Т.П. Кушнирчук

г. Смоленск, Россия

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИНСКОЙ   МЕТОДИКИ

 ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ

 

Аннотация: Познания в области методики и культуры исполнительства на профильном инструменте для музыканта-исполнителя обладают первостепенной значимостью. Этот процесс учитывает как традиции национальных школ, сложившихся на протяжении веков, так и тенденции современности. Настоящая статья представляет краткий обзор современной финской методики обучения игре на скрипке, а также взгляды автора на состояние общей исполнительской культуры в Финляндии, что представляет большой интерес для работы в ДМШ и ДШИ в современных реалиях.

Ключевые слова: современность, финская методика, скрипичное исполнительство, история, финская культура.

Abstract: Knowledge of the methodology and culture of performance on a specialized instrument is of primary importance for a performing musician. This process takes into account both the traditions of national schools that have developed over the centuries and modern trends. This article presents a brief overview of modern Finnish methods of teaching violin playing, as well as the author’s views on the state of general performance culture in Finland, which is of great interest for work in children’s music schools and children’s art schools in modern realities.

Keywords: modernity, Finnish methodology, violin performance, history, Finnish culture.

 

Финляндия известна своей сильной поддержкой искусства. Правительство щедро финансирует культурные мероприятия и программы, включая музыкальное образование. Студенты имеют доступ к высококачественному музыкальному образованию на всех уровнях, от начальной школы до консерваторий мирового уровня. Зрелые музыканты также могут воспользоваться возможностями дальнейшего образования. Академия имени Сибелиуса в Хельсинки, одна из ведущих музыкальных школ мира, предлагает программы для аспирантов, а также курсы повышения квалификации.

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах. В 2006 года в Хельсинки прошел большой хоровой форум, в связи с чем крупнейшая газета страны «Helsingin Sanomat» писала: «Финляндия является образцовой страной по организации обучения музыке. Ее обширная сеть учебных музыкальных заведений вызывает восхищение и зависть. Появление большого числа в стране выдающихся композиторов — результат хорошей системы музыкального образования». 

Среднее музыкальное образование можно получить в двенадцати консерваториях страны, а высшее — в Академии Сибелиуса. Кроме того, десять высших профессиональных школ готовят специалистов музыкального профиля. В музыкальных учебных заведениях, получающих государственные дотации, обучается около 56 тысяч детей и подростков. По всей стране существует широкая сеть музыкальных школ, где каждый желающий в любом возрасте может научиться играть на музыкальном инструменте. Все эти факты объясняют успех финской музыкальной культуры. Благодаря такой системе музыкального образования в Финляндии выросла целая плеяда профессиональных музыкантов, талантливых педагогов и просто ценителей и любителей музыки. Финские музыканты, особенно дирижеры, востребованы во всем мире. В Финляндии давно поняли, что музыкальное образование детей приносит хорошие результаты. Говоря о численности населения Финляндии, принято сравнивать ее с числом жителей Санкт-Петербурга (в обоих случаях около 5 с половиной миллионов человек).

По данным исследователей, в настоящий момент в Финляндии существует десять специализированных музыкальных гимназий (против примерно сорока петербургских музыкальных школ). Наряду с ними широко распространены специальные музыкальные классы при средних школах — их имеет примерно тринадцать процентов всех средних общеобразовательных заведений Финляндии. В них на углубленном (предпрофессиональном) уровне обучается еще примерно пятнадцать тысяч детей. Казалось бы, это не так много для страны с пятимиллионным населением. Однако почему в настоящее время Финляндия считается одной из самых благополучных с точки зрения музыкальной культуры стран?  Финны, по единогласному признанию многих, отличаются особой любовью к музыкальной деятельности в самых различных её проявлениях — от хорового музицирования до электронной музыки. Количество музыкальных фестивалей, ежегодно проводимых в Финляндии — самое большое в Европе. Весьма высок авторитет академической музыки. Существует блестящая современная композиторская школа, пользующаяся международным признанием.

Как оказывается, задачу массового приобщения детей к музыкальной культуре берут на себя рядовые общеобразовательные школы Финляндии. Казалось бы, то же самое — в России. 

Однако, в отличие от отечественной, финская школа дает не столько теоретический, сколько практический опыт. В стенах любой обычной общеобразовательной школы можно получить навыки игры на музыкальном инструменте. Стоит уточнить, что в Финляндии вообще нет ни «элитных», ни «слабых» школ. Это вытекает из очень важного для общественной и государственной жизни Финляндии принципа равенстваВ самой крупной школе обучается около тысячи человек. В самой маленькой — 11 человек. При этом все принципиально получают одинаковое оборудование и пропорционально одинаковое финансирование.

Практически каждая средняя школа обладает набором классических инструментов. Таким образом, стимул заниматься музыкой дополнительно в прямом смысле слова стоит перед глазами каждого ученика. Помимо освоения азов нотной грамоты, дети изучают песенную культуру родной страны — от фольклора до церковных гимнов, так как преобладающая в Финляндии лютеранская религиозная культура предполагает совместное исполнение гимнов прихожанами во время службы.  Изучается песенное наследие в непосредственном пении, а не теоретически. 

По желанию ребенка, подкрепленному рекомендацией от классного руководителя или учителя музыки, в его личный план вносятся дополнительные занятия музыкой, для проведения которых могут привлекаться профессиональные музыканты и преподаватели (речь идет, еще раз напоминаем, о рядовой, не имеющей специализированные музыкальные классы, школе). 

Так формируется уровень любительского инструментального музицирования, который зачастую перерастает в профессиональную деятельность. С недавних пор некоторые ВУЗы стали начислять абитуриенту дополнительные баллы за диплом об окончании музыкальной школы.

Как мы видим, для способного ребенка в стране организована разветвленная, многоуровневая, многовариантная система музыкального образования. Он может, начав из любой точки (общеобразовательная, народная, специализированная школа, а также частный учитель), выбирать затем из нескольких вариантов дальнейшее продолжение образования. В отличие от России, Финляндия отказалась от жесткого разграничения и формализации различных образовательных траекторий. Досуговая (общеразвивающая) может легко перейти в профессиональную и наоборот. Для поступления в главный музыкальный ВУЗ страны — Академию им. Сибелиуса — диплом об окончании музыкальной школы не требуется. Достаточно сыграть вступительный конкурс на должном уровне.

Рассмотрим подробнее одну из современных методик обучения игре на скрипке, которая может обозначаться как «инновационная». Это методика «Colourstrings» или Метод Кодая, который лежит в основе современного преподавания игре на скрипке в финских школах. Методика разработана венгерским педагогом-скрипачом Г. Зилвеем (G. Szilvey) и основывается на принципах системы музыкального воспитания Золтана Кодая. Данная инновационная методика обучения известна во всем мире уже более 30 лет. В основу этого метода заложены тезисы, изложенные в книгах З. Кодая, одной из главных особенностей данных книг является использование цвета и визуальных презентаций. С помощью цвета активизируется процесс обучения, он делается более простым, приятным и более понятным для учеников. Ритм, высота звука, интервалы, элементы музыкальной грамоты подаются визуально, в соответствии с особенностями детского восприятия. Процесс обучения строится на визуальных презентациях. Такие презентации позволяют ребенку уже при первом знакомстве со скрипкой и струнами не только овладевать навыками чтения с листа, но и сделать данный процесс очень приятным и интересным. Тем самым устанавливаются первые связи между игрой, чтением с листа и попытками вслушиваться в собственную игру, что является основой всей дальнейшей работы по овладению игрой на скрипке. Таким образом, данная техника ставит своей базой упрощение изучения техники и передачи музыкального произведения.

Процесс обучения разбит на три крупных составляющие, первая из которых это «Музыка для дошкольников». В основу этой ступени ложится принцип «Музыка для всех» пропагандируемый З. Кодаем. Г. Зилвей в рамках данной концепции разработал серию музыкальных сказок, рассказов, книжек с донотной записью и записал музыкальные произведения для домашнего прослушивания. Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что доинструментальная, домашняя, подготовка включает в себя музицировние, пение, знакомство с донотной записью музыкальных текстов. Основной раздел методики — это материал для обучения ребенка начальным навыкам игры на скрипке, развития музыкального слуха, ритмического чувства и овладения основами ансамблевого музицирования. Суть построения визуальных презентаций отталкивается от парадигмы того, что ребенок, который только начинает играть на скрипке, сразу чувствует и различает ярко выраженный тембр каждой струны. Основываясь на этой особенности, Г. Зилвей за каждой струной закрепил свой визуальный образ: струне Соль соответствует образ медведя, Ре — папы, Ля — мамы, Ми — птички. Кроме визуального образа, каждая струна имеет соответствующий цвет: соль — зеленая, ре — красная, ля — синяя и ми — желтая. Таким образом, когда ребенок только начинает осваивать чтение музыкального произведения с листа, презентация позволяет установить первые связи между игрой, чтением с листа и попытками вслушиваться в собственную игру. Инновационность данной методики так же заключается в порядке изучения позиций и установок левой руки. Большое внимание уделяется овладению с первых уроков игре в разных позициях, игре натуральных октавных флажолетов, как в середине грифа, так и в самых высоких позициях. Отметим, что дети сначала учатся играть натуральные флажолеты и, лишь затем, переходят к становлению пальцев на гриф в первой позиции. А в истории обучения игре на скрипке это первая попытка использования пиццикато левой руки на начальных уроках. Кроме свободного владения всем грифом, флажолеты позволяют настроить слух ребенка на красивое звучание: флажолеты звучат только при хорошем звукоизвлечении. 

Однако, несмотря на то, что долгосрочную общемировую популярность данная методика не получила, она стала основной методикой обучения в Финляндии, где и продолжила свое дальнейшее развитие. Над отечественным музыкально-педагогическим сообществом в школьном его звене сильно тяготеет догмат профессионализации как единственно правильного и уважаемого пути развития обучающегося. Несмотря на все прописываемые в программных документах постулаты о «гармоничном развитии личности» и «воспитании грамотного слушателя», к примеру, к общеразвивающим программам относятся как к второсортным. Имеет место пренебрежительное выражение: «кружковость». Аттестуя преподавателя, государство в первую очередь оценивает его работу с конкурентоспособными в профессиональном плане учащимися, оставляя за бортом немалый массив педагогической работы с остальными учащимися. Общеразвивающие программы проработаны мало, зачастую очень неглубоко и формально. 

Важный принцип, который финны взяли на вооружение: всех поступающих (на любом уровне: школа, колледж, вуз) делят на три категории — любители музыки, солисты, оркестранты. Соответственно, обучение на специальности очень отличается: на любителей музыки не наседают, учат их импровизации, популярному материалу. Музыкальные занятия направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить и оценивать произведения искусства и, конечно же, наслаждаться ими. Насыщение школы музыкальным искусством является одним из важных факторов ее гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры школьника. Цель общего музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. С солистов «дерут три шкуры», чтобы и ночью могли сыграть выученное, а оркестранты больше читают с листа.

С учетом различных аспектов инновационных методов можно сделать вывод: для более гармоничного развития музыканта, необходимо наряду с классическими, применять также и инновационные методики различных школ. Такой подход позволит достичь большего результата в обучении любого ребенка.

Хотелось бы сказать, что на протяжении многих лет национальная сильная черта российской музыкальной школы заключалась не только в хороших знаниях, но в том, что она воспитывала. У нас всегда был культ семьи и культ школы. Культ семьи пока еще остался, а культ музыкальной школы, к сожалению, уходит, в отличии от соседней Финляндии.