Мастер – класс для педагогов
«Использование логических блоков Дьенеша как средства для формирования мыслительных операций у дошкольников»
воспитателя МКДОУ «Детский сад № 185» города Кирова
Власовой Натальи Анатольевны
Цель: способствовать повышению уровня профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
– инициировать педагогов игровой образовательной технологией «Логические блоки Дьенеша»;
– создать условия для применения данного дидактического материала в практике работы с детьми.
Слайд № 1 – название темы мастер – класса
– Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер – классе «Использование логических блоков Дьенеша как средства для формирования мыслительных операций у дошкольников»
Слайд № 2
– Вырастить детей людьми, умеющими думать, рассуждать, преодолевать возникающие трудности, принимать самостоятельные решения – актуальная проблема современности. Мой многолетний опыт работы показал, что отточить ум ребенка, развить гибкость мышления интеллектуальную активность, инициативность и логику помогает математика. На сегодняшний день ФОП ДО определяет развитие интеллектуальных способностей детей в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. В современной педагогике существует множество развивающих игр и пособий для формирования элементарных математических представлений.
Слайд № 3
– Мне наиболее импонирует универсальный дидактический материал «Логические блоки Дьенеша».
– Что они из себя представляют?
Блоки Дьенеша — это не обычный конструктор. В наборе, состоящем из 48 деревянных или пластиковых элементов, нет даже двух одинаковых блоков. Каждый из них различается по форме (их четыре – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цвету (их три), размеру (их два – большой и маленький) толщине (толстый и тонкий).
Слайд № 4
Наряду с логическими блоками в работе применяются кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет – цветными кляксами, форма – контуром геометрических фигур, размер – силуэтами большого и маленького домиков, толщина – условными обозначениями толстого и тонкого человечков), а если то или иное свойство отсутствует, то данное изображение перечеркнуто.
Слайд № 5
– Основная цель использования логических блоков Дьенеша – возможность формирования мыслительных операций, важных для умственного развития детей, в комплексе и взаимосвязи.
Решаемые задачи в ходе работы с детьми -: способствовать развитию умений:
- выделять свойства предметов (одно, два, три, четыре);
- сравнивать объекты по выявленным свойствам;
- классифицировать и обобщать признаки предметов;
- понимать язык символов и связанных с ним операций.
Слайд № 6
– Чем привлекательно данное пособие?
- оно помогает детям осваивать абстрактные математические понятия в увлекательных играх, тем самым делая этот процесс ненавязчивым, радостным и творческим;
- с логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет и, что очень важно, рассуждает по ходу игры;
- «вхождение» в мир математики осуществляется постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка и той информацией, которую он готов усвоить, за счет изменения сложности игровых заданий.
Слайд № 7
Рекомендации:
– Прежде чем приступить к обучающим играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с элементами данного пособия и использовать их по своему усмотрению.
– Игры и упражнения усложняйте постепенно: переходя от развития умения оперировать одним свойством, к оперированию двумя, а затем тремя и четырьмя свойствами одновременно.
– Одна и та же игра имеет разную степень сложности, что позволяет использовать ее в работе с детьми разного уровня развития, в разных возрастных группах.
– Самостоятельное и успешное решение поставленной задачи ребенком – это та ступень, от которой следует начинать движение вперед. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Предлагаю вам окунуться в удивительный мир математики с логическими блоками. Игры, в которые мы с вами будем играть, разработаны мной, на основе игр автора – составителя данной методики.
Слайд № 8 – игры на выявление и абстрагирование свойств.
Игра для педагогов «Угощение»
– Сегодня лесные жители отмечают праздник леса. Предлагаю угостить их вкусными подарками, а передаст их Красная Шапочка, которая приглашена на праздник.
– Таня, предлагаю взять, не синее и не красное печенье. Кого ты хочешь им угостить?
– Марина и Ирина, предлагаю выбрать не синее, не круглое печенье, для кого оно?
– Оля и Люба, кому вы хотите подарить не маленькое, не тонкое печенье? Найдите его.
– А тебе, Лена, предлагаю взять не желтое, не толстое, не большое, не квадратное печенье. Для кого оно?
Слайд № 9 – игры на сравнение предметов по их свойствам.
Игра для педагогов «Построй мостик»
– На пути Красной Шапочки препятствие – глубокая речка. Как она может через нее перейти? Предлагаю выложить мостик через речку, по которому пойдет Красная Шапочка в гости к лесным жителям. Этот мостик может быть составлен из разных блоков, но синих и прямоугольных блоков рядом быть не должно. А серый волк узнал про праздник и тоже захотел туда попасть, но пойти по – другому мостику чтобы она его не видела. На этом мостике не должно быть рядом блоков круглых, толстых и маленьких.
Слайд № 10 – игры на классификацию и обобщение.
Игра для педагогов «Закрой окно»
По дороге Красная Шапочка увидела домик, в котором жили герои сказок. Они рассказали, что дождь попадает им в окна и попросили сделать им ставенки. Предлагаю вам разбиться на пары и подобрать нужные ставни для окна, из которого выглядывают герои.
Слайд № 11 – игры на логические действия и операции.
Игра для педагогов «Подбери ключ»
На входе в лес калитка, на которой висит кодовый замок. Красная Шапочка забыла ключ, предлагаю ей помочь. Рассмотрите внимательно карточку и положите рядом с ней нужный ключ. Посмотрите, правильно ли выполнили задание ваши друзья?
Игра для педагога «Подарки Красной Шапочки»
Пока Красная Шапочка шла, подарки перемешались. Предлагаю помочь разобрать их, чтобы звери и птицы не поссорились. На красную тарелку – тарелку для зверей предлагаю вам положить красные блоки. На зеленую тарелку – тарелку для птиц – квадратные блоки. А на общую тарелку (пересечение двух обручей) те блоки, которые могут взять и звери, и птицы.
Слайд № 12
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически во всех образовательных областях, в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей.
– Играя с блоками Дьенеша развивается речь ребенка, он строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький, красный, треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой круглый синий блок может стать прекрасным подарком. Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу сначала путём накладывания, затем самостоятельно выкладывая, рисуя фигуры на чистом листе.
– Совместная деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
– в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
– как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
– в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками. “Почта” – адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” – билеты, места.
Слайд № 13
Таким образом, весь комплекс заданий с блоками – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки, поднимаясь по которым, ребенок становиться умнее и сообразительнее.
Слайд № 14
Взаимодействие с родителями.
Известно, что родители – активные участники образовательного процесса, поэтому:
– создание консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;
– оформление папок-передвижек, информационного стенда;
– мастер – классы;
– совместные игры;
– индивидуальное консультирование.
Слайд № 15
В перспективе, на мой взгляд, целесообразно:
– систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп с целью реализации эффективного индивидуального подхода.
– разработать рекомендации для воспитателей по использованию в практической работе данной развивающей технологии.
– разработать цикл мероприятий для родителей воспитанников по теме: «Играем вместе».
Слайд № 16
Список рекомендуемой литературы:
– Михайлова З. А. Логика и математика для дошкольников [Текст]/ З. А. Михайлова. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.
– Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое издание /Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова. – СПб.: Акцидент, 2000.– 121с.
– Панова Е. Н. дидактические игры-занятия в ДОУ [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2006. – 79с.
Слайд № 17
Рефлексия.
Подведем итог нашего общения. Если Вы получили в ходе мастер – класса полезную и интересную для себя информацию, то предлагаю поднять блок, соответствующий первой схеме, а если частично, то блок, соответствующий второй схеме. Спасибо за внимание и активное участие.