Опыт работы учителя-логопеда по  развитию слухового восприятия.

Дети с фонематическим недоразвитием, испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в звуковом анализе, с трудом овладевают грамотой. Причинами могут быть как нарушения в деятельности коры головного мозга, воспалительные заболевания, так и отсутствие у детей необходимого опыта по наблюдению и выделению фонематических явлений.

Все речевые нарушения имеют в своей основе физиологическую причину — поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. При первичном обследовании у таких детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, слухового восприятия, внимания, мышления, памяти, понимания инструкции.

Д. Б. Эльконин подчёркивал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка, грамматики и связанной с ней орфографии». В свою очередь недостаточная сформированность слухового восприятия может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз, т.е. отклонений в развитии речи.

Поэтому в своей работе  провожу  нацеленную работу по совершенствованию слухового восприятия и фонематических представлений. 

Первое на что всегда делает упор в своей работе учитель-логопед  при запуске речи – развитие слухового восприятия, вызов слов (активация лексики). Для работы используются  звуковые стимулы для активации словарного запаса ребенка.  Например, с помощью звуковых книжек или колонки, предлагайте ребенку прослушать звук и соотнести его с картинкой или    предметом.

Например:  Включаем звук мяуканья и показываем картинку кошки. Просим ребенка повторить звук (« Мяу») или назвать животное («Киса»). Делаем  то же самой с петухом (петя), медведем (миша), козой (коза) и другими животными с названиями, подходящими по слоговой структуре

При  формировании фразы  используем   игровые поля с изображениями и соответствующими звуками для построения простых фраз.

Например: На игровом поле с изображением фермы включаем звуки животных и просим ребенка показать, где находится животное, формируя фразу “ослик тут” или “Мишка здесь”

С без речевыми детьми  ведется активная работа ,  на  группирование   звуков по категориям для формирования обобщающих понятий.

Например: Включаются  звуки различных транспортных средств (машина, поезд, самолет) вперемешку с другими звуками (например, звуками животных) и попросите ребенка определить, можно ли ехать на том, что звучит. 

Для  обогащения лексики используем  разнообразные звуки для расширения пассивного словарного запаса ребенка.

Например: При изучении темы “Домашние животные” включаются  звуки различных животных обозначая их , постепенно расширяется  список знакомых ребенку животных.

Широкое применение звуковых  упражнений используется в нашей практике  для постановки и автоматизации звуков:

  • Распознавание звуков, похожих на отрабатываемый звук. Подбираются неречевые звуки, акустически близкие к звуку, над которым вы работаете.

Например: Для звука “Ш” используются звуки шипения змеи,  для звука «С» шум воды,

шуршание пакета.

  • Имитация звуков природы. Такие упражнения помогают в работе над звукопроизношением, голосом и

дыханием.

Например: Имитируя шум моря, можно  менять громкость звука в зависимости от “приближения” и “удаления” волны.

  • Автоматизация звуков в словах. Подбираются карточки с  нужным звуком в названии, далее включаются  звуки, подходящие карточкам, просим ребенка называть, что звучит, четко произнося слова.

Например: Для автоматизации звука “С” используются карточки с изображением собаки, автобуса, насоса и т.д.

Неречевые звуки являются неотъемлемыми помощниками   в работе и с говорящими детьми.

При формировании лексико-грамматических представлений и связной речи проводим работу  над временами глагола используя звуки для отработки настоящего и прошедшего времени глаголов.

Например: Показываем  картинку с изображением действия (например, мальчик чистит зубы), включаем соответствующий звук и попросим ребенка сказать, что происходит. Затем убираем картинку и спрашиваем, что было (мальчик чистил зубы).

При  работе над падежами существительными отрабатываем различные падежные формы и согласование слов в предложении с помощью звуковых стимулов.

Например: Включаем звук сирены и попросим  ребенка составить предложение “полицейская  машина едет на задержание преступника” (отработка винительного падежа). 

В развитии связной речи  используем  последовательность звуков для создания историй и развития навыков повествования.

Например: Включаем  серию звуков (шаги, скрип двери, звон разбитого стекла, полицейская сирена) и попросим ребенка придумать историю на основе этих звуков.

В своей работе использую  звуки  и  как поощрение на занятиях (например, звук аплодисментов или салюта).

Так же помощником   является звуковое сопровождение в работе  над слуховой памятью, когда ребятам предлагается запоминать последовательности звуков. Или найти по звуку парные предметы (например: звуковые коробочки)

При использовании системы звуковых  приемов логопедической работы, которая основывается на реализации принципов индивидуального подхода и  доступности материала можно, достичь положительной динамики в развитии слухового восприятия у дошкольников.