Муниципальный этап регионального заочного конкурса  методических разработок педагогов по исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Номинация: Лучшая методическая разработка 

 «Организация творческого проекта с детьми дошкольного возраста»

Автор конкурсного материала:

Малявкина Ольга Александровна,

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Мурманска  № 125

Методическая разработка

«Творческий проект «Мой папа лучше всех».

Педагогическая проблема: одна из актуальных задач сегодняшнего дня – популяризация семейных ценностей, сохранение семейных традиций.  Эта задача поставлена президентом на весь 2024 год. Для России семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности. Для каждого ребенка семья – это общность близких людей, где формируется эмоциональный строй человека, передаются моральные нормы и правила поведения. Важно думать о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.    Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Цель методической разработки: 

  • формировать у детей понимание значимости отца, матери, семьи в целом;
  • укрепить понятие и значение отца в семье;
  • раскрывать роль семьи в жизни каждого человека; 
  • способствовать сближению ребенка и родителя; 
  • укреплять и развивать отношения в семье;
  • расширять словарный запас;
  • привлекать родителей к воспитанию детей.

Вид проекта: познавательный.

Участники проекта: воспитанники группы, родители, воспитатель.

Задачи методической разработки:

  1. Изучить теоретические аспекты проблемы и разработать практические рекомендации по реализации проекта. 
  2. Сформировать у детей и родителей интерес к совместному отдыху, развитию общих интересов; 
  3. познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
  4. Создать благоприятные условия для семьи и воспитания детей;
  5. вызвать у участников положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
  6. Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Формы и методы вовлечения родителей и воспитанников в проектную деятельность:

  • образовательная и игровая деятельность;
  • создание игровых ситуаций;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • беседы;
  • оформление родительского уголка;
  • консультации для родителей;
  • творческое участие родителей и детей в создании коллажа.

Обогащение развивающей ППС:

  • авторские дидактические игры: «СемьЯ», «Найди тень», «Моя семья»;
  • фотоальбом «Я – это семья»;
  • картотека загадок;
  • создание кейса литературных произведений.

Планируемые результаты реализации методической разработки педагога:

  • формирование у дошкольников элементарных представлений о семье, близких родственниках; 
  • развитие у детей чувства любви, привязанности и ценности семейных отношений;
  • развитие у детей устойчивого интереса к семье, родителям, близким родственникам; 
  • повышение педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания дошкольников;
  • активизация тесного сотрудничества с родителями воспитанников, вовлечение их в работу по реализации проекта. 

Новизна: интеграция образовательных областей позволяет более эффективно организовать педагогический процесс при осуществлении проекта, объединяя традиционные и нетрадиционные подходы.

Этапы проекта.

  1. Организационный.
Проектная деятельность Задачи Срок реализации
Определить уровень знания о семье. Знания детей о ближайших родственниках (мама, папа). До начала проекта.
Тематическое планирование. Подготовка методических пособий. До начала проекта.
Организация развивающей среды. Подготовка наглядного материала. До начала проекта.

Организация развивающей среды включает:

  • Оформление группы.
  • Подбор художественной литературы, иллюстраций, картинок, аудиозаписей.
  • Создание дидактических игр.
  • Работа с родителями (беседа «Семейные традиции», организовать домашнее фото «Я помощник маме и папе» для создания коллажа).

 

  1. Планирование деятельности.

 

Проектная деятельность Задачи
Рисование: «Вместе с папой я герой», «Я похож на маму» (гуашь, восковые мелки, карандаши на выбор), раскраски. 

Лепка: «Торт» (пластилин).

Аппликация: «Дом, в котором я живу»

Развитие мелкой моторики рук, художественно-эстетических,

творческих способностей через различные виды продуктивной деятельности.

Дидактические игры: «Семья», «Найди тень», «Профессии», пазлы. Развитие мелкой моторики рук. Развитие мышления.
Двигательные игры: «Встаньте дети, встаньте в круг», «Петушок и курочка».

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик мама», «Моя семья».

Соблюдение двигательной активности детей, координация   движений, умение

ориентироваться в пространстве.

Художественная литература: В. Маяковский «Что такое хорошо», Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине», А. Барто «Дома». Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец   Иванушка», «Гуси-лебеди»,

«Волк и семеро козлят».

Музыка: «Папа может», «Бабушка рядышком», «Мамочка любимая».

Активизация речи детей просмотр познавательных книг, иллюстраций на данную тему. Эмоциональное восприятие материала через музыкальное сопровождение.
Беседы: «С кем ты живешь?», «Как 

зовут твоих родителей?», «Что 

такое семья?», «Что делает мама, папа дома?», «Чем ты можешь им помочь?», «Кем работают твои родители?».

Укрепление интереса к окружающим. Развитие словарного запаса. Обсуждение и решение проблемных ситуаций.
Консультации для родителей: «Чем занять ребенка», «Семейные традиции», «Нескучные прогулки». Повышение знаний в воспитании и заботе о ребенке.

 

  1. Заключительный.

         Совместное создание коллажа «Мой папа лучше всех», посвященный празднику День отца. Поставленные задачи решены. У воспитанников в процессе реализации проекта сформировались и закрепились понимание значимости семьи. Данный проект способствовал укреплению отношений и традиций в семье. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах семейного воспитания дошкольников. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса.

 

Список информационных источников

 

  1. Гиппенрейтер, Ю. В. Общаться с ребенком. Как? 
  2. Фабер, А., Мазлиш, Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили.
  3. Петрановская, Л. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка.
  4. Петрановская, Л. Если с ребенком трудно.
  5. Кавалло, Р, Панарезе, А. Не программируйте ребенка. Как наши слова влияют на судьбу детей.