Использованию инновационного метода Монофон в развитии речи детей с ОВЗ
В индивидуальной и подгрупповой логопедической работе считаю перспективным средством коррекции речи у детей дошкольного возраста, использование инновационных методов и приемов. В своей практике, шестой год, успешно использую такой метод как – Монофон, для закрепления звучания и артикуляции разных звуков, расширения словарного запаса и объема фразовой речи.
Работа с детьми проходит в четыре этапа.
Первый этап (первое полугодие старшей группы): на данном этапе метод используется на примере картинного материала (подготовка базы для расширения словарного запаса и объема фразовой речи):
- отбор картинок на заданный звук,
- знакомство с понятием «Не главные слова» (неодушевленные предметы).
Второй этап (второе полугодие старшей группы):
- закрепление понятия «Не главные слова»,
- вводится понятие «Главные слова» (одушевленные), а именно Имена собственные, профессии, животные и сказочные персонажи.
Третий этап (первое полугодие подготовительной группы): применяется без использования картинного материала:
- закрепление понятия «Главные слова», «Не главные слова»,
- знакомство с понятием «Слова действия» (обозначающие действия предметов), «Слова признаки» (обозначающие признаки предметов),
- знакомство с понятием «слова помощники» (числительные) используются по желанию.
Четвертый этап (второе полугодие подготовительной группы):
- составление предложений, собирая все категории слов в одно целое (ищем взаимосвязь, строим логическую цепочку),
- составление короткого рассказа (2-3 предложения) на заданный звук.
Использование данного метода можно рассмотреть на примере нескольких игр.
Предлагаю Вашему вниманию первый вариант использования данной методики. Перед Вами слайд с картинками, среди них нужно выбрать, те которые начинаются со звука Р, и подобрать к нему слово действие соответственно так же на звук Р. Например Робот -работает, разговаривает. Рыбак- рыбачит, радуется, Рысь-рычит, разбегается.
На следующем слайде изображены картинки, из которых нужно вычленить те, которые начинаются со звука с и подобрать нему слово признак.
Солдат смелый, стремительный. собака сытая, соседская. Страус смешной.
Следующий вариант это заготовленные карточки с текстом, предназначается для читающих детей, как вы видите на картинке заготовленное предложение с отсутствием в нем слова-признака. Миша моет Мамину, малиновую машину. Во втором предложении отсутствуют два слова это не главное слово и главное слово- Для двоюродного дяди, дедушки, достали дорогущий диван…
И еще один вариант использования монофона, это фразовый конструктор- работа с ним осуществляется двумя способами,
Первый- Подготавливаю карточку с картинками на определенный звук, задание ребенку- подобрать соответствующие слова к картинкам на заданный звук. Например- Пиктограмма с изображением действия- писать, картинки – письмо и девочка, которой нужно придумать имя начинающееся со звука П. в данном случае получилось так- Полина пишет письмо.
Второй способ- Ребенку предлагаются картинками с различными изображениями , и пиктограммами. Задание – составить смысловое предложение, используя определенный звук. Например- Света собирает смородину и сливу. Или Сима сушит свитер и сарафан.
Подводя итоги, могу сказать, что данную методику, считаю эффективной, в работе с детьми с нарушением речи, это доказывает и проводимый мониторинг. Из 105 воспитанников с диагнозом Тяжелое нарушение речи, занимающихся по данной методике, у 87% детей процесс автоматизации поставленных звуков проходил гораздо быстрее и легче. Использования разнообразных игровых технологий монофона, ускорило процесс формирования связной речи. Именно по этому я планирую и дальше использовать данную методику, расширяя методические пособия по данной теме.