Сценарий

внеклассного мероприятия по математике.

КВН  для 9-х классов

Цели и задачи:

Обучающие: 

  • Закрепление основных понятий базового уровня;
  • Контроль и оценка уровня знаний учащихся.

Развивающие: 

  • Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе;
  • Умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой;
  • Развитие логического мышления и внимания.

Воспитательные: 

  • Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
  • Воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
  • Воспитание духа соревнования; 
  • Воспитание чувства юмора.

Программа КВНа:

  • Приветствие команд.
  • Игра «Хоп».
  • Разминка.
  • «Перестрелка»
  • «Составь новое слово»
  • Минутки народной мудрости (конкурс болельщиков).
  • Музыкальный конкурс (для болельщиков).
  • Домашнее задание:
  1. Легенда о шахматной доске;
  2. Сценка «На контрольной работе по математике».
  • Конкурс Капитанов:
  1. Конкурс рекламы;
  2. “контрольная по математике”.
  • Подведение итогов  КВН.

 

Ход игры:

Ведущий 1.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ведущий 2.

Предмет “математика” настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”, – писал выдающийся ученый 17 века Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.

Песня (на мотив песни «Зайка моя»)

Плюсик ты мой, я – твой минус,
Косинус ты, я – твой синус,

Ты аксиома, я – теорема,

Следствие ты, а я – лемма.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Припев:

Я ночами плохо сплю,

Математику я так люблю,

Математику я так давно, давно люблю.

Я и днем теперь не сплю, Я и вечером не сплю,

Все учу, учу, учу, учу, учу.

Знание ты, я – шпаргалка,

Если ты нуль, то я – палка.

Ты ордината, то я – абсцисса,

Ты уголок, я – биссектриса.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Частное ты, я – делитель,

Ты знаменатель, я – числитель.

Ты мой кружок, я – твой сектор,

Ты модуль мой, я – твой вектор.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Сумма моя, а я – разность,
Дольная ты, а я – кратность,
Гипотенуза ты, я – твой катет,
Терминов нам с тобой хватит.
Ма – те – ма – ти – ка моя…

 

Ведущий 1. 

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:

  • логическое мышление
  • сильную волю
  • устойчивое внимание, сосредоточенность
  • хорошую память
  • способность к творчеству и научной фантазии
  • работоспособность, интуицию
  • находчивость и смекалку
  • чувство юмора

Ведущий 2. 

Мы хотим, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.

Итак, мы начинаем КВН!

Ведущий 1. 

Представляем жюри нашего КВНа:

1.

2.

3.

4.

Ведущий 2. 

Наш  КВН проходит под девизом: 

«Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».

В игре принимают участие 2 команды: «Формула успеха» 9-А класса и «Эрудиты» 9-Б класса.

Команды приглашаются на сцену. Давайте их поприветствуем!

Ведущий 1. Чтоб нам КВНа  не нарушать порядок,  

                      Приветствия ваши мы выслушать рады!

Определим, какая команда будет выступать первой. Для этого сыграем в игру

«Хоп». Правила игры такие: встали полукругом и будем передавать другу палочку, при этом считать 1, 2, а вместо чисел, содержащих цифру 3 и чисел, кратных 3, будем говорить Хоп. Побеждает тот, у кого последнего останется в руках палочка. Играем…

Ведущий 2. 

Для приветствия приглашается команда «Формула успеха» (выступают).

Девиз:

Мы помножим ум на ловкость,
К ним прибавим  оптимизм.
С нашей формулой успеха,
Ну соперник, ты держись!

Друзья, приветствовать мы рады

Вас всех на встрече КВН

Другой награды нам не надо

Победу мы хотим взамен.

 

Соперникам нашим

Огромный привет

Везенья и счастья,

Улыбок букет.

 

Ах, жюри!

Нас не очень-то жури!

А когда мы вступим в бой 

Ты поймёшь, кто из нас какой.

 

Судите сами, но не строго,

Сражаться будем до конца.

Готовились мы долго, много

Трудились в поте мы лица.

 

Мы будем петь и веселиться

Отгадывать, шутить, острить

И пусть жюри определит

Того из нас, кто победит.

 

Болельщиков наших попросим

Активней поддерживать нас

Уверены, что вы тоже хотите

Чтоб мы победили сейчас.

 Ведущий 1. 

Для приветствия приглашается команда «Эрудиты» (выступают).

Девиз:

Эрудиты – это ум!

Эрудиты – это мощно!

Не страшны нам тишь и шум!   

Мы в победу верим точно!

 

Всем                    присутствующим

Всем                    отсутствующим

Всем                    сочувствующим

Юмор                   чувствующим

 

Все: Сердечный математический привет

 

Какая лодка в море смеха,

Ложась порою в тихий крен,

Проводит наш маршрут с успехом:                   

Все:   Это наш школьный КВН   

Сегодня день у нас такой счастливый

Сегодня КВН у нас.

Соперники, мы вам желаем:

Быть первыми, но только после нас.

Жюри!

Не раздавай очки направо и налево.

Сражаться мы готовы до утренней зари.

Улыбкой, острым словом

Пленим болельщиков, жюри.

А кто из нас сильнейший, жюри определит.

 Все:  Пусть царствует веселье!

Пусть умный победит!    

Ведущий 2. 

Чтобы всё в КВНе прошло без заминки, 

Его мы начнём…

Ну, конечно, с разминки!

Команды отвечают на 15 вопросов. Каждый правильный ответ дает 1 балл.

Вопросы 1 команде: 

  1. Наименьшее трехзначное число. (Сто)
  2. Сотая часть числа. (Процент)
  3. Результат деления. (Частное)
  4. Сколько лет в одном веке? (100)
  5. Наименьшее простое число. (Два)
  6. Величина прямого угла. (90 градусов)
  7. Когда произведение равно нулю? (Множитель равен 0)
  8. Радиус окружности 6 см, а диаметр? (12)
  9. sin90◦ (1)
  10. Формула длины окружности.
  11. Корень уравнения |х|= -2. (Нет)
  12. Отношение прилежащего катета к гипотенузе (косинус)
  13. Наглядное изображение функциональной зависимости. (график)
  14. Угол с вершиной в центре окружности. (центральный)
  15. Взаимно перпендикулярные отрезки в ромбе. (диагонали)

Вопросы 2 команде: 

  1. Наибольшее двузначное число. (99)
  2. Прибор для построения окружностей. (Циркуль)
  3. Сколько часов в сутках? (24)
  4. Результат умножения. (Произведение)
  5. Чему равно число π ? (З,14)
  6. Наименьшее натуральное число. (Один)
  7. Сколько нулей в записи миллиард? (9)
  8. Величина развернутого угла. (180 градусов)
  9. Когда частное равно нулю? (Делимое равно 0)
  10. Диаметр окружности 6 см, а радиус? (3см)
  11. cos 0◦. (1)
  12. Чему равен sinα /cosα ? (tgα)
  13. Формула площади круга.
  14. Корень уравнения х²= -5. (Нет)
  15. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (синус)

Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги двух первых конкурсов: Приветствие и Разминка. (жюри подводит итоги)

Ведущий 2. Следующий конкурс “Перестрелка”.

Каждая команда задаёт команде соперников по 3 вопроса. За каждый правильный ответ на вопрос-загадку команда получает 2 балла. На обсуждение 15 секунд. 

1-й команде:

1.Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, –
Что еще таким быть может? (Угол.)

  1. В древности такого понятия не было, его ввел в XVII веке математик Франсуа Виетт, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (радиус)
  2. При проведении лабораторных исследований планктона был обнаружен новый вид амеб, обладающих удивительной способностью: каждая из них ровно через 1 секунду, делится на две. В пробирку поместили одну амебу и ровно через час амебы полностью заполнили пробирку. За какое время можно получить полную пробирку амеб, если поместить сразу две амебы? (на 1 секунду меньше)

2-й команде:

1.Ноги очень интересны 
У таинственного друга:
Если первая на месте,
то другая ходит кругом! (Циркуль.)

2.Слово, которым обозначается эта фигура в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это? (гипотенуза)

  1. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)

Ведущий 1.

Следующий конкурс «Составь новое слово».

Командам предлагается составить как можно больше слов из букв слова «Треугольник». Победит та команда, которая придумает больше слов, которых нет в списке соперников.

Ведущий 2. Пока команды работают над этим заданием, болельщики помогают своим командам.

Итак, конкурс болельщиков: «Минутки народной мудрости»: 

Называть по очереди пословицы и поговорки, в тексте которых есть числа. Каждая поговорка дает команде 1 балл.

Примеры: Семеро одного не ждут.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь, а один – отрежь.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За семь верст щи хлебать.

У семи нянек дитя без глазу.

Один в поле не воин.

Музыкальный конкурс для болельщиков:

  1. Три белых коня, эх, три белых коня
  2. Тpидцать тpи коpовы,
  3. Миллион, миллион, миллион алых роз
  4. Дважды два четыре дважды два четыре
  5. Раз иголка, два иголка – будет елочка,( вместе весело шагать по просторам)
  6. Я вам песенку спою про пять минут! 
  7. Хоть поверьте, хоть проверьте, Но вчера приснилось мне, 
  8. Жили у бабуси, Два весёлых гуся,

Слово предоставляется жюри…

Ведущий 1.

«Домашнее задание» команды получили такое: одна команда подготовила выступление по теме «Геометрическая прогрессия», изучаемой сейчас на уроках алгебры. Это Легенда о шахматной доске.

Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и неудивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.

(выступает команда «Формула успеха»)

Ведущий 2.

Домашнее задание команды «Эрудиты» – шуточная сценка «Контрольная работа по математике». (выступает команда «Эрудиты»)

Ведущий 1.

Итак, мы подошли к последнему конкурсу – «Конкурсу капитанов».

Капитаны команд приглашаются на сцену, поприветствуем их.

Ведущий 2.

Капитанам было дано задание подготовить рекламу любого математического инструмента. Посмотрим, как они справились с этой задачей. Оценка 5 баллов.

Капитан команды «Формула успеха» Писарева Дарья.(выступает)

Реклама. 

 Чтоб уметь решать задачи,
 Выполнять чертежи,
 На пятёрку не иначе
 Всё усвоить вы должны,  

                          Где развёрнутый, где острый
                          Где прямой, а где тупой 
                          Разобраться очень просто
                          Самому или со мной.

Как построить, как измерить,
Биссектрису провести,
Как сравнить и как отметить
И в тетрадку занести.     

 

Помогает нам с тобой

угол измерять любой.

Рассчитает без обмана

биссектрисы, медианы,

направления  пунктир.

Что же это ?…….           (ритропснарт)

Капитан команды «Эрудиты» Чаган Злата. (выступает)

Ведущий 1.

Второе задание капитанам: написать 4 слова, с которым у него ассоциируется “контрольная по математике”.

Потом нужно за 1 минуту команде назвать свои ассоциации. Жюри учитывает количество совпадений.

Песня на мотив «Чему учат в школе?» Гимн математике.

Уравнения решать, радикалы вычислять –
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,

Дробь делить и умножать 2 раза

Постараешься – придет к тебе удача! 

Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигура, то тела – не разберешься.
Аксиомы там нужны,

Теоремы так важны, С 2 раза

Их учи – и результата ты добьешься!

 Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна, 2 раза

Это было, это будет, это вечно.

Ведущий 2.

Слово для Приветствия командам от учащихся в зале. (выходят четыре ученика). 

  1. Мы сегодня в этом зале

Встречались с шутками, друзья.

Посмеялись с вами, помечтали,

Многое узнали для себя.

  1. Мы подумали и вместе порешали,
    Находили верный мы ответ.

И от всех, сидящих в этом зале

Я передаю вам всем привет.

  1. Здесь смекалку вашу всю познали,
    И мы поклоняемся все ей.

Я приветствую от всех сидящих в зале

Клуб веселых и находчивых друзей.

  1. Вы еще не раз скрестите шпаги,
    И не раз победа к вам придет.
    КВНа поднимите флаги,
    Бросьте клич:

«К познанию! В путь! Вперед!»

Просим жюри подвести итоги нашего КВНа.

(Жюри объявляет результаты КВН. Награждаются команды победу и участие.)

 

ЛЕГЕНДА О ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ

 

Ведущий 1:

 Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных в ней положений.

Ведущий 2:

Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. 

Царь:

— Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал. Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твоё пожелание, – Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь её.

Сета:

— Велика доброта твоя, повелитель (поклонился).

Прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

Царь:

— Простое пшеничное зерно? 

Сета:

— Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью 4, за четвёртую – 8, за пятую – 16, за шестую – 32 …

Царь:

— Довольно (с раздражением) — Ты получишь свои зёрна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моею милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей. 

(Сета улыбнулся, покинул залу).

Ведущий 1:

После обеда царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унёс ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.

Министр:

— Повелитель, приказание твоё исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зёрен. (Царь нахмурился). Они трудятся без устали и надеются ещё до рассвета закончить подсчёт.

Ведущий 2:

Утром царю доложили, что придворные математики просят выслушать важное донесение. Царь приказал ввести их.

Царь:

— Прежде чем скажете о твоём деле, я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.

Математик 1:

— Ради этого мы и осмелились явиться перед тобой в столь ранний час, Мы добросовестно исчислили всё количество зёрен, которое желает получить Сета. Число это так велико … 

Царь:

— Как бы велико оно не было, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана …

Математик 2:

— Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зёрен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах всего государства. Не найдётся такого числа зёрен и на всём пространстве Земли.

Математик 1:

 — И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажите растопить льды и снега, покрывающие далёкие северные пустыни. Пусть всё пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И всё то, что родиться на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.

Царь:

— Назовите же мне это чудовищное число!

Математик 2:

— 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615, о повелитель!

 

Ведущий 1:

Это просто невероятное число, ведь можно с уверенностью утверждать, что это больше, чем количество песчинок в пустыне Сахаре – самой большой пустыне на нашей планете. Указанного количества зерна хватило бы на то, чтобы 9 раз засеять всю землю, в том числе и то, что находится под водой и покрыто ледниками.

 

Ведущий 2:

Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, – но что награда, о которой говорит предание, должна была выразиться именно таким числом, в этом вы сами можете убедиться на уроке математики с помощью формулы суммы геометрической прогрессии.