Классный час
Тема: «Правильный выбор – твой главный поступок!»
(Правила поведения в школе и на улице в рамках профилактики правонарушений)
Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов. Продолжительность:45-60 минут.
Цели:
Образовательная: актуализировать знания о правилах поведения в школе и общественных местах.
Воспитательная: способствовать осознанию ответственности за свои поступки, предупредить противоправное поведение.
Развивающая: развивать навыки работы в команде, критическое мышление, умение анализировать ситуации и принимать верные решения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, флипчарт или маркерная доска, маркеры, бланки с заданиями для команд, карточки с ситуациями, жетоны («ордена», «смайлики») для награждения, призы для команд-победителей (блокноты, ручки, значки с символикой школы).
Ход мероприятия
- Организационный момент (5 минут)
(Звучит бодрая, позитивная музыка. На экране – заставка с названием мероприятия «Правильный выбор – твой главный поступок!»)
Ведущий — Здравствуйте, дорогие друзья! Я рад приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня мы поговорим о очень важных вещах – о правилах, которые нас окружают, и о выборе, который каждый из нас делает ежедневно. От нашего поведения в школе, на улице, в общественных местах зависит не только наша безопасность, но и безопасность окружающих, а также – наше будущее. Давайте сегодня вместе разберемся, как всегда делать правильный выбор!
— Для начала давайте разделимся на команды. Подойдите к этому столу и вытяните цветной жетон.
(Участники делятся на 3-4 команды по цветам жетонов, рассаживаются за отдельные столы, придумывают название своей команде, связанное с темой, например: «Патруль порядка», «Знатоки правил», «Ответственный выбор»).
- Вводная беседа-разминка «Правила в нашей жизни» (7 минут)
Ведущий:
— Ребята, а зачем вообще нужны правила? Представьте, что на дороге исчезли все правила дорожного движения. Что произойдет? А если в футболе отменить правила?
(Ребята отвечают: будет хаос, аварии, игра станет несправедливой).
— Верно! Правила созданы для того, чтобы нам было безопасно, комфортно и справедливо. Они – как защитный барьер, который ограждает нас от неприятностей. Сегодня мы сфокусируемся на двух важных зонах: ШКОЛА и УЛИЦА.
- Основная интерактивная часть (30 минут)
Этап 1: «Школьный лабиринт»
Ведущий:— Школа – это наш второй дом. И здесь, как в любом доме, есть свои правила. Сейчас каждая команда получит карточку с «запутанной ситуацией». Ваша задача – найти в ней нарушение, объяснить его и предложить правильный вариант поведения.
Ситуация 1:
«Ученик опаздывает на урок. Чтобы успеть, он бежит по коридору, расталкивая первоклассников, и с разбегу влетает в кабинет, не постучав».
Нарушение: Бег по коридору, невежливое поведение по отношению к младшим, нарушение правил входа в класс.
Правильный вариант: Спокойно пройти по коридору, извиниться, если кого-то задел, постучать в дверь, тихо войти и извиниться перед учителем.
Ситуация 2:
«После урока физкультуры ребята решили побаловаться: они забираются на подоконники у открытого окна, чтобы посмотреть, что происходит на улице».
Нарушение: Нарушение техники безопасности, что может привести к падению и тяжелой травме.
Правильный вариант: Подойти к окну, не залезая на подоконник, или выйти во двор на перемене.
Ситуация 3:
«Ученик в столовой решил взять себе два йогурта, отобрал один у соседа по столу, сказав: «Тебе все равно не съесть», а обертку бросил на пол».
Нарушение: Хамство, присвоение чужого, нарушение правил гигиены и порядка в столовой.
Правильный вариант: Взять только свою порцию, вежливо общаться, убрать за собой посуду.
(Команды обсуждают 2-3 минуты, затем озвучивают свои ответы. За каждый верный и аргументированный ответ команда получает жетон).
Этап 2: «Уличный эрудит»
(На экране появляется слайд с изображением улицы: переход, парк, автобусная остановка, подъезд).
Ведущий: — А теперь мы выходим за пределы школы. Здесь нас подстерегают другие вызовы. Сейчас мы проведем викторину. Я задаю вопрос, а команды, посовещавшись 30 секунд, поднимают табличку с номером правильного ответа.
Вопросы викторины:
1.С какого возраста разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля без детского кресла?
а) с 12 лет
б) с 14 лет
в) с 18 лет
(Ответ: б, согласно ПДД РФ)
- Разрешается ли переходить дорогу на желтый сигнал светофора?
а) Разрешается, если нет машин
б) Запрещается
в) Разрешается только бегом
(Ответ: б)
3.Как правильно вести себя, если к тебе на улице подошел незнакомый человек и предлагает куда-то пойти или посмотреть что-то интересное?
а) Вежливо согласиться и пойти с ним
б) Взять у него телефон, чтобы позвонить родителям
в) Твердо отказаться, немедленно отойти и сообщить о нем взрослым (родителям, полицейскому)
(Ответ: в)
4.До скольки часов по закону несовершеннолетним можно находиться на улице без сопровождения взрослых?
(Ведущий озвучивает местный «комендантский час», например: «В нашем городе детям до 16 лет запрещено находиться на улице без взрослых с 22:00 до 6:00»).
5.Какое наказание может грозить несовершеннолетнему за распитие спиртных напитков или курение в общественном месте?
а) Штраф родителей и постановка на учет в комиссию по делам несовершеннолетних.
б) Ничего, просто отчитают.
в) Объявят выговор в школе.
(Ответ: а)
(За каждый правильный ответ команда получает жетон).*
Этап 3: «Ситуация: твой выбор»
Ведущий: — Жизнь часто ставит нас перед сложным выбором. Сейчас мы разыграем мини-сценки. Я приглашу по одному представителю от команды, он вытянет карточку с ситуацией и должен будет показать, как правильно поступить.
Примеры ситуаций для инсценировки:
Ситуация 1. Ты видишь, как старшеклассники требуют у младшего ученика деньги. Твои действия?
(Правильно: не вмешиваться в драку, но немедленно сообщить о происходящем учителю, охраннику, любому взрослому).
Ситуация 2. Твои друзья предлагают «ради прикола» разрисовать стены в подъезде. Твои действия?
(Правильно: отказаться, объяснить, что это вандализм и порча чужого имущества, что за это есть ответственность, предложить другое занятие).
Ситуация 3. Ты нашел на улице чужой телефон. Что ты сделаешь?
(Правильно: попытаться найти владельца (позвонить по последним номерам, отнести в службу находки или полицию), не присваивать себе).
(После каждой инсценировки ведущий организует обсуждение: правильно ли поступил актер? Какие были другие варианты? Команда, чей представитель показывал сценку, также получает жетон).
- Подведение итогов и рефлексия (8 минут)
Ведущий: — Молодцы, ребята! Вы были активны, работали дружно и показали отличные знания. Давайте вместе посчитаем жетоны и определим команду-победителя.
(Награждение команд призами. Аплодисменты).
— А теперь давайте закрепим самое главное. Я предлагаю нам всем вместе составить «Кодекс Ответственного Школьника». Что мы все вместе обещаем делать?
(Участники выкрикивают правила, ведущий записывает их на флипчарте маркером).
Примерный список:
1.Уважать учителей и своих одноклассников.
2.Соблюдать дисциплину и технику безопасности в школе.
3.Беречь школьное и общественное имущество.
4.Знать и соблюдать ПДД.
5.Не оставаться равнодушным, но действовать безопасно для себя (сообщать взрослым о правонарушениях).
6.Не поддаваться на сомнительные предложения сверстников и всегда думать о последствиях.
7.Соблюдать «комендантский час».
— Посмотрите, какой замечательный кодекс у нас получился! Следовать ему – значит уважать себя и других, делать правильный выбор и строить свое успешное будущее.
— В заключение, я хочу показать вам короткий мотивационный ролик).
- Завершение (2 минуты)
Ведущий: — Спасибо всем за участие! Помните, ваша безопасность и ваша репутация – в ваших руках. Совершайте только правильные поступки! До новых встреч!
(Звучит жизнеутверждающая музыка, мероприятие завершается).



