Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60«Теремок»   

УТВЕРЖДАЮ

 Заведующий МАДОУ детский сад №60 

города Белово

 Л.В.Панфилова /_____________/

    «___» _________2024г.

Программа по технологии «Филворд» в подготовительной группе №14  «Любознайки» на 2024-2025 учебный год

Воспитатели: Лунова Т.А.

                                                                                     Туманова М

Пояснительная записка

Филворд – это разновидность кроссворда, которая существенно отличается от классического варианта. Венгерский кроссворд (другое название филворд) имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов» – это одно из основных отличий филворда от классического кроссворда.  Но есть и сходство в филворде, как и в обычном кроссворде предлагаются задания, которые необходимо решить. В филворде для детей, задания часто приводятся в виде иллюстраций.

Это уникальная технология, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения различным умениям и навыкам. Тем, кто работает с детьми хорошо известно, что игра всегда положительно эмоционально окрашена, а эмоциональность игрового действия в свою очередь позволяет активизировать все психологические процессы и функции ребенка. Еще одной положительной стороной игры является то, что она позволяет дошкольникам использовать знания в новой ситуации, таким образом, усваиваемый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Обучение   посредством игры, позволяет усвоить учебный материал, детям удобно и естественно.    Поэтому, в частности использование филвордов на занятиях помогает существенно обогатить и активизировать словарный запас, что является первым шагом в развитии словесно-логического мышления. Как показывает практика, при выполнении задания усиливается внимание к каждому слову, его значению, написанию.

Цель: формировать у детей навык составления и чтения слов; 

Задачи: – учить  составлять и читать слова, – развивать навык определения, какие буквы входят в состав слова; – развивать внимание, мышление; – закреплять образ буквы; – воспитывать интерес к словам родного языка. 

Ожидаемый результат: использование в разных вариантах такой игровой технологии как филворд, позволит развивать, не только познавательные и интеллектуальные способности обучающихся с ОВЗ, но и эмоционально-волевые, регулятивные,  и личностные качества необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности. Ведь всестороннее развитие является особенно важным для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретическая часть

 

       Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

  1. Обеспечивает готовность к освоению грамоты.
  1. Способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.
  1.  Только при четком, правильном произношении и восприятии звуков, возможно, обеспечить прочную связь между звуком и соответствующей буквой.

           Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собираются рассыпанные» звуки или наоборот, их «рассыпают». Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме.

Для детей с речевым недоразвитием очень важна графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях.

Обучение элементам грамоты – это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

  1. знакомство с буквой, которая обозначает изучаемый звук;
  2. обучение чтению буквы, а так же слога и слова с ней;
  3. обучение написанию печатным шрифтом буквы, а так же слога и слова с ней.

В подготовительной группе дети упражняются в печатном изображении букв маркером на доске и карандашом в тетради. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.

        

     Главное отличие филфордов в том, что ответы надо не вписывать в сетку кроссворда, а их в этой сетке находить и вычеркивать Филворд – это такая словесная головоломка, в которой ответы уже даны в сетке – надо их там только найти. Филворды могут быть любой сложности, могут быть и тематическими. Обзавелись филворды и своими разновидностями, усложненным вариантом такой головоломки является кроссворд «Шахматный конь», где слова надо искать по правилу хода шахматного коня. Существуют и другие разновидности филвордов.

          Филворды не только расширяют словарный запас и эрудицию, но и развивают внимательность, пространственное видение, умение вычленить нужную часть из общей картины и развивают зрительную память.

Слова-ответы нужно найти среди букв и вычеркнуть. Намеренно допущенные  ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибки, найти правильный ответ.

Как составить лабиринт?

Этапы работы над составлением волшебного лабиринта:

1.Определите тему, затем  соответствующие теме слова, из  которых будет составлен волшебный лабиринт.

2.Сформулируйте  вопросы к заданиям, по которым данное слово будет угадываться.

3.Разложите заданное слово на звуки и соответствующие им буквы.

4.Объясните детям, что слова в лабиринте следует писать слева направо, сверху вниз и снизу вверх.

5.Запишите  задуманные слова  в таблицу.

6.В свободные  клетки можно записать любые буквы для зашумления.

По вашему усмотрению одна и та же буква может быть так же частью другого слова.

Прежде чем научить ребенка разгадывать филворд, необходимо детей научить составлять кроссворд.