Тренинг для педагогов
«Формирование взаимоотношений детей и педагогов»
Цель: рассмотрение педагогами различных стилей общения с детьми и выработка наиболее эффективных методов и приемов взаимодействия, направленного на создание наиболее комфортных условий жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.
Материалы: декоративные камешки, листки бумаги с описанием ситуаций, шпаргалки с правилами успешного взаимодействия, памятки «Чтобы правильно общаться с детьми, понимать друг друга и взаимодействовать на равных, используем следующие методы».
Педагоги собираются в методическом кабинете. Здороваются, берут по декоративному камешку и проходят к столам. Одному из них ведущий авторитарно заявляет: «Галина Петровна, что поздороваться громче не можете?! Всегда не поймешь, что сказали!»
После небольшой паузы вопрос: Галина Петровна, что Вы чувствовали, услышав вопрос в таком тоне?
Ответы педагогов….
Дети чувствуют тоже самое, когда с ними разговаривают свысока, стоят над ними.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (п. 1.4. Приказ МОиН РФ от 17.10. 2013г. №1155).
Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности требует существенной перестройки стиля поведения как взрослого, так и воспитанника.
В связи с введением Стандарта мы, педагоги, оказались в некотором затруднении, так как многие не готовы и не способны к организации совместной партнерской деятельности. Мы продолжаем общаться с детьми с позиции взрослый — ребенок.
Организация занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
Проблема в том, что мы не всегда знаем, как донести до детей свои мысли и чувства и как понять их?
Как же правильно общаться с детьми, чтобы понимать друг друга и взаимодействовать на равных?
Именно этим мы сейчас будем заниматься, обсуждая разнообразные ситуации. У каждого из вас есть в руках маленький декоративный камень, с помощью которого разделитесь, пожалуйста, на пары.
Зачитываются ситуации:
Ситуация 1
У ребенка проблема — стукнул товарищ. Воспитатель в это время готовится к занятию.
Ребенок: Петя стукнул меня, поэтому….
Воспитатель, не поднимая головы, ответила: я слышу тебя, продолжай.
Ребенок: поэтому я дал ему сдачи, потом он опять меня стукнул.
Воспитатель, продолжая заниматься своим делом, ответила: говори, говори, я слушаю.
Ребенок: ладно, неважно! (уходит)
Скажите, пожалуйста, что в этой ситуации не так? Можно инсценировать ваш вариант, можно просто проговорить. (Если ответ педагогов совпадает с примером, то ведущий переходит к выводу, если не совпадает, зачитывается рекомендуемый вариант).
Ребенок: Петя стукнул меня, поэтому…
Воспитатель поворачивается к ребенку и внимательно слушает.
Ребенок: поэтому я дал ему сдачу, потом он опять меня стукнул — еще больнее! Он плохой!
Воспитатель: да, тебе конечно обидно, неприятно…
Ребенок: знаете что? Теперь я буду играть с Ромой. Он не дерется.
Вывод: попытки достучаться до кого-то, кто только говорит, что слушает, могут привести в уныние. Гораздо легче рассказать воспитателю о своих неприятностях, если он действительно слушает.
Вместо того чтобы слушать вполуха, слушайте внимательно!
Ситуация 2
Ребенок подходит к воспитателю с жалобой, что у него опять взяли собственную игрушку.
Ребенок: Маша взяла мою игрушку и не отдает.
Воспитатель: ты уверена, что сама не отдавала?
Ребенок: уверена. Она лежала на столе, когда я пошла в туалет!
Воспитатель: ну чего же ты хочешь, если разбрасываешь везде свои игрушки!
Почему-то у тебя всегда берут вещи без твоего ведома. Это уже не первый раз. Я все время тебе повторяю: убери игрушки в шкаф. Проблема в том, что ты никогда меня не слушаешь!
Скажите, пожалуйста, что в этой ситуации не так? Можно инсценировать ваш вариант, можно просто проговорить. (Если ответ педагогов совпадает с примером, то ведущий переходит к выводу, если не совпадает, зачитывается рекомендуемый вариант).
Ребенок: Маша взяла мою игрушку и не отдает.
Воспитатель: да?
Ребенок: я оставила ее на столе, когда пошла в туалет, и Маша взяла ее.
Воспитатель: хм, надо подумать, как быть.
Ребенок: она у меня уже много раз забирала игрушку.
Воспитатель: Ого! Что же делать?
Ребенок: О! Я знаю. Теперь, когда буду выходить из группы, буду убирать игрушку в шкаф.
Воспитатель: понятно!
Вывод: ребенку сложно думать ясно или конструктивно, когда кто-то задает вопросы, обвиняет или советует ему.
Вместо вопросов и советов, разделите переживания ребенка («Да…», «Понятно», «Хм…»).
Простые слова «Да», «Хм…» или «понятно» очень помогают. Подобные слова вместе с внимательным отношением — это стимул для ребенка понять свои собственные мысли и чувства и, возможно, придумать свое решение проблемы.
Ситуация 3
Ребенок подошел к воспитателю с еле заметной царапиной, которая появилась давно.
Ребенок: у меня царапина на пальце.
Воспитатель: не расстраивайся так, Оля (девочка заплакала). Не плачь. Это всего лишь царапина и она уже почти зажила
Ребенок: А-а-а (плачет)
Воспитатель: Прекрати! Давай намажем зеленкой.
Ребенок: не хочу зеленкой!
Воспитатель: сейчас ты ведешь себя, как маленькая!
Скажите, пожалуйста, что в этой ситуации не так? Можно инсценировать ваш вариант, можно просто проговорить. (Если ответ педагогов совпадает с примером, то ведущий переходит к выводу, если не совпадает, зачитывается рекомендуемый вариант).
Ребенок: у меня царапина на пальце.
Воспитатель: о нет. Это ужасно!
Ребенок: она у меня уже давно
Воспитатель: когда на пальце царапина, хоть и маленькая, неприятно.
Ребенок: мама мне мазала зеленкой, я осторожно брала вещи.
Воспитатель: вы с мамой сделали все необходимое, чтобы она прошла.
Ребенок: я еще приклеивала лейкопластырь…
Воспитатель: ты действительно пострадала, она так долго мешает тебе.
Вывод: странно, но как бы мы мягко не убеждали ребенка прогнать плохое чувство, он только еще больше расстраивается.
Вместо того чтобы отрицать чувства называйте их.
Если ребенок слышит название того, что он ощущает, он успокаивается. Кто-то признал его чувства.
Ситуация 4
Ребенок старшего дошкольного возраста периодически плачет в группе, хочет к маме.
Ребенок: я хочу к маме.
Воспитатель: Оля, мама на работе.
Ребенок: я хочу, хочу!
Воспитатель: я только что тебе сказала — она на работе, давай заканчивай!
Ребенок продолжает плакать.
Воспитатель: иди лучше поиграй с ребятами, у них новая игра.
Ребенок, не отвлекаясь ни на какие просьбы, продолжает плакать.
Воспитатель: ты сейчас ведешь себя как в яслях!
Скажите, пожалуйста, что в этой ситуации не так? Можно инсценировать ваш вариант, можно просто проговорить. (Если ответ педагогов совпадает с примером, то ведущий переходит к выводу, если не совпадает, зачитывается рекомендуемый вариант).
Ребенок: я хочу к маме.
Воспитатель: Я бы хотела, чтобы мама сейчас была бы с тобой.
Ребенок: я сильно к ней хочу!
Воспитатель: я слышу и вижу, как сильно ты хочешь к маме.
Ребенок: я бы хотела, чтобы она сейчас пришла и забрала меня.
Воспитатель: я бы хотела стать волшебницей, чтобы наколдовать тебе появление мамы.
Ребенок: ну…может тогда я пойду к ребятам, посмотрю новую игру?.
Воспитатель: ага!
Вывод: когда дети хотят что-то, чего у них нет, взрослые обычно пытаются логически объяснить, почему у них этого нет. Часто чем усерднее мы объясняем, тем сильнее они выражают несогласие.
Вместо объяснений и логических выводов покажите, что вам понятны желания ребенка.
Иногда, если кто-то понимает, как сильно ты желаешь чего-то, реальность гораздо легче пережить.
Из всего, ранее сказанного, делаем вывод, что детям необходимо помогать справиться со своими чувствами.
Далее педагоги получают описание ситуаций, которые помогут им вернуться в свое прошлое и представить себя ребенком.
Вернитесь в свое прошлое и представьте, что вы ребенок, слушающий вашего воспитателя. Пусть смысл этих слов дойдет до вас. Что они заставляют вас чувствовать? Когда у вас появится ответ, запишите его.
- «Опять от твоих грязных сапог в раздевалке песок! Почему ты постоянно не вытираешь ноги?.. Что с тобой происходит? Ты когда-нибудь можешь что-нибудь делать правильно?.. Сколько раз надо повторять, чтобы ты вытирал ноги перед тем как заходить? Проблема в том, что ты никогда не слушаешь».
Будучи ребенком, я бы почувствовал: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- « На улице уже холодно, а ты опять не надела кофту и колготки под комбинезон! Какой надо быть глупой? Это действительно глупо».
«Посмотри, как ты ешь! Ты отвратительна».
«Надо быть неряхой, чтобы так испачкать свою одежду. Ты просто как поросенок».
Будучи ребенком, я бы почувствовал: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- «Если ты через минуту не выплюнешь эту жвачку, я открою тебе рот и сама вытащу ее».
«Если я сосчитаю до трех и ты не оденешься, мы с ребятами уходим на экскурсию без тебя!»
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- «Я хочу, чтобы вы убрались в группе прямо сейчас».
«Помоги мне донести игрушки до участка. Скорее!».
«Ты все еще не раздала к занятию материал? Чего ты ждешь? Давай!»
Будучи ребенком, я бы почувствовал: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- «Ты думаешь, это было хорошо — выхватить у Вари книгу? Я вижу, ты не понимаешь, насколько важно иметь хорошие манеры. Тебе нужно понять, что если мы хотим, чтобы люди относились к нам вежливо, тогда мы в свою очередь сами должны вежливо к ним относиться. Ты не хотел бы, чтобы кто-нибудь отнял что-то у тебя, не правда ли? Тогда ты не должен отнимать у кого-то другого. Мы поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с нами».
Будучи ребенком, я бы почувствовал: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- «Вы, обе, прекратите этот визг! До чего вы меня хотите довести? Хотите, чтобы я заболела?»
«У меня голова уже болит! Все из-за вас. Вы меня до больницы доведете».
Будучи ребенком, я бы почувствовал: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- «Почему ты не можешь быть таким, как Саша? Он всегда выполняет все задания раньше времени».
«Лиза так хорошо ведет себя за столом. Ты никогда не застанешь ее за тем, что она крошит хлеб».
Будучи ребенком, я бы почувствовал: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- «Ты мне наврала, что не брала игрушку, не так ли? Знаешь, что будет, когда ты вырастешь? Тебе никто не будет верить».
«Продолжай вредничать. Увидишь, никто никогда не захочет играть с тобой. У тебя не будет друзей».
«Ты постоянно жалуешься. Когда вырастешь — тебя будут мучить все те же проблемы, и ты будешь продолжать жаловаться».
Будучи ребенком, я бы почувствовал: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скажите, пожалуйста, каких чувств у вас возникло больше, положительных или отрицательных? (По желанию, педагоги рассказывают о своих чувствах)
Вы заметили, что все эти названные ситуации были направлены на понижение самооценки ребенка.
В 1-ой ситуации в словах воспитателя звучали осуждение и обвинение. Другие педагоги, когда представляли себя ребенком, написали следующее: «Пол в раздевалке важнее, чем я», «Я солгу ей и скажу, что это был не я», «Я дурак», «Ты говоришь, что я никогда не слушаю, так я и не буду».
Во 2-ой ситуации в словах воспитателя звучала ругань. Другие педагоги написали следующее: «Она права, я глупая и не могу постоянно следить за чистотой своей одежды», «Я ей устрою. В следующий раз я опять не надену то, что она хочет», «Терпеть ее не могу», «Ну, опять она за свое!».
В 3-ей ситуации в словах воспитателя звучали угрозы. Другие педагоги написали следующее: «Хочется плакать», «Мне страшно», «Оставь меня одного».
В 4-ой ситуации в словах воспитателя звучали приказы. Другие педагоги написали следующее: «Попробуй заставь нас», «Не хочу никуда идти», «Я напугана», «Ненавижу ее».
В 5-ой ситуации в словах воспитателя звучали нотации и морализаторство. Другие педагоги написали следующее: «Болтай-болтай», «Кто-нибудь слушает ее?», «Я тупой», «Я хочу уйти», «Скучно, скучно, скучно».
В 6-ой ситуации в словах воспитателя звучали мученические высказывания. Другие педагоги написали следующее: «Чувствую себя виноватой», «Я боюсь, что из-за меня она заболеет».
В 7-ой ситуации в словах воспитателя звучали сравнения. Другие педагоги написали следующее: «Она всех любит больше, чем меня», «Ненавижу Лизу», «Чувствую себя неудачником».
В последней ситуации в словах воспитателя звучали пророчества. Другие педагоги написали следующее: «Мне тоже можно верить, я докажу», «Она права, я никогда ничего не добьюсь», «Я обречена».
Если мы, будучи взрослыми, испытываем эти чувства только от чтения каких-то слов на странице, что настоящие дети должны ощущать?
Есть несколько навыков, которые позволят взаимодействовать с детьми без насилия над их самооценкой и без того, чтобы оставлять их с такими плохими чувствами. Не всякий навык подойдет лично вам. И нет ни одного, который работал бы всегда. Однако эти навыки создают атмосферу уважения, в которой начинает созревать дух взаимодействия.
Чтобы добиться взаимодействия: (на доску прикрепляются правила)
1.Описывайте, что вы видите, или описывайте проблему.
Педагогам предлагается самим изменить одну из ситуаций, применив данное правило. Если внесенные изменения правильные, то ведущий переходит к выводу, если нет, зачитывается рекомендуемый пример.
Например, в 1-ой ситуации лучше сказать: «Дети, обратите внимание на свои сапоги. На них много грязи».
Сложно делать то, что необходимо, когда люди говорят, что ты ведешь себя неправильно. Легче сосредоточиться на проблеме, когда кто-нибудь просто описывает ее тебе. Когда взрослые описывают проблемы, это дает детям возможность самим сказать, что надо делать.
- Предоставляйте информацию.
Педагогам предлагается самим изменить одну из ситуаций, применив данное правило. Если внесенные изменения правильные, то ведущий переходит к выводу, если нет, зачитывается рекомендуемый пример.
Например, во 2-ой ситуации лучше сказать: «Мы замерзнем и заболеем, если не будем одеваться по погоде», «Мы будем отвратительно выглядеть, если не будем пользоваться салфетками и есть руками».
Гораздо легче воспринимать информацию, чем обвинения. Когда детям предоставляют информацию, они обычно могут сами понять, что им нужно сделать.
- Скажите одним словом.
Педагогам предлагается самим изменить одну из ситуаций, применив данное правило. Если внесенные изменения правильные, то ведущий переходит к выводу, если нет, зачитывается рекомендуемый пример.
Например, в 5-ой ситуации лучше сказать: «Егор, хорошие манеры».
Дети не любят слушать лекции, проповеди и длинные объяснения. Для них чем короче напоминание, тем лучше.
- Говорите о своих чувствах.
Педагогам предлагается самим изменить одну из ситуаций, применив данное правило. Если внесенные изменения правильные, то ведущий переходит к выводу, если нет, зачитывается рекомендуемый пример.
Например, в 3-ей ситуации лучше сказать: «Меня беспокоит, когда ты жуешь жвачку. Не хочу, чтобы ты подавился», «Я не люблю, когда опаздываем на экскурсию».
Дети имеют право услышать об искренних чувствах взрослого. Описывая, что мы чувствуем, мы можем быть честны с ними и не обижать их.
Далее зачитываются несколько вариантов высказывания воспитателя. Педагоги называют свои чувства, которые возникли после услышанного.
Вам четыре года. В течение дня воспитатель говорит вам:
«Ешь свое рагу. Овощи полезны для тебя».
«Дай я побыстрее приклею твой цветок».
«Ты устал. Посиди отдохни».
«Я не хочу, чтобы вы вместе играли в этом уголке. Вы только балуете».
«Уверен, что тебе не надо в туалет?»
Ваша реакция….
Можно с уверенностью сказать, что вы бы не хотели, чтобы ваши дети испытывали по отношению к вам такие чувства, которые вы только что описали.
Когда люди попадают в зависимое положение, вместе с небольшой признательностью они обычно испытывают огромную беспомощность, бесполезность, возмущение, разочарование и злобу. С одной стороны, дети, несомненно, зависят от нас. Поскольку они маленькие и неопытные, мы должны очень многое делать для них, говорить и показывать им. С другой стороны, зависимость от нас может привести к враждебности.
Есть несколько способов помочь детям стать ответственными людьми, способными жить самостоятельно.
Педагогами по очереди зачитывают памятку.
Чтобы поощрить самостоятельность:
- Позвольте детям делать выбор.
Можно спросить у детей: «Что для вас лучше? Погулять сегодня перед занятиями или после?»
Выбор такого типа позволяет ребенку приобрести полезные навыки для принятия своих собственных решений.
- Показывайте уважение к усилиям ребенка.
Ситуация.
Дети собираются в раздевалке на прогулку. Одна девочка очень долго не может завязать шнурки.
Воспитатель: что ты так долго копаешься?
Лучше сказать: «Завязывание шнурков часто требует кропотливой работы пальцев».
Когда усилия ребенка уважают, он решается делать работу самостоятельно.
- Не спешите отвечать на вопросы.
Ситуация.
Петя спросил у воспитателя: откуда берется дождь?
Воспитатель сразу постаралась ответить: дождь возникает вследствие испарения и конденсации влаги. Дело в том, что происходит…
Лучше сказать: «Интересный вопрос. А как ты думаешь?»
Когда дети задают вопросы, они заслуживают того, чтобы первыми найти ответы на них.
- Предложите детям самим искать источники информации.
Ситуация.
Дети на прогулке увидели кошку и спросили воспитателя: эта кошечка как будто болеет. Что делать?
Лучше сказать: «Хм… Интересно, продавец зоомагазина может что-нибудь посоветовать?»
Мы хотим показать нашим детям, что они не полностью зависят от нас. Мир за пределами дома и детского сада – зоомагазин, зубной врач, школа, строитель — тоже можно призвать на помощь, чтобы решить свои проблемы
- Не лишайте ребенка надежды.
Ситуация.
Ребенок хочет сыграть главную роль в спектакле для малышей. Он спросил у воспитателя можно ли?
Воспитатель: послушай. Не хочу, чтобы ты разочаровалась. Зачем тебе главная роль, когда ты стесняешься и тихо говоришь? Может, взять менее важную роль.
Лучше сказать: «Значит, ты хочешь попробовать сыграть главную роль. Это будет опыт для тебя».
Вместо того чтобы готовить ребенка к разочарованию, дайте ему самому все выяснить и прочувствовать. Стараясь оградить ребенка от разочарования, мы лишаем его надежды, стремления и иногда воплощения мечты.
В следующем упражнении вы найдете описание четырех разных ситуаций, в которых кто-нибудь хвалит вас. Пожалуйста, разделитесь на 4 группы, прочитайте ситуацию, которая досталась вашей группе, и напишите вашу реакцию на полученную похвалу.
Ситуация 1. К вам на обед заявляется нежданный гость. Вы готовите куриный суп-пюре из пакетика, добавляете туда остатки оставшейся у вас курицы и подаете вместе с рисом быстрого приготовления. Ваш гость говорит:
- Ты отличный повар!
Ваша внутренняя реакция:______________________________________________
____________________________________________________________________
Ситуация 2. Вы только что сняли свитер и джинсы и переоделись в новый костюм, чтобы пойти на важную встречу.
Ваша знакомая подходит к вам, оглядывает вас и говорит вам:
- Вы всегда так красиво одеваетесь!
Ваша внутренняя реакция:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 3. Вы ходите на курсы. После оживленной дискуссии, в которой вы принимали участие, к вам подходит один из слушателей и говорит:
- У вас блестящий ум!
Ваша внутренняя реакция:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 4. Вы только начали учиться игре в теннис, но как бы вы ни старались, у вас все еще не получаются подачи. Мяч постоянно или попадает в сетку, или вылетает за пределы корта. Сегодня вы играли с новым партнером, и ваша первая подача попала туда, куда вы и хотели.
Ваш партнер вам говорит:
- О, отличная подача!
Ваша внутренняя реакция:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если большинство назвали положительные реакции, то задается вопрос: всегда ли похвала может быть положительной?
Мы часто хвалим друг друга, но можно и отрицательно отреагировать на похвалу.
Кроме приятных чувств она может вызвать и другую реакцию.
Она может заставить вас сомневаться в том, кто хвалит. («Если она думает, что я хороший повар, она либо врет, либо понятия не имеет о вкусной еде»)
Похвала может привести к немедленному опровержению. («Всегда красиво одета! Вы бы видели меня час назад!»)
Похвала может предвещать неприятности. («Но как я буду выглядеть на следующем собрании?»)
Похвала может заставить вас сосредоточиться на своих недостатках. («Блестящий ум? Вы шутите?»)
Похвала может породить тревогу или помешать вашей активности. («Я никогда больше не смогу так же ударить по мячу. Теперь я действительно переживаю»)
Похвала может также восприниматься как манипуляция. («Что этому человеку надо от меня?»)
Мы очень часто хвалим детей, говоря оценочные слова и не разбираясь, что именно понравилось.
Такие оценочные слова, как хороший, красивый, фантастический и молодец, заставляют детей чувствовать себя неловко, как вы уже, наверное, ощутили на себе, выполняя упражнение.
Полезная похвала состоит из двух частей.
- Взрослый с уважением описывает, что он видит или чувствует.
- Ребенок, услышав описание, способен сам себя похвалить.
Как вы поведете себя в следующей ситуации?
К вам подошел четырехлетний ребенок и протянул свои каракули со словами:
- я вот что нарисовал!
Обсуждение
Учитывая рекомендации по описательной похвале, можно сказать так:
- Я вижу, ты нарисовал тут кружок, кружок и еще кружок, потом завитки, завитки, завитки, завитки… точку, точку, точку и черточку, черточку, черточку, черточку! Как тебе удалось додуматься до такого?
Ребенок может с гордостью ответить, потому что я художник!
Сказать «замечательно» о чем-то гораздо проще, чем действительно посмотреть на это, ощутить что-то внутри и подробно описать.
Взрослый описывает, а ребенок действительно хвалит себя.
Первый шаг, который делает педагог, решивший построить партнерские взаимоотношения, заключается в смене его позиции.
Взрослый отказывается от формального отчета за все и всех, стремится наладить содержательные взаимоотношения между детьми, он не подменяет собой, своими действиями и объяснениями то, что дети смогут сделать самостоятельно.
Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Дорогие коллеги, благодарю вас за участие! Скажите, какие эмоции вызвали у вас задания тренинга? Что из услышанного, по вашему мнению, действительно поможет вам в формировании взаимоотношений с детьми? Давайте поаплодируем себе!
Устимова Оксана Геннадьевна,
педагог-психолог ЧДОУ «Детский сад «Кораблик»
Ярославская область, г. Гаврилов-Ям