Использованию инновационного метода  Монофон в развитии речи детей с ОВЗ

В индивидуальной и подгрупповой логопедической работе считаю перспективным средством коррекции речи у детей дошкольного возраста, использование инновационных методов и приемов. В своей практике, шестой год, успешно использую такой метод как – Монофон, для закрепления звучания и артикуляции разных звуков, расширения словарного запаса и объема фразовой речи. 

Работа с детьми проходит в четыре этапа. 

Первый этап (первое полугодие старшей группы): на  данном этапе метод используется на примере картинного материала (подготовка базы для расширения словарного запаса и объема фразовой речи):

  • отбор картинок на заданный звук, 
  • знакомство с понятием «Не главные слова» (неодушевленные предметы).

Второй этап (второе полугодие старшей группы): 

  • закрепление понятия «Не главные слова»,
  • вводится понятие «Главные слова» (одушевленные), а именно Имена собственные, профессии, животные и сказочные персонажи.

Третий этап (первое полугодие подготовительной группы): применяется без использования картинного материала:

  • закрепление понятия «Главные слова», «Не главные слова»,
  • знакомство с понятием «Слова действия» (обозначающие действия предметов), «Слова признаки» (обозначающие признаки предметов),
  • знакомство с понятием «слова помощники» (числительные) используются по желанию.

Четвертый  этап (второе полугодие подготовительной группы):

  • составление предложений, собирая все категории слов в одно целое (ищем взаимосвязь, строим логическую цепочку),
  • составление короткого рассказа (2-3 предложения) на заданный звук.

Использование данного метода можно рассмотреть на примере  нескольких игр.

Предлагаю Вашему вниманию первый вариант использования данной методики. Перед Вами слайд с картинками, среди них нужно выбрать, те которые начинаются со звука Р, и подобрать к нему слово действие соответственно так же на звук Р. Например Робот -работает, разговаривает. Рыбак- рыбачит, радуется, Рысь-рычит, разбегается.

На следующем слайде изображены картинки, из которых нужно вычленить те, которые начинаются со звука с и подобрать нему слово признак.

Солдат смелый,  стремительный.  собака сытая, соседская. Страус смешной.

Следующий вариант это заготовленные карточки с текстом, предназначается для читающих детей, как вы видите на картинке заготовленное предложение с отсутствием в нем слова-признака. Миша моет Мамину, малиновую машину. Во втором предложении отсутствуют два слова это не главное слово и главное слово- Для двоюродного дяди, дедушки, достали дорогущий диван…

И еще один вариант использования монофона, это фразовый конструктор- работа с ним осуществляется двумя способами, 

Первый- Подготавливаю карточку с картинками на определенный звук, задание ребенку- подобрать соответствующие слова к картинкам на заданный звук. Например- Пиктограмма с изображением действия- писать, картинки – письмо и девочка, которой нужно придумать имя начинающееся со звука П. в данном случае получилось так- Полина пишет письмо. 

Второй способ- Ребенку предлагаются картинками с различными изображениями , и пиктограммами. Задание – составить смысловое предложение, используя определенный звук. Например- Света собирает смородину и сливу. Или Сима сушит свитер и сарафан.

Подводя итоги,  могу сказать, что данную методику, считаю эффективной, в работе с детьми с нарушением речи, это доказывает и проводимый мониторинг. Из 105 воспитанников с диагнозом Тяжелое нарушение речи, занимающихся  по данной методике, у 87% детей процесс автоматизации поставленных звуков проходил гораздо быстрее и легче. Использования разнообразных игровых технологий  монофона, ускорило процесс формирования связной речи. Именно по этому я  планирую и дальше использовать данную методику, расширяя методические пособия по данной теме.