Конструкт

ПМ. 03 Классное руководство студентки группы 46Б

специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Немашкало Ярославы Вадимовны, Зверевой Анны Алексеевны

Дата: 26.11.24

Класс:

Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна                                                Подпись   

Тема: «Красная книга родного края»

Форма мероприятия: краткосрочный проект: «Красная книга родного края»

 

  Планируемый результат:

 

Личностный: обучающиеся проявляют любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края». 

 

Метапредметный: обучающиеся планируют деятельность с помощью учителя; контролируют собственную деятельность; выделяют необходимую информацию, формулируют цель, умеют строить устные высказывания; контролируют и оценивают результаты деятельности; умеют осуществлять анализ, синтез; сотрудничают с учителем и сверстниками, умеют слушать и слышать других, работают в команде, осуществляют саморегуляцию.

 

Предметный: обучающиеся знают о понятиях «природа», «Красная книга»; знают, что такое живая и неживая природа, какие объекты к ним относятся; знают правила бережного отношения к природе; умеют распределять роли в группе; организовывать работу по оформлению тематических страниц Красной книги.

Цель: воспитывать ценностное отношение к природе родного края в процессе создания Красной книги родного края. 

 

Задачи:

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым 

существам в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края».

 

Развивающая:  развивать умение планировать деятельность с помощью учителя; контролировать собственную деятельность; выделять необходимую информацию, формулировать цель при помощи учителя, строить устные высказывания; контролировать и оценивать результаты деятельности; осуществлять анализ, синтез; сотрудничать с учителем и сверстниками, умеют слушать и слышать других, развивать умение работать в команде, осуществлять саморегуляцию.

 

Образовательная: уточнить понятия «природа», «Красная книга»; вспомнить, что такое живая и неживая природа, какие объекты к ним относятся; уточнить правила бережного отношения к природе; развить умение распределять роли в группе; организовать работу по оформлению тематических страниц Красной книги.

 

Принципы воспитания и обучения: 

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма
  • Воспитание через взаимодействие
  • Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом

Принципы обучения:

  • Принцип доступности
  • Принцип наглядности 
  • Принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
  • Принцип психологической комфортности

 

Дидактические средства: 

  • демонстрационные: презентация, папка-скоросшиватель (журнал)
  • индивидуальные: фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы, материалы для оформления (иллюстрации, текст), лист А4.

Список литературы: 

Использованная литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

2.Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждена приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. №1023.

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с Ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)

 

План:

  1. Погружение в проект (10 мин)
  2. Планирование деятельности (5 мин)
  3. Осуществление деятельности по решению проблемы (3 мин)

Физминутка (1 мин)

  1. Оформление результатов (10 мин)
  2. Презентация результатов (10 мин)
  3. Оценка результатов и процесса проектной деятельности (6 мин)

Итог:  45 мин.

 

Ход классного часа

 

Этапы деятельности Методы Деятельность педагога и детей Планируемый результат
  1. Погружение в проект

Задачи: 

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивать умение строить устные высказывания; осуществлять анализ, сотрудничать с учителем и сверстниками.

методы воспитания:  педагогическое требование, поощрение; создание ситуации успеха.

методы обучения: беседа, рассказ, педагогическое требование, демонстрация, формирование готовности к восприятию, формирование понимания личностной значимости.

– Здравствуйте ребята. Сначала сядут девочки, потом сядут мальчики. Помашите рукой соседу по парте и улыбнитесь! 

– Сегодня у нас будет очень необычное занятие! А чтобы узнать его тему, я предлагаю решить посмотреть на слайд. Что вы видите? 

– Правильно, это Красная книга. 

– Ребята, а что такое Красная книга? (книга, в которой собраны редкие или вымирающие виды животных, растений и грибов) 

 – Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о природе, животных и растениях)

– Верно, сегодня мы поговорим о природе, животных и растениях

– Природа – это то, что нас окружает, обьекты живой и неживой природы. Это мир, который нас окружает, все, что мы видим, слышим, используем в процессе жизни и труда. Это солнце и звезды, равнины и горы, леса и степи, моря и реки, растения и животные. Мы сами тоже являемся частью природы. 

– Важно ли заботиться о природе? Почему? (о природе заботиться очень важно, потому что человек и природа неразрывно связаны. От состояния окружающей среды напрямую зависит благополучие и здоровье человека )

– Что входит в объекты живой и неживой природы? (растения, животные, грибы, водоёмы, камни, полезные ископаемые)

– Ребята, а знаете ли вы как сохранить природу? 

– У вас очень интересные предположения. А что вы делаете каждый день, чтобы сохранить природу нашего края? 

– Молодцы! Приятно видеть таких чутких ребят!

– Как вы думаете, все ли знают как сохранить природу? Все ли соблюдают эти правила? 

Личностный: обучающиеся проявляют любовь и бережное отношение к природе. 

Предметный: обучающиеся знают о понятиях «природа», «Красная книга»; знают, что такое живая и неживая природа, какие объекты к ним относятся; знают правила бережного отношения к природе; умеют распределять роли в группе; организовывать работу по оформлению тематических страниц Красной книги.

  1. Планирование деятельности

Задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края».

Развивать умение планировать деятельность с помощью учителя; формулировать цель, строить устные высказывания; осуществлять анализ, синтез; сотрудничать с учителем и сверстниками, осуществлять саморегуляцию. 

методы воспитания: поощрение; создание ситуации успеха

методы обучения: создание ситуации успеха; поощрение и порицание; использование игровых форм организации обучения

– Ребята, что мы можем сделать, чтобы рассказать своим друзьям о редких и вымирающих животных и растениях родного края? Мы можем создать Красную книгу родного края нашего класса. 

– А вы знаете, как называется профессия людей, которые изучают природу?

– Сегодня мы с вами будем в роли настоящих юных экологов и узнаем редкие виды природного мира. 

– Попробуем составить цель классного часа с опорой на слова-подсказки: узнать, растений, грибов, редких видах животных, родного края (узнать о редких видах животных, растений и грибов родного края).

– Отлично! Нужно решить, какие страницы мы выделим в нашей Красной книге. Каковы ваши идеи? О чем мы можем написать в Красной книге родного края? (ответы детей) У вас очень интересные ответы! Посмотрите какие темы у нас могут быть:

1. Животные

2. Птицы

3. Рыбы

4. Насекомые 

5. Растения 

6. Грибы

– Нам нужно создать группы юных экологов. Работать вы будете по 4-5 человек. Поздоровайтесь со своими коллегами. 

– Вы уже догадались, что будет делать каждая группа? (ответы детей)

– Напомните правила работы в группе (дети напоминают, на слайде даны правила)

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

6. В группе равные возможности успеха.

7. Не бери всю инициативу на себя.

8.Помогай товарищам, если они об этом просят.

7.Точно выполняй возложенную на тебя роль.

9. Не жди подсказки.

10. Успех команды зависит от каждого.

– Посмотрите на план работы. Название каждого этапа отзеркалено. Назовите этапы работы.

1. Распределение ролей

2. Сбор информации

3. Оформить страницу

4. Подготовить выступление

5. Представить страницу

– На первом этапе что необходимо? (ответы детей) Необходимо распределить роли в группе. Посмотрите на слайд, здесь представлены роли. Сейчас распределите их в группе, чтобы у каждого была своя работа. 

Роли: 1. Командир; 2. Секретарь; 3. Оратор; 4. Хранитель времени; 5. Художник. 

– Что необходимо сделать на 2 этапе? 

– Необходимо отобрать информацию для вашей страницы в Красной книге. У вас на парте лежат листы с информацией, ваша задача выделить основную мысли и перенести на страницу книги. 

– Что мы будем делать на 3 этапе? 

– Необходимо оформить страницу книги по теме, которую я дам каждой группе. Вы можете использовать всё, что лежит у вас на столах.

– Что лежит у вас на столах? (лист бумаги, фломастеры, карандаши, клей, иллюстрации, текст. 

– Что нужно сделать на 4 этапе? (ответы детей) Нужно подумать, как вы представите свою страницу книги всему классу. 

– И на 5м этапе нужно представить остальным командам экологов страницу, которую вы оформили.

– Ребята, прошу обратить внимание на критерии оценки вашей страницы и работы в группе. 

1.Соответствие иллюстраций информации

2.Совместное выполнение

3.Соблюдение правил работы в группе

4.Оригинальность

5.Аккуратность

6.Полнота информации

– В конце при представлении, командиры из каждой команды смогут оценить группы. 

Личностный: обучающиеся проявляют любовь и бережное отношение к природе в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края». 

Метапредметный: обучающиеся планируют деятельность с помощью учителя; формулируют цель, умеют строить устные высказывания; умеют осуществлять анализ, синтез; сотрудничают с учителем и сверстниками, осуществляют саморегуляцию. 

Предметный: обучающиеся знают о понятии «Красная книга»; знают, что такое живая и неживая природа, какие объекты к ним относятся; умеют распределять роли в группе; 

  • Осуществление деятельности по решению проблемы

Задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края».

Развивать умение планировать деятельность с помощью учителя; контролировать собственную деятельность; выделять необходимую информацию, осуществлять анализ, синтез; сотрудничать с учителем и сверстниками, умеют слушать и слышать других, развивать умение работать в команде, осуществлять саморегуляицю.

Расширить знания о понятиях «природа», «Красная книга»; знают, что такое живая и неживая природа, какие объекты к ним относятся; знают правила бережного отношения к природе; умеют распределять роли в группе; организовывать работу по оформлению тематических страниц Красной книги.

методы обучения: педагогическое требование, оперативный контроль, временная работа в группах, творческое задание. – На странице у вас обязательно должно быть:

  • Название 
  • Иллюстрации
  • Информация

– Итак,

1 группа: Животные

2 группа: Птицы

3 группа: Рыбы

4 группа: Насекомые

5 группа: Растения

6 группа: Грибы

-…, что нам необходимо сделать сейчас? 

-…., какая у тебя роль в группе, что ты будешь делать? 

-…, что необходимо разместить на странице каждой группе? 

 – Экологи, кому понятно задание? На выполнение второго и третьего этапа, даю вам 10 минут. Если у вас есть вопросы, то поднимайте руку и я подойду.

*работа детей в группах*                

Личностный: обучающиеся проявляют любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края». 

Метапредметный: обучающиеся планируют деятельность с помощью учителя; контролируют собственную деятельность; выделяют необходимую информацию, умеют осуществлять анализ, синтез; сотрудничают с учителем и сверстниками, умеют слушать и слышать других, работают в команде, осуществляют саморегуляцию.

Предметный: обучающиеся знают о понятиях «природа», «Красная книга»; знают, что такое живая и неживая природа, какие объекты к ним относятся; знают правила бережного отношения к природе; умеют распределять роли в группе; организовывать работу по оформлению тематических страниц Красной книги.

3.1Физминутка

Задача: 

Развивать умение осуществлять саморегуляцию.

– Завершаем работу. Отложите всё в сторону. Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать и выполнить физминутку. 

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)

Метапредметный: обучающихся умеют осуществлять саморегуляцию.
  • Оформление результатов

Задача:

Развивать умение контролировать собственную деятельность; сотрудничать с учителем и сверстниками, умеют слушать и слышать других, развивать умение работать в команде, осуществлять саморегуляцию.

методы воспитания: педагогическое требование, результаты деятельности детей.

методы обучения: педагогическое требование, оперативный контроль, временная работа в группах.

– Какой четвертый пункт плана? (дети читают) Даю вам 2 минуты, чтобы подготовить выступление перед всем классом. Подумайте, что вы можете интересного рассказать ребятам. 

*обсуждение детей, доработка страницы*

Метапредметный: обучающиеся контролируют собственную деятельность; сотрудничают с учителем и сверстниками, умеют слушать и слышать других, работают в команде, осуществляют саморегуляцию.
  • Презентация результатов

Задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края».

Развивать умение строить устные высказывания; контролировать и оценивать результаты деятельности; умеют слушать и слышать других.

  • Расширить представление о правилах здорового образа жизни; организовать работу по оформлению журнала «Будь здоров!».
методы воспитания: поощрение; создание ситуации успеха, результаты деятельности детей.

методы обучения: беседа, демонстрация, создание ситуации успеха; поощрение и порицание

– Итак, вижу все группы выбрали своих представителей. Ваше выступлению должно длиться около одной минуты.

– Один из представителей группы экологов подойдет ко мне и мы составим из ваших страниц общую книгу.

*каждая группа представляет свою страницу*

– Первая группа журналистов представляют страницу книги «Животные».  

-Поблагодарим наших коллег, они представили на своей странице очень ценные знания о редких животных. 

Вторая группа журналистов представляют Красной книги «Птицы».  

-Поблагодарим наших коллег, они представили на своей странице очень ценные знания о птицах, которых нужно защищать. 

Третья группа журналистов представляют страницу Красной книги «Рыбы».  

-Поблагодарим наших коллег, они представили на своей странице очень ценные знания о том, какие рыбы считаются редкими. 

Четвертая группа журналистов представляют страницу Красной книги  «Насекомые».  

-Поблагодарим наших коллег, они представили на своей странице очень ценные знания о насекомых. 

Пятая группа журналистов представляют страницу «Растения».  

-Поблагодарим наших коллег, они представили на своей странице очень ценные знания о растениях и какую пользу они несут. 

Шестая группа журналистов представляют страницу «Грибы»

-Поблагодарим наших коллег, они представили на своей странице очень ценные знания о грибах. 

– Командиры, соответствуют ли страница заданным критериям? (по каждой группе)

– Посмотрите, какие красочная, познавательная Красная книга родного края у нас получилась. 

Личностный: обучающиеся проявляют любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края». 

Метапредметный: обучающиеся умеют строить устные высказывания; контролируют и оценивают результаты деятельности; умеют слушать и слышать других.

Предметный: обучающиеся умеют организовывать работу по оформлению тематических страниц Красной книги.

  1. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Задача:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края». Развивать умение строить устные высказывания; контролировать и оценивать результаты деятельности; осуществлять анализ.

методы воспитания: поощрение; создание ситуации успеха.

методы обучения: беседа, создание ситуации успеха; поощрение и порицание, формирование понимания личностной значимости

-Посмотрите какая прекрасная и познавательная книга у нас получилась! Она вам нравится?

– Для чего мы можем использовать эту книгу? (можем показать её 1 классу и другим ученикам, посмотреть и узнать о редких и исчезающих животных, растениях, грибах, насекомых, рыбах и птицах родного края, показать книгу друзьям, родителям).

-Как вы думаете, ребята, почему мы с вами смогли справиться с таким сложным делом? Какими мы были сегодня? Да, я согласна, что мы были дружными, старательными, умными, поэтому у нас все получилось!

– Эта книга будет хранится у вас в кабинете. В свободное время вы можете посмотреть её!

– Какие эмоции вы испытывали, когда создавали книгу?

– Возникали ли у вас трудности? С чем?

– Что интересного или нового вы сегодня узнали? 

– Что вам понравилось больше всего?

– На этом наш классный час подходит к концу. Я хочу похвалить каждую группу, каждого редактора за активное участие. Вы сегодня большие молодцы! До свидания!

Личностный: обучающиеся проявляют любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам в ходе работы над краткосрочным проектом: «Красная книга родного края». 

Метапредметный: обучающиеся умеют строить устные высказывания; контролируют и оценивают результаты деятельности; умеют осуществлять анализ.