Опыт работы учителя-логопеда по развитию слухового восприятия.
Дети с фонематическим недоразвитием, испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в звуковом анализе, с трудом овладевают грамотой. Причинами могут быть как нарушения в деятельности коры головного мозга, воспалительные заболевания, так и отсутствие у детей необходимого опыта по наблюдению и выделению фонематических явлений.
Все речевые нарушения имеют в своей основе физиологическую причину — поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. При первичном обследовании у таких детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, слухового восприятия, внимания, мышления, памяти, понимания инструкции.
Д. Б. Эльконин подчёркивал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка, грамматики и связанной с ней орфографии». В свою очередь недостаточная сформированность слухового восприятия может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз, т.е. отклонений в развитии речи.
Поэтому в своей работе провожу нацеленную работу по совершенствованию слухового восприятия и фонематических представлений.
Первое на что всегда делает упор в своей работе учитель-логопед при запуске речи – развитие слухового восприятия, вызов слов (активация лексики). Для работы используются звуковые стимулы для активации словарного запаса ребенка. Например, с помощью звуковых книжек или колонки, предлагайте ребенку прослушать звук и соотнести его с картинкой или предметом.
Например: Включаем звук мяуканья и показываем картинку кошки. Просим ребенка повторить звук (« Мяу») или назвать животное («Киса»). Делаем то же самой с петухом (петя), медведем (миша), козой (коза) и другими животными с названиями, подходящими по слоговой структуре
При формировании фразы используем игровые поля с изображениями и соответствующими звуками для построения простых фраз.
Например: На игровом поле с изображением фермы включаем звуки животных и просим ребенка показать, где находится животное, формируя фразу “ослик тут” или “Мишка здесь”
С без речевыми детьми ведется активная работа , на группирование звуков по категориям для формирования обобщающих понятий.
Например: Включаются звуки различных транспортных средств (машина, поезд, самолет) вперемешку с другими звуками (например, звуками животных) и попросите ребенка определить, можно ли ехать на том, что звучит.
Для обогащения лексики используем разнообразные звуки для расширения пассивного словарного запаса ребенка.
Например: При изучении темы “Домашние животные” включаются звуки различных животных обозначая их , постепенно расширяется список знакомых ребенку животных.
Широкое применение звуковых упражнений используется в нашей практике для постановки и автоматизации звуков:
- Распознавание звуков, похожих на отрабатываемый звук. Подбираются неречевые звуки, акустически близкие к звуку, над которым вы работаете.
Например: Для звука “Ш” используются звуки шипения змеи, для звука «С» шум воды,
шуршание пакета.
- Имитация звуков природы. Такие упражнения помогают в работе над звукопроизношением, голосом и
дыханием.
Например: Имитируя шум моря, можно менять громкость звука в зависимости от “приближения” и “удаления” волны.
- Автоматизация звуков в словах. Подбираются карточки с нужным звуком в названии, далее включаются звуки, подходящие карточкам, просим ребенка называть, что звучит, четко произнося слова.
Например: Для автоматизации звука “С” используются карточки с изображением собаки, автобуса, насоса и т.д.
Неречевые звуки являются неотъемлемыми помощниками в работе и с говорящими детьми.
При формировании лексико-грамматических представлений и связной речи проводим работу над временами глагола используя звуки для отработки настоящего и прошедшего времени глаголов.
Например: Показываем картинку с изображением действия (например, мальчик чистит зубы), включаем соответствующий звук и попросим ребенка сказать, что происходит. Затем убираем картинку и спрашиваем, что было (мальчик чистил зубы).
При работе над падежами существительными отрабатываем различные падежные формы и согласование слов в предложении с помощью звуковых стимулов.
Например: Включаем звук сирены и попросим ребенка составить предложение “полицейская машина едет на задержание преступника” (отработка винительного падежа).
В развитии связной речи используем последовательность звуков для создания историй и развития навыков повествования.
Например: Включаем серию звуков (шаги, скрип двери, звон разбитого стекла, полицейская сирена) и попросим ребенка придумать историю на основе этих звуков.
В своей работе использую звуки и как поощрение на занятиях (например, звук аплодисментов или салюта).
Так же помощником является звуковое сопровождение в работе над слуховой памятью, когда ребятам предлагается запоминать последовательности звуков. Или найти по звуку парные предметы (например: звуковые коробочки)
При использовании системы звуковых приемов логопедической работы, которая основывается на реализации принципов индивидуального подхода и доступности материала можно, достичь положительной динамики в развитии слухового восприятия у дошкольников.