Муниципальный этап регионального заочного конкурса методических разработок педагогов по исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Номинация: Лучшая методическая разработка
«Организация творческого проекта с детьми дошкольного возраста»
Автор конкурсного материала:
Малявкина Ольга Александровна,
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Мурманска № 125
Методическая разработка
«Творческий проект «Мой папа лучше всех».
Педагогическая проблема: одна из актуальных задач сегодняшнего дня – популяризация семейных ценностей, сохранение семейных традиций. Эта задача поставлена президентом на весь 2024 год. Для России семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности. Для каждого ребенка семья – это общность близких людей, где формируется эмоциональный строй человека, передаются моральные нормы и правила поведения. Важно думать о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Возраст воспитанников: 4-5 лет.
Цель методической разработки:
- формировать у детей понимание значимости отца, матери, семьи в целом;
- укрепить понятие и значение отца в семье;
- раскрывать роль семьи в жизни каждого человека;
- способствовать сближению ребенка и родителя;
- укреплять и развивать отношения в семье;
- расширять словарный запас;
- привлекать родителей к воспитанию детей.
Вид проекта: познавательный.
Участники проекта: воспитанники группы, родители, воспитатель.
Задачи методической разработки:
- Изучить теоретические аспекты проблемы и разработать практические рекомендации по реализации проекта.
- Сформировать у детей и родителей интерес к совместному отдыху, развитию общих интересов;
- познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
- Создать благоприятные условия для семьи и воспитания детей;
- вызвать у участников положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
- Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.
Формы и методы вовлечения родителей и воспитанников в проектную деятельность:
- образовательная и игровая деятельность;
- создание игровых ситуаций;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- беседы;
- оформление родительского уголка;
- консультации для родителей;
- творческое участие родителей и детей в создании коллажа.
Обогащение развивающей ППС:
- авторские дидактические игры: «СемьЯ», «Найди тень», «Моя семья»;
- фотоальбом «Я – это семья»;
- картотека загадок;
- создание кейса литературных произведений.
Планируемые результаты реализации методической разработки педагога:
- формирование у дошкольников элементарных представлений о семье, близких родственниках;
- развитие у детей чувства любви, привязанности и ценности семейных отношений;
- развитие у детей устойчивого интереса к семье, родителям, близким родственникам;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания дошкольников;
- активизация тесного сотрудничества с родителями воспитанников, вовлечение их в работу по реализации проекта.
Новизна: интеграция образовательных областей позволяет более эффективно организовать педагогический процесс при осуществлении проекта, объединяя традиционные и нетрадиционные подходы.
Этапы проекта.
- Организационный.
Проектная деятельность | Задачи | Срок реализации |
Определить уровень знания о семье. | Знания детей о ближайших родственниках (мама, папа). | До начала проекта. |
Тематическое планирование. | Подготовка методических пособий. | До начала проекта. |
Организация развивающей среды. | Подготовка наглядного материала. | До начала проекта. |
Организация развивающей среды включает:
- Оформление группы.
- Подбор художественной литературы, иллюстраций, картинок, аудиозаписей.
- Создание дидактических игр.
- Работа с родителями (беседа «Семейные традиции», организовать домашнее фото «Я помощник маме и папе» для создания коллажа).
- Планирование деятельности.
Проектная деятельность | Задачи |
Рисование: «Вместе с папой я герой», «Я похож на маму» (гуашь, восковые мелки, карандаши на выбор), раскраски.
Лепка: «Торт» (пластилин). Аппликация: «Дом, в котором я живу» |
Развитие мелкой моторики рук, художественно-эстетических,
творческих способностей через различные виды продуктивной деятельности. |
Дидактические игры: «Семья», «Найди тень», «Профессии», пазлы. | Развитие мелкой моторики рук. Развитие мышления. |
Двигательные игры: «Встаньте дети, встаньте в круг», «Петушок и курочка».
Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик мама», «Моя семья». |
Соблюдение двигательной активности детей, координация движений, умение
ориентироваться в пространстве. |
Художественная литература: В. Маяковский «Что такое хорошо», Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине», А. Барто «Дома». Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»,
«Волк и семеро козлят». Музыка: «Папа может», «Бабушка рядышком», «Мамочка любимая». |
Активизация речи детей просмотр познавательных книг, иллюстраций на данную тему. Эмоциональное восприятие материала через музыкальное сопровождение. |
Беседы: «С кем ты живешь?», «Как
зовут твоих родителей?», «Что такое семья?», «Что делает мама, папа дома?», «Чем ты можешь им помочь?», «Кем работают твои родители?». |
Укрепление интереса к окружающим. Развитие словарного запаса. Обсуждение и решение проблемных ситуаций. |
Консультации для родителей: «Чем занять ребенка», «Семейные традиции», «Нескучные прогулки». | Повышение знаний в воспитании и заботе о ребенке. |
- Заключительный.
Совместное создание коллажа «Мой папа лучше всех», посвященный празднику День отца. Поставленные задачи решены. У воспитанников в процессе реализации проекта сформировались и закрепились понимание значимости семьи. Данный проект способствовал укреплению отношений и традиций в семье. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах семейного воспитания дошкольников. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса.
Список информационных источников
- Гиппенрейтер, Ю. В. Общаться с ребенком. Как?
- Фабер, А., Мазлиш, Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили.
- Петрановская, Л. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка.
- Петрановская, Л. Если с ребенком трудно.
- Кавалло, Р, Панарезе, А. Не программируйте ребенка. Как наши слова влияют на судьбу детей.