«Акватерапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.»
СЛАЙД 1
Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотели бы представить Вашему вниманию проект «Малышковая акватория».
Актуальностью нашего проекта является то, что педагоги и психологи детских учреждений давно пытаются найти универсальные средства взаимодействия с детьми и взрослыми с различными целями, особенно в период адаптации детей раннего возраста к условиях детского сада. На наш взгляд одним из таких универсальных средств являются игры с водой. Ни для кого не секрет, что вода оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку, поднимает настроение, оказывает тонизирующее действие…
За основу нашего проекта мы взяли одно из направлений физиотерапии и медицины – акватерапия и криотерапия. (Криотерапия – одна из нетрадиционных методик здоровьесберегающих технологий, заключающаяся в использовании игр со льдом.)
СЛАЙД 2
Что же мы хотим получить на выходе от этого проекта?
Целью нашего проекта является создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста в период адаптации.
Так как в своей работе мы используем приемы акватерапии и криотерапии, задачами проекта являются:
- Стабилизация эмоционального фона и снятие психоэмоционального и физического напряжения в период адаптации к детскому саду.
- Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
- Формирование интереса к детскому саду посредством игр с водой (т.к. у ребенка формируется интерес – «Здесь интересно, здесь весело».
СЛАЙД 3
Итак, мы предлагаем рассмотреть наш проект в форме «Интерактивной карты «Малышковая акватория». В данной интерактивной карте собраны материалы, которые отражают различные направления реализации данного проекта. Интерактивная карта поможет педагогу на практике реализовать предложенный проект.
Карта представлена разноцветными мыльными пузырями, нажав на которые мы попадаем в соответствующий раздел. Нажав на одну из кнопок на интерактивной карте, мы попадаем на яндекс.диск с подборкой материалов по данной теме.
Что же включает в себя интерактивная карта? Она включает в себя следующие разделы: (читаем со слайда)
Аквазона (материально-техническое обеспечение)
В данном разделе мы попытались собрать в одном месте все, что необходимо для создания развивающей предметно-пространственной среды для игр с водой. Здесь представлены как готовые игровые центры для игр с водой со ссылками на сайты, где можно приобрести данное оборудование. Также здесь собрано описание оборудования, которое можно приобрести в хозяйственных магазинах города с примерными ценами. ТО есть все что нужно нам для игр с водой мы можем найти в одном месте.
А вот, например, пузырь «Художественное слово». Что же кроется в нем? Здесь собрана вся художественная литетратура, которую мы смогли найти на сегодняшний момент (подборки стихотворений, потешек, сказок, поговорок о воде)
Лопаем следующий пузырь «Малышкины опыты». Данный раздел наполнен интересными опытами для наших самых маленьких детей. Нажав на один из предложенных опытов мы попадаем на страницу с инструкцией по проведению.
Все остальные разделы работают по такому же принципу. Не будем на них останавливаться.
СЛАЙД 4
Проект «Малышковая акватория» мы только начали реализовывать в детском саду: оборудована «Аквапанель» (Стоимость данной панели нам обошлось в 3000 рублей), в группах раннего возраста проведены мероприятия «День мыльного пузыря», «День воды» и др.
С 1 августа начала работу группа адаптации. На протяжение прошедшего периода мы заметили, что процесс адаптации по сравнению с прошлым годом проходит намного легче. Мы склонны думать, что часть проекта «Малышковая акватория» позволило детям раннего возраста легче адаптироваться к условиям детского сада.
Надеемся, что представленный опыт работы найдет отклик у заинтересованных и творческих коллег. Спасибо за внимание!
Опыты с водой.
Опыт №1 «Разноцветная вода» (Окрашивание воды)
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (ѐмкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей.
Ход опыта: Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку, и привлекая внимание детей встряхивает еѐ. Вода окрашивается в цвет, нанесѐнной на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. Отвечают на вопрос: в какой цвет окрасилась вода. Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в неѐ добавить краску
Опыт №2 «Вода – наша помощница»
Игровая ситуация «Девочка чумазая»
Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды. Материалы: кукла, кувшин с водой, салфетка, таз. Создание проблемной ситуации: внесение куклы с грязными руками. Обыгрывание ситуации (наблюдение детей за мытьѐм рук куклы из кувшина с водой над тазом, вытирание). Наводящие вопросы к детям, выслушивание ответов детей, поощрение, подсказывание нужных слов, затем совместное обобщение сказанного. Подведение детей
Опыт №3 «Большая стирка»
Таз с водой и несколько кукольных платьев или просто тряпочек – это все, что нужно, чтобы малыш надолго занялся делом. Также можно натянуть веревку (например, между двух стульев) и при помощи прищепок вешать игрушечную одежду сушиться.
Опыт №4 «Автомойка»
Чтобы приучить кроху к уходу за своими вещами, поиграйте с ним в автомойку. Резиновые и пластиковые игрушки малыш сможет самостоятельно помыть в мыльном растворе, а затем сполоснуть под проточной водой.
Опыт №5 «Рыбалка»
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
– Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
– Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку».
Опыт №6 «Тонет-не тонет»
Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева;
закрепить понятие у детей «тонет – не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Оборудование: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов, «чудесная коробка», 2 больших коробки синего и красного цвета, большая кукла.
В группу входит плачущая кукла Таня.
Воспитатель: – Почему ты плачешь, Таня?
Кукла: – Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.
Воспитатель: – Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)
Воспитатель: – Ребята, а как вы думаете, наши мячики тоже не тонут? Давайте узнаем. (У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)
Дети опускают маленькие мячики, сделанные из резины и пластмассы, а так же деревянные шарики в воду (большая чаша с водой стоит на столе), наблюдают за ними и приходят к выводу, что эти шарики и мячи не тонут, так как они деревянные, пластмассовые, резиновые. Шары и мячи достают из воды, вытирают насухо и складывают в корзину.
Воспитатель: Таня, а из чего сделан твой мячик?
Таня: из резины, он резиновый.
Воспитатель: Ребята, утонет ли Танин мячик? Мы попросим взрослых, они достанут твой мячик.
Д/и «Тонет- не тонет».
(Воспитатель держит в руках красную коробку.)
Воспитатель: – Что это?
Дети: – Коробка.
Воспитатель: – А что в ней лежит?
Дети достают из коробки предметы, рассматриваю их и проводят опыты «тонет – не тонет». Те предметы, которые тонут ( металлические) складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные, пластмассовые, резиновые) – в красную.
Вывод: резиновые, деревянные, пластмассовые предметы не тонут, а стеклянные, металлические тонут.
Опыт № 7 «Поливаем цветы»
Вам потребуется: детская лейка.
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать водой. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку-леечку возьмём
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка!
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребенок изучает свойства и назначение предметов, знакомится с растительным миром.
Опыт № 8 «Выжми мочалку»
Вам потребуются: две емкости, поролоновая губка. Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды — в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое. Игра развивает мелкую моторику.
Опыт № 9 «Кораблики»
Вам потребуются: тазик, бумага.
Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребенок повторит ваши действия. Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Опыт № 10 «Пена»
Цель: научить детей делать пену из шампуня Оборудование: в таз наливают тёплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пена. В такой воде можно искупать куклу.