов натюрморта в технике «Пейп-Арт». Техника выкладывания элементов деталей (цветы, лепестки, стебли и т.д.). Тонировка цветными красками.

Практическая часть:

Выполнение поздравительной открытки в технике «Пейп-Арт». Материал: бумага различной фактуры, салфетки, акварель, картон формата А4, клей ПВА, кисть.

 

Раздел №7 «Коллаж»

 

  • Коллаж. Знакомство с техникой. 

Теоретическая часть: 

История техники «Коллаж». Примеры поэтапного выполнения коллажа. 

Практическая часть:

Выполнение коллажа на тему «Пейзаж». Материал: бумага различной фактуры, лоскуты ткани, ножницы, картон формата А4,  клей, кисть.

  • Поздравительная открытка в стиле коллаж. 

Теоретическая часть: 

Образцы коллажей поздравительной открытки. Приёмы составления гармоничной композиции. Выделение композиционного центра формой и цветом. Проработка деталей.

Практическая часть: 

Выполнение коллажа поздравительной открытки. Материал: бумага различной фактуры, лоскуты ткани, ножницы, картон формата А4,  клей, кисть.

 

Раздел №8 «Мировая художественная культура»

 

  • Искусство Древней Греции. Введение в тематику

Теоретическая часть:

Искусство Древней Греции, его связь с человеком, совершенством и красотой его пропорций. Понятие «классика». Мифы Древней Греции. 

  • Греция. Орнамент. 

Теоретическая часть: 

Древнегреческий орнамент.

Практическая часть:

Зарисовка в цвете древнегреческих орнаментов. 

  • Орнамент. Керамика

Теоретическая часть: 

Древнегреческая керамика.

Практическая часть:

Рисование греческой вазы. Материал: бумага формата А3,  кисти, акварельные и гуашевые краски.

  • Греция. Собирательный образ. Плакат. 

Практическая часть:

Выполнение композиции под названием «Греческий ковер» из орнаментов, ваз, персонажей мифов, деталей архитектуры, греческого алфавита и костюма в цветовой гамме, принятой в Древней Греции. 

 

Раздел №9 «Итоговое занятие»

 

Практическая часть: Оформление выставки работ, подготовка презентаций, презентации работ. 

 

Планируемые результаты

 

Предметные результаты:

После освоения полного курса Программы учащиеся будут знать:

  • основы цветоведения;
  • основы акварельной живописи;
  • понятия стиль и стилизация;
  • традиционные техники рисования: заливка, мазок, по-сырому, a la prima;
  • нетрадиционные техники рисования «Монотипия», «Оттиск»;
  • способы работы с бумагой в техниках «Пейп-Арт», «Коллаж»; 
  • культуру Древней Греции; 

уметь:

    • смешивать цвета на палитре;
    • заполнять цветом необходимые плоскости изображения;
  • изобразить первые пространственные построения: планы, ближе- больше- выше, дальше-меньше-ниже;
  • выполнять творческие работы в традиционных и нетрадиционных техниках рисования;
  • работать с бумагой в техниках «Пейп-Арт»,  «Коллаж.

Метапредметные результаты:

  • развитие образно-логического мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • формирование осознанного научно-художественного видения окружающего мира природы и использование его в творчестве;
  • расширение кругозора.

Личностные результаты:

– воспитание способности к самореализации и саморазвитию.

 

Формы аттестации

 

При аттестации учащихся по Программе применяется формытворческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке.

При текущем контроле применяются формы – наблюдение, творческая работа, устный фронтальный опрос.

 

Оценочные материалы

 

В данной программе предусматривается использование следующих оценочных материалов:

– диагностическая карта определения уровня знаний, умений и навыков по «Методике определения результатов образовательной деятельности детей» (Н.В. Клёнова, Л.Н. Буйлова) (Приложение №1);

– электронное портфолио достижений одарённых учащихся.

 

Организационно-педагогические условия

 

Методическое обеспечение

 

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология группового обучения;
  • дистанционные образовательные технологии;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • создание ситуации успеха;
  • создание ситуации выбора.

Дидактический материал:

  • натюрмортный фонд предметов быта, драпировок, муляжей; 
  • таблицы и схемы по рисунку, живописи, композиции, перспективе, цветоведению.

Материально-технические условия

 

Для успешной реализации программы необходимо следующее:

    • учебное помещение с рабочей зоной для учащихся, рабочей зоной для педагога и пространством учебно-наглядных пособий, соответствующее нормам СП 2.4.3648-20;
  • мультимедийный комплекс с большим экраном с выходом USB;
  • ноутбук;
  • различные художественные материалы (акварель, гуашь, бумага формата А3, А4, кисти и др.);
  • мольберты.

 

Учебно-информационное обеспечение

 

Список литературы

Основная литература:

  1. Барышников А.П. Перспектива. «Искусство», Москва, 1955.
  1. Блейз А. История в костюмах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  1. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  1. Журнал «Юный художник» (подшивка) .2000-2008гг
  1. Зернов В.А. Цветоведение. -М.: Книга, 1972.- 239с.
  1. Иттен И. Искусство цвета.-М., 2000.
  1. Калмыкова Н.В. Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона,-М.,2000.
  1. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебн. Пособие. – 3-е изд., стер. – М.: Высш. Шк., 2000.
  1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. -М.: Мнеморина, 1995.
  1. Мультипликационная Всемирная картинная галерея с тетушкой совой. Обучающая программа для детей. Выпуск 2. Творческое объединение «Маски». Производство: Украина, 2007. 

 

Дополнительная литература:

  1. Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода.- СПб.: «Паритет», 2001.
  1. Большая серия знаний. Древний Мир. Средневековье /Сост.А.М. Цирульников. – М.: ООО «Мир книги». Издательский дом «Современная педагогика», 2005.
  1. Большая серия знаний. Изобразительное искусство. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
  1. Большая серия знаний. Мифы народов мира. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
  1. Большая серия знаний. Чудеса света/ – М.:  ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. 
  1. Брукс Ф.,Чандлер Ф.,Кларк Ф. и др. Новая детская энциклопедия/ Пер. с  англ. С.В. Морозова, Н.С. Ляпковой, В.В. Плешева и др. – М: ООО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
  1. Зернов В.А. Цветоведение. – М.: Книга, 1972.- 239с.
  1. Платонова Н.М. Искусство: Энциклопедия/ М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.
  1. Уатт Ф. Как научиться рисовать: универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д. Лахути.- М.: ООО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2001.
  1. Школа изобразительного искусства: В десяти выпусках – 3-е издание, исправленное и дополненное. -М.: изобразительное искусство, 1986-1996.