Мастер – класс для педагогов

«Использование логических блоков Дьенеша как средства для формирования мыслительных операций у дошкольников»

воспитателя МКДОУ «Детский сад № 185» города Кирова 

Власовой Натальи Анатольевны

 

Цель: способствовать повышению уровня профессионального мастерства педагогов.

 

Задачи:

– инициировать педагогов игровой образовательной технологией «Логические блоки Дьенеша»;

– создать условия для применения данного дидактического материала в практике работы с детьми.

 

Слайд № 1 – название темы мастер – класса

 

– Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер – классе «Использование логических блоков Дьенеша как средства для формирования мыслительных операций у дошкольников»

 

Слайд № 2

 

Вырастить детей людьми, умеющими думать, рассуждать, преодолевать возникающие трудности, принимать самостоятельные решения – актуальная проблема современности. Мой многолетний опыт работы показал, что отточить ум ребенка, развить гибкость мышления интеллектуальную активность, инициативность и логику помогает математика. На сегодняшний день ФОП ДО определяет развитие интеллектуальных способностей детей в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. В современной педагогике существует множество развивающих игр и пособий для формирования элементарных математических представлений.

 

Слайд № 3

 

– Мне наиболее импонирует универсальный дидактический материал «Логические блоки Дьенеша».

– Что они из себя представляют?

Блоки Дьенеша — это не обычный конструктор. В наборе, состоящем из 48 деревянных или пластиковых элементов, нет даже двух одинаковых блоков. Каждый из них различается по форме (их четыре – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цвету (их три), размеру (их два – большой и маленький) толщине (толстый и тонкий).

 

Слайд № 4

 

Наряду с логическими блоками в работе применяются кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет – цветными кляксами, форма – контуром геометрических фигур, размер – силуэтами большого и маленького домиков, толщина – условными обозначениями толстого и тонкого человечков), а если то или иное свойство отсутствует, то данное изображение перечеркнуто.

 

Слайд № 5

 

– Основная цель использования логических блоков Дьенеша – возможность формирования мыслительных операций, важных для умственного развития детей, в комплексе и взаимосвязи.

 

Решаемые задачи в ходе работы с детьми -: способствовать развитию умений:

 

  • выделять свойства предметов (одно, два, три, четыре);
  • сравнивать объекты по выявленным свойствам;
  • классифицировать и обобщать признаки предметов;
  • понимать язык символов и связанных с ним операций.

 

Слайд № 6

 

Чем привлекательно данное пособие?

 

  • оно помогает детям осваивать абстрактные математические понятия в увлекательных играх, тем самым делая этот процесс ненавязчивым, радостным и творческим;
  • с логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет и, что очень важно, рассуждает по ходу игры;
  • «вхождение» в мир математики осуществляется постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка и той информацией, которую он готов усвоить, за счет изменения сложности игровых заданий. 

 

Слайд № 7

 

Рекомендации:

 

– Прежде чем приступить к обучающим играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с элементами данного пособия и использовать их по своему усмотрению.

– Игры и упражнения усложняйте постепенно: переходя от развития умения оперировать одним свойством, к оперированию двумя, а затем тремя и четырьмя свойствами одновременно.

– Одна и та же игра имеет разную степень сложности, что позволяет использовать ее в работе с детьми разного уровня развития, в разных возрастных группах.

– Самостоятельное и успешное решение поставленной задачи ребенком – это та ступень, от которой следует начинать движение вперед. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

 

Предлагаю вам окунуться в удивительный мир математики с логическими блоками. Игры, в которые мы с вами будем играть, разработаны мной, на основе игр автора – составителя данной методики.

 

Слайд № 8 – игры на выявление и абстрагирование свойств.

 

Игра для педагогов «Угощение»

 

– Сегодня лесные жители отмечают праздник леса. Предлагаю угостить их вкусными подарками, а передаст их Красная Шапочка, которая приглашена на праздник. 

– Таня, предлагаю взять, не синее и не красное печенье. Кого ты хочешь им угостить?

– Марина и Ирина, предлагаю выбрать не синее, не круглое печенье, для кого оно?

– Оля и Люба, кому вы хотите подарить не маленькое, не тонкое печенье? Найдите его.

– А тебе, Лена, предлагаю взять не желтое, не толстое, не большое, не квадратное печенье. Для кого оно?

 

Слайд № 9 – игры на сравнение предметов по их свойствам.

 

Игра для педагогов «Построй мостик»

 

– На пути Красной Шапочки препятствие – глубокая речка. Как она может через нее перейти? Предлагаю выложить мостик через речку, по которому пойдет Красная Шапочка в гости к лесным жителям. Этот мостик может быть составлен из разных блоков, но синих и прямоугольных блоков рядом быть не должно. А серый волк узнал про праздник и тоже захотел туда попасть, но пойти по – другому мостику чтобы она его не видела. На этом мостике не должно быть рядом блоков круглых, толстых и маленьких.

 

Слайд № 10 – игры на классификацию и обобщение.

 

Игра для педагогов «Закрой окно»

 

По дороге Красная Шапочка увидела домик, в котором жили герои сказок. Они рассказали, что дождь попадает им в окна и попросили сделать им ставенки. Предлагаю вам разбиться на пары и подобрать нужные ставни для окна, из которого выглядывают герои.

 

Слайд № 11 – игры на логические действия и операции.

 

Игра для педагогов «Подбери ключ»

 

На входе в лес калитка, на которой висит кодовый замок. Красная Шапочка забыла ключ, предлагаю ей помочь. Рассмотрите внимательно карточку и положите рядом с ней нужный ключ. Посмотрите, правильно ли выполнили задание ваши друзья?

 

Игра для педагога «Подарки Красной Шапочки»

 

Пока Красная Шапочка шла, подарки перемешались. Предлагаю помочь разобрать их, чтобы звери и птицы не поссорились. На красную тарелку – тарелку для зверей предлагаю вам положить красные блоки. На зеленую тарелку – тарелку для птиц – квадратные блоки. А на общую тарелку (пересечение двух обручей) те блоки, которые могут взять и звери, и птицы.

 

Слайд № 12

 

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически во всех образовательных областях, в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей.

– Играя с блоками Дьенеша развивается речь ребенка, он строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми.

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький, красный, треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой круглый синий блок может стать прекрасным подарком. Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу сначала путём накладывания, затем самостоятельно выкладывая, рисуя фигуры на чистом листе.

– Совместная деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

– в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

– как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);

– в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками. “Почта” – адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” – билеты, места.

 

Слайд № 13

 

Таким образом, весь комплекс заданий с блоками – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки, поднимаясь по которым, ребенок становиться умнее и сообразительнее. 

 

Слайд № 14

 

Взаимодействие с родителями.

Известно, что родители – активные участники образовательного процесса, поэтому:

 

– создание консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;

– оформление папок-передвижек, информационного стенда;

– мастер – классы;

– совместные игры;

– индивидуальное консультирование.

 

Слайд № 15

 

В перспективе, на мой взгляд, целесообразно:

– систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп с целью реализации эффективного индивидуального подхода.

– разработать рекомендации для воспитателей по использованию в практической работе данной развивающей технологии.

– разработать цикл мероприятий для родителей воспитанников по теме: «Играем вместе».

Слайд № 16

 

Список рекомендуемой литературы:

 

– Михайлова З. А. Логика и математика для дошкольников [Текст]/ З. А. Михайлова. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.

– Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое издание /Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова. – СПб.: Акцидент, 2000.– 121с.

– Панова Е. Н. дидактические игры-занятия в ДОУ [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2006. – 79с.

 

Слайд № 17

 

Рефлексия. 

 

Подведем итог нашего общения. Если Вы получили в ходе мастер – класса полезную и интересную для себя информацию, то предлагаю поднять блок, соответствующий первой схеме, а если частично, то блок, соответствующий второй схеме. Спасибо за внимание и активное участие.