(Слайд 1) Тема: Добро и зло
Модуль: «Светская этика»
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи предметные:
- раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели); объяснять «золотое правило нравственности»;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других; способствовать воспитанию чувства коллективизма и умения работать в группе.
Предметные результаты:
- ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества (добро и зло);
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
- определять причины явлений и событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
- использовать смысловое чтение для выделения главной мысли, анализа и оценки жизненных ситуаций;
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
- доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Регулятивные:
- анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
- выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, нечестности, зла;
Познавательные:
- применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
- признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства.
Личностные:
- понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
- соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе;
- строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; словарь С.И.Ожегова., 2 набора: 1- блок фундамента, кирпичики, крыша, труба и окошко, 2-ствол дерева и листики с записью плохих и хороших поступков, вырезанные из цветного картона; блюдце магнит, металлические предметы, стакан воды, соль; след человека из картона.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
(Слайд 2) Звучит музыка.
Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы чувствуйте тепло? Прикоснитесь ладонями друг к другу, передайте тепло и заряд доброй энергии. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!
- Актуализация опорных знаний
(Слайд 3) Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Учитель. О каком качестве пойдет речь?
Дети. О доброте.
- Постановка учебной задачи
(Слайд 4) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями в жизни «Добром» и «Злом». Добро. Какое старое слово! Люди спорят о том, нужна доброта или нет? Легко или трудно быть добрым? Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. А мы попробуем поделиться своей добротой.
- Открытие новых знаний
— Добро… какие ассоциации у вас вызывает это слово?
(Объяснение детей, как они понимают это слово)
(Слайд 5) В толковом словаре Сергея Ожегова отмечены качества, определяющие добро.
Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду.
— А какие ассоциации у вас вызывает слово зло?
(Объяснение детей, как они понимают это слово)
Обратимся снова к словарю Ожегова:
Зло — нечто дурное, вредное, противоположное добру.
(Сайд 6) В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Учитель: Жизнь человека, состоит из крупинок хороших и не очень хороших событий: радостных, горестных, весёлых, беззаботных. Представьте, что все ваши события в блюдце. Магнит – ваше сердце, от него идут те самые невидимые лучики добра.
Демонстрация опыта: Поднесите магнит к блюдцу. Что вы видите? – к магниту притянулись некоторые частички. Что бы это значило?
— После совершения доброго поступка, к нам как к магниту притягиваются доброе отношение других людей. У нас появляются новые друзья, улучшается настроение и сохраняется здоровье, т.к. мы не сердимся, не изводим себя дурными мыслями.
Добрые поступки украшают человека. Ведь не зря гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
- Первичное закрепление
(Слайд 7) А теперь послушайте рассказ «Продаются котята».
— По названию предположите, о чём будет рассказ? Какие события могут произойти?
(Слайд 8) Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята».
Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
(Слайд 9) «От 30 до 50 рублей», ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас», грустно сказал он. «Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них», с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
(Слайд 10) Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. «Скажите, а что с этим котенком?» спросил мальчик.
(Слайд 11) Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар — добавил мужчина — Поэтому котенок и хромает». Тогда мальчик почему-то очень заволновался. «Вот его-то я и хотел бы приобрести».
— Что вы почувствовали, прослушав эту часть? Как вы думаете, почему заволновался мальчик? Что произойдёт дальше?
(Слайд 12) «Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
(Слайд 13) Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром», напряженным голосом произнес ребенок. «Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.
(Слайд 14) «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами».
(Слайд 15) Ребенок взглянул на продавца. «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», — дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза… Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты…» — сказал продавец.
— Как вы думаете, почему мальчик выбрал больного котенка?
— Почему он не захотел взять котенка бесплатно?
— Объясните, почему продавец решил, что из мальчика получится прекрасный хозяин?
-Что будет с героем после событий рассказа? Как бы вы закончили рассказ?
(Слайд16)- Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
(Слайд17) Этому котёнку повезло, сколько на нашей земле страдает животных по вине человека. Безвинных животных убивают, держат голодом, выбрасывают, всячески издеваются. Но в уголовном кодексе РФ есть статья 245.П.1,2 «Жестокое обращение с животными», которая предусматривает наказание от 6 месяцев до 2 лет лишения свободы.
- Самостоятельная работа (Творческая мастерская)
Каждый человек должен оставить добрый след на земле. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.
Все вы счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей непростой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья тёплого семейного уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, приютах, вдали от близких, без самых дорогих им людей. Судьба им часто преподносит всё новые испытания. Давайте для них построим новый дом.
(Слайд18) 1 группа Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве домика Доброты. Стройте его так, как будто строите для себя.
— Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. Вы строите из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, закладывают те качества, которые хотели бы видеть в своем доме. Каждый выбирает то, что считает наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома.
Для окошка предложено 4 цвета:
- зеленый цвет – принесет в дом настойчивость
- красный цвет – принесет в дом лидерство
- синий цвет – принесет в дом спокойствие
- желтый цвет – принесет в дом тепло
(Слайд19) 2 группа. Вам предлагаю посадить дерево Доброты. Вы сейчас выберите карточки в виде листьев с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты. Будьте внимательны! Карточки с записью плохих поступков брать не надо.
• помогать родителям по дому;
• навести порядок в школьном дворе;
• накормить бездомную собаку;
• подготовить концерт для пожилых людей ;
• помочь детям сиротам и инвалидам;
• сделать кормушки птицам зимой;
• сделать скворечники весной;
• помочь пожилому человеку нести сумку;
• идя по улице с мамой, помочь нести ей тяжелую сумку;
• уступить место в трамвае, автобусе пожилым людям;
• защищать девочек, маленьких детей;
• не допускать грубости;
• стараться во всем помочь ближним;
• участвовать в школьном мероприятии;
• чтение книги;
• играть с малышами;
• говорить добрые слова окружающим;
• помогать старым и больным;
• помогать товарищу в учебе.
Не будем брать карточки с записями:
• обидеть маму;
• поссориться с товарищем;
• равнодушно пройти мимо плачущего малыша;
• замахнуться палкой на собаку;
• не покормить домашнего питомца;
• не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;
• подраться с мальчиками;
• не позаботиться о пожилой бабушке.
(Слайд 20) Звучит музыка.
(Слайд 21) Защита работ.
- Включение нового знания в систему знаний
-Ещё один шаг к доброте — добрые слова. А часто ли вы употребляете добрые слова? Но словами можно и «убить», в общении нужно обязательно следить за своими словами. Стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова.
Демонстрация опыта: — Опустите соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова, сказанные нами, никогда не вернутся обратно. -Какая пословица приходит на ум?
(Слайд 22) «СЛОВО, ЧТО ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ».
— Какой вывод мы должны с вами сделать? Следить за своими словами и мыслями. Прежде чем сказать — подумай!
(Слайд 23) Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
-Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
— Перед вами простые правила доброты – давайте прочтем их по цепочке и постараемся следовать им в нашей жизни.
- Идя по улице с мамой, помоги ей нести тяжелую сумку.
- Звоните домой, друзьям, когда уезжаете.
- Защищайте девочек и маленьких детей.
- Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается.
- Не допускайте грубости.
- Старайтесь во всем помочь ближнему.
- Помогайте слабым, больным.
- Учитесь добру у других.
- Уступайте место в автобусе пожилым людям.
- Будьте добрыми и милосердными людьми.
- Итог урока
(Слайд 24) Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Когда по склонам вечной суеты,
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Рефлексия Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе. Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
(Слайд 25) Письмо по кругу. Запишите свои мысли по теме сегодняшнего занятия.
Домашнее задание: нарисовать свой добрый поступок.
(Слайд 26) Список литературы:
- Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с.
- Продавец котят. Притча неизвестного происхождения.



