Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Малое Ибряйкино муниципального района Похвистневский Самарской области структурное подразделение «Детский сад Тополек»

Номинация: «Инновации детям: занятие с обучающимися с ОВЗ»

Направление 2 «Речевое развитие»

Тема: «Играем с Малышом и Карлсоном»

Возраст: 6-7 лет

Категория: дети с тяжелыми нарушениями речи

Митрофанова Марина Михайловна

Учитель –логопед

с. Малое Ибряйкино

2024 г.

Пояснительная записка

          Краткая характеристика группы: Данное занятие разработано для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы дошкольного возраста, имеющими следующие трудности:

– Неустойчивое произношение сонорных звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи обучающие данными звуками не пользуются. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Трудности в фонематическом восприятии. 

–  В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие. Отмечается неточный выбор слов как следствие ограниченного словарного запаса. Дети избегают употреблять в речи малознакомые им слова, знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению. Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов: величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений. Дети употребляют местоимения, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться.

– У детей недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении.Большое количество ошибок допускается при словоизменении: замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода,  неправильное соотнесение существительных и местоимений, ошибки в беспредложном и предложном управлении. Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением. Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным. В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение) отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения.

Некоторые особенности состояния здоровья у детей:

Сохранный биологический слух и интеллект. При этом общем недоразвитии речи недостатки возникают на фоне сохранной речи.  

Проблемы с памятью. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, страдает продуктивность запоминания. 

Особенности внимания.  У детей  отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения.  

Отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения, недоразвитии мелкой моторики.

В структурном подразделении «Детский сад Тополек»  реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.  Программа размещена на официальном сайте учреждения.

Цель:  формирование энергетических ресурсов организма, развитие и коррекция исполнительных функций мозга, развитие управляющих функций мозга, произвольной саморегуляции для эффективной автоматизации и дифференциации сонорных звуков.

Коррекционно –образовательные задачи:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в открытых слогах и в начале слова;

– дополнять, расширять, активизировать словарный запас;

– продолжить формирование дифференциации звуков[Р] и [Л]  с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный;

Коррекционно –развивающие задачи: 

–  развивать фонематический слух и восприятие;

-стимулировать энергетические центры, активизировать общий тонус организма;

– развивать координацию движений, моторную ловкость, вестибулярную устойчивость;

– совершенствовать навыки самоконтроля и поисковой активности при решении комбинаторных и познавательных задач; 

– оптимизировать  межполушарное взаимодействие и зрительно-моторную  координацию;

– профилактика «кабинетной речи».

Коррекционно –воспитательные  задачи: 

– воспитывать контроль за произношением собственной речи;

– воспитывать интерес к логопедическим занятиям, целеустремленность;

воспитывать желание помочь, чувство сопереживания в трудной ситуации.

         Планируемые результаты:

         При проведении  данного коррекционно-разивающего занятия использовались следующие нейрологопедические методы: 

Биоэнергопластика объединяет движения артикуляционного аппарата и движение рук. При выполнении артикуляционных упражнений ребенок сопровождает их движением одной или обоих рук. Это способствует развитию координации движений пальцев, памяти и произвольного внимания. Эффективность исправления звуковых дефектов удваивается, поскольку активная работа руки многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга.

Моторное планирование используется при выполнении новых задач, использовании новых инструментов или выполнении непривычных действий. Когда действия становятся привычными, они выполняются легко и без предварительного планирования. Моторное планирование играет роль мостика между сенсомоторными и интеллектуальными функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Дети с речевыми нарушениями имеют недостаток в моторном планировании.

Межполушарное взаимодействие – это метод, который нашел широкое применение в публикациях, учебных пособиях и методических разработках. Он показал, что у детей с речевыми расстройствами есть проблемы в связи между левым и правым полушариями мозга. Упражнения, основанные на этом методе, способствуют улучшению мыслительной деятельности, повышению памяти, устойчивости внимания и облегчению процесса письма. Для этого ребенок последовательно выполняет графические задания только левой, только правой, а затем обеими руками одновременно, чтобы обеспечить активность обоих полушарий.

Сенсорная интеграция представляет собой взаимодействие всех органов чувств. Она начинается еще до рождения и важна для правильной работы мозга. Чем лучше функционируют сенсорные системы, тем больше информации получает мозг и тем эффективнее будут его ответы. Применение метода сенсорной интеграции в работе логопеда направлено на стимулирование всех органов чувств, активизацию познания, развитие речи и коррекцию поведения. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь и расслабить ребенка, а также выполнять задания успешно, способствуя развитию психических и речевых процессов.
          Материально-техническое оснащение: кварцевый песок, надувные песочницы, ножницы Монтессори, деревянные фигурки насекомых, игровой нейроковрик «Поо -прыгаем», деревянные фигурки из 2 наборов «Логогородок» автоматизация звуков Р и Рь, Л и Ль,модульные массажные коврики, нейротренажер ладошки «Стук Хлоп Топ», набор массажных ладошек и ножек с шипами, комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков на морских камешках,  пластмассовые кубики среднего размера красного и желтого цвета, красная и желтая фигурки рыбок.

 

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

«Играем с Малышом и Карлсоном» 

Цель:  формирование энергетических ресурсов организма, развитие и коррекция исполнительных функций мозга, развитие управляющих функций мозга, произвольной саморегуляции для эффективной автоматизации и дифференциации сонорных звуков.

Коррекционно –образовательные задачи:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в открытых слогах и в начале слова;

– дополнять, расширять, активизировать словарный запас;

– продолжить формирование дифференциации звуков[Р] и [Л] в словах с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

Коррекционно –развивающие задачи: 

–  развивать фонематический слух и восприятие;

-стимулировать энергетические центры, активизировать общий тонус организма;

– развивать координацию движений, моторную ловкость, вестибулярную устойчивость;

– совершенствовать навыки самоконтроля и поисковой активности при решении комбинаторных и познавательных задач; 

– оптимизировать  межполушарное взаимодействие и зрительно-моторную  координацию;

– профилактика «кабинетной речи».

Коррекционно –воспитательные  задачи: 

– воспитывать контроль за произношением собственной речи;

– воспитывать интерес к логопедическим занятиям, целеустремленность;

воспитывать желание помочь, чувство сопереживания в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы: 

-практические: усвоение артикуляционного уклада, дидактические упражнения, игровые упражнения;

– наглядные:  деревянные пособия, фигурки рыб  двух цветов;

-словесные: дидактическая игра,  художественное слово, понимание и выполнение  инструкций, образец речи учителя – логопеда.

Материалы и оборудование: кварцевый песок, надувные песочницы, ножницы Монтессори, деревянные фигурки насекомых, игровой нейроковрик «Поо -прыгаем», деревянные фигурки из 2 наборов «Логогородок» автоматизация звуков Р и Рь, Л и Ль модульные массажные коврики, нейротренажер ладошки «Стук Хлоп Топ», набор массажных ладошек и ножек с шипами, комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков на морских камешках, пластмассовые кубики среднего размера красного и желтого цвета, красная и желтая фигурки рыбок.

 

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Артикуляционная гимнастика,  игры с главным героем:  «Пройти по тропинке», «Найди двумя руками насекомых в песке», «Прыгни и назови», « Слушай и делай»
Игровая Дидактические упражнения, игры с правилами.
Коммуникативная Беседа, вопросы, отгадывание загадок, инструкции к играм. Ответы

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент:

Я начну  занятие с пожелания. Вот послушай.

Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

Как мы с тобой будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Ребенок внимательно слушает педагога. Настраивается на предстоящую совместную  деятельность с педагогом. Создание доброжелательной обстановки. 

Формируется интерес к предстоящей деятельности. Активизируется внимание  ребенка.

2.  Основная часть. 

Отгадай пожалуйста загадку.

Не учил стихотворенья,
Обожал одно варенье,
Мог лететь он выше крыш,
И его любил Малыш.

Педагог предлагает ребенку помочь Карлсону встретиться со своим другом Малышом.Для этого необходимо выполнить все задания.

Педагог показывает Карлсона, который в конверте принес задания. 

Ребенок внимательно слушает педагога, размышляет и отгадывает загадку. Называет отгадку.

Хочет помочь Карлсону и соглашается выполнить задания.

Активизируются логическое мышление, слухо–речевое внимание, развивается умение рассуждать.

Прививается  желание помочь, сопереживать в трудной ситуации.

Первое задание. Необходимо правильно и четко выполнить артикуляционные упражнения для звука Р: «качели», «маляр», «чистим верхние зубы», «барабан», «лошадка», «грибок», «гармошка». Завести «моторчик». Все это нужно выполнить правильно, четко.

Второе задание.

«Пройти по тропинке». Педагог проговаривает правила игры: на носках ребенка с помощью липучек приклеены рыбы красного и желтого цвета. Перед ребенком в линию разложены кубики красного и желтого цвета (в различном порядке).  Ребенку необходимо ногой, на которой красная рыбка отбивать красный кубик внутренней стороной стопы, произнося при этом слог РА, с желтым кубиком  -произносить слог РО. Затем педагог меняет инструкцию: красная- РЫ, желтая- РУ. Необходимо правильно пройти всю тропинку.

Третье задание. 

Игра с песком и ножницами Монтессори «Найди насекомого двумя руками». 

Инструкция для ребенка: ищешь левой рукой с левой стороны насекомых и кладешь в желтую чашку, с правой стороны –правой рукой и кладешь в красную чашку. Повторяешь названия насекомых за мной (комар, таракан, муравей, сверчок, сороконожка, водомерка, червяк, божья коровка).

Четвертое задание.

Игра с нейроковриком  «Поо-играем». Педагог предлагает ребенку прыгать на те следы, где лежат деревянные фишки с картинками, называть их. Прыгать и ставить ступни необходимо в соответствии с нарисованными следами на коврике. Ребенок двигается вперед по следам с фишками ( рыба, раковина, рука, рубанок, роза, робот, рысь, рыбак, ракета, рогатка, рубашк, радуга). Усложнение: теперь двигаешься быстрей и называешь правильно.

Пятое задание.

«Слушай и делай» инструкция: Называешь предмет, слышишь звук Р – хлопаешь по ладони, звук Л – топаешь по следу, между ковриками перепрыгиваешь двумя ногами вместе.

Шестое задание.

«Стук, хлоп, топ» инструкция: рассмотри какие насекомые лежат на столе, посмотри что под ними. Называешь насекомое, под ним ладони- хлопаешь, называешь насекомое, под ним кулаки – стучишь, называешь насекомое, под ним следы – топаешь. Стараешься одновременно назвать и сделать нужное движение (блоха, клоп, богомол, пчела, комар, водомерка, таракан, муравей,  сороконожка, червяк, сверчок)

Ребенок выполняет движения в соответствии с названием артикуляционного упражнения. Старается контролировать свои движения и выполнять их правильно, под счет педагога.

Ребенок сам наклеивает на правую ногу красную рыбку, на левую ногу –желтую. Идет по тропинке, проговаривая открытые слоги РА, РО.  Двигая правой ногой красный кубик, левой ногой – желтый кубик. Затем возвращается слушает инструкцию педагога и выполняет задание со слогами РЫ и РУ.

Ребенок внимательно слушает инструкцию педагога. Затем берет в обе руки ножницы Монтессори и начинает искать в песке насекомых. Найдя насекомых, старается поймать их в ножницы, затем одновременно двумя руками кладет их в чашки определенного цвета ( правой рукой – в красную, левой рукой – в желтую). Затем повторяет за педагогом названия насекомых.

Ребенок прыгает по следам и называет предметы, лежащие перед ним. Меняет позицию ног так, как нарисовано на коврике. Прыгает двумя ногами одновременно, стараясь корпус держать ровно, приземляться ровно на нарисованные следы. Правильно произносить звук Р в начале слова. Пройдя всю тропинку, ребенок должен пройти этот путь быстрее, не нарушая правил и произнося  верно звук Р.

Ребенок внимательно слушает инструкцию педагога. Выполняет задание последовательно прыгая по массажным коврикам.  Правильно произносит все звуки в словах, контролирует свое произношение, слушает себя и выполняет соответствующие действия, по инструкции педагога. Ребенок на звук Р  хлопает по массажной ладони, на Л – топает по следку.

Ребенок внимательно слушает педагога, рассматривает насекомых  и фигуры, лежащие под ними. Затем выполняет задание, стараясь не допускать ошибок, и исправляет ее самостоятельно, если таковая будет. 

Закрепляется  правильное произношение   изолированного звука [Р].

Развивается артикуляционная моторика. Совершенствуются  навыки самоконтроля.

Формируется правильное произношение звука Р в открытых слогах. Развивается  координация движений, моторная ловкость, вестибулярная устойчивость. Совершенствуются навыки самоконтроля.

Оптимизируется  межполушарное взаимодействие и зрительно-моторная  координация.

Продолжают развиваться фонематический слух и восприятие звуков.  Развивается  координация движений, моторная ловкость, вестибулярная устойчивость. Совершенствуются навыки самоконтроля.

Оптимизируется  межполушарное взаимодействие и зрительно-моторная  координация.

Дополняется и расширяется словарный запас.

Автоматизируется звук Р в начале слова . Формируется  произвольная саморегуляция для эффективной автоматизации звука Р. Активизируется общий тонус организма.  Развивается  координация движений, моторная ловкость, вестибулярная устойчивость.  

Оптимизируется  межполушарное взаимодействие и зрительно-моторная  координация.

Продолжается  коррекция дифференциации звуков[Р] и [Л] в словах с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

Формируется  произвольная саморегуляция для эффективной дифференциации звуков Р и Л. Активизируется общий тонус организма.  Развивается  координация движений, моторная ловкость, вестибулярная устойчивость.  

Оптимизируется  межполушарное взаимодействие и зрительно-моторная  координация.

Формируется  произвольная саморегуляция для эффективной дифференциации звуков Р и Л.  Оптимизируется  межполушарное взаимодействие и зрительно-моторная  координация. Активизируется словарный запас.

Продолжается  коррекция дифференциации звуков[Р] и [Л] в словах с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

3. Рефлексия

Логопед подводит итог и прощается с ребенком до следующего занятия.

–  Ты сегодня хорошо поработал, молодец!

– Что тебе больше всего понравилось на занятии?

– Что было интересным, а сложным?

– Как ты смог помочь встретиться Карлсону со своим другом Малышом? 

Педагог предлагает ребенку на выбор наклейку и встретится в группе уже со своими друзьями.

Ребенок вступает в диалог с педагогом. Анализирует выполненные задания. Старается отвечать полным ответом на вопросы педагога. Проявляет положительные эмоции по поводу оказанной помощи Карлсону. Выбирает наклейку, благодарит педагога и уходит в группу. Формируется и воспитывается  интерес к логопедическим занятиям, целеустремленность, самостоятельность. 

Воспитывается желание помочь, развивается чувство сопереживания  в трудной ситуации.

Формируется умение анализировать свои действия и развивается самоконтроль.