Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Нескучное ИЗО»
Возраст учащихся: 10-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Крылосова Алия Викторовна,
педагог дополнительного образования
2022 год
Содержание
|
3
4 5 9 10 10
|
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нескучное ИЗО» (далее – Программа) направлена на приобщение учащихся к изобразительному искусству через восприятие и практическую деятельность.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Устав ОУ;
- Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Направленность Программы – художественная.
Уровень Программы – базовый.
Цель Программы – формирование личности, обладающей навыками и умениями созидательного творчества, способной художественно преобразить окружающий мир.
Задачи:
Предметные:
– обучение навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными материалами как средствами художественной выразительности;
– обучение основам композиции и изобразительной грамотности;
– изучение, анализ и применение в творчестве знаний мировой художественной культуры;
Метапредметные:
- развитие образно-логического мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- формирование осознанного научно-художественного видения окружающего мира природы и использование его в творчестве;
- расширение кругозора;
Личностные:
– воспитание способности к самореализации и саморазвитию.
Программа ориентирована на учащихся 10-18 лет.
Особенности детей младшего подросткового возраста (10-12 лет): в основу творчества младших подростков ложатся обострённая наблюдательность, способность анализировать свои зрительные впечатления, умение их удерживать в памяти и осмысливать. Уровень развития мышления в таком возрасте позволяет ребёнку преобразовывать образы восприятия, образы памяти в конкретные художественные произведения.
Особенности детей подросткового и старшего подросткового возраста (13-18 лет): у учащихся развиты аналитические способности, которые приводят к оценке собственных изобразительных возможностей, к критическому отношению изобразительной деятельности. Учащиеся обладают высокой исполнительской техникой, у них появляется потребность познания законов и правил художественного творчества, что позволяет им раскрыть свой творческий потенциал, увидеть практическую значимость своей художественной деятельности.
В связи с возрастным диапазоном учащихся от 10 до 18 лет программа предполагает разновозрастное объединение.
Особенности состава учащихся – это постоянный, смешанный состав (мальчики и девочки, а также одарённые и мотивированные к обучению дети). Основной формой организации учебной деятельности являются групповые занятия, наполняемостью 12-15 человек.
Срок реализации программы – 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (итого 144 часа в год). Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Учебный план
Разделы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | – |
2 | Художественные материалы. Основы акварельной живописи. | 21 | 10 | 11 | творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке /
наблюдение, творческая работа, устный опрос |
3 | Основы композиции и изобразительной грамотности | 24 | 4 | 20 | творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке /наблюдение, творческая работа |
4 | Фактура природы | 20 | 4 | 16 | творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке/наблюдение, творческая работа,
устный опрос |
5 | Тематическое рисование | 32 | 8 | 24 | творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке /наблюдение, творческая работа |
6 | Техника «Пейп-Арт» | 16 | 4 | 12 | творческая работа/
наблюдение, творческая работа |
7 | Коллаж | 8 | 2 | 6 | творческая работа/
наблюдение, творческая работа |
8 | Мировая художественная культура | 20 | 4 | 16 | творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке /
наблюдение, творческая работа, устный опрос |
9 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | – |
ВСЕГО: | 144 | 36,5 | 107,5 |
Содержание учебного плана
Раздел № 1 «Вводное занятие»
Теоретическая часть:
Знакомство с целью, задачами и с кратким содержанием Программы. Проведение инструктажа по правилам безопасности труда на занятиях, организации рабочего места, знакомство с работами методического фонда.
Практическая часть:
Игровой мастер-класс по изобразительному искусству.
Раздел №2 «Художественные материалы. Основы акварельной живописи»
- Основы рисунка. Рисование с натуры «Осенние листья».
Теоретическая часть:
Знакомство с понятиями линия, штрих, тон. Техники рисования карандашом. Знакомство с различными графическими материалами, способами работы с ними. Правила построения композиции.
Практическая часть:
Рисование с натуры «Осенние листья». Материал: карандаш, бумага формата А3.
- Характеристика цвета.
Теоретическая часть:
Знакомство с холодными и теплыми цветами. Приёмы составления сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Лессировка.
Практическая часть:
Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировки. Материал: акварель, бумага формата А4.
Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4.
- Знакомство и приемы работы с акварелью.
Теоретическая часть:
Использование возможностей акварели. Основные приемы работы с акварелью: заливка, мазок, по-сырому, a la prima. Этюд с палитрой художника.
Практическая часть:
Свободное рисование акварелью. Технология рисования по сырой бумаге акварелью. Составление композиции на тему: «Осенний листопад».
Раздел №3 «Основы композиции и изобразительной грамотности»
- Основы композиции. Выполнение этюда драпировки.
Теоретическая часть:
Правила построения композиции. Инструменты и материалы для построения композиции. Композиционное размещение на листе, построение. Работа цветом: большие тональные отношения ткани и окружения, передача объема цветом.
Практическая часть:
Выполнение этюда драпировки. Материалы: акварель, кисти, бумага формат А3.
- Выполнение этюда драпировки в технике гризайль.
Гризайль – как вид изобразительного искусства. Приёмы передачи светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Различия тонов предметов и объектов. Передача объема и пространства тональными средствами.
Практическая часть:
Выполнение этюда драпировки в технике гризайль. Материалы: акварель, кисти, бумага формат А3.
Выполнение натюрморта из двух предметов в технике гризайль (чайник, кружка с блюдцем, драпировка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Материал: акварельные краски, крупная и тонкая кисти, бумага формата А3.
- Движение в композиции.
Теоретическая часть:
Способы передачи движения в композиции: круговое, диагональное, вертикальное, горизонтальное.
Практическая часть:
Составление эскиза в любой динамике. Материалы: цветные карандаши, акварель, кисти, бумага формат А3.
- Статика и динамика в композиции.
Теоретическая часть:
Статика и динамика в композиции. Развитие оригинальных композиционных решений. Развитие композиционного мышления.
Практическая часть:
Составление эскиза в любой динамике. Материалы: цветные карандаши, акварель, кисти, бумага формат А3.
Раздел №4 «Фактура природы»
- Фактура предметов окружающего пространства.
Теоретическая часть:
Текстура (фактура) различных природных материалов (листьев, среза дерева, камня, песка, морозных узоров на окнах и т.п.) Стилизация природных форм.
Практическая часть:
Этюд в технике акварель «Кора дерева». Материал: цветные карандаши, акварель, бумага формат А3.
- Стилизация природных форм.
Теоретическая часть:
Понятия стилизация, стиль. Изучение деталей объектов (травы, цветы, деревья, насекомые и т.п.) и выделение наиболее характерных для них особенностей.
Практическая часть:
На основе реалистичного изображения создать свой стилизованный, фантастический образ птицы. Выполнить поэтапную стилизацию, придать характерные нереалистичные особенности. Материал: цветные карандаши, акварель, бумага формат А4.
- Стилизация. Натюрморт из двух предметов.
Теоретическая часть:
Беседа о стилях и стилизации. Изучение характерных особенностей предметов быта.
Практическая часть:
На основе реалистичного изображения создать свой стилизованный, фантастический образ натюрморта. Выполнить поэтапную стилизацию, придать характерные нереалистичные особенности. Материал: цветные карандаши, акварель, кисти, бумага формат А3.
Раздел №5 «Тематическое рисование»
- Подводный мир.
Теоретическая часть:
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Практическая часть:
Выполнение набросков рыб в цвете. Материал: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, иллюстрации, дополнительная литература, бумага формат А3.
- Пропорции и перспектива. Загораживание.
Теоретическая часть:
Изображение пейзажа по законам перспективы с передачей глубины пространства. Понятия перспектива, линия горизонта, пропорции, загораживание перспективных изменений в пространстве (дальше-меньше-ниже, ближе-больше-выше). Поэтапное выполнение пейзажа с соблюдением законов перспективы.
Практическая часть:
Поэтапное выполнение городского пейзажа “Мой любимый город”. Материал: краски, крупная и тонкая кисти, проектор, экран, наглядно демонстрационный материал, дополнительная литература, бумага формат А3.
- Техника акварельной живописи “Рисунок по-сырому”.
Теоретическая часть:
Знакомство с техникой «Рисунок по-сырому». Применение данной техники в натюрмортной постановке. Понятия смешение цветов, лессировка, колорит, цветовые отношения, язык выразительности живописи (цвет, светотень, объем).
Практическая часть:
Рисование прозрачной вазы с водой на фоне светлой драпировки. Материал краски, крупная и тонкая кисти, бумага формат А4.
- Живопись. Теплые и холодные цвета.
Теоретическая часть:
Знакомство с палитрой теплых и холодных оттенков, применение их на практике. Дать представление о теплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения. Гармония теплого и холодного цвета. Приёмы передачи настроения красками.
Практическая часть:
Выполнение этюда “Солнце и луна”, “Под тенью ветвистого дерева”. Прописать солнечную и теневую сторону дерева используя теплые и холодные оттенки. Материал краски, крупная и тонкая кисти, бумага формат А3.
- Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства.
Теоретическая часть:
Виды и жанры изобразительного искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.
Практическая часть:
Рисование с натуры и по представлению жизни природы. Материал: акварельные краски, крупная и тонкая кисти, бумага формат А4.
- Освещение. Свет и тень.
Теоретическая часть:
Знакомство с понятиями и терминами свет, блик, рефлекс, тень, полутень, падающая тень, тон, тональные отношения. Освещение как средство выявления объема предмета.
Практическая часть:
Выполнение эскиза постановки предметов с применением правил светотени «Корзина с фруктами». Материал: акварельные краски, крупная и тонкая кисти, бумага формат А4.
- Нетрадиционные техники рисования. Монотипия.
Теоретическая часть:
Знакомство с техникой «Монотипия». История возникновения техники, приёмы поэтапного выполнения работы.
Практическая часть:
Рисование на свободную тему в технике «Монотипия». Материал: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти.
- Нетрадиционные техники рисования. Оттиск.
Теоретическая часть:
Знакомство с техникой «Оттиск». Приёмы поэтапного выполнения работы.
Практическая часть:
Рисование цветов в технике «Оттиск». Материал: бумага формата А4, тушь, акварель, банка с водой, салфетки.
Раздел № 6 «Техника «Пейп-Арт»
- Пейп-Арт. Знакомство с техникой.
Теоретическая часть:
Знакомство с техникой «Пейп-Арт». Изучение различных приемов работы с бумагой (салфетками). Изучение отдельных элементов техники: лепестки, трубочки, шарики, улитки, завитки. Тонировка и золочение элементов.
Практическая часть:
Выполнение элементов техники пейп-арт: лепестков, трубочек, шариков, улиток, завитков. Составление композиции на плоскости в данной технике. Материал: бумага различной фактуры, салфетки, картон формата А4, клей ПВА, кисть.
- Пейзаж в технике Пейп-Арт.
Теоретическая часть:
Образцы силуэтов пейзажа в технике «Пейп-Арт». Техника выкладывания элементов деревьев, дорог и мелких деталей. Тонировка цветными красками.
Практическая часть:
Выполнение пейзажа в технике «Пейп-Арт». Материал: бумага различной фактуры, салфетки, акварель, картон формата А4, клей ПВА, кисть.
- Натюрморт в технике Пейп-Арт.
Теоретическая часть:
Образцы силуэтов натюрморта в технике «Пейп-Арт». Техника выкладывания элементов деталей (кувшин, кружка, драпировка и т.д.). Тонировка цветными красками.
Практическая часть:
Выполнение натюрморта в технике «Пейп-Арт». Материал: бумага различной фактуры, салфетки, акварель, картон формата А4, клей ПВА, кисть.
- Поздравительная открытка в технике Пейп-Арт.
Теоретическая часть:
Образцы силуэтов натюрморта в технике «Пейп-Арт». Техника выкладывания элементов деталей (цветы, лепестки, стебли и т.д.). Тонировка цветными красками.
Практическая часть:
Выполнение поздравительной открытки в технике «Пейп-Арт». Материал: бумага различной фактуры, салфетки, акварель, картон формата А4, клей ПВА, кисть.
Раздел №7 «Коллаж»
- Коллаж. Знакомство с техникой.
Теоретическая часть:
История техники «Коллаж». Примеры поэтапного выполнения коллажа.
Практическая часть:
Выполнение коллажа на тему «Пейзаж». Материал: бумага различной фактуры, лоскуты ткани, ножницы, картон формата А4, клей, кисть.
- Поздравительная открытка в стиле коллаж.
Теоретическая часть:
Образцы коллажей поздравительной открытки. Приёмы составления гармоничной композиции. Выделение композиционного центра формой и цветом. Проработка деталей.
Практическая часть:
Выполнение коллажа поздравительной открытки. Материал: бумага различной фактуры, лоскуты ткани, ножницы, картон формата А4, клей, кисть.
Раздел №8 «Мировая художественная культура»
- Искусство Древней Греции. Введение в тематику.
Теоретическая часть:
Искусство Древней Греции, его связь с человеком, совершенством и красотой его пропорций. Понятие «классика». Мифы Древней Греции.
- Греция. Орнамент.
Теоретическая часть:
Древнегреческий орнамент.
Практическая часть:
Зарисовка в цвете древнегреческих орнаментов.
- Орнамент. Керамика.
Теоретическая часть:
Древнегреческая керамика.
Практическая часть:
Рисование греческой вазы. Материал: бумага формата А3, кисти, акварельные и гуашевые краски.
- Греция. Собирательный образ. Плакат.
Практическая часть:
Выполнение композиции под названием «Греческий ковер» из орнаментов, ваз, персонажей мифов, деталей архитектуры, греческого алфавита и костюма в цветовой гамме, принятой в Древней Греции.
Раздел №9 «Итоговое занятие»
Практическая часть: Оформление выставки работ, подготовка презентаций, презентации работ.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
После освоения полного курса Программы учащиеся будут знать:
- основы цветоведения;
- основы акварельной живописи;
- понятия стиль и стилизация;
- традиционные техники рисования: заливка, мазок, по-сырому, a la prima;
- нетрадиционные техники рисования «Монотипия», «Оттиск»;
- способы работы с бумагой в техниках «Пейп-Арт», «Коллаж»;
- культуру Древней Греции;
уметь:
-
- смешивать цвета на палитре;
- заполнять цветом необходимые плоскости изображения;
- изобразить первые пространственные построения: планы, ближе- больше- выше, дальше-меньше-ниже;
- выполнять творческие работы в традиционных и нетрадиционных техниках рисования;
- работать с бумагой в техниках «Пейп-Арт», «Коллаж.
Метапредметные результаты:
- развитие образно-логического мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- формирование осознанного научно-художественного видения окружающего мира природы и использование его в творчестве;
- расширение кругозора.
Личностные результаты:
– воспитание способности к самореализации и саморазвитию.
Формы аттестации
При аттестации учащихся по Программе применяется формы – творческая работа, участие в творческом конкурсе, выставке.
При текущем контроле применяются формы – наблюдение, творческая работа, устный фронтальный опрос.
Оценочные материалы
В данной программе предусматривается использование следующих оценочных материалов:
– диагностическая карта определения уровня знаний, умений и навыков по «Методике определения результатов образовательной деятельности детей» (Н.В. Клёнова, Л.Н. Буйлова) (Приложение №1);
– электронное портфолио достижений одарённых учащихся.
Организационно-педагогические условия
Методическое обеспечение
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология группового обучения;
- дистанционные образовательные технологии;
- технология дифференцированного обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- создание ситуации успеха;
- создание ситуации выбора.
Дидактический материал:
- натюрмортный фонд предметов быта, драпировок, муляжей;
- таблицы и схемы по рисунку, живописи, композиции, перспективе, цветоведению.
Материально-технические условия
Для успешной реализации программы необходимо следующее:
-
- учебное помещение с рабочей зоной для учащихся, рабочей зоной для педагога и пространством учебно-наглядных пособий, соответствующее нормам СП 2.4.3648-20;
- мультимедийный комплекс с большим экраном с выходом USB;
- ноутбук;
- различные художественные материалы (акварель, гуашь, бумага формата А3, А4, кисти и др.);
- мольберты.
Учебно-информационное обеспечение
Список литературы
Основная литература:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительная литература:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|