Исследовательская деятельность как одно из направлений по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников.

С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира живой и неживой природы, стремясь познать их. Однако в силу своего возраста ребенок не может самостоятельно этого сделать. Явления живой и неживой природы достаточно сложны и требуют тесного взаимодействия его со взрослым.

Поэтому, задача педагогов – научить детей самостоятельно находить объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, тем самым, способствовать формированию у них предпосылок естественнонаучной грамотности. А становление естественнонаучных представлений у дошкольников будет наиболее успешным через включение в образовательный процесс экспериментирования и исследовательской деятельности. Здесь необходимо придерживаться основные этапы:

1 Наблюдение

2 Постановка проблемы

3 проведение опытов и экспериментов

4 Обсуждение результатов 

Более подробно эти этапы рассмотрим на примере опытно-экспериментальной деятельности наших воспитанников.

Опыты с водой являются очень красивыми, интересными и их очень любят дети. В первом опыте мы с ребятами знакомились со свойствами воды: вода прозрачная, может быть холодной и теплой; в ней растворяются некоторые вещества (краски); чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Во втором – выяснили: когда вода капает, а когда льётся; когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся.

В следующем опыте мы углубили знания свойств и качества воды. Проведя эксперимент, дети сделали вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны, в непрозрачной – не видны.  

Цель следующего опыта: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения. В сухой стакан прикрепили салфетку изнутри пластилином ко дну, перевернули вверх дном и осторожно погрузили в воду. Затем подняли стакан и достали салфетку. Салфетка сухая потому, что в стакане был воздух, он и не пустил воду в стакан.

Может ли вода менять цвета предметов? Мы с детьми провели научный опыт и проверили это. Помещая предметы разных цветов в емкость с подкрашенной водой, мы наблюдали,  как  их цвет меняется в зависимости от цвета воды. Этот опыт помог нам понять, как происходит поглощение и отражение цветов. Например, когда красный предмет помещается в синюю воду, синий свет отражается водой, а красный отражается от поверхности игрушки. Отраженный от игрушки красный свет проходит через слой синей воды, и на выходе, смешиваясь с синим цветом, создается впечатление фиолетового цвета. А  если синий предмет поместить в красную воду, то отраженный от игрушки синий свет проходит через слой красной воды,  и на выходе, создается впечатление зеленого цвета.

Все дети очень любят игры с песком. В первом опыте мы с детьми выяснили, что же такое – песок. Дети рассмотрели песок через лупу и сделали вывод, что песок – это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. 

Во втором, познакомились со  свойствами  сухого и мокрого песка, и определили, что из сухого песка не получается слепить колобок, он  – сыпучий, шершавый, содержит пыль. Рассмотрев влажный песок, дети смогли слепить из него разные фигурки, которые впоследствии высохли, он, на ощупь мягкий, плотный. Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Однажды кто-то из детей спросил: «А что такое соль?». И мы решили исследовать соль. Определили – соль без запаха, сыпучая, сухая, соленая. Рассмотрев под лупой, увидели, что соль представляет собой кристаллы в форме кубиков. Сделали вывод, что соль – это удивительное вещество природы, необходимое людям.

Вспоминая сказку «Золушка», где злая мачеха приказала Золушке перебрать смешанные крупы и разложить их по тарелочкам, я спросила у детей: а можно ли разделить перемешанные соль и перец? Ответы были разные, и мы решили провести опыт. Цель этого эксперимента заключалась в том, чтобы показать детям, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов. Дети смешали  на бумажном полотенце соль и перец, надули небольшой воздушный шарик. Затем шерстяной тряпкой потерли шарик и поднесли его к смеси соли и перца. И произошло чудо! Перец начал прилипать к шарику, а соль осталась на столе. Это пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тряпкой, он приобрел отрицательный заряд. Поднесли шарик к смеси, перец электризуется и прилипает к шарику, а соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо.

Я  рассказала ребятам придуманную мною сказку:

 В одной сказочной стране Капеляндия кто-то забыл закрыть кран с чистой водой, и вода все капала и капала прямо на землю. И вот однажды чистая вода закончилась, а на земле появилась лужа с грязной водой. Жители сказочной страны не знают, как из грязной воды сделать чистую. Давайте мы поможем им в этом. И мы провели опыт по очистке воды. Цель: познакомить детей со способами очистки воды, развивать образное мышление, воспитывать бережное отношение к воде. Дети смешали воду с песком и землей. Затем пустой стакан накрыли несколькими слоями бумажных салфеток, и осторожно перелили грязную воду. После 2-3 раз очистки, вода стала чистой.

Также мы проводили опыты с живой природой. Цель: закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Мы с детьми сажали семена овощных культур, затем поливали, рыхлили, наблюдали за ростом. Дети сделали вывод, что семена проросли благодаря воде и воздуху. Подросший зеленый лук дети с удовольствием ели, а подросшую рассаду, мы высадили в наш огород.

Для проведения опытов и экспериментов в нашем детском саду есть лаборатория, которая оснащена всем необходимым. Дети с большим удовольствием посещают её и занимаются исследовательской деятельностью. 

Также у нас есть цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии». Цель этой лаборатории – пробудить в детях интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям. Детская цифровая лаборатория состоит из 8 лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: электричество, свет, сила, пульс и т.д. Дети занимаются в лаборатории «Температура». Цель: познакомить с понятиями «температура», «градус», «температура тела человека». Обучать ребенка измерять температуру различных объектов. 

Занятия в лаборатории «Звук». Цель: знакомить детей с органом слуха; дать первичные знания о звуке как о физическом явлении; познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».

Следующий  опыт связан с химией. Я сама аккуратно налила в колбу уксус, дети засыпали соду в шарик, затем надели шарик на горлышко колбы и наблюдали, как шарик начал надуваться сам. Вывод: при соединении соды с уксусом происходит процесс – гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

Извержение вулкана – зрелищное явление. Мы с детьми тоже попробовали сделать это. Нам понадобилось: сода, лимонная кислота, моющее средство, вода. Сначала дети смешали соду с водой, добавили моющее средство и вылили смесь в «кратер» вулкана. В отдельной колбе смешали лимонную кислоту с водой и влили раствор в жерло вулкана, и наблюдали за реакцией: из вулкана вытекала лава, она пенилась и стекала по стенкам.

Ну и в заключении ещё один опыт для определения плавучести предметов. Цель:  сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть, развивать логическое мышление, наблюдательность, упражнять в умении делать выводы на основании увиденного во время эксперимента, фиксировать результаты на листе бумаги.

Я предложила детям высказать предположения по поводу того, что произойдет, если собранные предметы опустить в воду, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Детские предположения последовательно проверялись. После эксперимента изучались сами плавающие предметы. Затем ребята фиксировали полученные результаты на картинке, и делали выводы: какие предметы плавали, а какие утонули и почему.

Исследовательская деятельность у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их развитии. Она способствует формированию познавательных интересов, критического мышления, социальных навыков и самостоятельности. Организация исследовательской деятельности требует от педагогов творческого подхода и использования разнообразных методов, что сделает процесс обучения увлекательным и эффективным. Важно помнить, что именно через исследование и открытие дети учатся понимать мир вокруг себя и находить в нём своё место.