ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ “Путь в страну которая называется «СЕМЬЯЛЕНД»”
Для родителей с детьми старшего дошкольного возраста.
В данной статье мною будет представлен конспект занятия педагога-психолога с родителями и детьми подготовительной логопедической группы ДОУ.
Занятие было разработано в честь объявления президента РФ 2024 год, годом Семьи.
Проведение совместных занятий — одна из форм взаимодействия педагогов и семьи. Смысл такого взаимодействия в объединении педагогов, детей и их родителей, организации живого общения членов семьи друг с другом. Очень радует, что такие занятия посещают не только мамы и бабушки, но и папы. В подобных детско-родительских занятиях преобладающей формой взаимодействия детей и взрослых является игра.
Таким образом, совместное игровое взаимодействие не только укрепляет семейные ценности и способствует гармонизации детско-родительских отношений, но и помогает родителям осознать ценность игры в дошкольном возрасте, ее развивающий аспект.
Цель занятия:
Гармонизация детско-родительских отношений, содействие в укреплении семейных взаимоотношений. Работа с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений.
Задачи занятия:
Предоставление участникам возможности улучшить внутрисемейные отношения;
2. Обучение детей и родителей навыкам эффективного общения и совместной деятельности посредством семейного творчества;
Развитие чувства сплоченности между родителями и детьми.
Требования к реализации занятия:
Занятие предназначено для детей старшей дошкольного возраста и их родителей. Количество участников 6-8 пар (6-8 родителей и 6-8 детей).
Продолжительность:
30 минут.
Методы:
– игровая терапия (упражнения)
– арт-терапия (создание рисунков)
– наблюдение за детьми и родителями (их поведением, взаимоотношениями).
Форма работы:
Групповое занятие.
Материал:
листы бумаги, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры, маркеры, ручки, цветная бумага, колокольчик, мячик, ноутбук, музыкальные записи детских песен о семье, ватман с нарисованным мостиком, трафареты чайника, «солнышки» из желтой цветной бумаги, буклеты «Родители и дети».
Ход занятия:
Упражнение «Давайте познакомимся».
Каждый называет свое имя. Педагог-психолог представляется, спрашивает — как называется страна, в которой мы живем, какие страны еще дети знают и приглашает участников отправиться в путешествие в Страну Семейную.
- Упражнение «Визитная карточка».
Психолог предлагает сделать «семейную» визу (пропуск), чтобы попасть в страну. Данное упражнение актуализирует навыки группового сотрудничества, вводит в атмосферу игры. Участникам дается 5-7 минут на то, чтобы придумать и нарисовать эмблему и написать девиз семьи на листе бумаги. После участники должны объяснить свою эмблему и девиз, рассказать о себе. После можно предложить оценить работу участников из других семей.
- Физминутка «Паровозик «Дружный».
Родители с детьми встают друг за другом и под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково» двигаются по кабинету. Таким образом, участники попадают в Страну Семейную.
4. Упражнение «Поздороваемся».
Психолог объясняет, что в этой стране есть традиция – приветствовать друг друга разными способами, предлагает выполнить следующее упражнение. Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, участники могут почувствовать все свое тело. Участники в парах (ребенок-родитель), по сигналу ведущего, должны «поздороваться» друг с другом (глазами, руками, плечами, коленями, пятками, как хочется).
Упражнение «Взаимные презентации».
Психолог предлагает участникам рассказать жителям страны о себе. Один из членов пары сидит на стуле (родитель), второй встает за его спиной (ребенок), положив первому руки на плечи.
В течение 1 минуты стоящий будет говорить про сидящего все, что знает о нем. После этого любой участник имеет право задать вопросы выступающему. Тот, кого презентуют вынужден все время молчать. Потом участники меняются местами.
6. «Мозговой штурм».
Родителям и детям предлагается принять участие в «мозговом штурме». Психолог поясняет, что в Стране Семейная есть мостик вопросов, по которому надо перейти, ответив на вопрос – «Что такое семья?». Цель «мозгового штурма» определить смысл термина «семья». Составляется два списка (детей и родителей). Обсуждение списков «семья» детей и родителей.
7. Арт-терапевтическое упражнение.
«Из каждой поездки туристы привозят различные сувениры», ведущий предлагает участникам зайти в лавку сувениров и «приобрести» в ней себе на память – чайник (загадывается загадка: «из горячего колодца через нос водица льется»).
Психолог поясняет, что в большинстве домов любимое место кухня и члены семьи любят собираться вместе и пить чай.
Арт-терапевтическое упражнение «Совместное раскрашивание чайников»: дети с родителями вместе раскрашивают чайник. Можно также предложить выполнить данное упражнение одним карандашом или мелком.
8. «Семейная гимнастика»
Ведущий приглашает участников посетить детский парк, покачаться на качелях и позаниматься «Семейной гимнастикой». Упражнение «Качели»: родители и дети под музыку «Крылатые качели», держась за руки качают руками, кружатся на месте и двигаются как им хочется, представляя себя на качелях и каруселях.
Упражнение «Лучики солнца».
Психолог говорит о том, что в Стране Семейной есть еще прекрасная традиция – обмениваться солнышками пожеланий. Упражнение «Лучики солнца»: в центре «солнышка» родители пишут «я могу», на лучиках отмечают, что они могут сделать для своего ребенка. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали. Дети украшают заготовку «солнышка» из цветной бумаги. В конце родители и дети обмениваются рисунками.
Подведение итогов.
Ведущий благодарит за участие в занятии, говорит добрые слова напутствия, желает любви и мира в семьях, предлагает вновь встать в паровозик и отправится в обратный путь. Раздаточный материал (буклеты «Родители и дети») – психолог раздает буклеты взрослым.
К Дню семьи можно подготовить буклеты «15 мая — Международный день семьи».