Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа п. Усть-Уда»

Конспект урока по предмету «Речевая практика»

Класс: 1

Тема: «Зимняя прогулка»

Составитель:

учитель первой квалификационной 

категории Г. Д. Безносова

2021

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Речевая практика

Класс: 1

Тема урока: Зимняя прогулка.

Урок разработан для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями (лёгкая умственная отсталость).

Цель урока: Закрепить знания по теме “Зима”, составить рассказ по картинке, сконструировать диалог.

Задачи

Образовательные:

*Упражняться в составлении предложений  с опорой на картинку, учить строить высказывания, содержащие просьбу.

Коррекционные: 

*развивать речь, внимание, память, фонематический слух;

*развивать мышление, зрительное восприятие;

*развивать двигательную моторику;

*создать условия психологической комфортности для каждого ученика.

Воспитательные

*воспитывать интерес к уроку, усидчивость, дисциплинированность.

*способствовать воспитанию интереса к предмету. 

БУД

Личностные: формирование положительной учебной мотивации.

Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, умение слушать и понимать речь своих товарищей.

Познавательные: наблюдать и делать выводы, выделять общее.

Планируемые  результаты

Предметные:

– уметь отвечать на вопрос простой фразой, составлять предложение по предметной картинке на заданную тему.

– формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества с учителем.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная.

Методы работы

Показ, беседа, упражнения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Материал и оборудование: 

Презентация, мультимедийная установка.

Магнитная доска, магниты, серия сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения», снежинки на ниточках, части снеговика из бумаги, рисунки снеговиков для каждого ученика.

Технологии информационно-коммуникационные 

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые БУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
1.Организационный момент  Учитель создает позитивный настрой на предстоящую работу, интерес к деятельности и желание качественно выполнить работу.

Приветствие. Слайд 2.

На уроке я сижу –

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

– Начинаем урок. 

 -Улыбнитесь друг другу. 

-Подарите и мне свои улыбки.

 -Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

 – Посмотрите, всё ли вы приготовили к уроку?

-Молодцы.

Учитель продолжает формировать у учащихся умение самостоятельно организовывать пространство рабочего места. Работает над коррекцией слухового восприятия. 

Проверяет посадку учащихся.

Ученики слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу.

Проверяют наличие учебных принадлежностей на столе, необходимых для работы на уроке.

Правильная посадка.

Спина ребенка соприкасается со спинкой стула, руки на столе.

Словесные: создание положительной мотивационной установки.

 

Умение слушать учителя, использовать навыки поведения в учебном классе Создание положительного настроя, заинтересованности предстоящей деятельностью.

Формирование умения организовать рабочее место в соответствии с учебной задачей.

2.Артику –

ляционная гимнасти-

ка.

Учитель предлагает выполнить артикуляционную гимнастику Слайд 3.

– Ребята. Покажите как:

«Мороз трещит» – щщщщщщ (громко, тихо)

«Ветер свистит» – ссссссссс (громко, тихо)

«Вьюга завывает» – ууууууу (громко, тихо) 

Слайд 4.

«Лошадка на санях детей катает» – поцокать широким язычком.    Подуем на снежинки.

  -Скажи на выдохе А__, О__, У__

 – Подуй на снежинки.

 – Скажи на выдохе: Зима.     Наступила зима. Слайд 5.

Ученики выполняют предложенные упражнения по образцу учителя. Работа над артикуляционным аппаратом.

Работа над дыханием

Умение слушать и понимать инструкцию учителя. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
2.Сообщение темы и целей урока. Определяет вместе с учениками тему и цель урока, нацеливает каждого на решение учебной задачи.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

слайд 6.

– Сегодня на уроке продолжим нашу зимнюю прогулку,  будем учиться составлять предложения и рассказ. На уроке от вас потребуется внимание, сообразительность и дружелюбие. 

Включаются в учебную деятельность. Выполняют действия по формированию познавательных навыков.

Слушают. 

Отвечают на вопросы.

 

Фронтальный опрос Умение ориентироваться в своей системе знаний. 

Формирование умения извлекать информацию.

Сотрудничество с учителем, умение строить речевые высказывания аргументация собственного мнения

Развитие речи.

Формирование познавательных навыков.

3.Актуализация знаний. Учитель повторяет материал, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.

Беседа о зиме:

 – Какая зимой погода? 

 – Да, зимой холодно, зима холодная.

 – Что выпадает зимой? 

 – Если зимой много снега, то зима какая? 

 – Если зимой сильный мороз, то зима какая? 

Кто из вас любит зиму? За что вам нравится зима?

– Чем интересным можно заниматься на улице зимой? Учитель демонстрирует серию сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения». 

Прикрепляет картинку магнитами на доске. 

– Зима – чудесное время года. Такая красота вокруг. Наша прогулка будет веселой и познавательной.

Отправляемся.

Выполняют действия по формированию познавательных навыков.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

 

Фронтальный опрос

Словесная передача информации и слухового восприятия:

– обсуждение.

Умение ориентироваться в своей системе знаний. 

Умение слушать учителя, извлекать информацию.

Развитие речи.

Формирование познавательных навыков.

Динамическая пауза Упражнения, предлагаемые учителем. (слайд 7)

А сейчас сделаем  зарядку. 

Пришла зима

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, 

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

А ещё в снегу валялись

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. 

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

 (Движения воображаемой 

ложкой, руки под щёки).

Выполняют упражнения, предложенные учителем Словесные:

– комментиро

вание;

-разъяснение.

Наглядные:

– показ.

Освоение правил здорового образа жизни.

Контролирование и оценивание своих действий.

Переключение на иной вид деятельности.

Коррекция внимания, двигательной активности.

Укрепление мышц мелкой моторики; развитие речи.

4.Моделирование диалога. Подготовка и обыгрывание речевой ситуации.

 – Рассмотрите картинку в учебнике (с. 70). 

-Кто изображен на картинке?

– Куда пришли дети?

– Что делает мальчик?

Учитель моделирует возможный диалог между мальчиком и девочкой.

– Придумайте им имена детям.

– Как вы думаете, что девочка говорит мальчику?

– Давайте представим, о чём могут разговаривать Саша и Катя.

– Дети договариваются о том, чтобы лепить снеговика.

– Какие слова использовали Катя и Саша?

-Давайте попробуем изобразить разговор детей, не забывайте использовать вежливые слова, ровную интонацию.

-Составим предложения, как можно попросить лепить снеговика вместе.

– А теперь предположим, что ответит мальчик. Он согласится лепить снеговика вместе или откажется?

Ребята, давайте обыграем эту ситуацию по-настоящему.

 – Представьте, что это мы лепим снеговика.

Выйдут девочка и мальчик, девочка обращается к мальчику.

– Поприветствуйте друг друга.

-Как ты, Катя,  попросишь?

– Что ты, Саша, ответишь?

Слайд 8.

– А теперь сделаем снеговика, только не из снега, а из картинок на доске. Выходим по очереди. 

– С чего начнем?

– Что будем делать дальше?

– Вам нравится наш снеговик?

– Молодцы, ребята.  Я думаю, что вы сможете договориться о совместной игре или работе с другими детьми.

Слушают учителя. Рассматривают картинку.

Отвечают на вопросы.

Дети составляют предложения с помощью учителя.

– Давай лепить снеговика вместе.

– Можно, пожалуйста, я буду делать снеговика с тобой?

Составляют предложения – ответы мальчика.

– Хорошо давай лепить вместе.

– Конечно, мне трудно одному.

Комки снега тяжелые.

Дети строят диалог с помощью учителя:

-Здравствуй, Саша, что ты делаешь?

– Привет, Катя, я леплю снеговика.

– Саша, можно лепить вместе, пожалуйста.

– Конечно можно, помоги собрать снеговика .

-Вместе мы сделаем красивого снеговика

Ученики составляют снеговика, комментируя свои действия.

– Сначала возьмём большой ком.

-Потом положим сверху ком поменьше и еще поменьше.

– Ведро наденем на голову.

-Нос сделаем из морковки, подрисуем глаза и рот.

Фронтальный опрос

Словесная передача информации и слухового восприятия:

– обсуждение.

Умение ориентироваться в своей системе знаний. 

Умение слушать учителя, извлекать информацию.

Развитие речи.

Развитие мышления, сообразительности.

Формирование познавательных навыков.

Физминутка Слайд 9.

Раз – рука, два – рука –

Лепим мы снеговика!

Три-четыре! Три – четыре,

Нарисуем рот пошире!

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо.

Пусть смеётся он у нас.

Выполняют упражнения, предложенные учителем Словесные:

– комментиро

вание;

-разъяснение.

Наглядные:

– показ.

Освоение правил здорового образа жизни.

Контролирование и оценивание своих действий.

Переключение на иной вид деятельности.

Коррекция внимания, двигательной активности.

Укрепление мышц мелкой моторики; развитие речи.

5.Составление рассказа с опорой на картинный план Учитель проводит подготовительную беседу.

– Продолжаем нашу зимнюю прогулку и отправляемся на снежную горку. Слайд 10.

– Кто любит кататься с горки, поднимите руки. 

-На чём можно кататься с горки?

– Посмотрите внимательно на картинку в учебнике (с. 71).

–  Кто изображен на картинке?

– Что делают дети?

– На чём катаются дети?

Учитель руководит составление рассказа и рисует на доске картинный план.

-Давайте вместе составим рассказ по картинному плану.


-Куда мы пошли кататься?

-Кто был на горке?

– На чем катались дети?

– Что принесли мальчики?

Кто залез в большую коробку?

– Как ехала коробка с горки?

– Молодцы, ребята. Интересный рассказ у нас получился.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ по картинному плану под руководством учителя.

«Мы ходили кататься на горку (на доске появляется изображение горки)». На горке было много ребят (рисунок дополняется изображениями детей). Все катались на санках (изображаются санки). А мы принесли большую коробку (рисуется коробка). В коробку залезли вместе с другом 

( к изображению коробки пририсовываются две детские головы). Коробка ехала быстрее санок.

Словесная передача информации и слухового восприятия:

– обсуждение.

Наглядная передача информации и зрительного восприятия.

Сотрудничество с учителем, умение строить речевые высказывания аргументация собственного мнения. Развитие речи. Развитие мышления.

Формулировка ответов на вопросы.

Формирование познавательных навыков.

Закрепления навыка составления предложений.

6.Итог урока.

 Рефлек –

сия. 

Подводит итоги деятельности на уроке. 

-Наша зимняя прогулка подходит к концу. 

-Какие задания мы выполняли?

-Что запомнилось больше всего? 

-Довольны ли вы своей работой?

Самооценка.

– Ребята, перед вами фигурки снеговиков, а на доске горка. Оцените себя и поставьте снеговика на ту ступеньку горки, на которую считаете нужным. Чем выше ваш снеговик, тем лучше у вас получалось работать на уроке.

– Молодцы, все хорошо работали и по заслугам себя оценили. Слайд11.

Соотносят цель и результаты действия. Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. Учащиеся проговаривают, что им понравилось, в чем были трудности, что нужно еще повторить. 

Оценивают свою работу на уроке.

Словесные:

комментирование

– разъяснение.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение давать оценку своей работе, осознание собственной успешности.
Используемые источники: 

  1. УМК «Речевая практика»

 С. В. Комарова

  1. https://nukadeti.ru/zagadki/pro-zimu
  2. https://yandex.ru/images/search?text
  3. Л. Ю. Долгих  Развитие связной речи учащихся специальной (коррекционной школы на основе коммуникативного подхода).- ГОУ ВПО ИГПУ, 2005
  4. И.Е. Светлова. Развиваем устную речь. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002
  5. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1997