Классный час

Тема: «Правильный выбор – твой главный поступок!»

(Правила поведения в школе и на улице в рамках профилактики правонарушений)

 

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов. Продолжительность:45-60 минут.

 

Цели:

Образовательная: актуализировать знания о правилах поведения в школе и общественных местах.

Воспитательная: способствовать осознанию ответственности за свои поступки, предупредить противоправное поведение.

Развивающая: развивать навыки работы в команде, критическое мышление, умение анализировать ситуации и принимать верные решения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, флипчарт или маркерная доска, маркеры, бланки с заданиями для команд, карточки с ситуациями, жетоны («ордена», «смайлики») для награждения, призы для команд-победителей (блокноты, ручки, значки с символикой школы).

 

Ход мероприятия

 

  1. Организационный момент (5 минут)

(Звучит бодрая, позитивная музыка. На экране – заставка с названием мероприятия «Правильный выбор – твой главный поступок!»)

Ведущий — Здравствуйте, дорогие друзья! Я рад приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня мы поговорим о очень важных вещах – о правилах, которые нас окружают, и о выборе, который каждый из нас делает ежедневно. От нашего поведения в школе, на улице, в общественных местах зависит не только наша безопасность, но и безопасность окружающих, а также – наше будущее. Давайте сегодня вместе разберемся, как всегда делать правильный выбор!

 

— Для начала давайте разделимся на команды. Подойдите к этому столу и вытяните цветной жетон.

(Участники делятся на 3-4 команды по цветам жетонов, рассаживаются за отдельные столы, придумывают название своей команде, связанное с темой, например: «Патруль порядка», «Знатоки правил», «Ответственный выбор»).

 

  1. Вводная беседа-разминка «Правила в нашей жизни» (7 минут)

Ведущий:

— Ребята, а зачем вообще нужны правила? Представьте, что на дороге исчезли все правила дорожного движения. Что произойдет? А если в футболе отменить правила?

(Ребята отвечают: будет хаос, аварии, игра станет несправедливой).

— Верно! Правила созданы для того, чтобы нам было безопасно, комфортно и справедливо. Они – как защитный барьер, который ограждает нас от неприятностей. Сегодня мы сфокусируемся на двух важных зонах: ШКОЛА и УЛИЦА.

 

  1. Основная интерактивная часть (30 минут)

 

Этап 1: «Школьный лабиринт»

 

Ведущий:— Школа – это наш второй дом. И здесь, как в любом доме, есть свои правила. Сейчас каждая команда получит карточку с «запутанной ситуацией». Ваша задача – найти в ней нарушение, объяснить его и предложить правильный вариант поведения.

 

Ситуация 1:

«Ученик опаздывает на урок. Чтобы успеть, он бежит по коридору, расталкивая первоклассников, и с разбегу влетает в кабинет, не постучав».

Нарушение: Бег по коридору, невежливое поведение по отношению к младшим, нарушение правил входа в класс.

Правильный вариант:  Спокойно пройти по коридору, извиниться, если кого-то задел, постучать в дверь, тихо войти и извиниться перед учителем.

 

Ситуация 2:

«После урока физкультуры ребята решили побаловаться: они забираются на подоконники у открытого окна, чтобы посмотреть, что происходит на улице».

Нарушение: Нарушение техники безопасности, что может привести к падению и тяжелой травме.

Правильный вариант: Подойти к окну, не залезая на подоконник, или выйти во двор на перемене.

 

Ситуация 3:

«Ученик в столовой решил взять себе два йогурта, отобрал один у соседа по столу, сказав: «Тебе все равно не съесть», а обертку бросил на пол».

Нарушение: Хамство, присвоение чужого, нарушение правил гигиены и порядка в столовой.

Правильный вариант: Взять только свою порцию, вежливо общаться, убрать за собой посуду.

 

(Команды обсуждают 2-3 минуты, затем озвучивают свои ответы. За каждый верный и аргументированный ответ команда получает жетон).

 

Этап 2: «Уличный эрудит»

(На экране появляется слайд с изображением улицы: переход, парк, автобусная остановка, подъезд).

Ведущий: — А теперь мы выходим за пределы школы. Здесь нас подстерегают другие вызовы. Сейчас мы проведем викторину. Я задаю вопрос, а команды, посовещавшись 30 секунд, поднимают табличку с номером правильного ответа.

 

Вопросы викторины:

1.С какого возраста разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля без детского кресла?

а) с 12 лет

б) с 14 лет

в) с 18 лет

 

(Ответ: б, согласно ПДД РФ)

 

  1. Разрешается ли переходить дорогу на желтый сигнал светофора?

а) Разрешается, если нет машин

б) Запрещается

в) Разрешается только бегом

(Ответ: б)

 

3.Как правильно вести себя, если к тебе на улице подошел незнакомый человек и предлагает куда-то пойти или посмотреть что-то интересное?

а) Вежливо согласиться и пойти с ним

б) Взять у него телефон, чтобы позвонить родителям

в) Твердо отказаться, немедленно отойти и сообщить о нем взрослым (родителям, полицейскому)

(Ответ: в)

 

4.До скольки часов по закону несовершеннолетним можно находиться на улице без сопровождения взрослых?

(Ведущий озвучивает местный «комендантский час», например: «В нашем городе детям до 16 лет запрещено находиться на улице без взрослых с 22:00 до 6:00»).

 

5.Какое наказание может грозить несовершеннолетнему за распитие спиртных напитков или курение в общественном месте?

а) Штраф родителей и постановка на учет в комиссию по делам несовершеннолетних.

б) Ничего, просто отчитают.

в) Объявят выговор в школе.

(Ответ: а)

 

(За каждый правильный ответ команда получает жетон).*

 

Этап 3: «Ситуация: твой выбор»

 

Ведущий: — Жизнь часто ставит нас перед сложным выбором. Сейчас мы разыграем мини-сценки. Я приглашу по одному представителю от команды, он вытянет карточку с ситуацией и должен будет показать, как правильно поступить.

Примеры ситуаций для инсценировки:

Ситуация 1. Ты видишь, как старшеклассники требуют у младшего ученика деньги. Твои действия?

(Правильно: не вмешиваться в драку, но немедленно сообщить о происходящем учителю, охраннику, любому взрослому).

 

Ситуация 2. Твои друзья предлагают «ради прикола» разрисовать стены в подъезде. Твои действия?

(Правильно: отказаться, объяснить, что это вандализм и порча чужого имущества, что за это есть ответственность, предложить другое занятие).

 

Ситуация 3. Ты нашел на улице чужой телефон. Что ты сделаешь?

(Правильно: попытаться найти владельца (позвонить по последним номерам, отнести в службу находки или полицию), не присваивать себе).

 

(После каждой инсценировки ведущий организует обсуждение: правильно ли поступил актер? Какие были другие варианты? Команда, чей представитель показывал сценку, также получает жетон).

  1. Подведение итогов и рефлексия (8 минут)

Ведущий: — Молодцы, ребята! Вы были активны, работали дружно и показали отличные знания. Давайте вместе посчитаем жетоны и определим команду-победителя.

(Награждение команд призами. Аплодисменты).

 

— А теперь давайте закрепим самое главное. Я предлагаю нам всем вместе составить «Кодекс Ответственного Школьника». Что мы все вместе обещаем делать?

(Участники выкрикивают правила, ведущий записывает их на флипчарте маркером).

 

Примерный список:

1.Уважать учителей и своих одноклассников.

2.Соблюдать дисциплину и технику безопасности в школе.

3.Беречь школьное и общественное имущество.

4.Знать и соблюдать ПДД.

5.Не оставаться равнодушным, но действовать безопасно для себя (сообщать взрослым о правонарушениях).

6.Не поддаваться на сомнительные предложения сверстников и всегда думать о последствиях.

7.Соблюдать «комендантский час».

 

— Посмотрите, какой замечательный кодекс у нас получился! Следовать ему – значит уважать себя и других, делать правильный выбор и строить свое успешное будущее.

 

— В заключение, я хочу показать вам короткий мотивационный ролик).

  1. Завершение (2 минуты)

 

Ведущий: — Спасибо всем за участие! Помните, ваша безопасность и ваша репутация – в ваших руках. Совершайте только правильные поступки! До новых встреч!

 (Звучит жизнеутверждающая музыка, мероприятие завершается).