Проект по финансовой грамотности
«Мы — банкиры»
Цель проекта: ознакомление и создание мотивации для повышения финансовой грамотности детей подготовительной группы.
Задачи:
— дать детям доступные представления о финансовых понятиях: труд, зарплата, деньги, доходы, расходы и т.д.
— развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности
Вид проекта : информационно – познавательный.
Срок реализации: краткосрочный 2 недели с 17.03. – 28.03.25г.
Участники: воспитатель, дети и их родители (группы Теремок и Любознайки)
Формы реализации проекта:
беседы, непосредственная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, экскурсии, игры, работа с родителями.
Планируемые результаты:
— Дети получают первый финансовый опыт.
— Дети получают первоначальные представления об экономических понятиях:
труд, результат труда, зарплата, деньги, валюта, семейный бюджет, доходы, расходы, пенсия, стипендия, карта, перевод, сберкнижка.
-Воспитанники проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности, развивается познавательный интерес, мышление, воображение, внимание.
— Родители получают дополнительные знания по финансовой грамотности детей.
Этапы проекта:
1 этап — организационный:
— сбор материала, необходимого для реализации проекта.
— подбор художественной литературы для детей.
— подбор необходимого оборудования для игровой деятельности.
— дать информацию родителям о планировании работы с детьми по проекту.
— создание и расширение развивающей среды.
2 этап – практический:
— изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, беседы, экскурсии, дидактические, сюжетно – ролевые игры, продуктивная деятельность, решение проблемных ситуаций, реализация проектных мероприятий в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми.
3 этап – заключительный:
— подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно – ролевой игры «Сбербанк».
Перспективный план:
1день – понедельник
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товаров, о банке «Жила – была денежка».
НОД «Дом, в котором живут деньги».
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, сберкнижка, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг, производит обмен валют).
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок». Серия «Путешествие рубля».
Цель: учить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка).
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
Д/И «Груша — яблоко».
Цель: продолжить учить считать деньги и ресурсы.
2день – вторник.
Чтение произведения К. Чуковского «Муха -Цокотуха».
НОД «Семейный бюджет. Доходы и расходы».
Задачи: познакомить детей с понятиями: семейный бюджет, доход, расход, стипендия, пенсия, заработная плата. Воспитывать чувство меры в своих желаниях, правильное отношение к деньгам.
Д/И «Бюджет моей семьи».
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; воспитывать основы экономической культуры дошкольников, уважение к людям труда.
Рефлексия: Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет».
Д/И «Угадай, где продается».
Цель: учить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы.
Продуктивная деятельность: изготовление банковских карточек, чеков для с/р «Сбербанк».
3 день – среда.
Презентация «Семейный бюджет».
Д/И «Услуги и товары».
Цель: познакомить детей с понятием, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Экскурсия к банкомату.
Познакомить детей с новыми словами, объяснить их значение (банковская карта, перевод, сберкнижка, валюта).С помощью наглядного материала (банковская карта) дать детям представление как пользоваться настоящими деньгами.
Д/И «Что важнее».
Цель: учить дифференцировать предметы о степени их значимости, уметь делать выводы, закрепить умение ориентироваться в понятиях «роскошь» и «жизненно – необходимые предметы».
4 день – четверг.
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок» серия «Профессии в наших семьях. Роль профессии».
Д/И «Таблица расходов».
Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.
НОД художественное творчество (аппликация) «Расходы моей семьи».
Цель: закрепить полученные знания о семейном бюджете. Развивать познавательную активность, творческие способности, уметь объяснить, на что расходуются бюджетные средства. Воспитывать правильное отношение к деньгам.
Д/И «Школа банкиров».
Цель: закреплять знание детей о цифрах, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер; закрепить последовательность дней недели.
5 день – пятница.
Беседы с детьми «Хорошо — плохо», «О рекламе товара», «Для чего нужна реклама».
Цель: познакомить детей с понятием реклама товара, для чего она нужна. Воспитывать у детей творчество, интерес к экономике.
С/Р игра «Сбербанк».
Цель: расширять первичное представление о банке и проводимых в нем операциях (вклады, займы, кредиты, обмен валют, выдача зарплат, оплата коммунальных и прочих услуг).
Рефлексия: дети заполняют «экран настроения» смайликами – монетками.
Список литературы
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности»// Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получения дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Высшая школа, 2007. – 48с: ил
Интернет ресурсы.
Конспект сюжетно – ролевой игры «Сбербанк».
Ход:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, мне сегодня почтальон принес квитанцию по оплате за электроэнергию. Я не знаю, где можно оплатить? (в кассе, где принимают платежки, в банке). А что вы знаете о банке? (о. д). Верно, банк — финансовая организация, основной функцией которой, является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются и предоставляют тем, кому необходимы. Ребята, кто работает в банке? (о. д).Кто такой оператор? (о. д). Оператор – это человек, который работает с людьми, выслушивает клиентов, совершают необходимые операции: принимают деньги от клиентов, обменивают валюту на рубли и наоборот, производят оплату по квитанциям. Кто такой менеджер (о. д). Менеджер –это человек, который выдает кредиты. Кто приходит в банк, чтобы снять деньги? (о. д).Такого человека называют клиент. (индивидуальное и коллективное проговаривание).Ребята, вы хотите стать работником банка? Давайте немного разомнемся.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеют денежку считать
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Прежде, чем мы начнем игру, нам нужно выбрать работников Банка. Давайте выберем наших работников с помощью считалочки.
Шла собака темным лесом
За каким – то интересом
Инти, инти, интерес
Выходи на букву «С».
— Я буду администратором, следить за порядком. Итак, занимаем свои рабочие места. В 9.00 ч банк открывается. Уважаемые клиенты, наш банк начинает работать, проходите, пожалуйста.
Оператор: Здравствуйте, чем могу помочь?
Клиент: Здравствуйте, мне нужно оплатить квитанцию за коммунальные услуги.
Оператор: Назовите ФИО, адрес. С вас 3рубля.
— Хорошо, получите, спасибо. До свидания.
Оператор: Здравствуйте, слушаю вас?
— Мне нужно оформить кредит на покупку автомобиля.
Оператор: Какую сумму хотите взять?
— 5 рублей.
— Хорошо. Назовите ФИО, Адрес, место работы, сколько вы зарабатываете? Хорошо, получите 5 рублей. До свидания.
Клиент: Здравствуйте, я хочу снять деньги сберегательной книжки.
Оператор: Здравствуйте, назовите, пожалуйста, ФИО, адрес. Сколько будете снимать?
— 8 рублей.
— Хорошо, распишитесь, получите.
Оператор: Здравствуйте, слушаю вас?
Клиент: Здравствуйте, мне нужно отправить деньги моей сестре в другой город.
Оператор: Сколько вы хотите перевести? Назовите ФИО вашей сестры, где проживает. Назовите ее адрес?
— Деньги отправлены.
— Спасибо, до свидания.
Оператор: Здравствуйте, слушаю вас?
— Здравствуйте, мне нужно обменять валюту.
Какую валюту вы хотите обменять на рубли?
— Пожалуйста, возьмите деньги и проверьте в правильности выдачи. Спасибо. До свидания.
Администратор: Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел концу. Будем рады вас видеть снова в нашем банке.
Воспитатель предлагает убрать атрибуты, расставить все по местам. Предлагаю обсудить с детьми впечатления от участия в игре. Какая роль больше понравилась, что нового узнали о работе банка, в чем затруднились? (выслушиваю ответы детей). Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы играли. Предлагаю выбрать смайлики (грустные – не понравилось играть, веселые – понравилось играть, еще желают поиграть).
Сказка «Жили-были деньги»
Жила – была денежка, простая, маленькая, и звали её Копеечка. Был у нее жених — Десять копеек. Вот однажды они поженились. Родились у них детки: Пять и Пятьдесят копеек. Прошли годы и они выросли, стали взрослыми денежками: Один рубль и Два рубля. Они стали работать и трудиться, да пользу родителям приносить.
Однажды настал день рождения мамы — Копеечки. И сказала своим детям Копеечка:
-Дети мои, я решила пригласить на мой день рождения в гости к нам домой моих коллег с работы. Это будут Сто рублей, Пятьсот рублей и Пять тысяч. Пять тысяч – наш начальник, он самый главный у нас на работе. Но он не зазнайка и никого не обижает, всем старается помогать. Мы должны приготовиться к приходу наших гостей. Давайте пойдем в магазин и купим угощения. А завтра будем все вместе веселиться и плясать.
Вот наступил долгожданный день. Пришли гости. А на подарок они принесли талисман – денежную удачу, чтобы у каждого в семье водились денежки, чтобы никто никогда не голодал и не страдал.
Сказка «Жила – была ДЕНЕЖКА»
Родилась Денежка в большой семье. Ее братья и сестры одинаково поблескивали круглыми боками, и взрослые называли их «копеечками».
Но вот пришло время, и «копеечка» покинула родной монетный двор. И когда Денежка увидела мир, она с удивлением поняла, что никомушеньки она не нужна и никто-никто ее не любит…
Каждый, к кому она попадала, старался ее не замечать, а то и выдворить побыстрее…
Однажды попала Денежка «копеечка» к мальчику Пете. И малыш так обрадовался ей, что Денежка вначале даже не поверила!
А Петя каждый день любовался Денежкой, да еще и братьев и сестер Денежки – другие копеечки привел.
Но радость Денежки недолгой была. Пошел Петя со своей мамой в магазин и хотел игрушку купить. А мама Пети нахмурила брови и сказала, что у нее денежек нет.
Петя восторженно защебетал, что у него денежки есть и игрушку купить можно.
Мама сурово глянула на Денежку и ее сестер и братьев, что в руках у Пети были, и грубо ответила Пете, что это вовсе и не деньги и ни на что их не хватит!
Петя посмотрел на Денежку, и … Денежка поняла, что и малыш разочаровался в ней и ее больше любит…
И тогда Денежка рассердилась и решила, что когда она вырастет большая и станет как ее тетка Пятитысячная, она уж постарается не приходить к тем, кто ей рад не был и своим деткам это накажет!
—————
Так и повелось с тех пор: кто деток Денежки не любит,
к тем взрослые денежки приходить не спешат🤫
Занятие «Дом где живут деньги»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в банк. Вы знаете, что называется банком? Правильно банк это- то место, где охраняться деньги. А какие банки расположены на территории нашего города? (Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк.)
Воспитатель: А, какие отличая, есть у банков? (Эмблемы.)
Воспитатель: Молодцы. А для чего люди ходят в банк? (Заплатить, получить пенсию, снять деньги с карточки, оплатить кредит.)
Воспитатель: В банках производят платежи: оплата за детский сад, музыкальную школу, штрафы, коммунальные услуги, налоги, переводы. Банк дает деньги в кредит на покупку жилья, автомобиля, бытовой техники. Кредит дается на время и под проценты, человек будет отдавать сумму больше взятой в кредит. Можно оформить вклад, т.е. положить деньги под процент.
Воспитатель: В банке работают люди разных профессий. В закрытых кабинках сидят кассиры-операционисты. Они работают с наличными деньгами. В операционном зале работают консультанты по обслуживанию физических лиц. Кроме операционного зала, есть отделы по работе с юридическими лицами. В банке есть и другие помещения, где работают сотрудники разных специальностей.
Воспитатель: Ребята, а если у нас с вами нет наличных денег. Как и с помощью чего можно оплатить квитанции или пополнить счет на телефоне?
(При помощи пластиковых карт, при помощи банкоматов.)
Воспитатель: Там, где стоят банкоматы — зона 24 часа. Посетители в любое удобное время, могут воспользоваться услугой банкомата. Банкоматы позволяют снять деньги, или наоборот, пополнить счет, получить банковскую выписку. Все операции можно провести при помощи пластиковой карты. Если возникают трудности, то можно обратиться за помощью к консультанту.
Воспитатель: Вы слышали такое выражение, как виртуальные деньги? Виртуальные деньги — это условные деньги, которыми можно распоряжаться при помощи интернета, через мобильные телефоны. Для оформления кредита обращаются к специалисту по кредитам. А вы знаете, кто такой инкассатор?
Это сотрудник банка, который собирает и перевозит наличные деньги, например, из магазина в банк, из банка в банкомат. В банке есть охранники. Они осуществляют охрану помещений банков, сопровождают инкассаторов.
Воспитатель: А как называются люди, которые обращаются в банк? (клиентами банка.), а человек, который управляет работой банка? (Управляющий.)
Воспитатель: Ребята, а кто- нибудь из вас хотел бы работать в банке?
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Работа в банке».
Работать в банке я хочу,
Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать:
Нужно деньги выдавать,
Нужно деньги принимать,
Оформлять кредиты,
С людьми не быть сердитым.
Нужно хорошо учиться,
Чтоб ни в чем не ошибиться.
Нет на работе свободной минутки —
Работа в банке — это не шутка!
Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша виртуальная экскурсия в банк. А теперь давайте проверим, что вы теперь знаете о банках.
Викторина:
— Что такое банк? (Банк-это место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги.)
— Кто принимает и выдаёт деньги в банке? (Кассир.)
— Кто охраняет банк? (Охранник)
— Кто управляет работой банка? (Управляющий или президент банка.)
— Кто является клиентом банка? (Организации, компании, фирмы, отдельные люди.)
-Какие услуги оказывает банк? (Хранение денег, выдача в долг, обмен денег.)
-Кто перевозит деньги из банка в банкоматы? (Инкассаторы)
Воспитатель: Ребята, вы уже поняли, что в банке работают люди разных профессий. Работа у них совсем не скучная. Думаю, что знания, которые вы приобрели, заглянув в банк, не раз пригодится вам в будущем, ведь современного человека трудно представить без банка. Теперь всякий раз, когда вы увидите эмблему Сбербанка и других банков, вы будете знать, что банк – дом, где живут деньги.
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне
бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите
нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки
ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и
яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,
конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги
один, и если мы изначально хотели вырезать два
рисунка, необходимо было заранее спланировать
место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и
расширить представление о профессии. Воспитывать
желание познавать многообразный мир профессий,
уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями
людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди
разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,
называют профессии родителей, своих близких, всех тех,
с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных
героев, просит отгадать их профессии.
Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных
персонажей, а мальчикам — с изображениями людей
разных профессий. По сигналу девочки и
мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся
за столы, а затем по очереди доказывают правильность
своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с
помощью движений, имитаций и других образных
действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым
игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как
относится к своему труду герой, кто производит товары, а
кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими
понятиями).
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры
Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6, отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2 Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 2. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
ИГРА «МЫ—ХУДОЖНИКИ»
Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Ход игры
Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3, дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
Игра «Школа банкиров»
Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.
В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.
Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль.
Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).
Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).
Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.
Правильные ответы поощряются звездочками.
Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.
В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.
Экономическая игра для детей «Магазин»
Задачи:
расширять представление детей о том, что такое магазин;
дать новое понятие «товар»,
продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Ход экономической игры
В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.
Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».
В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
Назовите продовольственные товары, т. е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)
Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?
Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.
— одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
— Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.
Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)
Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Три игры, которые научат ребёнка финансовой грамотности
Игра 1. «Размен»
В магазине дети видят, как вы достаёте деньги из кошелька. А смогут ли они сами набрать нужную сумму? Первая игра научит ребёнка различать монеты, разменивать купюры и собирать одну и ту же сумму разными способами.
Как играть
У вас наверняка накопилось много мелочи. Высыпьте её на стол и расскажите ребёнку, какие бывают монетки. Дайте их рассмотреть, сравнить размер, вес, цвет, толщину.
То же самое проделайте с купюрами. Объясните, что деньги — это конструктор. Мы собираем из них сумму, которую отдаём в магазине за покупки. Покажите ребёнку, как это работает:
например, соберите 10 рублей из монет несколькими разными способами (из монет по 1 рублю, по 2 рубля, по 5 рублей и т.д. — комбинации могут быть разными).
А теперь предложите ребёнку «разменять» ваши деньги. Пусть разменяет вам монетами 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей.
Результат
Эта игра научит ребёнка различать и считать деньги. Хотите сделать процесс более
захватывающим? Предложите ребёнку собрать разные комбинации одной суммы денег на скорость.
Игра 2. «Магазин»
Теперь ребёнок знает, что любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки.
Порепетируйте поход в магазин дома.
Как играть
Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры.
Разложите на столе «товары»: игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару
прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем».
Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу.
Результат
Эта игра учит ребёнка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы
приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и
использует их для развития своего бизнеса — купит новые товары или улучшит те, что
продаёт сейчас.
Игра 3. «Квест в супермаркете»
Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки.
Пора проверить знания на практике.
Как играть
Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.
- Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине.
Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей).
- Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара.
- К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка —
например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него
денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы
отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо
откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые
запланировали заранее.
Пусть выбирает ребёнок.
Результат
В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам:
Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так
проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги.
Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар — самый лучший.
В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка
сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и
подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей — это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые.
Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить
сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может
потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку.
Ура, квест пройден. Периодически повторяйте его с ребёнком — так он скорее научится
разумно относиться к тратам
Экономические Сказки
Сказка «Хранители бюджета»
Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали, доставая денежные купюры. Их он хранил в разных своих кармашках. Крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали для покупок крупных вещей, продуктов, игрушек, приобретения мебели, оплаты за квартиру, свет, газ. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.
Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда купюры наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто. Но бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяин забыл о нём, потому что у него внутри было почти пусто. И его перебрасывали с одного места на другое. Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая Карточка. Кошелёк насторожился: — Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета. — А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи. — Но где же ты хранишь купюры? — Они во мне, — гордо ответила Карточка. — Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? — А мне не нужны карманчики, — загадочно улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик. «Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке: — А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой. Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело». И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.
Сказка «История одной реки»
Случилось это в те времена, когда миром правили боги. В одном древнем городе жил человек по имени Нил. Он был очень жадным, богатым и важным господином, который считал, что всё, что даёт природа, принадлежит только ему, и только он может этим распоряжаться, как ему заблагорассудится. В это время природа действительно была удивительной и необыкновенной. В лесах жили невиданные звери и птицы, а в реках было много рыбы; кругом всё благоухало яркими красками. Существовала легенда, что далеко от этого города течёт чудо-река. Она настолько чиста и прозрачна, что вся рыба, которая обитает там, видна с берегов. Узнал об этом жадный Нил. Собрал он своих слуг и отправился на поиски этой чудо-реки. Увидел Нил реку и глазам своим не поверил: она была широкой, кристально чистой, а рыбы в ней было видимо-невидимо. Тогда приказал он слугам своим выловить всё, что водится в этой реке, и слуги принялись за дело. Ловили они день, два, три пока не выловили все, что там было. Стал Нил ещё более богатым, жадным. Захотел теперь осушить эту реку. Приказал он своим слугам выкопать самый глубокий колодец в мире и перенести с неё всю воду в его колодец. Так и сделали слуги. Долго они носили воду с этой чудо-реки пока полностью не осушили её. Стал Нил самым богатым в своём городе, так как вода в те времена была на вес золота. Узнали об этом боги, разгневались и вызвали к себе Нила. — Ты зачем выловил всю рыбу? — спросил Нептун. — Ты зачем осушил реку? — спросил Зевс. — Кто тебе дал право разрушать то, что сотворила природа? Но Нилу нечего было ответить богам. И тогда приняли они решение, что он сможет искупить свою вину только тем, если вернёт всё на круги своя. Нилу не под силу было выполнить это, несмотря на своё богатство и власть. Тогда боги наказали жадного господина и превратили в длинную и широкую реку.
И исчезнет это заклятие только тогда, когда люди исчерпают всю воду из этой реки. После этого люди решили, что так не должно больше повториться на Земле. Они всегда будут беречь воду и пользоваться ею только по назначению. Они будут стараться, чтобы реки никогда не исчезали с лица Земли и никогда не возвратились к нам такие люди, как Нил. С тех времён течёт та река и с каждым годом становится всё глубже, краше и шир
Сказка «Копилка».
Жили-были три брата, три поросёнка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили однажды поросята: из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный материал. Нуф- Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича. Долго спорили поросята и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны. Живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ.
Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег. Пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке – большое количество монет разного достоинства.
«Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сообщили поросята.
Пословицы и поговорки
Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
Была бы охота, а работа найдется. Волка ноги кормят.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Всяк своим разумом кормится.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
Всякий человек в деле познается.
Всякое уменье трудом дается.
Где хотенье, там и уменье.
Дело словом не заменишь.
Делу — время, потехе — час.
Дерево смотри в плодах, человека — в делах.
Если идет работа, спать неохота.
Ешь досыта, а работай до пота.
Золото познается в огне, человек в труде.
Кто ест скоро, тот и работает споро.
Кто не работает, тот не ест.
Любишь кататься — люби и саночки возить
Деньги — не голова: наживное дело.
Деньги не люди, лишними не будут.
Деньги — что вода: пришли и ушли, только и видели.
Доход не живет! без хлопот.
От прибыли голова не болит.
Получишь доход — явится и расход.
Прибылью хвались, а убыли стерегись.
Чужие деньги считать — не разбогатеть.
Денежка без ног, весь свет обойдет.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Деньги счетом крепки.
Деньги — что пух: только дунь на них и нет.
Копеечка к копеечке — рубль набегает.
Копейка рубль бережет
У него деньги куры не клюют.
Лишняя денежка карману не в тягость.
Денежки счет любят
Деньги — дело наживное.
Деньги не в деньгах, а в делах.
Не в деньгах счастье
Беседа «Финансовая грамотность»
— Смотри, что я достала из кошелька? Откуда у человека берутся деньги? На что человек
тратит деньги? (ответ ребёнка)
В дополнение к ответу ребёнка. Деньги люди зарабатывают своим трудом
(физическим/интеллектуальным и т.п.), применяя те знания и умения, которые у него
имеются. Заработанные деньги человек тратит на продукты, бытовые товары (товары гиены, одежда, обувь, товары для дома), на отдых, получение образования, получение
интересующих его услуг и т.п.
— На что тратим деньги мы в семье? (ответ ребёнка)
В дополнение к ответу ребёнка. Назвать основные направления траты денег в семье по
убывающей (на что тратится больше всего … на что тратится меньше всего).
— Что будет, если потратить заработанные деньги неразумно, например, большую их часть потратить на развлечения или накупить много сладостей, приобрести много новых игрушек? (ответ ребёнка)
В дополнение к ответу ребёнка. У человека не останется денег на покупку самых
необходимых вещей, ему придётся отказаться от других товаров и услуг. Именно поэтому трату денег нужно планировать с учётом заработанных денег. Человеку важно понимать, сколько денег в ближайшее время он потратит на продукты, на оплату квартиры, на товары
первой необходимости и т.д. Есть такая поговорка: «Деньги любят счёт». Она обозначает, что свои доходы и расходы нужно планировать. Часто реклама, привлекательные товары на витринах так и настраивают нас на то, чтобы мы сделали покупку. Но покупать следует, в первую очередь, только то, что действительно нужно. Покупая же другие товары нужно задуматься, а останутся ли деньги на необходимые и важные вещи?
— А откуда берутся цены на товары в магазинах? (ответ ребёнка)
В дополнение к ответу ребёнка. Цена зависит от многих факторов. От качества товара, от
того, насколько он пользуется спросом, от известности фирмы, которая его выпускает. А ещё цена на любой товар или услугу включает в себя труд людей, которые участвовали в его создании и доставке. Любой человеческий труд должен оцениваться по достоинству.
— Где люди хранят деньги? (ответ ребёнка)
В дополнение к ответу ребёнка. Сегодня большая часть денег у людей хранится в банках на специальных личных счетах, а люди используют банковские карточки для снятия денег или оплаты ею товаров и услуг. Произведя оплату банковской картой, с нашего счёта списывается та сумма, которую мы потратили. Кстати, первый Государственный банк был образован в 1860 году. В первое время в банке в основном использовались только металлические монеты, а чуть позднее Государственный банк получил право выпуска бумажных денег. Сегодня, как видишь, есть ещё и банковские карты. Но люди продолжают пользоваться и наличными деньгами. Обычно они хранятся в кошельках. А раньше люди хранили дома деньги в копилках. Их и сегодня можно встретить в домах. Кстати, раньше большая часть копилок была в виде свиней. На это есть сразу 2 причины. Первая причина английского происхождения. Раньше в Англии люди копили деньги в глиняных горшках с узкой щелью, чтобы не было соблазна достать из горшка деньги, когда это не очень-то и нужно. Деньги было легко бросить в этот горшок, а достать их можно было, только разбив сам горшок. А новый горшок стоил денег. Поэтому люди копили долго, пока не заканчивалось в горшке место для монет. Глина, из которой делали такие горшки, по звучанию на английском была похоже на название свиньи («пиг»). Однажды один из мастеров ради шутки из-за такой схожести слов по звучанию начал делать горшки в виде свиней. И эта традиция сохранилась на много лет. А вторая китайского происхождения. На Востоке свинья считалась символом богатой и благополучной жизни, поэтому копилки делали там изначально в виде свинок. Так, с разных концов света распространились по всему свету свинки-копилки.
— Всё ли в нашей жизни можно купить и продать? (ответ ребёнка)
В дополнение к ответу ребёнка. Нет. Самые главные ценности – здоровье, любовь родных и близких, дружбу ни за какие деньги купить нельзя!
Дети располагаются за столами — встают около своего места. Воспитатель задает вопросы и тот кто ответит правильно садиться за стол:
Какой сегодня день недели? Сегодня понедельник, а завтра? Сколько дней в недели? Сколько месяцев в году? Время года сейчас? Какое время года будет после осени? сколько частей суток? Какое время суток сейчас? Сколько выходных дней? Сколько всего времен года? Сколько углов у треугольника?
Воспитатель: Молодцы, вспомнили. Дети а сегодня у нас с вами очень интересная тема, «Деньги»
Воспитетель: Кто из взрослых в вашей семье работает? (ответы детей)
Воспитетель: Кем они работают? (ответы детей)
Воспитетель: Что взрослые получают за свой труд? (ответы детей)
Воспитетель: Что такое деньги? (ответы детей) Воспитатель, обобщая ответы детей, подводит к определению: деньги – это разрешенное государством средство обмена.
Воспитатель: государством можно называть каждую отдельную страну со своей властью и порядком. Америка – это государство? Россия – это государство? Китай – это тоже государство:
Так вот в каждом государстве разрешены свои деньги: например в
Германии Евро
Египте Фунт
США Доллар
Таиланде Бат
Воспитатель: Какие российские деньги вы знаете?
Воспитатель: Зачем они нужны?
Дети: Деньги нужны, чтобы покупать что – то: одежду, продукты, электрические приборы, расплачиваться за услуги: отдых, потребление электричества дома, воды… Деньги служат средством накопления.
Воспитатель: Деньги могут поступать из различных источников:
- деньги, получаемые за труд, работу — заработная плата;
- доход от активов (вклад в банке, сдача квартиры)
- доход социальный (деньги, кот. платит государство: пенсия, пособия)
Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?
Дети: Нельзя купить за деньги небо, море, солнце, дружбы, счастье, семейное благополучие, здоровье, уважение людей…
Воспитатель: На что расходуют деньги?
Дети: платят за коммунальные услуги, покупают продукты, одежду, вещи, откладывают на отдых.
Воспитатель: Правильно, значит деньги нам необходимы в жизни.
Давайте рассмотрим бумажные купюры и монеты. Сравним их и скажем, чем они похожи и чем отличаются? Что есть на сторонах и купюр и монет?
Дети: с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны- герб нашей страны.
Воспитатель: Посмотрите, есть металлические деньги — монеты. Они отличаются по цвету и размеру (показ сопровождается рассматриванием настоящих деньг) Есть копейки и рубли. Монеты номиналом 1 и 5 копеек делают из стали, покрывают тонким слоем мельхиора, поэтому они серебристые. Какие ещё монеты серебристые?
Дети: 1, 2 и 5 рублей
Воспитатель: А какие монеты золотистого цвета?
Дети: 10 и 50 копеек, 10 рублей
Воспитетель: Монеты по 10 и 50 копеек изготавливали из латуни. 10-рублевые монеты, сделаны из стали с гальваническим покрытием.
Воспитатель: Есть бумажные деньги. Они тоже отличаются по цвету, размеру. На них изображены исторические места различных городов России.
10 рублей. Красноярск.
(На лицевой стороне 10 рублей изображен мост через Енисей и часовня Красноярска. А на оборотной стороне открывается вид на плотину Красноярской ГЭС. На деньгах написан город — Красноярск.)
50 рублей. Санкт-Петербург
(На лицевой стороне 50 рублей изображена скульптура, на фоне Петропавловской крепости, и эта скульптура располагается на Биржевой площади города Санкт-Петербург у основания Ростральной колонны. На другой стороне денег – общий вид Ростральной колонны и здания Биржи. На деньгах написан город – Санкт-Петербург.)
100 рублей. Москва
(На лицевой стороне 100 рублей изображена квадрига Аполлона, которая украшает портик здания Государственного академического Большого театра. А на оборотной стороне 100 рублевой купюры помещено изображение общего вида здания Государственного академического Большого театра. На деньгах написан город – Москва.)
500 рублей. Архангельск
(На лицевой стороне 500 рублей изображен памятник Петру Первому, который находится в городе Архангельск. А на другой стороне показан вид Соловецкого монастыря. На деньгах написан город – Архангельск.)
1000 рублей. Ярославль
(На лицевой стороне 1000 рублей на фоне Ярославского кремля изображен памятник Ярославу Мудрому. На оборотной стороне купюры – церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле и вид на колокольню. На деньгах написан город – Ярославль.)
5000 рублей. Хабаровск
(На лицевой стороне 5000 рублей изображен памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н. М. Муравьеву-Амурскому, который в конце 19 века был установлен в Хабаровске. А на другой стороне купюры изображен мост через реку Амур в Хабаровске. На деньгах написан город – Хабаровск.)
Для удобства люди придумали электронные деньги – пластиковые карты.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам решить задачи, а найти ответ сможет только тот, кто будет очень внимательным.
На берёзе три толстых ветки. На каждой ветке по два яблочка. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый из них? (каждый играл по 2 часа)
Лошадь темнее коровы, корова темнее собаки. Кто темнее всех? (лошадь)
Воспитатель: А теперь после нашего занятия, пока вы будете отдыхать, предлагаю вам придумать и нарисовать деньги, которыми можно будет пользоваться в сюжетно-ролевых играх.



