https://rutube.ru/video/df219686e5e7a93036e9822c7c3c555b/

Сценарий концерта, посвященного  220-летию  со дня рождения  М. И. Глинки 1804-1857

«Музыка – душа моя»

Дата проведения 26 апреля 2024 год

Место проведения: Концертный зал МБУ ДО «Краснолучская ДМШ»  

Автор сценария и ведущая концерта преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО «Краснолучская ДМШ»  Борисова Галина Александровна.

 

1-й ведущий

Однажды на уроке рисования учитель указал своему ученику на рассеянность. 

На следующем уроке внимания было и того меньше. Мудрый учитель, догадавшись в чем дело, сказал ему: «Ты только и думаешь о своей музыке».

Мальчик взмолился: «Ну, что же мне делать? – Музыка – душа моя».

Этим десятилетним мальчиком был Миша Глинка, будущий композитор, прославивший русскую музыкальную культуру на весь мир.

 

2-й ведущий

О своем детстве Глинка вспоминал: «Живейшим поэтическим восторгом наполняли мою душу колокольные звоны.

С огромным нетерпением я ждал и приезда папиного брата с его оркестром. Мне было дозволено брать любой инструмент и даже пробовать играть на нём».

… плохо было то, – писал позже композитор, что во время наполеоновского нашествия мы были вынуждены покинуть наше имение. Зато я много узнал о героизме и подвигах русских людей и увековечил их в своей музыке.

 

1-й вед.

Мало кто знает, что Глинка первый из русских композиторов написал свою биографию.

Обладал огромным чувством юмора, особенно по отношению к самому себе, он с юмором описал жизненные приключения и назвал этот труд просто и скромно «Записки». Там есть одна интересная история.

 

2-й вед.

Догадываюсь, о чём она!

Добрый и вежливый Миша никогда не перечил своему отцу, а тот не соглашался отпустить сына за границу, в Италию, чтобы поучиться музыкальному мастерству.

Пришлось подговорить доктора лечившего Мишу, и он убедил отца в необходимости поездки для поправки здоровья. Радости не было конца!

 

1-й вед.

Радости и пользы, потому что по пути в Италию, Глинка познакомился в Германии с известным и талантливым педагогом, профессором Зигфридом Деном, который стал его преподавателем и другом на долгие годы.

Потом поездки стали регулярными и всегда с грустью Глинка уезжал из любимого Петербурга.

Он даже написал 12 романсов и назвал сборник «Прощание с Петербургом». Романсы там светлые, грустные, нежные, задушевные. Один из них называется «Жаворонок». 

 

2-й вед.

Представьте себе дом, где много комнат. В одной из них живёт более 20 певчих птиц. Это питомцы М.Глинки.

У него была такая любовь к птицам, что он не только наслаждался их пением и любовался ими, но сам их кормил, ухаживал за ними и сочинял музыку о них. Пение жаворонка хорошо передаёт скрипка, особенно, когда она не одна, а ансамбль скрипачей.

Наши музыканты познакомят вас с этим произведением.

№1 «Жаворонок» Концертмейстер Ирина Бесараб

Прощаться с Петербургом пришлось и сестре Михаила Глинки – Елизавете, которую он безмерно любил. Уезжала она надолго, а ему так не хотелось расставаться с дорогим человеком…

Музыка помогла пережить разлуку, спасла его от горьких чувств и сожаления. Пригодился пример его учителя музыки Джона Фильда, который любил сочинять ноктюрны.

1-й вед.

Да был такой педагог у Глинки, он дал ему лишь три урока. Фильд является создателем жанра ноктюрна, у него их 20, а у Глинки – один, но какой! Глинка так и назвал этот ноктюрн – «Разлука». С особой проникновенностью и нежностью его играет Даша Горбовская. 

О, времена! О, нравы! Эти восклицания древнеримского оратора Цицерона как нельзя лучше подходят ко времени появления самого популярного и любимого танца во всём мире. 

Но тогда его считали неприличным, непристойным и даже постыдным. Англичане возмущались: «Как можно обнимать барышню за талию на глазах у всех!» И в ХIХ веке на этот танец наложили табу. Екатерина II не признавала его, а император Павел I издал такой указ: «Повелеваю: запретить употребление пляски вальсеном именуемой…!»

 

2-й вед.

И это все о вальсе! Но он пережил все запреты, изменил танцевальный мир и живет по сей день!

Ну а Глинка создал первый классический образец, который превратился в эталон русского вальса, сохранившего дух своей эпохи.

Самый нежный, поэтический, трепетный «Вальс – фантазию» играет Татьяна Арефьева.

 

1-й вед.

Конечно, Глинка не мог остаться в стороне, когда вальс покорил вначале Вену, потом Европу, а затем весь мир.

 Ритмами вальса пронизаны многие сочинения композитора, вальсы стали обязательным номером в его операх, как, например этот, нежный, светлый, его называют «розовый вальс» и звучит он в опере «Иван Сусанин».

С огромным удовольствием его играет Даша Лазарева, помогает ей Людмила Лега.

 

2-й вед.

В самой простой музыке всегда виден истинный талант.

Ведь Глинка не только сочинял музыку, он обладал писательским талантом, был педагогом-вокалистом и прекрасным пианистом.

Особенно радовал своих друзей и гостей вальсами, мелодичными, светлыми и радостными.

«Мелодический вальс» назвал Глинка эту пьесу, играть ее будет Снежана Петрина.

 

1-й вед.

Если у вас спросят, какой народ со́здал веселый танец польку – ответ, скорее всего, прозвучит незамедлительно: польский.

На этот вопрос буду отвечать я: название происходит от чешского слова PULKA, т.е. половинка, половинный шаг.  Ритм танца требует быстро переступать с ноги на ногу. Танцуют его парами. Родиной польки является Богемия, сейчас это Чехия.

 

  2-й вед.

И вот этот чешский танец полька будет звучать в нашем зале.

Хочу спросить у Влада Островского: 

– Нравится ли тебе играть на баяне?

– Ведь ты же успешно играешь и на трубе!?

 Влад отвечает.

– Слушаем «Польку» Глинки в твоем исполнении.

 

1-й вед.

Хочется сказать: «Наш Глинка, глубоко русский композитор и неутомимый путешественник!»

Он часто приезжает в Петербург и вскоре снова покидает любимый город потому, что его ждут в Польше, он – долгожданный гость в Германии, его интересует итальянская и испанская музыка, ждут его выступлений и в Париже…

Но вернемся к народной музыке Чехии. В то время почти все композиторы Европы писали польки. Они создавались для оркестров, для различных инструментов и даже были песни-польки.

 

  2-й вед.

Вот и Глинка создает свои шедевры: появляются «Детская полька», просто «Полька», и очередь дошла до «Польки концертной».

Это весёлая, радостная, легкая, неповторимая музыка.

Ее хочется слушать снова и снова. Особенно в исполнении Татьяны Арефьевой и Ларисы Борисовой.

 

1-й вед.

Летом 1847 года Глинка наконец-то вернулся в Россию из Испании.

Он так увлекся испанской музыкой, что задержался там на целых 2 года.

Как он скучал, как тосковал по Родине. И по приезду сразу взялся за работу. В короткий срок были со́зданы многие сочинения и плясовая «Камарнинская» (1948г), под музыку которой любил плясать император Александр II. 

По легенде, будучи раненым после покушения на него, упавши с коня он прошептал: «Больше уже «Камаринку» не сплясать».

 

2-й вед.

Печальный случай. Плясать не будем, а послушаем с удовольствием, тем более что П.Чайковский сказал: «Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», как дуб в жёлуде».

Приглашаем ансамбль скрипачей преподавателей.

Концертмейстер Ирина Бесараб

 

1-й вед.

«Живой родник всей русской музыки», – говорят о Глинке.

По семейному преданию ранним утром 20 мая 1804 года в селе «Новоспасское» под нежные трели соловья на свет появился мальчик.

Он так любил музыку, что не мог жить без неё.

Учился и совершенствовал своё мастерство всю жизнь. А его страсть к путешествиям не ограничилась лишь посещением зарубежных стран. Он много ездил по России, часто бывал на Украине и везде находил всё самое лучшее.

 

2-й вед.

Познакомившись с украинским поэтом Виктором Забилой, восхищённый его стихами, Глинка молниеносно сочиняет песню «Не щебече соловейко».

Сегодня её называют «народной», потому что очень любима народом. По душе она и нашему юному исполнителю Богдану Шварцу.

Концертмейстер Ирина Бесараб

 

1-й вед.

  «Солнце русской поэзии»

«Заря русской музыки» – так говорил русский критик Владимир Стасов.

Интересно, о ком это?

Если зал не знает ответ, спрошу у Виктории.

 

2-й вед.

– Сомнения нет! Конечно же Александр Пушкин и Михаил Глинка, который боготворил стихи Пушкина (да и его самого) и создал более 10 вокальных произведений (романсов) на стихи великого поэта.

Очень часто мелодию романсов исполняют музыкальные инструменты.

 

1-й вед.

У нас есть возможность услышать один из них, называется он «Признание». Стихи Пушкина. Найден он был уже после кончины Глинки.

Копейченко Маргарита нежным звучанием (блокфлейты) своего инструмента расскажет о грусти, печали и долгожданной встрече.

Поможет Маргарите Алина Высоцкая. 

 

2-й вед.

«Как е не поддаться искушению и не попробовать сочинить ещё один романс», – думал Глинка после того, как первый не имел успеха. А тут ещё он нашёл прекрасные стихи Евгения Баратынского!

 

1-й вед.

И это был первый успешный опыт композитора, романс «Не искушай» – чувства человека как на ладони.

Не часто так бывает, что одно из первых творений мастера окажется любимым, популярным, столь популярным.

По душе он и моим коллегам Надежде Пивник и Яну Филатову.

Послушаем их, думаю никто не останется равнодушным.

«Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идёт…

И на подушках осторожно

Седую бороду несёт

И входит с важностью за нею,

Подняв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей…»

Может вы узнали этого персонажа?

А если не – минутку терпения.

Теперь говорят: «Руслан и Людмила» Пушкина 

и «Руслан и Людмила» Глинки.

 

2-й вед.

А ведь дружба и совместная работа этих двух мастеров была бы долгой и плодотворной, если б так рано не погиб поэт. Но многие его произведения воспел Глинка своей прекрасной музыкой. Перед нами один из самых известных и интересных пушкинских персонажей – Ченомор.

– опера Руслан и Людмила так полюбилась слушателям, что только за один год была поставлена на сцене Петербургского Мариинского театра 34 раза. Венгерский композитор, восхищённый музыкой оперы, сделал переложение «Марша Черномора» для 2-х фортепиано, и мы его сейчас услышим.

Татьяна Арефьева, Людмила Смирнова

Мы проводили нашего героя, перелистнув лишь немногие страницы его жизни.

«Прозвучали здесь Глинки шедевры

Русский дух прославлял он и пел.

Зодчим оперы став первым

Мастерством высочайшим владел»

 

1-й вед.

  В какой бы уголок музыкальных жанров мы не заглянули, всегда найдём там сочинения Глинки.

Не перестаёт звучать музыка русского гения вот уже более 200 лет. Ну а мы не перестаём её слушать и наслаждаться ею.

Огромное спасибо вам, дорогие гости, что разделили с нами любовь к музыке.

Благодарим всех участников концерта. Отдельное спасибо и благодарность нашей постоянной помощнице Полине Владимировне Яшиной – директору Краснолучской центральной библиотеки им. Крупской. 

  Всем всего доброго, до новых встреч.

 

Ведущие – преподаватель Борисова Галина Александровна и учащаяся 7 класса  Скидан Виктория