Дата: _21 ноября 2024 г.
Воспитатель: Трущенко С.Ю.
Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности с ОВЗ
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема ООД: «Как Мышка Дуся к зиме готовится»
Цель: актуализировать и формировать представления детей о сезонных изменениях в жизни полевой мышки, представителя диких животных нашей полосы, подготовке их к зиме.
Задачи:
образовательные
-
- Расширить представления детей о жилище мышек – норке;
- познакомить детей с основным кормом мышей: зерновыми, семенами,
развивающие
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, умение делать выводы, умозаключения;
- развивать познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь); развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие;
- развивать чувство ритма, общей и мелкой моторики, нормализацию мышечного тонуса, формировать произвольные координированные движения и навыки балансировки.
- развивать диалогическую речь, ее выразительность, обогащать словарный запас детей (широкий – узкий, крупные – мелкие, слова признаки: серенькая, шустрая, запасливая; названия круп: пшено, пшеница, горох, фасоль и др.)
Воспитательные
- вызывать доброжелательное отношение к животным дикой природы.
Здоровьесберегающие технологии:
- бодиперкуссия (приветствие)
- кинезиологическое упражнение «Мышка»
- динамическая физминутка
Материалы и оборудование:
- Колосок пшеничный;
- Мышка – игровая народная тряпичная кукла
- Макет мышиной норки.
- Мешочки (прозрачные и тканевые) с различными видами круп — гречка, пшено, горох, рис, фасоль, по количеству детей;
- «Сухой бассейн» — 5-ти литровая пластиковая с широким горлышком банка со смесью различных зерновых;
- Маленькие ключики по количеству детей;
- Мисочки из бересты для сортировки зерен, 3 шт.
- Сито с крупными ячейками из песочного набора;
- Балансировочная дорожка;
Технологическая карта
| Этапы | Деятельность воспитателя | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
| Организационно-мотивационный | Воспитатель собирает вокруг себя детей и сообщает, что по дороге в детский сад нашла колосок. Как вы думаете, кто его потерял?
Стук в дверь, приходит гостья – Мышка Дуся. Здоровается с детьми. Представляется: Я – маленькая Мышка В платьице с манишкой, Ниточкою хвостик, Бусинкою носик! Дети, давайте мы поздороваемся с мышкой нашим фирменным способом (бодиперкуссия): Добрый день, добрый день Говорят все дети Добрый день, добрый день Говорят все дети: И высокий, коротышка Толстый и худышка. М: как у вас тепло, а на улице очень холодно. Вы не знаете, почему похолодало? Мышка сообщает, что ищет потерянный колосок, что готовится к зиме. Ребята, мышка еще совсем маленькая неопытная, она просит нас помочь ей в приготовлениях к зимним холодам. Вы готовы помочь навести порядок у нее в норке? Тогда давайте поскорее отправимся в гости. |
Ответы детей:
— осень, птички, дети… Дети здороваются с мышкой, рассматривают ее 2 коротких хлопка в ладоши, 1 справа вверху, 3 – хлопка руки накрест, 1 – в ладоши и 2 — по коленкам 3 – хлопка руки накрест, 1 – в ладоши и 2 — по коленкам На носочках, руки вверх, присесть Руки широко в стороны, пальчики близко Ответы детей: наступила осень: солнце меньше греет, дует сильный холодный ветер, часто идет дождик. |
Положительный настрой на предстоящую деятельность,
Готовность в оказании помощи герою. |
| Основной этап Игровой момент – превращение | А сможем ли мы такие большие детки погостить в Дусиной норке? Что же нам делать? Давайте и мы превратимся в маленьких-маленьких человечков и последуем за мышкой. | Дети хором повторяют слова–заклинания «Вокруг себя повернись в маленького человечка превратись». | Погружение детей в воображаемую ситуацию |
| Ходьба по балансировочной доске или кочкам | В-ль сообщает, что дорога непростая, вокруг грязь и лужи, а мы такие маленькие, нужно шагать аккуратно, чтобы не промочить ноги и добраться до норки. | Дети идут друг за другом по мостику-доске и подходят к столу с макетом мышиной норки. | Дети упражняются в равновесии |
| Знакомство с норкой, используя МАКЕТ | М: Вот мы и пришли к норке. А вы ее видите? А почему нет?
Правильно, ведь она под землей. Иногда под корнями деревьев, а к норке ведут узкие ходы. А почему они такие узкие? Мышки ведь маленькие, они пролезут, а другие звери, враги мышек, они не смогут туда попасть. Макет-коробка открывается, и перед детьми предстает норка мышки. М.: Я мышка-норушка, я в поле живу Где ласковый ветер качает листву. Все лето трудилась без устали я, До края полна кладовая моя. Ой, Мышка, какая ты запасливая, как у тебя тут все продумано и хорошо организовано, сколько у тебя всего… Да, мы — мышки, живущие в дикой природе, готовимся к зиме с конца лета. Начинаем с того, что расширяем норку. Это нужно для того, чтобы утеплить ее. Видите, чем я утеплила свою норку? А еще мы меняем окрас шубки, также она становится гуще и теплее. В-ль надевает пуховый платочек Дусе. Ну и, конечно, заполняем кладовые на зиму едой. Что же мышка смогла притащить в свою норку? Что у мышки в мешочках? Какие зернышки и крупы? Скажите, а чем отличаются они друг от друга? А какие самые мелкие? А крупные? А какие желтые? А белые? На протяжении всего периода холодов мышки не покидают норку! Ее они роют ямки на глубине около 1 метра, а зимой еще глубже, там и зимуют. Длина норок достигает 3-4 метров. Имеют 2-4 выхода, есть обязательный путь к водопою. |
травой, мхом, шерстью, пухом… Дети рассматривают и называют семечки, тыквенные семечки, гречка, кукуруза, горох, пшено, пшеница, чечевицы. Отличаются размером, цветом, формой |
Дети в непринужденной беседе высказывают свои впечатления от увиденного, отвечают на вопросы |
| Логоритмика,
Речь с движением |
Ребята, давайте подвигаемся немного, сделаем мышиную зарядку:
Быстро бегает мышонок, Возле незаметных норок. Вот почуял он беду – Быстро спрятался в нору. Осторожно выглянул Шею свою вытянул. Нет лисы, нет кота. Ах, какая красота! Дети, а как вы думаете, впадают ли мышки в спячку зимой? На самом деле нет, они не впадают в спячку, они активны. Более того, некоторые виды даже размножаются зимой под снегом. Ведь осенью они отъелись, накопили много жира, а зимой он расходуется и помогает мышкам согреваться. Погубить их может только недостаточный запас еды. Но нашей мышке это не грозит. М: Как у мышки, у полевки Есть тридцать три кладовки. В мешочках зернышки лежат, Для мышат, для малышат! |
Бег детей на месте
Присесть на корточки, Сделать крышу над головой Выглядывают, Тянут шею, Поворот головы вправо, влево Хлопки, прыжки на месте. Ответы детей: да, нет, не знаем… |
Выполнение физминутки |
| Кинезиологическое упражнение «Мышка» | Ребята, давайте сделаем из пальчиков нашей мышке подружек мышат-малышат (нейроупражнение)
Серенький комок сидит И запасами шуршит. |
Средний и безымянный пальчики упираются в большой, указательный и мизинчик – это ушки, слегка согнуты и прижаты. | |
| Исследование запасов мышки — содержания мешочков наощупь | Может быть, конечно, не 33, но 2-3 обязательно!
В-ль достает из другой кладовки маленькие тканевые непрозрачные мешочки с крупами (по количеству детей) А что же в этих мешочках? Мы сможем увидеть? А как узнать что там? Для того чтобы определить что в них, мы задействуем наши пальчики, они нам помогут путем ощупывания и прощупывания определить какие зернышки там лежат. «Найди такой же мешочек». Мышка проверяет и благодарит. |
Ответы детей:
Нет увидеть не можем Дети исследуют содержание мешочков, называют крупы и подбирают прозрачный мешочек с аналогичной крупой. |
Исследование содержания мешочков |
| Эксперимент: отделение мелких зерен пшена от крупных с помощью сита | Эти запасы мышка уже рассортировала и разложила по мешочкам, но вот у нее еще есть мешочек со смесью разных зерен.
В-ль высыпает на поднос смесь зерновых: горох, фасоль и пшено. Ребята, какие зернышки мы видим? Давайте назовем! Мышка просит их рассортировать в разные мисочки. Как бы нам ускорить процесс? Что придумать? Может быть, мы используем какое-нибудь приспособление? Если версий нет, то обратить внимание на сито и спросить может ли оно нам помочь? Вместе с детьми высыпаем смесь в сито и наблюдаем, как пшено просеивается в мелкие ячейки, а горох и фасоль, остаются сверху. Их дети разбирают по мисочкам вручную. Мышка благодарит их. |
Дети рассматривают зерна, Горох, фасоль и пшено. стоят вокруг стола, помогают высыпать в сито смесь зерен, раскладывают их в берестяные мисочки. |
экспериментируют |
| Самомассаж кистей рук в «сухом бассейне» (поиск ключей в смеси зерен) | Ребята, посмотрите, что я нашла в одной из кладовок у Дуси! Вот какая огромная банка с запасами. Но мышка Дуся нечаянно уронила ключики от других кладовок в эту банку. Она просит срочно их найти! Готовы помочь? Так как каждый из вас хочет помочь, для этого будем по очереди опускать руку в банку и пальчиками нащупывать и доставать по одному ключику.
В банку, в горох и фасоль Пальцы свои запустили, Устроив там переполох, Чтоб ключик быстрее находился. Мышка благодарит детей. |
Дети по очереди на ощупь ищут по одному ключику в «сухом бассейне». Отдают мышке все ключи. |
Помощь мышке в нахождении ключиков, погружая руку в банку. |
| Заключительный этап
Рефлексия |
В-ль: Ребята, вам понравилось в гостях у мышки?
Мышка благодарит детей за помощь, предлагает детям продолжить фразу «Сегодня я узнал(а)…» или (Меня удивило…, Мне было…) Прощается с детьми и предлагает встретиться весной. Дети отправляются в обратный путь, пройдя по мостику. В-ль предлагает опять превратиться в мальчиков и девочек, использовав заклинание, и вернуться в детский сад. |
Да!
Дети продолжают фразы… Благодарят мышку, прощаются. Дети хором повторяют слова–заклинания «Вокруг себя повернись – в мальчиков и девочек превратись». |
Дети эмоционально выражают свои ощущения от занятия |




