Почему «особенному» ребенку трудно писать?

Консультация на родительском собрании

Соколова Ирина Валентиновна,

учитель-логопед, учитель русского языка, ВКК

ГОКУ СКШ № 25 г. Братск

Разнообразные  трудности, возникающие при формировании навыка  нарушения письма у  умственно отсталых  учащихся  являются наиболее распространенным видом нарушения речи.

 Особенности развития познавательной сферы учащихся влияет на речевое развитие детей: задержка речевого развития, дети не обращают внимания на собственные речевые дефекты, не фиксируют внимания на звуковой стороне речи. Все это приводит впоследствии к нарушению письменной речи. 

Ученики младшей школы с умственной отсталостью не умеют самостоятельно проводить звуковой анализ слова, затрудняются в подборе слов на заданную букву, не могут найти допущенные на письме ошибки.  Чаще всего они обращают внимание на лексическое значение слова, а не на его  фонемное звучание.  Данные нарушения  вызывают сложности в обучении и приобретении навыка письма.  Несформированность представлений о фонематическом составе  слова задерживает развитие  правильной речи.    Отставание в развитии слухового опознавания фонем  рассматривается как результат  недостаточной сформированности высших психических функций, а именно операций мышления- анализ и синтез. [1]. 

 Ученые говорят о том, что не только низкая мотивация  является причиной ошибок  при письме, но и ряд других причин:

  • несформированность зрительно-гностических функций; 
  • нечеткость зрительных образов букв; 
  • недостаточность зрительной ориентации в различении предметных изображений; 
  • нарушения зрительно –пространственных ориентировок в буквах; 
  • несформированность моторных функций руки; 
  • несформированность в определении сторон своего тела; 
  • .неполноценность анализа пространственных отношений.

 Исследователь Н. А. Щуренкова, проведя   исследование  процесса формирования  навыков письма у детей  младшей школы говорит  о том, что   возникающие на письме ошибки являются следствием недостаточно развитой устной речи, а так же  обусловлены низким развитием отдельных  психофизиологических не вербальных  функций, которые оказывают влиянием на успешное овладение навыком письма.  С целью комплексного воздействия  непосредственно на сам акт развития письма  Н. А. Щуренкова рекомендует в процессе логопедической работы  исследовать трудности, возникающие при выполнении различных операций письма  и  степень сформированности психических функций, которые являются базой для формирования навыка[2].

 В основном, научные источники, рассматривая нарушения речи у детей с сохранным интеллектом, указывают на причины дисграфии, определяя её как  неспособность   усвоения  навыка письма  при  сохранном интеллекте.

 Анализ литературы указывает на то, что дети с особенностями интеллектуального развития овладевают навыками письма гораздо медленнее. При этом, чем сильнее дефект поражения, тем меньше  возможности развить у ребенка   не только навыки письма, но и выучить начертания отдельных элементов букв. 

         На письме у детей возникают множественные   орфографические ошибки.  Данные трудности объясняются тем, что  у детей с  интеллектуальной недостаточностью сложно формируются навыки применения правил на письме, так как они требуют совершения многоплановых инструкций.  [4]. 

 У  исследуемой категории школьников  сочетаются различные формы дисграфии.

 Низкий уровень сформированности фонематического анализа  осложняет выполнение операции по разделению слов на фонемы и выделение отдельных звуков. Дети не выделяют в словах   звуки, которые слышать не четко, либо не проговаривают сами. Также у  детей с правильным звукопроизношением, но имевших ранее  нарушения речи, встречаются аналогичные ошибки. Ученики зачастую путают акустически сходные звуки.  Эти ошибки наиболее часто встречаются  у учащихся на письме [30]. 

  У детей возникает  и другая трудность:  дети верно распознают в предложенном слове звуки, но не могут определить порядок этих звуков на письме: 

«моколо» вместо «молоко», «реак» вместо «река»  и пр.

 Нарушение эмоционально- волевого поведения тоже является причиной трудностей в фонематическом и слоговом анализе, так как выполнение данного вида требует сосредоточенности и внимания [10].  Они сложно ориентируются в тетради и  не  соблюдают орфографический  режим,  долгое время сохраняется искажение букв.

 Особую сложность детей вызывает воспроизведение образа букв. Дополнительную трудность представляют графически сходные буквы: дети затрудняются   в определении элементов букв, а также не   акцентируют внимание на  их взаиморасположении. Поэтому образ буквы лишен необходимой чёткости.  Стоит отметить, что представления о сходных буквах у детей меняются довольно быстро. Они упрощают образы букв или уподобляют их. В основном это буквы, которые отличаются одним элементом: «ц» или «щ», «б» и «д». Это же смешение переносится и на заглавные буквы [3]. 

 При нарушении оптического восприятия и пространственной ориентировки детям трудно писать в строку, они могут делать записи по диагонали, писать буквы зеркально. 

 Важно отметить, что у детей с интеллектуальной недостаточностью серьезные трудности  возникают  при  дифференциации букв, обозначающих гласные и согласные звуки.

 Практически все ученики данной нозологической группы отстают развитии речи. В.В. Воронкова предлагает разделить детей на группы, в зависимости от причин, которыми вызвано нарушение письма.

 У первой группы детей   превалирует неправильное письмо вследствие нарушения в звуковой дифференциации фонем,  у второй– сложностями в верном звукопроизношении. Недоразвитие общей и мелкой моторики, внимания  так же влияет на формирование навыка письма. Специфика ошибок  у всех обучающихся будет разная [5]. 

 При нарушении фонематического восприятия возникают следующие трудности: 

а) замены букв гласных звуков и   согласных сходными фонемами по артикуляторному и акустическому признаку; 

б) пропуски букв; 

в) добавление лишних букв; 

г) слитное написание слов. 

 Ученики сталкиваются со сложностями в уточнении звукового состава слова. Поэтому пишут слова так как слышат., так как трудно различают гласные и согласные звуки, близкие по  произношению. 

 Дети, имеющие различные нарушения в моторной сфере непременно испытывают сложности в овладении механизмом письма.  Особенностью почерка таких детей является довольно сильный нажим, символы имеют неровности. В работах они допускают сложный комплекс ошибок.  У этих детей часто встречаются дисграфические ошибки оптического характера.

Зачастую качество выполнения работ  учащихся связано с их эмоциональным состоянием, состоянием его здоровья, погодными условиями и многими другими внешними  причинами. Одни и те же задания, в зависимости от внешних или других условий может выполнять либо на достаточно высоком уровне, либо очень плохо. 

 Р.И. Лалаева выделяет у детей с интеллектуальной недостаточностью следующие виды дисграфий: 

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия.  
  • Акустическая дисграфия.  
  • Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.  
  • Аграмматическаядисграфия.  
  • Оптическая дисграфия. 

Указанные нарушения письма   имеют причины:

– недоразвитием познавательной деятельности; 

-особенности организации психической деятельности;

-нарушение устной речи как системы (звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексикограмматического строя); 

-нарушение работы речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов; 

– нарушением структуры операций письма;

– нарушение  аналитико-синтетической деятельности [30].

  Неоспоримым остается тот факт, что нарушение познавательной деятельности, задержка формирования речи негативно отражаетсяна развитии и формировании процесса письма.  С целью организации системной работы по коррекции письма у умственно отсталых школьников нужно выделить основные нарушения письма, провести исследование особенностей письменных расстройств у младших школьников с умственной отсталостью.  

Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушением характеризуются стойкостью,  требуют большой и продолжительной коррекционной работы 

Сложности развития  навыка письма у учащихся начальных классов с интеллектуальными нарушениями формируются на основе нарушения познавательной деятельности,  расстройств звукопроизношения, нетипичного развития в целом.

 

Список   использованной литературы

1.Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М. : Просвещение, 1964. – 91 с. 

  1. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 287 с. 

2.Цветкова, Л. С Нейропсихология счета, письма и чтения : нарушение и восстановление [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Цветкова ; Моск. психол.-социал. ин-т. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 360 с. 

  1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования :мышление и речь [Текст] : проблемы психол. развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1956. – 519 с. 

4.Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] : пособие для логопедов, учителей, психологов дошкол. учреждений и школ различ. типов/ И. Н. Садовникова.– М. :АРКТИ, 2005.– 400с. 

  1. Садовникова,И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] : кн. для логопедов/И. Н. Садовникова.– М.:Владос, 1997. – 256 с. 

6.Трубникова, Н. М. Практическая логопедия [Текст] : учеб.пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2002. – 97 с. 

7.Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Че,велева, Г. В. Чиркина. – М. :

Просвещение, 1989. – 224 с. 

8.Хрестоматия по логопедии [Текст] : извлеч. и тексты : учеб.пособие для студентов вузов : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Т. 2. – 656 с. 

  1. Цветкова, Л. С Нейропсихология счета, письма и чтения : нарушение и восстановление [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Цветкова ; Моск. психол.-социал. ин-т. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 360 с.