Технологическая карта логопедического занятия 

Ф.И.О. 

учителя-логопеда

Ульмаскулова Гульшида Идрисовна,  учитель-логопед «МБОУ С(К)ОШ № 72 г. Челябинск»
Группа, логопедическое заключение Учащиеся 2А класса                                                Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное

                                                                                   системным недоразвитием речи легкой степени             

Подгрупповое занятие

Тема занятия Мягкий знак на конце слова. Лексическая тема: Дикие животные.
Тип занятия Урок изучения нового материала, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности.
Цель Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.
Задачи Образовательные:

-познакомить детей с первым способом обозначения мягкости согласных;

-Развивать умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;

-Развивать навык правописания слов с мягким знаком на конце слова.

-Закрепление словаря по теме «Дикие животные»

Коррекционно-развивающие:

-Развивать артикуляционную  и мелкую моторику (биоэнергопластика).

-Развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).

-Развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Воспитательные:

-Воспитывать культуру речевого общения.

-Формировать функции контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

-планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

-чередовать статические и динамические задания;

-создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Универсальные учебные действия Личностные:   Формирование интереса к занятию. 

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом. 

Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, поддерживать беседу с учителем-логопедом. 

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)
  1. Учебно-демонстрационный материал: буква «Ь», снежинки, предметные картинки по лексической теме «Дикие животные», предметные картинки на слова «хор-хорь, шест-шесть, мел-мель, угол-уголь», карточки с предложениями на каждого ребенка,, карточки с буквой «Ь», текст «Лось» на ребенка, картинка по мнемотехнике, текст на ребенка «Лось», макет паровоза с вагонами, индивидуальное зеркало, компьютер, тарелочки с крупой, трубочки.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия
1 этап. Мотивационно-проблемный.
Задача логопеда Технологии, методы, приёмы и формы работы  Деятельность учителя-логопеда  Деятельность ребенка Планируемые результаты Примечание 

(Вносятся коррективы при необходимости )

Адаптировать детей к деятельности

Развитие длительного ротового выдоха.

Развитие мелкой моторики.

Личностно-ориентированные приемы.

Методы здоровьесберегающей технологии

5.Орг.момент .

-Прозвенел звонок веселый, мы урок начать готовы. Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

-Здрав-ствуй-те! (использование кинезиологических упражнений кулачок-ладошка).

6.Упражнение на  развитие дыхания «Сдуй снежинку»

7.Пальчиковая гимнастика  (мнемотехника)

Еж, медведь, барсук,енот.

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Дети здороваются, используя кинезиологические упражнения.

Дуют на снежинку на ниточке.

Выполняют пальчиковую гимнастику

Создание благоприятного психологического климата.
2 этап. Актуализация знаний по теме
Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи-        ровать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

Методы здоровьесберегающей технологии.

Частая смена вида деятельности

.

Введение в тему:

8.-У вас на столах есть тарелочки, а в них насыпана крупа, возьмем трубочки и подуем. Найдем картинки. Дуйте тихонько.

-Назовем, кого вы увидели.

Закрепление знаний о диких животных, обитающих в наших лесах.

– Четко произнесите последний звук в словах: медведь, рысь, лось. Как они произносятся, твердо или мягко? Почему?

-Что за буква, кто узнает: звука не обозначает? Может только показать, как согласную читать.

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

9.Артикуляционная гимнастика: картинки на доске.

 10.Речевая зарядка: 

-Ень-ень-ень – на севере живет олень

-Ось-ось-ось – в лесу живет лось

-Ведь-ведь-ведь – в берлоге спит медведь

11.Работа над темой.

-Деление слов на слоги: использование макета паровозик.

12.Отгадай загадки.

-В школе мною пишут на доске, мягкий знак добавь и я уже в реке. (мел-мель).

-Кур ворует хищный зверь, твердый Р в конце услышим вместе запоем теперь. (хор-хорь).

-Я давно со спортом дружен, для прыжков спортсменам нужен, с мягким знаком же назло превращаюсь я в число. (шест-шесть).

Вывод: мягкий знак не обозначает звука. Показывает, что согласный произносится мягко. -Может изменить лексическое значение слова.

Дуют тихонько на крупу, достают картинку, говорят,кого увидели. (Я увидел лося. Рысь, медведя)

Выполняет упр-я перед зеркалом сопряженно или самостоятельно.

Чтение слов парами. Объяснение лексического значения слов. 

Проводят звукобуквенный анализ слов. Рассказывают про букву мягкий знак. Делают вывод.

Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Формирование интереса к изучаемому материалу.

Различают слова по произношению. 

3 этап. Практическая деятельность.                      
А. Учебно-познавательный блок
Развивать фонематическое восприятие

Развитие орфографической зоркости

ИКТ

Деятельностный

13.Закрепление, работа в тетрадях, списывание слов парами в тетрадь. Подчеркнуть двумя чертами согласный вместе с буквой Ь.

14.Физминутка «У оленя дом большой…»  (включить запись на компьютере)

15.Дидактическая игра «Внимательные ушки»

Работа с карточками. Поднять букву Ь, если в конце слова услышишь, что согласный произносится мягко.

16.Закрепление знаний на уровне предложений. 

Работа с карточками.

17.Работа с текстом «Лось»

-прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

-Какая буква пропущена в словах? Что вы узнали про лося?

    

Отдых

Ответы ребенка. 

Работа в тетрадях. Списывание предложений, вставляя недостающие слова.

Вставить недостающую букву.

Формируются функции контроля и самоконтроля

Ответы детей.

Самостоятельная работа.

Возможно усложнение задания

4 этап.  Итоговая и рефлексивная деятельность
Подведение итогов занятия учителем-логопедом. Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

Что мы сегодня делали на занятии?

-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми заданиями?

-Тебе было интересно?

– Ты устал?

-Какое сейчас у тебя настроение?

Отвечает на вопросы логопеда по желанию. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.