Влияние танцевального искусства на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Лобанова Кристина Уразгалиевна

                                                         Музыкальный руководитель муниципального 

                                                        дошкольного учреждения «Детский сад №16  

                                                  г. Красноармейска» Саратовской области»

Одним из самых главных познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, является воображение. Включение воображение в творческую деятельность субъекта играет значительную роль в познании. Воображение создает не просто новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывает связи и закономерности окружающего мира.

Воображение является важным компонентом полноценного развития ребенка, его поведения. В последнее время в психологической и педагогической литературе все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых.

На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них, например, В. Штерн, Д. Дьюи, утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Воображение, как и любая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, как и другие психические процессы. Так же, как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное.

Предпосылки развития воображения закладываются в период младшего школьного возраста. 1 класс на отделении хореографического искусства соответствует старшему дошкольному возрасту (6 – 7 лет).  Именно в этом возрасте ребенок хорошо запоминает, воображение соединяется с мышлением, включается процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Младший школьный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). 

К концу дошкольного периода у ребенка, чье творческое воображение развивалось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представляется в двух основных формах:

а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи;

б) возникновение воображаемого плана ее реализации.

Помимо познавательно – интеллектуальной функции, которая позволяет ребенку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи, воображение у детей выполняет еще аффективно – защитную роль. Последняя функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребенка от чрезмерных переживаний и травм.

На развитие уровня воображения детей младшего школьного возраста влияет много факторов, имеются масса разных средств. Одним из таких средств является искусство. Его воздействие на духовный мир детей, на их нравственное сознание, а так же на их  воображение очень велико. К искусству мы относим музыкальную, живописную, литературную, театральную, танцевальную и другие виды деятельности. Современные мудрые родители понимают, что для полноценного развития личности маленького человечка недостаточно только занятий, развивающих умственные способности. Еще в Древней Греции обязательными предметами для развития гармоничной личности были музыка и танцы.

Занятия по хореографии в детской школе искусств достаточно действенно влияют на разные психические процессы, на становление личности ребенка, развитие его творческого потенциала.

В танцевальной деятельности дети осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов – это очень влияет на развитие воображения в дошкольном возрасте.

Проблема развития творческого воображения в младших классах отделения хореографического искусства является актуальной в современном мире. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. 

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. Но именно у них воображение развито не достаточно, т.к. воображение опирается на образы, опыт, а у детей его мало. Воображение, с одной стороны, взывает бурю эмоций, а с другой – является способом постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество, позволяет представить конечный результат своей работы, без чего не мыслима ни одна деятельность. 

Танцевальное искусство может и должно изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности. 

Занятия хореографией оказывают положительно влияние на развитие такого важного качества личности ребенка, как воображение.

 

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.  СПб: СОЮЗ, 1997.  С.66 – 69. 
  2. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко.  М.: Знание, 1986.  С.38 – 50.
  3. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопр. Психологии. М.: Знание, 1980. С.4 – 26.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М., 1967. С.15 – 20. 
  5. Кравцова, Е.Е. Художественное творчество и ребенок / Е.Е. Кравцова. М., 1972.  6 с.
  6. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу /  Е.В. Горшкова. М.: Гном и Д, 2002. 20 с.
  7. Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика / С.Л. Слуцкая. М.: Линка-Пресс, 2006. 272 с.
  8. Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. М.: Владос, 2004. 256 с.
  9. Франио, Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей / Г.С.Франио. М.: Советский композитор, 1989. 104 с.
  10. Широков, В. В. Выразительные движения младших школьников под музыку / В. В. Широков. Балашов: БГПИ, 1991. 121 с.
  11. Психология детей дошкольного возраста //  Под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение., 1964.  352 с.
  12. Развитие воображения / Психокоррекционная и развивающая работа с детьми // Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия,  1998. С.75 – 78.
  13. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина.  М., 1972. 288 с.