Мастер – класс для родителей
«Несколько вариантов использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, загадывании и отгадывании загадок, разучивания стихотворений».
Подготовила:
Воспитатель- Лунова Т.А.
г. Белово 2024
Цель:
– ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
– повышение компетенции родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста;
– поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
– создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения родителей.
Задачи:
– дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
– дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Иллюстрации животных, мнемотаблица для составления описательного рассказа о животных зимой, мнемотаблица для составления предложений.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен родителям, которые ожидают хороших результатов в развитии речи своих детей.
Ожидаемые результаты:
– получение родителями представления о мнемотехнике;
– внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения и участники мастер-класса:
Родители, без участия детей. Логопед и воспитатель группы.
Сообщение и практическая работа.
Воспитатель:
Уважаемые родители, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Преобразование из абстрактных символов в образы.
- Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :
– обогащения словарного запаса;
– обучения составлению рассказов;
– пересказов художественной литературы;
– отгадывания и загадывания загадок;
– заучивания стихотворений.
Воспитатель:
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат и дети имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Родители читают стихотворение по мнемотаблице ).
А сейчас попробуйте сами составить
Воспитатель:
Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка… Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.
А теперь гляля на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Воспитатель:
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак…(родители по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.
Воспитатель: Итак, мнемотехника:
– сокращает время запоминания;
– развивает основные психические процессы;
– развивает умение перекодировать информацию;
– устанавливает причинно-следственные связи;
– помогает делать выводы и схематизировать материал.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
– Сегодня я узнала…
– Было интересно…- Было трудно, но…
– Я поняла, что…
– Теперь я могу…
– Я почувствовала, что… – Я приобрела…
– Я научилась…
– У меня получилось…- Я смогла…
– Меня удивило… – Мне захотелось…
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!