Сценарий концерта, посвященного 220-летию со дня рождения М. И. Глинки 1804-1857
«Музыка – душа моя»
Дата проведения 26 апреля 2024 год
Место проведения: Концертный зал МБУ ДО «Краснолучская ДМШ»
Автор сценария и ведущая концерта преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО «Краснолучская ДМШ» Борисова Галина Александровна.
1-й ведущий
Однажды на уроке рисования учитель указал своему ученику на рассеянность.
На следующем уроке внимания было и того меньше. Мудрый учитель, догадавшись в чем дело, сказал ему: «Ты только и думаешь о своей музыке».
Мальчик взмолился: «Ну, что же мне делать? – Музыка – душа моя».
Этим десятилетним мальчиком был Миша Глинка, будущий композитор, прославивший русскую музыкальную культуру на весь мир.
2-й ведущий
О своем детстве Глинка вспоминал: «Живейшим поэтическим восторгом наполняли мою душу колокольные звоны.
С огромным нетерпением я ждал и приезда папиного брата с его оркестром. Мне было дозволено брать любой инструмент и даже пробовать играть на нём».
… плохо было то, – писал позже композитор, что во время наполеоновского нашествия мы были вынуждены покинуть наше имение. Зато я много узнал о героизме и подвигах русских людей и увековечил их в своей музыке.
1-й вед.
Мало кто знает, что Глинка первый из русских композиторов написал свою биографию.
Обладал огромным чувством юмора, особенно по отношению к самому себе, он с юмором описал жизненные приключения и назвал этот труд просто и скромно «Записки». Там есть одна интересная история.
2-й вед.
Догадываюсь, о чём она!
Добрый и вежливый Миша никогда не перечил своему отцу, а тот не соглашался отпустить сына за границу, в Италию, чтобы поучиться музыкальному мастерству.
Пришлось подговорить доктора лечившего Мишу, и он убедил отца в необходимости поездки для поправки здоровья. Радости не было конца!
1-й вед.
Радости и пользы, потому что по пути в Италию, Глинка познакомился в Германии с известным и талантливым педагогом, профессором Зигфридом Деном, который стал его преподавателем и другом на долгие годы.
Потом поездки стали регулярными и всегда с грустью Глинка уезжал из любимого Петербурга.
Он даже написал 12 романсов и назвал сборник «Прощание с Петербургом». Романсы там светлые, грустные, нежные, задушевные. Один из них называется «Жаворонок».
2-й вед.
Представьте себе дом, где много комнат. В одной из них живёт более 20 певчих птиц. Это питомцы М.Глинки.
У него была такая любовь к птицам, что он не только наслаждался их пением и любовался ими, но сам их кормил, ухаживал за ними и сочинял музыку о них. Пение жаворонка хорошо передаёт скрипка, особенно, когда она не одна, а ансамбль скрипачей.
Наши музыканты познакомят вас с этим произведением.
№1 «Жаворонок» Концертмейстер Ирина Бесараб
Прощаться с Петербургом пришлось и сестре Михаила Глинки – Елизавете, которую он безмерно любил. Уезжала она надолго, а ему так не хотелось расставаться с дорогим человеком…
Музыка помогла пережить разлуку, спасла его от горьких чувств и сожаления. Пригодился пример его учителя музыки Джона Фильда, который любил сочинять ноктюрны.
1-й вед.
Да был такой педагог у Глинки, он дал ему лишь три урока. Фильд является создателем жанра ноктюрна, у него их 20, а у Глинки – один, но какой! Глинка так и назвал этот ноктюрн – «Разлука». С особой проникновенностью и нежностью его играет Даша Горбовская.
О, времена! О, нравы! Эти восклицания древнеримского оратора Цицерона как нельзя лучше подходят ко времени появления самого популярного и любимого танца во всём мире.
Но тогда его считали неприличным, непристойным и даже постыдным. Англичане возмущались: «Как можно обнимать барышню за талию на глазах у всех!» И в ХIХ веке на этот танец наложили табу. Екатерина II не признавала его, а император Павел I издал такой указ: «Повелеваю: запретить употребление пляски вальсеном именуемой…!»
2-й вед.
И это все о вальсе! Но он пережил все запреты, изменил танцевальный мир и живет по сей день!
Ну а Глинка создал первый классический образец, который превратился в эталон русского вальса, сохранившего дух своей эпохи.
Самый нежный, поэтический, трепетный «Вальс – фантазию» играет Татьяна Арефьева.
1-й вед.
Конечно, Глинка не мог остаться в стороне, когда вальс покорил вначале Вену, потом Европу, а затем весь мир.
Ритмами вальса пронизаны многие сочинения композитора, вальсы стали обязательным номером в его операх, как, например этот, нежный, светлый, его называют «розовый вальс» и звучит он в опере «Иван Сусанин».
С огромным удовольствием его играет Даша Лазарева, помогает ей Людмила Лега.
2-й вед.
В самой простой музыке всегда виден истинный талант.
Ведь Глинка не только сочинял музыку, он обладал писательским талантом, был педагогом-вокалистом и прекрасным пианистом.
Особенно радовал своих друзей и гостей вальсами, мелодичными, светлыми и радостными.
«Мелодический вальс» назвал Глинка эту пьесу, играть ее будет Снежана Петрина.
1-й вед.
Если у вас спросят, какой народ со́здал веселый танец польку – ответ, скорее всего, прозвучит незамедлительно: польский.
На этот вопрос буду отвечать я: название происходит от чешского слова PULKA, т.е. половинка, половинный шаг. Ритм танца требует быстро переступать с ноги на ногу. Танцуют его парами. Родиной польки является Богемия, сейчас это Чехия.
2-й вед.
И вот этот чешский танец полька будет звучать в нашем зале.
Хочу спросить у Влада Островского:
– Нравится ли тебе играть на баяне?
– Ведь ты же успешно играешь и на трубе!?
Влад отвечает.
– Слушаем «Польку» Глинки в твоем исполнении.
1-й вед.
Хочется сказать: «Наш Глинка, глубоко русский композитор и неутомимый путешественник!»
Он часто приезжает в Петербург и вскоре снова покидает любимый город потому, что его ждут в Польше, он – долгожданный гость в Германии, его интересует итальянская и испанская музыка, ждут его выступлений и в Париже…
Но вернемся к народной музыке Чехии. В то время почти все композиторы Европы писали польки. Они создавались для оркестров, для различных инструментов и даже были песни-польки.
2-й вед.
Вот и Глинка создает свои шедевры: появляются «Детская полька», просто «Полька», и очередь дошла до «Польки концертной».
Это весёлая, радостная, легкая, неповторимая музыка.
Ее хочется слушать снова и снова. Особенно в исполнении Татьяны Арефьевой и Ларисы Борисовой.
1-й вед.
Летом 1847 года Глинка наконец-то вернулся в Россию из Испании.
Он так увлекся испанской музыкой, что задержался там на целых 2 года.
Как он скучал, как тосковал по Родине. И по приезду сразу взялся за работу. В короткий срок были со́зданы многие сочинения и плясовая «Камарнинская» (1948г), под музыку которой любил плясать император Александр II.
По легенде, будучи раненым после покушения на него, упавши с коня он прошептал: «Больше уже «Камаринку» не сплясать».
2-й вед.
Печальный случай. Плясать не будем, а послушаем с удовольствием, тем более что П.Чайковский сказал: «Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», как дуб в жёлуде».
Приглашаем ансамбль скрипачей преподавателей.
Концертмейстер Ирина Бесараб
1-й вед.
«Живой родник всей русской музыки», – говорят о Глинке.
По семейному преданию ранним утром 20 мая 1804 года в селе «Новоспасское» под нежные трели соловья на свет появился мальчик.
Он так любил музыку, что не мог жить без неё.
Учился и совершенствовал своё мастерство всю жизнь. А его страсть к путешествиям не ограничилась лишь посещением зарубежных стран. Он много ездил по России, часто бывал на Украине и везде находил всё самое лучшее.
2-й вед.
Познакомившись с украинским поэтом Виктором Забилой, восхищённый его стихами, Глинка молниеносно сочиняет песню «Не щебече соловейко».
Сегодня её называют «народной», потому что очень любима народом. По душе она и нашему юному исполнителю Богдану Шварцу.
Концертмейстер Ирина Бесараб
1-й вед.
«Солнце русской поэзии»
«Заря русской музыки» – так говорил русский критик Владимир Стасов.
Интересно, о ком это?
Если зал не знает ответ, спрошу у Виктории.
2-й вед.
– Сомнения нет! Конечно же Александр Пушкин и Михаил Глинка, который боготворил стихи Пушкина (да и его самого) и создал более 10 вокальных произведений (романсов) на стихи великого поэта.
Очень часто мелодию романсов исполняют музыкальные инструменты.
1-й вед.
У нас есть возможность услышать один из них, называется он «Признание». Стихи Пушкина. Найден он был уже после кончины Глинки.
Копейченко Маргарита нежным звучанием (блокфлейты) своего инструмента расскажет о грусти, печали и долгожданной встрече.
Поможет Маргарите Алина Высоцкая.
2-й вед.
«Как е не поддаться искушению и не попробовать сочинить ещё один романс», – думал Глинка после того, как первый не имел успеха. А тут ещё он нашёл прекрасные стихи Евгения Баратынского!
1-й вед.
И это был первый успешный опыт композитора, романс «Не искушай» – чувства человека как на ладони.
Не часто так бывает, что одно из первых творений мастера окажется любимым, популярным, столь популярным.
По душе он и моим коллегам Надежде Пивник и Яну Филатову.
Послушаем их, думаю никто не останется равнодушным.
«Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт…
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…»
Может вы узнали этого персонажа?
А если не – минутку терпения.
Теперь говорят: «Руслан и Людмила» Пушкина
и «Руслан и Людмила» Глинки.
2-й вед.
А ведь дружба и совместная работа этих двух мастеров была бы долгой и плодотворной, если б так рано не погиб поэт. Но многие его произведения воспел Глинка своей прекрасной музыкой. Перед нами один из самых известных и интересных пушкинских персонажей – Ченомор.
– опера Руслан и Людмила так полюбилась слушателям, что только за один год была поставлена на сцене Петербургского Мариинского театра 34 раза. Венгерский композитор, восхищённый музыкой оперы, сделал переложение «Марша Черномора» для 2-х фортепиано, и мы его сейчас услышим.
Татьяна Арефьева, Людмила Смирнова
Мы проводили нашего героя, перелистнув лишь немногие страницы его жизни.
«Прозвучали здесь Глинки шедевры
Русский дух прославлял он и пел.
Зодчим оперы став первым
Мастерством высочайшим владел»
1-й вед.
В какой бы уголок музыкальных жанров мы не заглянули, всегда найдём там сочинения Глинки.
Не перестаёт звучать музыка русского гения вот уже более 200 лет. Ну а мы не перестаём её слушать и наслаждаться ею.
Огромное спасибо вам, дорогие гости, что разделили с нами любовь к музыке.
Благодарим всех участников концерта. Отдельное спасибо и благодарность нашей постоянной помощнице Полине Владимировне Яшиной – директору Краснолучской центральной библиотеки им. Крупской.
Всем всего доброго, до новых встреч.
Ведущие – преподаватель Борисова Галина Александровна и учащаяся 7 класса Скидан Виктория