С.В. Курдюкова, педагог-психолог БДОУ г. Омска «Детский сад № 168»,

Т.Н. Кондратенко, заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад № 168»

Метод песочной терапии в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в ДОУ 

Проблема детской агрессии не является новой, однако год от года не теряет своей актуальности. Современный мир, предъявляет все больше и больше требований к развитию детей, к их знаниям и навыкам. Также негативное влияние на эмоциональную сферу дошкольников оказывает развитие информационно-коммуникационных технологий, в частности большое количество мультфильмов, видеоигр, открытых интернет-социальных сетей, вызывающих у детей перевозбуждение и транслирующие деструктивные формы поведения. На рост числа детей, проявляющих агрессивное поведение, оказывает влияние институт семьи, который, в современной социально-экономической ситуации, переживает свой кризис.  

Дошкольный возраст выступает сензитивным периодом для многих новообразований психики ребенка. Это период максимальной эмоциональной открытости, формирования нравственных идеалов и паттернов поведения. В этом возрасте закладываются основы коммуникации и поведенческих форм будущей взрослой жизни ребенка. Вместе с тем, это период максимальной уязвимости ребенка, когда любое эмоциональное потрясение может привести эмоциональной дестабилизации, а впоследствии, к формированию нежелательных черт личности. 

Как пишет Т.П. Смирнова за агрессивным поведением ребенка всегда стоит глубокая психологическая травма и связанные с ней эмоции: сильная обида, чувство отверженности, страх. В этом смысле агрессивное поведение выступает диагностическим аспектом для осуществления последующей психологической работы с ребенком. В случае отсутствия коррекции агрессивного поведения ребенка, данный поведенческий паттерн утверждается в качестве основной реакции на взаимодействие с другими людьми, а агрессия становится чертой личности [7].

Песочная терапия относится к известным арт-терапевтическим методам и с давних пор применятся как в терапии со взрослыми, так и с детьми. Направления коррекционной работы, методы и приемы песочной терапии в психологической работе с дошкольниками рассматривались в работах Т.М. Грабенко, О.Ю. Епанчинцевой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.П. Смирновой и др.  Авторами подчеркивается потенциал занятий с использованием песка и воды не только для осуществления сенсорной интеграции детей, развития их эмоциональной сферы, но и для коррекции тревожных состояний и агрессивного поведения.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на актуальность заявленной проблемы, методический инструментарий по использованию песочной терапии в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников недостаточно разработан и применяем специалистами дошкольных образовательных организаций и психологами. 

В рамках заявленной проблематики нами был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий с использованием метода песочной терапии.  В программе мы выделили три основных блока: I блок – формирование положительной эмоциональной атмосферы, знакомство с «Песочным миром»; II блок – разрешение внутренних противоречий, психологическая работа по выявлению неудовлетворенных потребностей, эмоциональных потрясений, проживание эмоций; III блок – формирование конструктивных паттернов поведения (обнаружение для ребенка его внутренних ресурсов, развитие навыка рефлексии и позитивного мышления). Каждое занятие разработанной программы включает в себя приемы телесно-ориентированной терапии, сочетание арт-терапевтических методов, методов сенсорной интеграции и релаксационных упражнений. В ходе занятий акцент делается на обнаружение и проживание ребенком подавленных эмоций, оказывающих на него разрушительное действие и выведение этого состояния в положительное, ресурсное, когда для ребенка оказываются очевидными пути выхода из сложившейся жизненной ситуации без личностных потерь. Основными принципами работы выступают: интегративный подход (адаптация различных психологических методов и приемов под задачи программы и совмещение их с песочной терапией); учет индивидуальных особенностей ребенка (особенностей нервной системы, возрастных, темпераментальных, интеллектуальных способностей); использование метода рефлексии на основании опыта переживаний, а не наоборот (основная доля психологической коррекции агрессивного поведения приходится на работу с иррациональным мышлением, с чувствами и мышечными зажимами – логические объяснения и выводы второстепенны). На занятиях используются следующие техники работы с песком: сенсорные упражнения (пропускание сквозь пальцы, пересыпание, формирование рельефа песочной поверхности, нахождение предметов в песке); упражнения с песком и водой; постройки из песка «Гора победителя», «Дом для эмоций» (с элементами психодрамы); рисование на песке.

Таким образом, песочная терапия открывает множество возможностей в качестве средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в ДОУ. Эффективность данного метода увеличивается благодаря его совместимости с другими арт-терапевтическими методами, техниками телесно-ориентированной терапии и релаксационными упражнениями. Коррекционная работа по преодолению агрессивного поведения у старших дошкольников в рамках образовательного процесса ДОУ предполагает организацию особого психологического пространства обнаружения и проживания ребенком всего спектра подавленных эмоций и трансформирования негативного эмоционального переживания в потенциал для его роста и развития.

Список источников литературы:

  1. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко //Дошкольная педагогика, 2014. – № 5. – С.26 – 29.
  2. Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева // URL: https://pedlib.ru/Books/3/0001/ (Дата обращения: 25.11.2024г.). 
  3. Грабенко Т.М. Волшебная страна внутри нас. Тренинг по сказкотерапии. / Т.М. Грабенко, Зинкевич- Т.Д. Евстигнеева, Д. Фролов // URL: https://pedlib.ru/Books/1/0429/1-0429-1.shtml (Дата обращения: 25.11.2024г.). 
  4. Епанчинцева, О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр / О.Ю. Епанчинцева. – СПб.: Детство-пресс, 2010. – 80с. 
  5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников / Г.П. Иванова. – М.: Скрипторий 2003, 2016. – 88с. 
  6. Крылова, Т.А. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет / Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова. – СПб.: Речь, 2019. – 139с.
  7. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154с.