Тема: «Приключение ительмена».
Цель: дифференциации звуков [СЬ-Щ], восприятие на слух фраз (на материале ительменской народной сказки «Ворон – обманщик»).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить различать звуки [СЬ-Щ] на материале слогов, слов, предложений;
- закрепить правила орфоэпии (безударный О, непроизносимый согласный);
- совершенствовать навыки изменения силы и высоты голоса при работе над ударением;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие с использованием фонового шума;
- развивать умение согласовывать слова в предложении;
- развивать слуховое восприятие на примере программного материала.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимание к собственной речи;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать интерес к творчеству народностей, которые проживают в России.
Оборудование: ноутбук, мяч, стаканчики, портативные колонки.
Ход занятия
педагог | ученик |
Орг.момент
-Здравствуй, Костя! -Как ты меня слышишь? -Какое началось занятие? -Как ты будешь работать? -Как называется страна, где мы живем? -Наша страна многонациональна. Люди каких национальностей проживают в нашей стране? -Как называется сказка, над которой мы работаем на этой неделе? -Какой народ сочинил эту сказку? -А где проживает этот народ? -Как называется жилище ительмена? -Над какими звуками мы работаем на этой неделе? -Ительмену нужно добраться до своего жилища. Ты поможешь ему? -Нужно выполнить задания. -Не забывай говорить четко, слушай внимательно задания, не торопись, когда отвечаешь. I часть. ФП – Ительмену нужно добраться до своего жилища, но путь его не прост. На каждом шагу его подстерегают препятствия, которые для него приготовил ворон – обманщик. – Поможем ительмену добраться до своей яранги? 1. Соедини пальцы обеих рук в замок, когда произносишь слог со звуком [с’], потри ладоши обеих рук, когда произносишь слог со звуком [щ]. СЯ – ЩА ЩЕ – СЕ ЩЁ – СЁ СИ – ЩИ ЩУ – СЮ АЩ – АЩ – АСЬ ЭСЬ – ЭСЬ – ЭЩ ИЩ – ИЩ – ИСЬ ОСЬ – ОСЬ – ОЩ УЩ – УЩ – УСЬ 2. – Замени в слогах звук [щ] на звук [с’] (игра с мячом). – Посмотрим, продвинулся ли ительмен по своему пути? – Отлично! Ты молодец! 3. – Слушай слова и определи какой в словах звук: [с’] или [щ]. Подними левую руку, если услышишь звук [с’] – правую, если услышишь звук [щ] (добавление шума). Сено, лещ, щенок, сито, сила, щавель, щука, сетка, вещь, рысь, гусь. 4. – Прочитай слова. Правильно говори ударение и правила орфоэпии. СЕРДЦЕ ЩУПАЛЬЦА ЩЕТИНА ГОЛОСИЩЕ СИЛИЩА ЩЕКОЛДА РОЩА – Посмотрим, продвинулся ли ительмен по своему пути? – Отлично! Ты молодец! 5. – Назови вначале слова со звуком [с’], а затем слова со звуком [щ]. Гусь, семечки, сито, щипцы, щётка, плащ, щепки. – Посмотрим, продвинулся ли ительмен по своему пути? – Отлично! Ты молодец! 6. – Составь предложение правильно. Подружи слова в предложениях. Сеня, ловить щука. Сима, варить, щи. Тася, надеть, плащ. У, Вася, щетка. – Посмотрим, продвинулся ли ительмен по своему пути? – Отлично! Ты молодец! – Ительмен почти добрался до своего дома. Ты ему в этом помог! – Во всех заданиях, которые ты уже выполнил, какие звуки ты учился различать на слух и проговаривать в речи? – Пожалуйста, следи за своей речью и не путай эти звуки. II часть РСВ – Совсем немного осталось добраться ительмену до дома. Продолжим ему помогать! – Ворон – обманщик приготовил вопросы по сказке! Нужно не только отвечать на вопросы, но и определять, с какой стороны, по отношению к тебе, звучал вопрос? 1. -Сказка начинается такими словами: «Давно это было. Много зим назад…» Как ты понимаешь эти слова? 2. -Где жил ворон – обманщик? 3. -Чем ворон занимался? 4. -Как ворон обманул крабов? 5. -Как ворон обманул собаку, когда позарился на ее улов? 6. – Как ворон обманул человека? 7. -Как человек проучил ворона? 8. -Чему учит эта сказка? – Посмотрим, продвинулся ли ительмен по своему пути? – Отлично! Ты молодец! Итог занятия – Много испытаний пришлось преодолеть сегодня, но ты отлично справился! Помог ительмену добраться до дома. – Приключение было интересным? – Какое из заданий тебе понравилось больше всего? – Как ты оцениваешь свою работу сегодня, на какую оценку? – Как называется сказка, над которой мы продолжим работу? – Какие звуки ты сегодня учился различать? -До свидания, …………! |
-Здравствуйте, Анастасия Вячеславовна!-Я слышу Вас …………..
-Началось занятие по развитию речи и слуха. -Я буду слушать внимательно, говорить четко. -Страна, где мы живем называется Россия. -Это татары, башкиры, якуты, ительмены. -Сказка называется «Ворон – обманщик». -Ительмены. -Этот народ проживает на полуострове Камчатка. -Жилище ительмена называется – яранга. -На этой неделе мы работаем над звуками СЬ-Щ. -Я помогу. А что для этого нужно сделать? -Хорошо. Я буду стараться. -Да, конечно! Выполняет. Выполняет. Выполняет. Выполняет. Выполняет. Выполняет. -Звуки [СЬ-Щ]. -Хорошо! -Хорошо! Я готов. -Хорошо. Я все понял. – Это значит много лет назад. – Ворон – обманщик жил на дереве, своего дома у него не было. – Он воровал и обманывал. – Он пообещал показать, где много рыбы, а сам улетел, когда они его отпустили. – Он сказал, что на берег выбросило кита и собака побежала туда, а ворон съел весь улов собаки. – Он предложил пробежать кто быстрее. Человек побежал, а ворон нет. – Человек сказал, что рыба хорошо ловится на хвост. Ворон поверил и примерз. – Обманывать и воровать не хорошо. Всего нужно добиваться честным трудом. Отвечает на вопросы. -До свидания, Анастасия Вячеславовна! |