Мастер-класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений города Благовещенска, 2024 год.

Деловая игра – «Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания»

 

Цель: познакомить музыкальных руководителей ДОУ с методами и

приемами развития творческой активности в процессе музыкального восприятия, повышать компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание».

Задачи:

  •  Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
  •  Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов для использования их в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкально-творческих способностей.
  •  Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.
  •  Активизировать мыслительную и интеллектуально-творческую деятельность педагогов в знании основных методов и приёмов по развитию творческих способностей дошкольников.
  •  Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплочённость, умение работать в команде.
  • Снять психоэмоциональное напряжение.

 

Необходимо гостей разделить на группы на цвету. У каждой фокус-группы своя нота по цвету. И так же выбрать 3 члена жюри. 

 

Теоретическая часть

Муз.рук: Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Дошкольное детство является периодом наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей. Упущение этого периода невосполнимо.

Муз.рук: Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.

Муз.рук: Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того, чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» – петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главный залог успеха – это совместное творчество с детьми.

 

Практическая часть

 

                                         Ход Деловой игры

Муз.рук: Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на деловой игре «Педагогический поезд». Предлагаем считать деловую игру своеобразным «проездом» по тропе знаний в области развития творческих способностей детей. 

РАЗМИНКА

Муз.рук: Но для того чтобы наша игра прошла хорошо сначала проведём разминку. Слушайте внимательно, хором отвечайте «Это очень хорошо» или «Это очень плохо» когда это потребуется!

Муз.рук: Как воспитаны девчата? Нам узнать сегодня надо!

Мы вам строчку начинаем, и ответ Ваш ожидаем!

Муз.рук: Собрались сегодня вместе (Это очень…)

И сегодня смех уместен (Это очень…)

Муз.рук: Будем петь, и танцевать (Это очень…)

И друг друга обижать (Это очень…)

Муз.рук: Все девченки-красотульки (Это очень…)

Любят классные танцульки (Это очень…)

Муз.рук: Мы нарядны и красивы (Это очень…)

И немножечко плаксивы! (Это очень…)

Муз.рук: В приемной ждут нас папы, мамы (Это очень…)

Мы их видеть очень рады (Это очень…)

Муз.рук: Будем мы грустить, хандрить (Это очень…)

За мастер – класс благодарить! (Это очень…)

Муз.рук: Молодцы! Мы вас изначально разделили на команды. Чтобы поближе познакомиться, мы предлагаем вам выбрать в своей команде капитана и представить свою команду. 

Муз.рук: Оценивается творчество, фантазия, смекалка команды (название команды, девиз). 

Муз.рук: А оценивать вас будет наше компетентное жюри (выбрать из муз.рук). За правильный ответ получаете балл. Вам дана минута. 

Звучит музыка, команды совещаются. По окончании времени представляют свою команду.

Муз.рук: Итак, наша первая остановка «ЗНАТОКИ РЕБУСОВ». (СКАЗКИ – ШУМЕЛКИ)

У вас на столах лежат конверты. Возьмите, пожалуйста, конверт с первым заданием. Необходимо решить ребус и сказать какое слово у вас получилось. Время одна минута.

ЗАГАДАННЫЕ СЛОВА – РЕБУСЫ: Сказка, музыка, сочинение, инструменты.

Муз.рук: В этих словах спряталось название приёма, который мы все используем в своей работе по развитию творческих способностей дошкольников. (Ответ) 

Муз.рук: Молодцы. Правильно. В методической литературе данный приём называется: «Свободное манипулирование музыкальными инструментами». Это своего рода импровизация на музыкальных инструментах. 

Муз.рук: Исполнение сказок – шумелок способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время выступлений. Звукоподражание на шумовых инструментах, с различной динамикой и темпом развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Муз.рук: Сейчас попрошу выйти первую фокус группу. Мы с вами вместе озвучим известную сказку Курочка Ряба. 

Проигрываем сказку с первой фокус-группой «КУРОЧКА РЯБА»

Жили- были Дед – КСИЛОФОН

Да Баба –ТРЕУГОЛЬНИК

Да была у них курочка Ряба: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах,тах» (голосом)

Снесла курочка яичко, да не простое, – ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

А золотое. УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Дед бил, бил-не разбил, – ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Баба била, била – не разбила. – ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Мышка бежала, – КОЛОКОЛЬЧИК

Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось – УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Плачет дед, – КСИЛОФОН

Плачет Баба, – ТРЕУГОЛЬНИК

А курочка кудахчет: –  «Кудах-тах, тах, Кудах-тах,тах» (голосом)

Не плачь, Дед, – МАРАКАС

Не плачь, Баба! – МАРАКАС

Я снесу вам яичко другое, не золотое, – УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

А простое! – ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Муз.рук: А сейчас мы с ребятами разучим сказку-шумелку «Зима в лесу»

СКАЗКА-ШУМЕЛКА «ЗИМА В ЛЕСУ» – озвучивают дети

Муз.рук: Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. – (ПАЛЬЦАМИ ПО ДОСТОЧКЕ) 

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки. – ЛОЖКИ

И вот с неба стали падать снежинки. – МЕТАЛЛОФОН

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. – ПЛАТОЧЕК

И на снегу были видны следы маленьких лапок.  – ТРЕУГОЛЬНИК

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. – ЛОЖКИ

Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы. – ШУРШАТЬ БУМАГОЙ

У всех было много еды. Белки грызли орешки, ТРЕЩОТКА

Мышки грызли зёрнышки – РУБЕЛЬ (ТОН БЛОК)

В лесу шумел холодный зимний ветер. – ДУТЬ

Но белочкам было тепло в гнёздах ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. ПИЩАТЬ

Муз.рук: Отправляемся на следующую станцию. Итак, остановка «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ»

Муз.рук: Сейчас на экране будут появляться картинки, вы должны внимательно их рассмотреть и определить, какая техника изображена на картинках. Чья команда быстрее справится, та и получает балл. (БОДИПЕРКУССИЯ)

Молодцы, справились. Да, и эту технику называют боди перкуссия. 

Боди перкуссия – это перкуссия тела –«тело-барабан» – техника владения своим телом, как «музыкальным инструментом» с элементами танца.

Муз.рук: Техника «Body Percussion» помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, помогает развить свой творческий потенциал. Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности. «Самым первым инструментом человека было и есть его тело» – говорил Карл Орф.

Муз.рук: В современное время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается.

Муз.рук: Выходите пожалуйста вторая фокус-группа. Сейчас мы попробуем эту технику проиграть с вами. 

ПРОИГРЫВАЮТ С ГРУППОЙ МУЗ. РУК, (КАРТОЧКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ Звучащих ЖЕСТОВ)

Муз.рук: А, вот так мы эту технику используем с детьми на занятиях.

ДЕТИ «ТАНЕЦ СИДЯ»

Муз.рук: Применение инновационной методики ритмо-техники Bоdy percussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей. 

Муз.рук: Отправляемся дальше. Следующая наша остановка это станция «ШИФРОВКА». Возьмите конверт номер 2. Здесь вы видите буквы. Из букв необходимо составить слово. Кто первый тот получает балл.

СЛОВО: ЯМАРИТМЦИДЕКОЛО

Муз.рук: Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения и творческих способностей детей. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Вед: Выходит третья фокус-группа. Предлагаем вам вспомнить известное стихотворение Агнии Барто «Наша Таня». 

РИТМОДЕКЛОМАЦИЯ «НАША ТАНЯ»

Вед: А, сейчас мы вам покажем, как с ребятами на занятии мы используем данный приём.

ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ Игра «Пять веселых гномов»

Вед: Лучше конечно встать и танцевать. Под музыку мы будем с вами выполнять ритмические движения, но игра будет необычная, мы превратимся с вами в музыкантов, мы будем реперы. Приготовьте пять пальцев левой руки они будут нам с вами помощниками, а правой мы будем крутить музыкальные диски. Повторяйте за мной танцуем не стесняемся, а в конце скажем все дружно ВАУ. Итак, готовы.

Пять весёлых гномиков играли в прятки,

Один из них упал головою вниз.

Гномы к телефону, голос отвечает:

Лучше попробуйте киндер-сюрприз.

Сколько, ребята, осталось гномов? Молоды.

4 гномика, 3 гномика, 2 гномика…..

Один весёлый гномик играет в прятки,

Однако тоже падает головою вниз.

Голос в телефоне снова отвечает:

Лучше попробуйте киндер-сюрприз.

Никто теперь из гномиков не играет в прятки.

Никто теперь не падает головою вниз.

Но голос в телефоне снова отвечает:

Дети получат киндер-сюрприз.

Вед: Двигаемся дальше и следующая наша станция «ТВОРЧЕСКАЯ». Возьмите конверт под номером 3. Соберите картинку и назовите данную технологию. Правильно, молодцы.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения, придаёт жизнь и свободу всему на свете».

«Хор рук» (двигательное двухголосье) – инновационная музыкально-педагогическая технология и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик. Ценность данной технологии в элементарности и простоте исполнения. Ее можно использовать как на обычных занятиях, так и на утренниках и концертных выступлениях. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия. Она очень полезна для тех детей, которые стесняются петь, проявлять себя. Способствует их раскрепощению, помогает детям раскрыться, почувствовать себя артистом.

 ХОР РУК «БАБОЧКИ И ЦВЕТОЧКИ» под музыку Чайковского П.И..

Муз.рук: Отправляемся дальше. Наш поезд приехал на самую творческую, увлекательную, интересную и новую для нас, остановка «ИМПРОВИЗАЦИЯ».

Импровизация, как указано в словаре, – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения. 

В своей работе мы чаще использовали творческие задания на ДМИ.  В этом году мы решили попробовать включить в свою работу творческие задания для тела и голоса. 

Вокальная импровизация тесно связана с творческим развитием детей, позволяет мобилизовать личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска нужных выразительных средств музыки. Дети очень любят импровизацию, так как этот вид музыкальной деятельности позволяет им реализовать личностную доминанту – стремление к самовыражению. В процессе вокальной и танцевальной импровизации можно моделировать определённые особенности музыкального языка (лад, характерные интонации, жанр, определённый ритм). Такая импровизация легко вписывается в структуру музыкального занятия. Это ещё один метод освоения музыкального языка. Вокальная и танцевальная импровизация даёт возможность услышать и увидеть каждого ребёнка в отдельности, что очень важно при преобладании фронтальных форм работы на занятии. 

И сейчас мы с вами выполним несколько творческих заданий.

Игра «ПЕРЕКЛИЧКА»

Цели: помочь детям найти способы творческой деятельности в пении и движении; закреплять исполнительские навыки.

Описание игры.

Педагог предлагает детям «прогуляться в лес». Дети двигаются в любых направлениях, «собирая грибы», «наблюдая за птицами» и.т.д. На призыв педагога, пропеваемый им на произвольный мотив, дети дают ответ: где они или чем занимаются. Вокальные фразы произвольны.

Педагог. Катя, ау, где ты, что делаешь?

Ребенок. Я, около ёлки, смотрю на иголки.

Педагог. Лена, Лена, ау, где ты прячешься в лесу?

Ребенок. Я на лесной полянке спряталась в сугроб. И т. д.

При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой ребенок.

Муз.Рук: У данного задания может быть два варианта исполнения, аккапельно и с музыкальным сопровождением. Давайте попробуем с музыкой. Желающие выйдут и продемонстрируют нам творческие способности.

МУЗЫКА ДЛЯ ИГРЫ «ПЕРЕКЛИЧКА»

ВАРИАНТЫ ДЛЯ ИГРЫ.

  1. Импровизация имён: – Как тебя зовут? – Спой имя куклы. – Как зовут друга?
  2. Импровизация звукоподражаний: – Кто как поёт? (кошка, собачка, курочка, петушок, гусёнок, цыплёнок, козлёнок и.т.д), подражания звучанию транспорта, пению птиц, звучанию муз. инструментов.
  3. Импровизация мотивов: – Закончить колыбельную на «баю- бай», плясовую на «ля-ля –ля», маршевую на «тра та-та» и. т. д.
  4. Импровизация перекличек: – А – у, ты где? – Я здесь. – Иди ко мне – Иду, иду.

– Где у нас Алёна? – Я сегодня здесь. – Как твои дела? – Хорошо. – У кого красивый бант? – Это у меня.

  1. Импровизация вопросов и ответов:

– Что-то Машеньки не слышно? – Погулять, наверно вышла.

– Мышка, мышка, что не спишь, – Я боюсь уснуть, сестрица,

– Что соломкою шуршишь? Кот усатый мне приснится.

– Зайка, зайка, где бывал ? – На лужайке танцевал.

– Что ты хочешь кошечка?  – Молочка немножечко.

– Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки.

– Гуси, гуси, где ваш дом? – Возле речки под кустом.

– Где наш Петя – петушок?  – Ку- ка- ре- ку!

– Ты куда идёшь? – Я иду домой.

  1. Импровизации на заданную фразу:

– Спеть песню зайки – трусишки  (на слог «ой»)

– Спеть песню неуклюжего хомячка (на слог «тю»)

– Спеть песню голодного волка (на слог «у»)

– Спеть песню хитрой лисы (на слог «а»)

– Спеть песню сердитого медведя (на слог «ры»)

– Спеть песню весёлой лягушки (на слог «ква»)

– Спеть песню трудолюбивой пчелы (на слог «жу»)

– Котик заболел – Котик выздоровел (на слог «мяу»)

Муз.Рук: На примере знакомой вам скороговорке «Ехал грека через реку видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап», мы с вами попробуем пофантазировать, используя знакомые нам средства музыкальной выразительности, а именно темп, динамика, лад, жанр, регистр. 

Выходят шесть человек, вытягивают карточки, у каждого своё задание: весёлый заяц, грустный волк, хитрая баба яга, сонный медведь, удивленная лиса, плачущий колобок.

МУЗЫКА ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ

Муз.рук: Молодцы, все справились с заданием. Пока наше компетентное жюри подводит итоги. У нас с вами динамическая пауза.

Игра «Ленивые танцы»

Жюри: На сегодняшнем семинаре собрались профессиональные педагоги, которые продемонстрировали знания современных методов, приёмов и техник в развитии творческих способностей дошкольников, СКАЗКИ – ШУМЕЛКИ, БОДИ ПЕРКУССИЯ, ХОР РУК, РИТМОДЕКЛОМАЦИЯ, ИМПРОВИЗАЦИЯ. Мы уверенны, что сегодняшний мастер класс вам принес большую пользу.

Муз.рук: В заключение нашей встречи, я предлагаю написать на ладошке своё отношение к мероприятию (участникам раздаются заготовки ладошек, они записывают и вклеивают их на панно).

ЗВУЧИТ КРАСИВАЯ МУЗЫКА

Муз.рук: В одной притче повествуется: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Пошел на луг, поймал бабочку, зажал ее в ладонях, пошел к мудрецу и спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка: мертвая или живая? А сам думает: «скажет живая – я сожму ладони и бабочка умрет – скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках будущее наших деток. Мы должны помочь им раскрыть свои способности и таланты. И пусть они радуют и восхищают нас как это чудесное творение природы. Успехов вам, уважаемые коллеги!